Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

Великобритания возвращается к авианосцам

10 сентября 2014 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

17 июля 2014 года авианесущий корабль следующего поколения для Королевского Флота Великобритании покинул док, расположенный в Rosyth возле Эдинбурга. HMS Queen Elizabeth будет достраиваться наплаву. Согласно текущим планам, он выйдет на испытания через три года. Полностью боеспособным авианосец вместе с авиакрылом станет в 2020 году.

Стоимость этого проекта составляет 6,1 миллиарда фунтов стерлингов (или почти десять с половиной миллиардов долларов). К этому следует добавить 2,5 миллиарда фунтов (4,3 в долларовом эквиваленте), которые Соединенное Королевство вносит в программу разработки и летных испытаний истребителя пятого поколения F-35 Joint Strike Fighter (JSF). Создание авиагруппы потребует еще миллиардов пять (более 8,5 млрд. долларов). Затраты немалые. Но правящие круги страны одобряют их, понимая важность задачи по восстановлению авианосного флота.

Picture: PA

Королева Елизавета (Her Majesty Queen Elizabeth) посетила церемонию 4 июля, когда авианосец официально получал свое название. Она сказала: «Этот корабль представляет новый этап в истории нашего флота, он будет источником вдохновения и гордости для всех». Со своей стороны, Первый Лорд Адмиралтейства и начальник штаба Королевских ВМС (First Sea Lord and Chief of the Naval staff of the Royal Navy) выразил надежду, что развитие авианосной составляющей флота продолжится. По мнению адмирала George Zambellas, будущий авианосец Queen Elizabeth «предстает перед нами, словно броненосный Феникс… корабль уже получил реальные очертания, его громада затмевает все вокруг… неся в себе выражение силы нашего народа, нации на подъеме».

Правда, опросы общественного мнения показывают значительные изменения во взглядах британцев на необходимость данного проекта с 2005 года, когда началась разделка металла для корпуса головного корабля. Местные СМИ отмечают, что главная причина - непопулярное среди жителей острова участие ВС Великобритании в операциях против Ливии, Ирака и афганских антиправительственных формирований. Возрастающее число подданных Королевства не одобряют усилия военного ведомства по развитию экспедиционных сил. Они ведь создаются не для защиты туманного Альбиона, а обеспечения чьих-то интересов далеко за его пределами. Да адмиралы и сами не скрывают, что рассматривают HMS Queen Elizabeth в качестве инструмента для «проекции силы» на выбранном морском направлении.

Вторая причина – рост стоимости проекта. За последние пару лет цена постройки авианосца выросла еще на 754 миллиона фунтов. Правда, часть дополнительной финансовой нагрузки с правительством решил разделить Aircraft Carrier Alliance (ACA) – промышленный альянс, занимающийся реализацией программы. Его ядро составляют BAE Systems, Babcock и Thales UK. Увеличиваются и сроки строительства – недавно сообщалось еще об одной пятимесячной задержке. Теперь говорится, что HMS Queen Elizabeth выйдет на приемо-сдаточные испытания в декабре 2017 года.

Повторимся, что авианосец покинул док в Rosyth 17 июля 2014 года. Но предприятие простаивать не будет: оно займется сборкой корпуса следующего корабля серии под названием Prince of Wales. Правда, судьба последнего пока окончательно не ясна. Возможно, что после сформирования корпус будет помещен на долговременное хранение, продан или утилизирован. Решение ожидается в следующем году, по результатам очередного пересмотра оборонной стратегии страны после объявления итогов парламентских выборов.

Отмечая перемену общественного мнения, альянс ACA старается ускорить постройку кораблей и предлагает различные варианты их использования в соответствии с меняющейся стратегией. Как известно, основу авиагруппы HMS Queen Elizabeth составят двенадцать истребителей F-35B. Однако возможен и альтернативный вариант, предусматривающий базирование 44 вертолетов и размещение на борту тысячи морских пехотинцев с полной экипировкой. Большие внутренние помещения корабля можно использовать и при проведении гуманитарных миссий, считает адмирал Zambellas.

Отвечающий за морскую авиацию Королевских ВМС контр-адмирал Russ Harding утверждает, что корабль данного класса «как бы представляет собой плавучий аэродром. Вот только таковой обычно занимает пару тысяч акров земли, а в данном случае площадка ограничена всего четырьмя акрами, с подвижностью по шести осям. Это, конечно, требует повышенного мастерства летного и технического состава, чего мы планируем добиться интенсивными тренировками».

