Напомним, что Корпорация образована в соответствии с указом Президента России от 21 марта 2007 года «Об открытом акционерном обществе Объединенная судостроительная корпорация». Целью создания ОСК является сохранение и развитие научно-производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса, обеспечение обороноспособности и безопасности государства, концентрация интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов при реализации проектов строительства кораблей и подводных лодок для военно-морского флота, а также развитие гражданского судостроения, освоения континентального шельфа и мирового рынка морских перевозок.
Несмотря на форму собственности, ОСК фактически находится под полным контролем правительства. Все одиннадцать членов совета директоров так или иначе представляют государство, избираются постановлением Правительства РФ сроком на двенадцать месяцев.
По состоянию на начало 2014 года на ключевых предприятиях корпорации сложилась хорошая финансово-экономическая ситуация. Общими усилиями государства и промышленности удалось «снять» болевые моменты, которые мешали строительству боевых кораблей для военно-морского флота. Сегодня загрузка предприятий корпорации высокая: основные заводы загружены практически на 100% заданиями по линии военной техники и важных гражданских программ. Доля ГОЗ в ее загрузке доходит до 70%, менее 20% дает военно-техническое сотрудничество, остальное – гражданская продукция.
INS Vikramaditya
Главным событием прошлого года стало завершение исполнения контракта по авианосцу проекта 11430. В конце ноября он своим ходом ушел в Индию. В январе INS Vikramaditya завершил океанский переход с прибытием к месту постоянного базирования – порт Karwar. В настоящий время ведется обучение летного состава истребителей МиГ-29К/КУБ технике выполнения взлетов и посадок с палубы авианосца. Для этого используется специальный аэродромный комплекс в штате Гоа, имитирующий летную палубу авианосца. Он оснащен трамплином для взлета самолетов и тормозными машинами «Светлана-2М».
INS Vikramaditya
Полученный от России корабль сравнивают с авианосцем английской постройки INS Viraat (данные последнего приводятся в скобках). Стандартное водоизмещение 34200 тонн (23900), полное 45000 (28700) тонн - в полтора раза выше. Максимальная длина 283,5 метра (226,5), максимальная ширина 59,6 метров (48,8). Главная энергетическая установка включает восемь (4) паровых котлов и четыре (2) паровые турбины общей мощностью 140 (76) тысяч лошадиных сил, сообщает кораблю скорость 30 узлов (28). Экипаж авианосца, включая воздушное крыло, составляет 1924 человека (1350). INS Vikramaditya может взять на борт до тридцати летательных аппаратов (столько же), однако основной тип в лице МиГ-29К/КУБ с максимальной взлетной массой 24,5 тонн значительно крупнее Sea Harrier (11,9).
Авианосец проекта 11430 представляет переделку крейсера проекта 1143.4 «Адмирал Горшков». Переговоры по передаче крейсера начались еще в прошлом веке. В начале нового стороны вышли на этап контрактации. В то время отечественный ОПК страдал от хронической нехватки средств и заказов. Индийский проект дал Севмашу столь необходимые в тот момент оборотные средства, позволившие предприятию сохранить кадровый потенциал.
Тщательная дефектация взятого из отстоя крейсера показала, что объем необходимых работ значительно превышает ранние оценки. В ходе непростых переговоров, занявших целых год, российской стороне удалось убедить заказчика пересмотреть цену первоначального контракта, увеличив ее более чем втрое (до 2,33 млрд. долларов). К счастью, последний был составлен так, что давал возможность отстаивать наши позиции в возникшем споре, что и помогло переговорщикам выйти на взаимоприемлемые решения.
Программа также позволила сохранить потенциал Невского ПКБ в части проектирования авианосцев. Под Севмашем и Невским ПКБ выстроилась промышленная кооперация. Россия создала и имеет национальные компетенции по проектированию авианосцев в Санкт-Петербурге и их строительству в Северодвинске. По уровню системы, установленные на INS Vikramaditya, значительно отличаются от тех, что применяются на единственном авианосце отечественного флота - «Адмирале Кузнецове» проекта 1143.5. Они относятся к более позднему поколению, обладают иным уровнем технического совершенства.
ТАВК «Адмирал Кузнецов»
Реализация индийской сделки дала толчок развитию авиационно-технических средств корабля. В конце восьмидесятых – начале девяностых годов отечественные авиаконструкторы создали выдающийся самолет для тяжелых авианосцев – сверхзвуковой перехватчик Су-33. К настоящему времени он устарел, требует ремонта и модернизации. На индийские деньги наши специалисты создали вполне современный МиГ-29К – многоцелевой палубный истребитель для решения задач ПВО, завоевания господства на театре боевых действий и нанесения ударов по морским и наземным целям. Подобные машины сегодня выпускаются только в США и Франции.
