Северодвинские корабелы хорошо подготовили и успешно провели целый ряд мероприятий, приуроченных к «дню рождения» завода. В присутствии журналистов 19 декабря прошла торжественная церемония поднятия военно-морского флага России над атомным подводным ракетным крейсером «Владимир Мономах». А утром 26 декабря проведен пресс-тур с посещением музея предприятия, находящегося на заводской территории Никольского Собора (бывшего Николо-Карельского монастыря, основан в 1410 году), показом одного из цехов, где в рамках программы модернизации производства установлены новейшие отечественные и импортные механообрабатывающие центры, и внешний осмотр атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов», проходящего восстановительный ремонт с модернизацией по проекту 11442М.
После обеда 26 декабря в присутствии работников и ветеранов завода, большого числа приглашенных и журналистов, состоялась торжественная церемония закладки АПРК «Генералиссимус Суворов». На нее приехали вице-премьер Дмитрий Олегович Рогозин, пять генеральных конструкторов, большое число адмиралов и офицеров ВМФ, руководители предприятий-смежников. А закончились торжественные мероприятия проводом АПРК «Владимир Мономах» - новейший атомоход отошел от достроечной стенки Севмаша, отправляясь в морской поход к одной из баз военно-морского флота. Словом, северодвинские корабелы и сами порадовались своим трудовым достижениям, и еще раз показали себя с лучшей стороны представителям СМИ.
А тем временем ОАК…
Мы не зря публикуем этот материал под названием «Авиаторам в пример». Дело в том, что уходящий год стал юбилейным не только для Севмаша – круглые даты также имели ОКБ им. П.О. Сухого (75), ИЦ «ОКБ им. А.И. Микояна» (75), Иркутский авиационный завод (80), Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение (80) и другие. Однако из «авиаторов» только «Роствертол» решился на проведение авиационного праздника (http://www.aex.ru/docs/3/2014/8/1/2086/). Остальные же ограничились «торжественными вечерами» и прочими посиделками, закрытыми для журналистов.
Между тем, современный мир живет по своим правилам, среди которых есть следующее: если прошедшее событие не освещалось СМИ – считай, что для информационного общества его просто не было. В девяностые годы и в начале 21 века авиастроители были щедры на различного рода публичные мероприятия, довольно часто показывали журналистам свое производство и достижения. Почему же в 2014-м ОАК и его подшефные фактически «провалили» юбилейный год?
Может, у них не хватает специалистов? Нет, здесь все в порядке: только пресс-служба в центральном офисе Объединенной авиастроительной корпорации насчитывает свыше пятнадцати (!) постоянных работников. А если к ним прибавить пресс-службы входящих в состав корпорации предприятий, общая цифра «легко уйдет» за пятьдесят. Что реально больше, чем журналистов, специализирующихся на авиации и постоянно публикующих статьи о деятельности самолетостроителей.
Деньги? Да они идут оборонно-промышленному комплексу, включая ОАК, непрерывным потоком! Основной «генератор» – закупка новой и модернизированной авиатехники по линии растущего государственного оборонного заказа. Следующий по величине источник - непрекращающееся военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами – импортерами авиатехники. Также, довольно большие средства предприятия ОПК получают по федеральным целевым программам. Среди прочих причин называют повышенную секретность. Однако многоцелевой истребитель здесь, выражаясь образно, и «рядом не стояли» с атомной подлодкой, оснащенной крылатыми или баллистическими ракетами большой дальности.
А вот Севмаш 26 декабря показал журналистам свой главный механический цех. С большой гордостью заводчане рассказывали о новых – как импортных, так и отечественных - станках, приобретенных на средства ФЦП и предприятия, демонстрируя их в работе…
Перевооружение производства
Плавно подходим к последнему аргументу проповедников теории информзакрытости. «Мы больше не показываем производство и цеха потому, что там много импортного оборудования, последующие поставки которого могут, после репортажей в СМИ, быть запрещены под предлогом действующих санкций США и ЕС», – именно так сказал нам один из сотрудников пресс-службы самолетостроительного предприятия.