Сегодня в составе действующих сил английского флота авианосцев нет. Три года тому назад Великобритания окончательно вычеркнула из списка боевых кораблей HMS Ark Royal. Его продали на слом в 2012-м и привели к месту разделки в 2013-м. HMS Ark Royal - последний в серии из трех противолодочных авианосцев типа Invincible, эксплуатировавшийся с 1985 года. Решение о временном отказе от авианосцев приняли в период мирового экономического кризиса среди прочих мер правительства, направленных на снижение расходной части бюджета. Оно подвергалось резкой критике. Во-первых, корабли данного класса были сравнительно небольшими. Полное водоизмещение Ark Royal – менее 22 тысяч тонн против 65 тысяч у Queen Elizabeth. Многим содержание противолодочных авианосцев, прославившихся в победоносной войне 1982 года, представлялось не таким уж и дорогим. Во-вторых, отсутствие авианесущих кораблей приводит к утрате навыков морских летчиков. Их легко потерять, но трудно приобрести.

Британскому оборонному ведомству удалось договориться с ВМС США о прохождении английскими военными службы на американских авианосцах и больших десантных кораблях. Морские летчики выполняют полеты с палубы в кабинах американских истребителей семейства F/A-18 и AV-8B. Помогают и французы, предоставляя «слоты» на собственных кораблях, обеспечивающих пребывание палубной авиации. Между тем, фирма BAE Systems разработала продвинутый тренажер для подготовки летчиков F-35. Его отличает точная, насколько то позволяют подобные средства, эмуляция процесса взлета и посадки на авианосец. Тренажер показали посетителям прошедшей в прошлом месяце выставке Farnborough’2014.

Характерной особенностью английских авианосцев следующей генерации являются их уникальная архитектура. От кораблей класса Invincible новый проект наследует трамплин для взлета, расположенный в носовой части. При этом у него есть еще и угловая палуба, отсутствующая на предшественниках. В будущем, ее планируется задействовать не только для посадки, но и взлета перспективных беспилотных летательных аппаратов. Над летной палубой возвышается передний «остров», что служит для управления кораблем, и задний, предназначенный для контроля за действиями авиаторов. Данное решение конструкторов считается компромиссным. Высказывается мысль, что «двух островная» архитектура повышает боевую устойчивость корабля в случае его атаки противником с применением высокоточного оружия малой разрушительной силы.

Авианосец – проект социальный

О программе строительства авианосцев следующей генерации правительство Великобритании заявило шестнадцать лет назад. С тех пор практическое выполнение программы продвигалось без остановок, хотя и несколько медленнее, чем предполагалось. Несмотря на многочисленные предложения прекратить ее и тем самым сэкономить бюджетные средства, правящие круги не соглашаются на столь радикальную меру. Дело в том, что строительство авианосцев и их комплектация рассматривается не только как проект оборонного значения, но еще и социального. Авианосцы типа Queen Elizabeth станут крупнейшими кораблями, построенными на английских верфях, и, соответственно, дадут работу многим британцам, надолго сохранят рабочие места в высокотехнологичных отраслях промышленности.

Ещё в 1998 году министерство обороны Великобритании опубликовало «План Стратегической Обороны» (Strategic Defense Review), в котором предусматривалось выделение 2,2 миллиардов фунтов стерлингов (3,6 млрд. долларов) на строительства пары авианосцев водоизмещением 40-50 тысяч тонн, с поставкой в период с 2012 по 2015 год. Активная фаза соревнования между BAE Systems и Thales UK на лучший проект будущего флагмана Королевских ВМС шла c 1999 по 2002 год. Главный претендент строил свой проект с расчетом того, что, в случае необходимости, его можно будет приспособить под базирование морского варианта аэродромного истребителя Eurofighter Typhoon-2000. Одно время такой вариант был весьма вероятен из-за трудностей, переживаемых программой JSF. Более того, военные просили рассмотреть возможность обеспечения полетов американского самолета дальнего радиолокационного дозора E-2 Hawkeye с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишеры.