Авианосец следующего поколения
В ходе выполнения весьма трудоемкого ремонта «Горшкова» с перестройкой его из крейсера в авианосец, Северодвинск принимал специалистов из других городов. Тогда вахтовый метод помог, а сегодня он уже не работает. Дело в том, что сейчас Россия формирует долгосрочную программу кораблестроения на пятьдесят лет вперед. Чтобы ее выполнить в срок и с высокой эффективностью, ОСК следует грамотно задействовать все доступные средства и ресурсы. Необходимо так выстроить производство и кооперацию, чтобы специалисты работали в комфортных условиях на постоянной основе.
Руководство корпорации уверяет, что в обозримой перспективе численность работников в судпроме «однозначно не будет сокращаться». Сегодня в структурах ОСК занято более 80 тысяч человек. Это на 10-15 тысяч меньше, чем у Объединенной авиастроительной корпорации. Однако анализ динамики изменения численности показывает, что продолжающиеся при нынешнем руководстве ОАК сокращения рабочих мест в авиапроме в течение двух-трех лет приведет к тому, что по трудовым ресурсам ОСК выйдет вперед.
С учетом полученных заказов у ОСК намечается перспективная нехватка рабочих рук, оценочно - десять тысяч человек. Кадровая политика корпорации на ближайшие годы базируется на тезисах: «мы дорожим каждым своим сотрудником» и «работа найдется на всех». Как правило, на отечественных верфях и проектных центрах трудится высококвалифицированный персонал с достаточным практическим опытом. Утверждены и реализуются программы по улучшению жилищных условий работников путем постройки «городков судостроителей» и предоставлению льготных условий по ипотеке. Согласно решениям, утвержденным в прошлом году президентом ОАО «ОСК» Владимиром Шмаковым, комфортное жилье получат десять тысяч семей работников предприятий Северодвинска и Санкт-Петербурга.
Воссозданная в ходе реализации «индийского проекта» промышленная кооперация решила задачи по новой технике для INS Vikramaditya, получив при этом экономическую выгоду по контракту. Создан задел и компетенции, опираясь на которые можно создавать авианосцы нового поколения. Дальнейшее движение по данному направлению будет зависеть от решения Верховного Главнокомандующего.
Бывший президент ОСК Роман Троценко, выступая перед журналистами на Международном военно-морском салоне IMDS-2011, сказал, что разработка документации на авианосец следующего поколения начнется в 2016 году, строительство начнется в 2018-м, передача флоту планируется в 2023-м. Однако сменивший Троценко на посту президента ОСК Андрей Дьячков (сегодня – генеральный директор ОАО «Северный центр судостроения и судоремонта») и нынешний руководитель ОСК Владимир Шмаков по перспективам авианосцев высказываются осторожнее.
ОСК подготовило и направило в различные инстанции предложения, суть которых сводится к следующему. Проектную работу по авианосцу следующей генерации следует продолжить с целью сохранения накопленного конструкторского и производственного потенциала. Пока «Кузнецов» находится в строю, Россия имеет возможность поддерживать авианосное авиакрыло, соответствующие навыки военнослужащих, специалистов авиапрома и судпрома.
Надеемся, что предложения ОСК будет приняты, и государство выделит средства хотя бы на поддержание существующих авиационных комплексов и школы проектирования авианесущих кораблей и летательных аппаратов для них.
«Мистраль»
Пожалуй, самым неоднозначным и самым обсуждаемым проектом современности в области закупки военно-морских вооружений для отечественного флота является закупка во Франции десантно-вертолетных кораблей-доков (ДВКД) типа «Мистраль». Контракт между «Рособоронэкспорт» и DCNS на строительство вертолетоносцев был подписан в июне 2011 года.
По сообщениям иностранных источников, в конце декабря 2010 года на уровне Президента России одобрены финансовые условия сделки по приобретению пары ДВКД с опционом еще на два, которые предполагают выделение 720 миллионов евро на первый и 650 миллионов на второй корпус. По другим данным, в июне 2011 года правительства России и Франции одобрили соглашение общей стоимостью 1,7 миллиарда долларов.
Хотя сделка получила неоднозначную оценку общественности, она утверждена и выполняется. В ноябре строительство первого корабля под названием «Владивосток» будет завершено, и он отправится в Россию.
Доля отечественных судостроителей в трудоемкости строительства ориентировочно составляет до 20% по первому корпусу и 40% по второму. У ОСК был прямой контракт с STX France на постройку кормовой части на Балтийском Заводе.