Подобное «объяснение», конечно же, не выдерживает критики. О том, сколько и какого оборудования поставлено предприятиям российского ОПК лучше всего знают заграничные производители этого самого оборудования. Они регулярно подают соответствующие документы надзирающим органам, обращаются за соответствующими разрешениями в уполномоченные правительственные структуры своих стран (в тои числе и Госдеп США). «После репортажей в СМИ» с российских авиазаводов никакие изменения в те самые документы вносить не потребуется…
Представляется, что усиленная информзакрытость ОАК последнего времени объясняется отсутствием реальных успехов по основным программам. А также еще и тем, что корпорация слишком сильно увлекалась закупкой импортного производственного и бортового оборудования для новых моделей самолетов, игнорируя собственных поставщиков. Пока Россия ходила «в друзьях» Запада, подобная политика ОАК, особенно четко проявившаяся на программе стоместного авиалайнера Sukhoi Superjet 100, имела успех. Но случились известные события на Украине и настал «час истины». Простой вопрос «а что же мы сами, без Запада, без Украины можем сделать?» на практике имеет весьма печальный ответ…
Авиаторам пример
В сравнении с авиапромом, вопросы по замещению импорта для отечественных судостроителей имеют гораздо меньшую остроту. Основная причина - генеральные и главные конструктора конструкторских бюро, проектирующих морскую технику, особенно для Военно-морского флота, на протяжении девяностых годов и начала нового века упорно держались за отечественных поставщиков, проводили линию на постепенную замену импортных комплектующих, в том числе украинских, на российские. Проявилась их мудрость, благодаря которой Россия сохраняет за собой статус великой морской державы, обладающей мощным собственным судостроением.
В этой связи мне бы хотелось особенно упомянуть Игоря Владимировича Вильнита, Сергея Оттовича Суханова и Владимира Николаевича Пялова – лодки, созданные под их руководством, сегодня строятся на Севмаше; 26 декабря они также приехали в Северодвинск и приняли участие в торжественных мероприятиях на заводе.
Еще более важным следствием этой мудрости есть то, что наши силы ядерного сдерживания сегодня в возрастающей степени полагаются на морскую составляющую. Судите сами. Самым многочисленным типом в парке стратегических бомбардировщиков ВВС России является четырехмоторный турбовинтовой Ту-95МС. Производство «медведя», как самолет прозвали классификаторы НАТО, велось в Самаре. С распадом СССР оно полностью прекратилось.
Похожая ситуация – с «евростратегическими» Ту-22М, строившимися в Казани. Несколько дольше в Казани штучно выпускался третий и последний тип нашего дальнего ракетоносца - Ту-160. Самые современные из шестнадцати машин, находящихся на вооружении ВВС России - «Александр Молодчий» и «Виталий Копылов». Первый сдан ВВС в 2000 году, второй - в 2008-м. Дальнейшее строительство Ту-160 не ведется.
После распада СССР работы по созданию очередного поколения стратегических ракетоносцев на долгое время прекратились. Руководителей самолетостроительных ОКБ и заводом беспокоили другие темы: они уделяли внимание в основном истребителям, коль скоро самолеты тактической авиации хорошо продавались на внешнем рынке… Работы по «стратегу» возобновились лишь несколько лет назад в рамках темы ПАК ДА. Не будем тешить себя иллюзиями: «ракетоносец» следующей генерации появится на вооружении еще очень не скоро…
А вот современные подводные ракетоносцы у России есть. Вслед за головным кораблем проекта 955 «Борей» - АПКР «Юрий Долгорукий» - на Севмаше построили «Александр Невский», который вошел в состав ВМФ в начале 2014 года. За ним последовал третий крейсер – «Владимир Мономах». Он успешно провел боевую стрельбу ракетой «Булава» 10 сентября, и был принят заказчиком 10 декабря 2014 года, соответствующий акт подписал председатель комиссии государственной приемки контр-адмирал Игорь Федоров. Церемония подъема Военно-морского флага состоялась у третьей набережной Севмаша 19 декабря.