А вот конкуренты ориентировались на JSF в варианте с укороченным взлетом. Они оказались в фаворе, когда, в 2002 году, Великобритания сделала принципиальное заявление в пользу F-35B. Тогда военные намеривались заключить все важнейшие контракты с промышленностью до конца 2003 года, с тем, чтобы поставить флоту головной корабль в 2012 году, а первую партию F-35B - в 2014-м.

Проект Thales UK признали лучшим. Возможно, для этого был и мотив политический – Великобритания рассчитывала на присоединение к программе соседней Франции. В то время там окончательно отбросили идею строительства Richelieu - второго атомного авианосца типа Charles de Gaulle. Заказ на него сначала хотели выдать в 1992 году, потом - в 1997-м. В 2004-м подобные разговоры окончательно прекратились, поскольку больший интерес вызвал альтернативный проект PA-2 расчетной стоимостью два миллиарда евро. Он задумывался к реализации в тесном контакте с англичанами на основе проработок Thales. Хотя корабль получался крупнее (60-64 тысячи тонн против 40 тысяч у Charles de Gaulle), применение на нем газотурбинной силовой установки вместо атомной, а также элементы серийности, обещали сократить затраты в расчете на весь жизненный цикл корабля процентов на десять. Предполагаемый авианосный союз не состоялся из-за разногласий. Французы хотели переделать проект в расчете на французские самолеты с катапультным взлетом и посадкой на аэрофинишеры, что не нашло понимания по другую сторону Канала. Окончательный отказ дается в Белой Книге министерства обороны, вышедшей в прошлом году.

Полномасштабное проектирование английского авианосца следующего поколения началось в 2006 году. Британское правительство заставило Thales UK объединить усилия с BAE Systems под предлогом лучшего выполнения требований Королевских ВМС. По техническому заданию авианосец должен был обеспечивать пребывание в море без захода в порт до девяти месяцев, и поддерживать боеспособность авиагруппы в течение семидесяти дней. Жизненный цикл - пятьдесят лет. В деле создания программного обеспечения Thales сосредоточил усилия на АТСК и интеграции его с F-35B, а также на силовой установке и электрической системе корабля. BAE Systems достался кусок по боевым и корабельным системам.

Использование модульных принципов строительства позволило распределить большой объем работ между различными верфями с целью приглушить социальные проблемы, вызванные с безработицей в районах их размещения. Ядро промышленной кооперации составили шестнадцать судостроительных заводов и двенадцать крупных поставщиков. Сочленение 25 корпусных блоков, сделанных на шести верфях, из которых крупнейший - весом более одиннадцати тысяч тонн, производилось на верфи Babcock в городе Rosyth. Ее модернизировали, сделав крупнейшей в Соединенном Королевстве. В корпусе авианосца – свыше 2500 отсеков, две газовых турбины Rolls-Royce и четыре дизель генератора. РЛС рассчитывали взять с эсминцев проекта 45 и фрегатов улучшенного проекта 23.

Решением военного ведомства от июля 2007 года давалось окончательное «добро» на строительство двух корпусов «по цене, не превышающей 3,9 миллиарда фунтов стерлингов», что по тем временам составляло 6 млрд. долларов. Поставка головного корабля тогда планировалась на 2014 год. По ходу строительства, данное решение несколько раз пересматривали в плане количества кораблей и в части финансирования. Промежуточным вариантом предусматривалась постройка двух авианосцев за 5,24 миллиарда фунтов (8,4 млрд. долларов).

Серьезным испытанием для английской авианосной программы стал 2010 год, когда заговорили о 30% сокращении расходов на оборону. В итоге, их сократили всего лишь на 7,5%, и оба корпуса остались неприкосновенными. Правда, адмиральский аппетит в авианосцах согласились удовлетворить лишь наполовину, твердо обещав им только «королеву», с переносом решения по «принцу» на 2015 год. Рассматривалась возможность достройки головного авианосца в варианте с катапультами и аэрофинишерами, способного принимать F-35C. Среди вариантов была и разработка электромагнитной катапульты ориентировочной стоимостью 1,28 млрд. долларов. Однако это дело не прошло – судостроители запросила неподъемные два миллиарда фунтов дополнительно. В конце концов, к 2012 году работа вновь вышла на ударные темпы. К ней привлекли свыше трехсот предприятий по контрактам общей стоимостью 1,6 миллиарда фунтов. К концу года корпусные блоки были готовы. Тогда озвучили сроки сборки второго корпуса - четыре года.