Благодаря участию в производственной кооперации с STX, российские специалисты получили опыт взаимодействия с французами коллегами. Пожалуй, самым ценным приобретением оказался опыт четкого планирования этапов работ. Стороны присматривались и прилаживались друг к другу несколько месяцев. Особенно это касалось инженерно-конструкторских подразделений – французские проектанты работают по иным стандартам и схемам. Полученный опыт в основном относился к этому направлению.
Вертолет Ка-52
В части приобретения чего-либо по инженерно-конструкторской и технологической линии польза от сделки оказалась минимальной. Французские чертежи пришлось переделывать в стенах российских ОКБ (в частности, силами инженерного центра «Адмиралтейских верфей»), поскольку отечественные заводы привыкли к более качественной, лучше выполненной документации.
Качество выполнения работ российскими подрядчиками говорит само за себя. Когда в Сен-Назер стыковали французскую носовую часть корпуса корабля с кормовой российской, зазор составил всего 2мм (по сути, сварной шов). Если бы средства на вертолетоносцы остались в России, местные судостроители спроектировали и построили корабли не хуже французских. Технология крупноблочной сборки, применяемая в Сен-Назер, для нас не нова. Она была освоена отечественными предприятиями довольно давно при строительстве атомоходов.
По приходу в Россию, первый корабль типа «Мистраль» не сразу займет место в боевом строю. На одной из наших верфей он получит вооружение местного производства, которое еще предстоит интегрировать с французскими системами. Приведение корабля к требованиям ВМФ России - достаточно большая работа, ее проведение займет до года. Однако она начнется только по истечении гарантийного срока, чтобы проверить качество работ и, если что, предъявить поставщику претензии, «Мистраль» должен не стоять на верфи, а ходить по морям.
Второй вертолетоносец с именем «Севастополь» будет готов в ноябре 2015 года. Его кормовая часть уже на 60% готова. В мае ее спустят на воду и через месяц отправят в Сен-Назер для стыковки с носовой частью французского происхождения.
В настоящее время решается вопрос, какое будет первое место базирования российских ДВКД. В качестве приемлемого варианта называют Кронштадт. Возможно, там и будет проведена работа по установке на борт и интеграции российских систем с привлечением специалистов Севмаша и других российских заводов. Альтернативу составляет Калининград, но там есть ограничение по ширине каналов, которые ограничивают маневры большого корабля.
Разработка корабля началась в конце восьмидесятых годов. Головной корпус L9013 Mistral строился модулями на верфях DCNS в Бресте и Alstom в Сен-Назере с использованием корпусных конструкций из Польши. Сборка прошла в Бресте еще в 2004 году, принят в состав ВМС Франции в феврале 2006г. А уже в июле вертолетоносец принял участие в операции по эвакуации французских граждан из Ливана. В 2007 году завершено строительство систершип L9014 Tonnerre – два вертолетоносца обошлись бюджету республики в 680 млн. евро. Третий корпус строила фирма STX, а DCNS занималась интеграцией боевой системы, его стоимость составила 420 млн. евро.
ДВКД «Мистраль» предназначен для перевозок войск и грузов, высадки десанта и может использоваться в качестве штабного. Его конструкция создана с широким использованием стандартов и достижений гражданского судостроения, в частности, судов класса Ro-Ro. Об этом косвенно свидетельствует максимальное значение скорости хода всего лишь 18,8 узла, что на десять узлов меньше, чем у INS Vikramaditya.
Стандартное водоизмещение 16500 тонн, полное 21300 тонн, при заполненном доке 32300 тонн. В док-камере длиной около 58 метров и шириной 15,4 метра могут располагаться четыре десантных катера. ДВКД французского флота имеют очень скромное вооружение из зенитных ракет ближнего действия Simbad и 12,7-мм пулеметов (зарезервировано место для 30-мм скорострельных пушек). На них установлена боевая информационно-управляющая система SENIT 9, которая основана на предыдущей модели, разработанной для авианосца Charles de Gaulle. Экипаж – 177 человек, не считая авиагруппу.
Полетная палуба длиной почти 200 метров и шириной 32 имеет площадь 6400 квадратных метров. На ней имеется шесть вертолетных взлетно-посадочных площадок, с которых могут работать винтокрылые летательные аппараты массой до 33 тонн. Для обеспечения летных операций используется РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250Н и оптическая система посадки. В ангаре площадью 1800 квадратных метров могут располагаться до 16 вертолетов (8 NH90 и 8 Tiger), а также площадка для ремонта и технического обслуживания. Однако вместо европейских вертолетов наши «мистрали» будут использовать отечественные вертолеты типа Ка-52 и Ка-29 (27/31). Они тяжелее и крупнее французских, и разместить в ангаре больше десяти не получится.
Корабль способен обеспечить комфортные условия пребывания для 450 десантников, имея при этом на борту до 70 автомобилей (или 40 танков. Правда, в условиях наших баз реально погрузить больше тринадцати вряд ли получится). При необходимости можно довести число «гостей» на борту до девятисот.
