- В текущем году во время своего визита в Канаду министр промышленности и торговли РФ Денис Валентинович Мантуров посетил Вашу компанию вместе с президентом ОАК Михаилом Аслановичем Погосяном и президентом НПК "Иркут" Олегом Федоровичем Демченко. О чем Вы с ними говорили? Существует ли возможность для промышленной кооперации с ОАК?
- Одна из целей визита - дать возможность министру Мантурову посмотреть на производство самолетов C Series. Кроме того, мы проинформировали руководителей ОАК и "Иркут" о ходе реализации программы и рассказали, какие существуют возможности для сотрудничества, какую долю работ мы могли бы передать российским предприятиям. Мы не прекращаем разговаривать с различными компаниями. Некоторые из такого рода переговоров проходят в конфиденциальной обстановке. Словом, мы пытаемся разговаривать со всеми, кому интересно не только приобретение самолетов C Series но и участие в их производстве. Вот главное, чему посвящаются такого рода встречи.
- Какое место в России сегодня занимает продукция Вашей фирмы?
- В прошлом году Межгосударственный Авиационный Комитет (МАК) сертифицировал турбовинтовой самолет Dash-8 Q400. Несколько таких машин уже эксплуатирует авиакомпания «Якутия». Кроме того, в последние годы российские авиаперевозчики приобрели большое количество CRJ100 и CRJ200 на вторичном рынке. Бизнесджеты производства Bombardier типа Challenger и Global занимают ключевые позиции в парке российской деловой авиации. Следующим шагом в расширении сбыта нашей продукции будет сертификация C Series в России.
- Насколько важен для Вас контракт с российской лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко." ?
- Между Bombardier и "Ильюшин Финанс Ко." подписан твердый контракт на 32 самолета CS300 плюс опцион еще на десять. Это знаковое событие. Мы очень горды тем, что заключили такую значимую сделку, и что заполучили в число покупателей знакового заказчика, каким, безусловно, является ИФК – одна из крупнейших и наиболее успешных лизинговых компаний России. По моему мнению, эта сделка широко открывает двери для сотрудничества, дает авиакомпаниям реальную возможность приобрести очень хорошую авиатехнику на условиях лизинга.
- Каким будет Ваш следующий шаг?
- Сделка с ИФК для нас представляет как бы открытие первых ворот. Сейчас нам следует занять очень агрессивную позицию на рынке с тем, чтобы найти больше партнеров из числа лизинговых компаний, а также крупных авиаперевозчиков, которые могут самостоятельно приобретать самолеты напрямую у компании Bombardier.
- На что бы Вы хотели обратить внимание авиакомпаний, говоря о самолете C Series?
- Считаю, что неким обращением к ним могут стать слова пяти авиакомпаний из числа уже разместивших заказы на наш новый самолет, сказанные ими во время пресс-конференции на аэрокосмическом салоне в Париже. Их руководители объяснили, почему они выбрали C Series и привели конкретные примеры, что им даст переход на новый тип воздушного судна. В частности, глава Air Baltic господин Мартин Гасс сказал, что замена существующего парка на C Series обещает общую экономию средств в объеме 30 миллионов долларов ежегодно. Это большая цифра для данной авиакомпании. Другие авиаперевозчики поведали прессе о том, что они смогут расширить географию полетов пользуясь тем, что наша новая машина имеет возможность выполнять взлетно-посадочные операции с полос ограниченных размеров. Они также говорили, что C Series обладает меньшим уровнем шума, что он более экологичен, чем используемые сегодня воздушные суда, что это очень "зеленый" самолет. Он на несколько тысяч фунтов легче, чем существующие самолеты в его размерности, и, вместе с тем, вобрал в себя много новых, прогрессивных технологий. Считаю, что вот эти слова, сказанные пятью авиакомпаниями - заказчиками C Series, как бы дают хороший совет другим авиакомпаниям, если они действительно хотят быть конкурентоспособными при выполнении пассажирских перевозок. Если авиакомпания действительно ищет пути повышения конкурентоспособности, то C Series станет для нее отличным решением!
- Выделите, пожалуйста, важнейшие преимущества C Series по сравнению с продукцией Airbus и Boeing.