Отказ от катапультного взлета лишает новый английский авианосец возможности принимать на борт самолеты радиолокационного дозора типа E-2 Hawkeye. Вопрос с альтернативными авиационными средствами дальнего обнаружения пока не решен. Вертолеты Sea King Mk 7, оснащенные выдвижным радаром, вскоре будут сняты с вооружения по выработке ресурса. В 2012 году стало известно: из общей суммы 152 миллиардов фунтов (около 240 миллиардов долларов), что Великобритания собирается потратить на разработку новой военной техники и ее закупку, более четырех миллиардов будет отпущено на разведывательную, поисковую и обзорную аппаратуру. В списках последней есть и средства раннего обнаружения для ВМС по программе Crows Nest. Что будут представлять собой эти средства пока не известно.

История вопроса

Великобритания активно применяла морскую авиацию ещё в Первую мировую войну, используя как корабли-носители гидросамолетов, так и оснащенные летной палубой крейсера, способные запускать обычные (аэродромного базирования) самолеты, например, HMS Furious. Она первой в мире построила специально спроектированный авианосец – HMS Hermes. Британские авианосцы активно действовали с первых до последних дней Второй Мировой Войны.

HMS Hermes 1938 год

Век реактивной авиации также ознаменовался особым положением Соединенного Королевства. Единственный военный конфликт, где противоборствующие стороны обладали и использовали реактивные самолеты палубной авиации - война за Фолкледские (Мальвинские) острова (апрель-июнь 1982 года). На той войне широко применялись системы вооружений, что и поныне составляют основу военной мощи ведущих держав мира: авианосцы с реактивными самолетами, сверхзвуковые истребители, стратегические бомбардировщики и дальние разведчики, атомные субмарины, эсминцы и фрегаты управляемого ракетного оружия, противокорабельные и зенитно-ракетные комплексы корабельного и берегового базирования. Хотя конфликт между Аргентиной и Великобританией случился более тридцати лет назад, опыт сражения в Южной Атлантике не потерял актуальности. Plus ca change, plus c’est la meme chose (чем больше вещи меняются, тем больше они остаются такими же, - французская поговорка).

Второго апреля Лондон получил известие о вторжении. «Как это часто бывает в политике, вопрос стоял не в том, что делать, а в том, как это можно сделать?» - вспоминала о тех событиях премьер-министр Великобритании Маргарет Тетчер. Она собрала военачальников на совещание и спросила: «Первый Морской Лорд, что мы можем предпринять?» Адмирал Генри Лич ответил: «Я могу сформировать оперативное соединение из эсминцев, фрегатов, десантных кораблей и вспомогательных судов во главе с авианосцами Hermes и Invincible. Оно может быть готово к выходу в море через 48 часов».

Началась крупная морская операция с задачами нейтрализовать ВВС и ВМС Аргентины, высадить на острова десант и оказывать ему необходимую огневую и материально-техническую поддержку пока силы вторжения не капитулируют. Во главе эскадры (Tactical Force 317) встал контр-адмирал Sandy Woodward с большим опытом командования надводными боевыми кораблями, дизель-электрическими и атомными подводными лодками. Ему дали указание: «Спешите на юг со всем, что у Вас есть». Англичане выставили все способные к походу мореходные силы Флота Метрополии. На пути к ним присоединялись корабли, вызванные с просторов Атлантики и Средиземного моря.

Аргентинские ВМС имели легкий авианосец ARA 25 de Mayo (Veinticinco de Mayo, «25 мая»). На нем базировалось несколько противолодочных самолетов и вертолетов. Корабль мог принять и до десяти штурмовиков A-4Q Skyhawk. В семидесятые флот приобрел шестнадцать машин и еще две «на запчасти». Но к апрелю 1982 года в составе 3a Escuadrilla Aeronaval de Caza y Ataque осталось лишь восемь боеготовых самолетов. Летчики морской авиации успешно осваивали более современный Super Etendard, но пока еще не были готовы действовать с авианосца.