Атомный ракетный крейсер "Владимир Мономах" покидает Севмаш, уходя к месту службы, 26 декабря 2014 года
Сегодня северодвинские судостроители ведут строительство АПКР по улучшенному проекту «Борей-А». Закладка первого корабля – «Князь Владимир» - состоялась в июле 2012 года с участием Владимира Владимировича Путина. В течение уходящего года были заложены еще два атомохода проекта 955А – «Князь Олег» и «Генералиссимус Суворов». Получается, что ВМФ уже получил три атомохода-ракетоносца, и еще три находятся в постройке, а всего их будет не менее восьми. А вот ВВС в деле перехода к новому поколению стратегических ракетоносцев сильно отстает, и часть вины за создавшуюся ситуацию, безусловно, несут руководители авиапрома.
Авианосец проекта 11430
В ноябре 2013 года Севмаш сдал заказчику авианосец проекта 11430. Под управлением индийского экипажа корабль совершил морской переход к месту постоянного базирования – военно-морской базе Karwar, куда прибыл в январе 2014-го.
По этому поводу высказался Президент Индии, верховный главнокомандующий индийскими вооруженными силами Шри Пранаб Мукерджи (цитируется по тексту книги «Vikramaditya. Символ российско-индийской дружбы»). «Радостное и знаменательное событие состоялось в ноябре 2013 года в российском городе Северодвинск – прошла церемония передачи авианосца Vikramaditya военно-морским силам Индии. Это важный шаг для флота и для всего индийского народа. Корабль Vikramaditya значительно повысит стратегические возможности индийского флота и будет способствовать уравновешиванию сил в регионе Индийского океана. Авианосец с современным радиотехническим вооружением, а также грозными истребителями МиГ-29К и вертолетами противолодочной обороны и дальнего радиолокационного обнаружения станет залогом военно-морского присутствия нашей страны в открытом море. Успешное завершение проекта 11430 и передача корабля Vikramaditya является несомненным свидетельством крепких отношений дружбы, доверия и сотрудничества между народами России и Индии на протяжении многих лет. Хочу выразить наилучшие пожелания ВМС Индии. Уверен, что Vikramaditya и его экипаж оправдают ожидания индийского народа и при необходимости выполнят свою задачу согласно девизу «Стреляй далеко. Стреляй метко»».
Надежда моряков и авиаторов
А готово ли предприятие строить крупные надводные корабли для ВМФ России и инозаказчиков? Генеральный директор Михаил Анатольевич Будниченко считает, что компетентность Севмаша в этом вопросе неоспорима. Об этом он сказал в интервью заводской газете «Корабел», выпуск от 24 декабря 2014 года.
«Больше ни у одного судостроительного предприятия России нет опыта работы с таким надводным кораблем, как авианосец. Николаевский судостроительный завод, строивший авианесущие крейсеры для ВМФ СССР, остался за границей. Если обратиться к истории, то Севмаш проектировался и строился именно для создания крупных надводных кораблей: 21 декабря 1939 года был заложен наш первый корабль – линкор «Советская Белоруссия», а к середине пятидесятых годов завод сдал флоту 46 кораблей, в том числе два крейсера, двадцать эсминцев и более тридцати различных судов гражданского назначения. И лишь потом предприятие было переориентировано на создание атомного подводного флота. Но «надводный» потенциал остался! Поэтому, если будут заказы в направлении надводного судостроения, Севмаш готов к их реализации. К слову сказать, тому пример – модернизация тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов». Контракт с МО РФ подписан, в 2014 году проведена уникальная операция перевода крейсера в наливной бассейн. Согласно контракту, срок сдачи корабля – 2018 год».
Численность коллектива Севмаша в уходящем году возрасла почти на семьсот человек и вплотную приблизилась в 24 тысячам, в следующем планируется набрать дополнительно полторы тысячи. Опыт корабелов Северодвинска и четкая работа их предприятия вселяет надежду, что после завершение строительства серии АПКР типа «Борей», там, параллельно со строительством многоцелевых атомных подлодок типа «Ясень», найдется возможность для создания для нашего флота авианосца следующего поколения на замену ТАВКР «Адмирал Кузнецов».
фотографии автора