- Во-первых, C Series – полностью новый самолет, тогда как A320NEO и 737MAX являются модификациями давно выпускаемых серийных моделей с новыми моторами. Выбранный нами двигатель P&W GTF представляет собой новое слово в авиационном моторостроении. Крыло большого удлинения выполнено из композиционных материалов, оно прочнее и легче металлических. В кабине самолета нашли отражение последние достижения в области авионики. Вместе с тем, C Series не несет в себе больших технологических рисков, поскольку все новые высокотехнологичные компоненты и конструкторские решения прошли тщательную проверку на предыдущих моделях (включая самолеты деловой авиации), летающих лабораториях и многочисленных стендах, включая так называемую «железную птицу» (Iron bird). К достоинствам C Series относятся низкий уровень шума, сниженный на 15-25% расход топлива (по сравнению с представленными на рынке самолетами конкурентов близкой размерности), значительный объем багажных полок и отделений, позволяющих разместить переразмеренный багаж, возможность эксплуатации с коротких аэродромов в условиях жаркого климата. Считаю, что в мире сегодня нет ни одного другого самолета, который бы близко подошел к С Series по технико-экономическим показателям.
- Вопрос о варианте самолета на 160 пассажиров. Есть ли у Вас заказчики, которые переключают внимание на эту версию?
- Мы внимательно слушали и слушаем, что нам говорит рынок, постоянно находимся в контакте с нашими клиентами. Получив возможность познакомится с моделью CS300, они внимательно посмотрели ее и спросили нас: можно ли максимизировать пассажировместимость? Мы прислушались к их пожеланиям и проработали вариант повышенной вместимости. Он может принять на борт до 160 пассажиров и разместить их в очень удобных креслах с хорошим шагом между рядами. Мы постарались сделать так, чтобы все люди на борту чувствовали себя комфортно. У нас есть заказчики, которые рассматривают вариант с увеличенной вместимостью, что он может им дать? Дело сейчас обстоит следующим образом: авиакомпании изучают предложенный нами вариант компоновки, а мы собираем их замечания, но пока не говорим о конкретном исполнении для отдельного покупателя. Повторюсь, что у нас есть заказчики, которые хотят салон повышенной вместимости.
- А подойдет ли Ваш новый самолет для авиакомпаний – дискаунтеров (low cost carriers – LCC)?
- Считаю, что C Series хорошо подходит для LCC. Такого рода авиаперевозчики прежде всего интересуются CS300, в том числе его вариантом повышенной до 160 кресел вместимости в салоне экономического класса. Там установлены «тонкие кресла» новой конструкции с хорошим шагом, и при этом остается место для двух туалетных комнат, в носовой и хвостовой частях самолета.
- В какой степени готовности к первому полету находится опытная машина?
- Самолет готовится к испытаниям. До недавнего времени нашей главной задачей было построить машину и оснастить ее. В ходе аэрокосмического салона в Париже мы показали представителям средств массовой информации видеоролик о проделанной нами работе. Объявили, что первая опытная машина передана на летно-испытательную станцию. Это означает, что испытатели, включая летчиков, получили возможность начать подготовку к полетам, досконально изучить самолет. Выполняются различные тесты, включая вибрационные. Во время парижской выставки приступили к проверкам комплекса авионики, начали заправлять баки самолета топливом. Машина приступит к полетам, когда летчики посчитают себя полностью подготовленными к первому вылету, и когда авиационные власти Канады дадут свое разрешение. Важно убедиться, что самолет может безопасно летать.
- Сколько самолетов будет задействовано в программе испытаний C Series?
- В испытаниях планируется задействовать пять прототипов CS100 (все они находятся в разной степени готовности) и два прототипа CS300 (первый поступил на сборку). Сравнительно небольшое число опытных CS300 объясняется тем, что разница между первоначальным CS100 и следующим за ним CS300 по-крупному заключается только в длине фюзеляжа. Крылья, бортовые системы у них одинаковые. Между строительством опытных CS100 и опытных CS300 есть небольшая временная пауза, которая заполнена постройкой небольшого числа поставочных CS100 для первых заказчиков.
- Сколько твердых заказов получено на самолеты семейства C Series?
- На момент открытия парижской выставки портфель заказов составлял 388 единиц, в том числе твердых - 177. Дело в том, что некоторые авиакомпании-получатели «автоматически» переводят мягкие заказы в твердые по мере получения прав от авиационных властей на выполнение полетов между определенными парами аэропортов. Bombardier ставит своей целью иметь 300 твердых заказов на момент поступления первой машины в эксплуатацию.
- Сколько всего самолетов Вы рассчитываете продать?
- Рынок для самолетов новой генерации в размерности C Series по нашим оценкам составляет 7000 машин (ред: имеется в виду на период 15-20 лет). Мы претендуем на половину этого рынка. Ранее Bombardier заявляла о планах по ежегодному выпуску 120 самолетов семейства C Series. Выбранный темп вполне достаточен для достижения наших целей.