Полный список систем на российском "Мистрале" не обнародован. Согласно некоторым источникам, на нем будет установлен французский радар Thales MRR-3D-NG, работающий в G-диапазоне волн. Фирма Sagem поставит оптронную поисково-прицельную систему Vampir NG сверхдальнего действия. Она обеспечивает пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой, автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об угрозах различного типа, от противокорабельных ракет с настильной траекторией полета над водой до атакующих быстроходных кораблей.
Для чего нам нужны «мистрали» и как их будет использовать флот? Споры на эту тему ведутся с момента первого проявления к ним интереса со стороны тогдашнего главкома ВМФ Владимира Высоцкого в 2008 году. Среди предположений высказываются следующие: вертолетоносцы помогут перевозке грузов и личного состава для воинских частей, размещенных на островах Курильской гряды; они пригодятся при осуществлении миротворческих операций, а также обозначения присутствия ВМФ в таких районах как Тихий Океан, Черное и Средиземное море; возможно использовать их в качестве учебных. Высокобортный «Мистраль» с огромными внутренними пространствами представляет собой комфортную площадку для размещения не только морпехов и кадетов, но и гражданских лиц в случае, если потребуется эвакуация из районов боевых действий, природных или техногенных катастроф. У него есть хорошо оборудованные помещения для выполнения штабных и командных функций.
«Зубр»
Помимо Франции, серьезное взаимодействие по линии кораблестроения ведется с Украиной.
Традиционно, основным поставщиком морских газовых турбин на отечественные боевые корабли выступал Южный Турбинный Завод. После развала СССР, предприятие оказалось на украинской территории. Сегодня оно известно под названием «Зоря – Машпроект» и продолжает выпуск основной продукции. В кооперации с ним, поставляя ряд комплектующих, работает российское НПО «Сатурн». Это предприятие известно как поставщик авиационных двигателей SAM146 для регионального самолета Sukhoi Superjet 100 и семейства Д30К на пассажирские авиалайнеры Ил-62М и Ту-154М, грузовые рамповые Ил-76ТД/МД, а также китайские бомбардировщики H-6K (развитие Ту-16).
За последние десять лет государство отпустило значительные средства на создание в Рыбинске площадки по газотурбинному производству. Завод вышел на определенную мощность по типу и классу морских газовых турбин. В перспективе возможна полная локализация производства на новой площадке. Однако для этого еще нужно предпринять усилия в части качества выпускаемых редукторов. Решение задачи возможно в течение следующих нескольких лет. Однако уже сегодня ОСК рассматривает варианты практического использования рыбинских газовых турбин на серийных кораблях. Техническими вопросами такого применения занимаются ОКБ.
В частности, освоенные в Рыбинске силовые агрегаты серии М70ФРУ мощностью 14000 л.с. (а еще есть М90ФР 27500 л.с.) могут использоваться десантными кораблями на воздушной подушке типа «Зубр». Производство удачной конструкции продолжается. В прошлом году Украина поставила первый «Зубр» из китайского заказа. По информации СМИ, сделка предполагает поставку двух украинских кораблей с последующей локализацией производства.
Какое-то время назад российская сторона пыталась оспорить сделку, заявляя претензии на интеллектуальную собственность. Пока остается неясным, будет ли «Рособоронэкспорт» (занимается маркетингом и продажей российского оружия за рубеж) в официальном порядке выставлять претензии и пытаться в зале суда оспорить украинско-китайские соглашения по «Зубру»? Получится ли у китайцев поставить производство «зубров» на поток? Достаточно ли для этого документации, переданной украинцами? Или же китайским специалистам придется самостоятельно заняться выпуском полного комплекта? На эти вопросы пока ответов нет.
Перспектива
Реализация долгосрочных планов кораблестроения начнется после принятия новой государственной программы вооружений на период 2016-2025 гг. В прошлом году принята Стратегия Развития ОСК. Документ несет гриф секретности, известны лишь некоторые его положения. Финансовая модель развития корпорации строится на предположении, что капитальные затраты на период по 2030 года превысят триллион рублей.
Оценить масштабы предстоящего развития отечественно судпрома можно, сопоставив эту цифру с финансовыми итогами прошлого и планами на нынешний год. Предварительные сводные итоги прошлого говорят о том, что в 2013 году выручка предприятий, входящих в состав ОСК, превысила 200 млрд. рублей. План по выручке 2014 года – более 350 млрд. Увеличение связано с введением в строй особо дорогостоящего оборудования, а также с увеличением производительности труда на 30-40% за счет модернизации производств и увеличения загрузки отдельных предприятий.