Узнав о приближении британской эскадры к Фолклендам, аргентинская ударная группа вышла в море. В полной готовности к вылету находились семь A4Q с подвешенными бомбами Mk.82 и еще один с двумя ракетами AIM-9B Sidewider. «25 мая» имел короткую палубу, длиной немногим более двухсот метров. Спущенный на воду в далеком 1943 году, авианосец мог успешно работать с реактивными самолетами лишь при выполнении нескольких важных условий: хорошее состояние котлов, исправность паровой катапульты и ветер силой хотя бы пять-семь узлов. Аргентинцы не стали выпускать груженные бомбами «скайхоки» по причине полного штиля в Южной Атлантике 1 мая 1982 года. А на следующий день английская атомная подлодка Conqueror торпедировала крейсер «Генерал Бельграно», после чего флот хунты вернулся в базы и простоял там вплоть до капитуляции губернатора Мальдивов генерала Марио Менендеса.

ARA 25 de Mayo, 1980 год

Хотя до боя авианосцев дело не дошло, аргентинские палубные штурмовики действовали довольно активно. 3a Escuadrilla перелетела на аэродром Rio Grande и оттуда выполняла боевые вылеты. Палубные «скайхоки» участвовали в четырех налетах, причем 8 и 12 мая летчикам не удалось добиться каких-либо памятных результатов. Шесть машин стартовали 21 мая и нанесли бомбовый удар по фрегату Ardent проекта 21 (потоплен). На отходе они были перехвачены «харриерами», потеряли две машины, а третья получила повреждение очередью из 30-мм пушки. Через пару дней четверка A-4Q атаковала HMS Antelope. Бомбы попали, но не взорвались. Одна детонировала позднее, когда английские саперы пытались ее обезвредить. Фрегат загорелся и через несколько часов затонул. За время боевых действий эскадрилья потеряла четырех летчиков и четыре самолета, еще один вернулся на аэродром с повреждениями.

Многие типы летательных аппаратов и кораблей, отличившихся в той войне, и по сей день стоят на вооружении отдельных стран мира. Флагман британской экспедиционной эскадры HMS Hermes дослуживает в индийском флоте под именем INS Viraat, с его палубы летают приобретенные в Англии самолеты Sea Harrier. А вот три противолодочных авианосца Invincible, сданные Королевским ВМС в 1980, 1982 и 1985 годах соответственно, во время мирового кризиса вышли из строя по причинам финансовым.

С первыми признаками стабилизации экономики Лорды Адмиралтейства просили вернуть на службу HMS Ark Royal. Их голос услышан не был. В 2011 году последний корабль типа Invincible окончательно вычеркнули из списков флота, а еще через пару лет отбуксировали к месту разделки на металл. Сегодня Великобритания старается вновь стать «страной авианосцев», и вывод из дока HMS Queen Elizabeth – важный шаг в этом направлении.

 

p.s. когда данная статья уже была готова к публикации, пришло сообщение, что на прошедшем недавно саммите НАТО в Уэльсе премьер-министр David Cameron подтвердил, что правительство Великобритании приняло принципиальное решение о досьтройке Prince of Wales «с тем, чтобы мы всегда имели один авианосец наготове». И добавил: «Строительство данных кораблей является инвестицией в безопасность и процветание британцев, а также закрепляет наши позиции в мире. У нас будет возможность проецировать силу в любом выбранном направлении как самостоятельно, так и вместе с союзниками. Наш новейший авианосец HMS Queen Elizabeth в июле получил свое наименование от ее Величества. Он покинул сухой док и в настоящее время оснащается различными системами вооружений. Этот авианосец станет самым мощным кораблем Королевского Флота и крупнейшим из тех, что мы когда-либо выводили в море. Он будет способен защищать и продвигать наши интересы по всему земному шару на протяжении десятилетий».

Читайте также статью "F-35B - главное оружие HMS Queen Elizabeth"


Владимир Карнозов


комментарии (1):

Николай957      12/09/2014 [14:37:06]#1
Как известно, основу авиагруппы HMS Queen Elizabeth составят двенадцать истребителей F-35B. Однако возможен и альтернативный вариант, предусматривающий базирование 44 вертолетов и размещение на борту тысячи морских пехотинцев с полной экипировкой. Большие внутренние помещения корабля можно использовать и при проведении гуманитарных миссий, считает адмирал Zambellas.

Чисто гуманитарии, блин. Борцы за мир во всем мире.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год



AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer