Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Авианосные амбиции и реалии жизни

22 июля 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

К середине столетия Индия рассчитывает создать сильный океанский флот, ядро которого составят шесть авианосцев. Такое количество называет руководство ВМС республики в недавно обнародованном плане развития на дальнюю перспективу. В 2013 году на вооружение индийских ВМС должен поступить первый современный авианосец - INS Vikramaditya (бывший "Адмирал Горшков").

В начале июля INS Vikramaditya вышел в море на завершающий этап приемо-сдаточных испытаний. Если все пойдет по плану, их активная фаза завершиться в октябре, и, пройдя на "Севмаше" месячную подготовку к сдаче, корабль будет передан заказчику в середине ноября 2013г. На корабле находится сдаточная команда ОАО "Севмаш", индийский экипаж, группа наблюдения заказчика и экипаж Краснознаменного Северного Флота, всего около 2500 человек. Сначала авианосец проведет месяц в Белом море. Там будут испытываться системы и механизмы корабля, определяться его маневренные характеристики. Начнутся облеты авиацией с точки зрения работы с бортовыми радиотехническими средствами. Затем корабль переходит в Баренцево море для заключительного этапа так называемых "летных испытаний".

Отвечая на вопрос AEX.RU о том, будут ли еще полеты с палубы корабля, генеральный директор РСК "МиГ" Сергей Сергеевич Коротков сказал нам следующее: "Да, полеты с авианосца еще будут. Мы заключили контракт с ОАО "Севмаш" на проведение работ для обеспечения приемки АТСК корабля. Наши самолеты - две машины Корпорации, боевой и "спарка", будут летать в Баренцевом море в период август - сентябрь. Мы настроены на успешное завершение программы испытаний".

Летчикам «МиГов» предстоит выполнить еще не менее двадцати полетов с палубы авианосца, в дополнение к более сорока зачетным циклам взлета и посадки, выполненным в прошлом году во время 108-дневного похода INS Vikramaditya в Белое и Баренцево моря. Помимо самих самолетов, будут проверены все технические средства корабля, связанные с обеспечением полетов. Кроме «МиГов», в испытания будет вовлечен еще целый ряд летательных аппаратов, включая Ил-38, Су-33 и А-50, вертолеты Ка-28 и Ка-31.

Шестой по силе

Сегодня Индия обладает шестым по боевой мощи флотом после США, России, Великобритании, Франции и Китая. По состоянию на 2013 год, индийский ВМС имеет численность персонала более 58 тыс. человек. В его составе числятся: одна атомная субмарина (INS Chakra II российской постройки проекта 971И), 14 дизель-электрических подлодок (включая десять российских проекта 877ЭКМ), авианосец (INS Viraat), амфибийный десантный корабль-док (INS Jalashwa, американской постройки 1966 г.), 22 эсминца и фрегата (половина - нашей постройки, проектов 61 и 1135.6), 24 корвета, 30 патрульных и 7 противоминных судов, а также некоторое количество учебных и вспомогательных.

С 2007 года на мощностях государственного предприятия Cochin Shipyard Limited Индия ведется строительство авианосцев собственной разработки проекта 71 по программе Indigenous Aircraft Carrier (IAC), которая раньше была известна как Air Defense Ship (ADS). Головной корабль, киль которого заложили в 2009 году, изначально предполагалось сдать флоту в 2012-2013 гг. Однако его завершение затянулось, и в местной печати называется очередной ожидаемый срок сдачи - 2017-2018 гг.

Идея пополнения флота путем покупки старых авианосцев типа Invincible у Великобритании и Kitty Hawk у США не материализовалась. По факту получается, Индия имеет только одного надежного партнера по линии военно-технического сотрудничества, способного оказать действенную помощь в строительстве современного океанского флота - Россию.

Для подтверждения тезиса проанализируем историю развития авианосного флота Индии. Сегодня в его составе присутствует всего лишь один "английский старец" постройки 1959 года - INS Viraat. Он был заложен на верфи Vickers-Armstrong в июне 1944 года, спущен на воду в 1953-м и, под оригинальным наименованием HMS Hermes, вступил в строй английского Королевского Флота в 1959 году. За свою долгую жизнь корабль несколько раз перестраивался, и в 1981-1982гг. на него установили носовой трамплин с углом схода 12 градусов для взлета истребителей-штурмовиков Sea Harrier. HMS Hermes получил повреждения во время войны 1982 года за Фолклендские острова, что стало одной из причин его вывода из состава действующих сил в 1984-1985гг. Однако вместо отправки на слом в 1987 году его продали Индии.

Viraat

Восстановлением корабля занялся Davenport Dockyard, с продлением срока службы на десять лет. Видимо, что-то в ходе ремонта сделали некачественно: в сентябре 1993 года машинное отделение авианосца оказалось затопленным, и он на несколько месяцев потерял боеспособность. За время службы в индийском флоте INS Viraat многократно вводили в док для ремонта и устранения дефектов, часто меняли вышедшее из строя и устаревшее оборудование. Чтобы продлить срок службы до 2010 года потребовалось два года ремонтных работ, с началом в июле 1999-го и приемкой флотом в июне 2001-го. Однако не прошло и пары лет, как дряхлого старичка снова пришлось тащить в сухой док. Ремонт продолжался до ноября 2004 года. В 2009 году Viraat прошел очередное докование, с целью продления срока службы до 2015 года. Однако в июле 2011 года пришлось досрочно ставить корабль в ремонт продолжительностью пару месяцев, - заодно выполнили очистку корпуса и внутренних помещений, и повторно обработали корпус ввиду наличия очагов коррозии.

Проблемные "харриеры"

Отдельно следует остановиться на авиационном вооружении корабля. Индия приобрела в Великобритании около тридцати "харриеров", точнее 23 одноместных истребителя-штурмовика FRS Mk 51 и 6 учебных "спарок" T MK 60. Заметим, что индийские "харриеры" – ущербные, по сравнению с основным вариантом Harrier FA.2 королевского флота. В экспортном исполнении на них отсутствовала бортовая радиолокационная станция Blue Vixen, "секретные" технологии которого английские правительство передавать отказалось. Ситуацию "спасли" израильтяне, предоставившие собственную БРЛС Elta EL/M-2032, которая, однако, вряд ли лучше оригинальной. В частности, английская станция обеспечивает применение дальних ракет "воздух-воздух" AIM-120, а израильская - нет.

По данным открытых источников, с индийскими "харриерами" случилось 17 летных происшествий (на самом деле больше) в которых погибло семь летчиков. Здесь уместно привести слова английского летчика, который на условиях анонимности сообщил автору данной статьи, что в ходе эксплуатации самолетов типа Harrier и Sea Harrier в ВС Великобритании половина из них была потеряна или списана в результате различных авиационных происшествий.

К счастью, не все летные происшествия привели к потере или списанию авиатехники, но индийский парк "харриеров" поредел основательно. По состоянию на 2009 год в строю и резерве сохранялось порядка двадцати самолетов данного типа. В настоящее время вряд ли наберется и дюжина (согласно английским источникам, 11). Попытки приобрести у Великобритании дополнительные "харриеры" (в том числе списанные) окончились ничем.

До "Гермеса", и какое-то время вместе с ним, индийцы эксплуатировали другой авианосец английской постройки - INS Vikrant полным водоизмещением 19500 тонн. Его заложили в октябре 1943 года и спустили на воду в 1945-м, но с окончанием войны королевский флот потерял интерес к его достройке. Долгострой ввели в строй только в 1961-м, когда нашелся иностранный покупатель. Авианосец служил индийскому флоту на протяжении 36 лет, пока его не списали 31 января 1997 года. За это время он прошел под индийским флагом почти 500 тысяч морских миль. Его карьера едва не прервалась во время войны 1971 года, когда пакистанские подводники, скрытно выполнив морской переход протяженностью три тысячи морских миль, устроили засаду на выходе из военно-морской базы Visakhapatnam. К счастью для команды старичка-авианосца в тысячу душ, подлодка PNS Ghazi американской постройки была обнаружена и потоплена 4 декабря 1971 года сторожевым эсминцем INS Rajput.

Vikrant

Морально устаревшие и физически изношенные авианосцы английской постройки скорее являлись обузой, чем реальной силой индийского флота. В "плюс" им можно поставить только две позиции. Во-первых, они послужили хорошей "партой" для обучения тысяч индийских моряков, а для офицеров стали обязательным этапом в карьерном росте. Во-вторых, индийские специалисты получили возможность на протяжении десятилетий осваивать, пусть к тому времени и устаревший, но довольно интересный английский опыт в области морской авиации, обогащать его собственным, накапливать и совершенствовать.

Один из выводов, который сделали индийские специалисты - отказаться от авианосца английского типа (Harrier-Carrier) в пользу концепции STOBAR (Short takeoff but arrested recovery) которую олицетворяет российский "Адмирал Кузнецов". Как отмечалось выше, Cochin Shipyard Limited строит авианосец собственного проекта 71 полным водоизмещением 40 тысяч тонн и длиной 262 метра, способным нести тридцать летательных аппаратов, включая российские истребители МиГ-29К/КУБ. Стоимость строительства ранее определялась в 800 миллионов долларов, однако ввиду значительной задержки и продолжающейся переработки проекта, финальная сумма будет значительно выше.

Vikramaditya vs Viraat

Мы привели "жизнеописание" индийского авианосного флота с тем, чтобы читатель смог составить собственное представление, какое развитие с достигнутого на сегодня состояния получит индийский флот с введением в его состав INS Vikramaditya.

Для начала, сравним корабль от отечественных судостроителей с авианосцем английской постройки INS Viraat (данные последнего приводятся в скобках). Стандартное водоизмещение 34200 тонн (23900), полное 45000 (28700) тонн, - в полтора раза выше. Максимальная длина 283,5 метра (226,5), максимальная ширина 59,6 метров (48,8). Главная энергетическая установка включает восемь (4) паровых котлов и четыре (2) паровые турбины общей мощностью 140 (76) тысяч лошадиных сил, сообщает кораблю скорость 30 узлов (28). Экипаж авианосца, включая воздушное крыло, составляет 1924 человека (1350).

INS Vikramaditya может взять на борт до тридцати летательных аппаратов (столько же), однако основной тип в лице МиГ-29К/КУБ с максимальной взлетной массой 24,5 тонн значительно крупнее Sea Harrier (11,9). Длина самолета 17,3 метра (14,2), размах 12 (7,6), площадь крыла 43 (18,68) квадратных метра. Состав авиационной группы предполагает наличие 16 истребителей МиГ29К (11 Sea Harrier) укомплектованных противокорабельными, противолодочными и ракетами для поражения наземных целей. Также в ее состав включаются вертолеты Ка-28/31 с соосными винтами. Они предназначены для действий против подводных лодок и несут различные сенсоры для предупреждения о приближении воздушных целей и системы радиоэлектронной борьбы.

МиГ29К

INS Vikramaditya несет на борту первоклассные системы, значительно превосходящие по своему уровню оборудование INS Viraat. Московский "Салют" изготовил радиолокационные станции "Фрегат" и "Подберезовик" с максимальной дальностью обнаружения воздушных целей свыше 250 и 500 км соответственно, а петербургский "Электроприбор" - навигационную систему "Ладога". ЗАО "Транзас" обеспечивает электронные карты и высокоточные навигационные устройства. Управлением авиации в ближней зоне занимается "Резистор", он обеспечивает автоматическую посадку на палубу корабля. В сопряжении с ним работает оптическая система "Луна" российского происхождения, индийский сигнальный прожектор для посадки на палубу DAPS (Deck Approach Projector Sight) и система обмена данными между авианосцем и летательными аппаратами, находящимися в воздухе.

При этом вклад индийских поставщиков в оборудование INS Vikramaditya выше, чем их присутствие на INS VIraat. Они поставляют на новый авианосец следующие системы: связную CCS-MK II, передачи данных LINK II, автоматической телефонной связи KATC, а также сигнальный прожектор для посадки на палубу DAPS, административную сеть корабля ALAN P-11430 и сеть кабельного телевидения. Кроме того, от индийских фирм приходят: защитное покрытие Macrotech, устройства определения государственной принадлежности, транспондеры, измерители, спасательные плоты, насосы, автоматы защиты сети, фильтры, сенсоры дыма и измерители его плотности, санитарно-гигиеническое и буфетное оборудование.

На переднем плане ТАВКР "Адмирал Кузнецов", за ним - INS Vikramaditya

Количество компаний, вовлеченных в промышленную кооперацию по Vikramaditya, превышает четыре сотни. В ходе выполнения контракта основной его исполнитель ОАО "Севмаш" разместил более восьмисот контрактов на поставку комплектующих. Среди поставщиков присутствуют десять индийских компаний и двадцать фирм из Хорватии, Дании, Германии, Италии, Японии, Финляндии, Франции, Норвегии, Польши, Швеции и Великобритании. Стоящие упоминания западные комплектующие включают французские гирокомпасы, американское покрытие для летной палубы Amercoat, итальянско-финские дизели Wartsila NSD 12V200, японские телевизоры Sony, английские системы передачи грузов между кораблями в море и навигационная радиолокационная станция фирмы Litton с автоматической функцией картографии.

За годы будущей службы в составе ВМС Индии Vikramaditya послужит домом для многих тысяч индийских моряков. В этом смысле корабль представляет собой 22 этажное здание высотой 60 метров, в котором расположено 2700 внутренних отсеков. Корабль имеет три палубы ниже и тринадцать выше ватерлинии, включая надстройку. В распоряжении экипажа - 328 кают с одной, двумя, четырьмя или шестью койками, а также 43 кубрика. Некоторое количество жилых помещений обустроено вблизи ангара на второй палубе, а большинство находится в носовой части корабля. Рядом расположены офицерская столовая, три камбуза и четыре столовые для мичманов и матросов. По примеру построенных в России шести фрегатов УРО проекта 1135.6 класса Talwar, камбузы оснащены специальными машинами для приготовления идли и чапати - традиционных блюд в меню ВМС Индии.

Некоторые из лучших кают с видом на море зарезервированы для офицеров воздушного крыла, со штатной численностью 524 военнослужащих. Они занимаются обслуживанием и эксплуатацией палубных истребителей МиГ-29К/КУБ, противолодочных вертолетов Ка-28 и вертолетов радиолокационного дозора Ка-31. Размеры ангара (130x23x6,5 метров) допускают одновременное хранение от 30 до 34 пилотируемых летательных аппаратов вышеназванных типов. Для транспортировки самолетов и вертолетов между ангаром и летной палубой используется два элеватора.

Рекорд не побит

Несколько слов о долгой истории строительства и перестройки INS Vikramaditya. Корабль заложили в 1978 году на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве как очередной, четвертый корпус тяжелого авианесущего крейсера проекта 1143.4 и сдали его флоту в декабре 1987-го. После снятия с вооружения истребителей-штурмовиков вертикального взлета и посадки типа Як-38М и неудачных двухмесячных испытаний предполагаемой замены в лице Як-141, в 1992 году "Горшкова" вывели из состава сил постоянной готовности. Его отбуксировали в Северодвинск в июле 1999-го.

После продолжительных переговоров, в марте 2004 года Кремль "подарил" корабль индийскому флоту под обещание правительства республики выделить средства на его модернизацию и переоборудование. Сумма первоначального контракта - 617 миллионов американских долларов, не считая обучения и послепродажной поддержки. В декабре 2005 года "Горшкова" перевели в наливной бассейн и приступили к работам. Только лишь весной в 2012 году корабль, перестроенный по проекту 11430, снова вышел в море. Долго? Да. Но давайте вспомним историю строительства самого первого авианосца индийских ВМС INS Vikrant – она продолжалась c 1943 по 1961 год. На верфи корабль провел долгих 18 лет! Это - более чем в два раза больше, чем заняло переоборудование ТАВКР проекта 1143.4 в АВ проекта 11430. Второй авианосец ВМС Индии, INS Viraat, тоже «не сразу» на свет появился: закладка состоялась в 1944 году, а вступление в строй (как НMS Hermes) – только в 1959-м, спустя 15 лет!

Перенос первоначально заявленного срока переоборудования «Горшкова» из крейсера в авианосец произошел потому, что, по мере того, как российские специалисты углублялись в практическую работу на корабле, становилась все более понятно, что уровень требований и качества, запрашиваемый индийской стороной к конечному продукту, не соответствует выделяемому финансированию. Согласно договоренностям, достигнутым в 2010 году, с учетом внесения 14 дополнительных позиций в программу переоборудования и модернизации корабля, сумма сделки выросла с 617 миллионов долларов до 1,75 миллиарда долларов. А с учетом отдельных контрактов по обучению индийских специалистов, поставке наземного оборудования и строительства элементов береговой инфраструктуры, общая цифра достигла двух миллиардов долларов.

Два миллиарда долларов за авианосец с тридцатью летательными аппаратами на борту и со сроком службы 25 лет с возможностью продления до 40 - много это или мало? Вот соответствующие цифры, взятые с официального сайта ВМС США по атомным авианосцам класса Nimitz с авиагруппой из 60 аппаратов. Стоимость постройки одного такого корабля водоизмещением 98560 тонн составляет 8,5 миллиарда долларов, а его содержание на протяжении жизненного цикла продолжительностью 50 лет оценивается в 39,2 миллиарда долларов. В составе ВМС США имеется десять авианосцев с атомной энергетической установкой...

При всей сложности и неоднозначности программы переоборудования ТАВКР "Адмирал Горшков" в INS Vikramaditya, можно выделить тройку безусловно положительных моментов данной истории. Во-первых, ВМС Индии получают современный авианосец, значительно превосходящий по своему техническому уровню и боевой мощи корабли аналогичного класса, которые он приобрели в Великобритании. Во-вторых, российская судостроительная промышленность получила бесценный опыт переделки крейсера в авианосец, и проведения испытаний последнего «по полной программе». В-третьих, у нас в стране на индийские деньги создан, испытан и освоен в серийном строительстве удачный палубный истребитель МиГ-29К/КУБ поколения "4+" и его "аэродромный" вариант МиГ-29М2/35.

Сегодня большой объем работ, выполняемых РСК "МиГ", приходится на индийские контракты. В первую очередь речь идет о реализации так называемого "опциона" на 29 МиГ-29К/КУБ. Иностранный заказчик перевел его в твердый контракт в 2010 году, сразу после принятия первой партии из 16 самолетов, заказанной в 2004-м.

Заказ ВМС Индии помог отечественному флоту определиться по вопросу о новом палубном истребителе. В прошлом году МО РФ выдало РСК "МиГ" крупный заказ на новую авиатехнику - 24 корабельных истребителя МиГ-29К/КУБ для Военно-морского флота. Вместе с ним, однако, пришли и новые требования МО РФ относительно себестоимости выпускаемой продукции. Их выполнение оказалось непростым делом. "Было тяжело, но мы предприняли все усилия которые только могли чтобы выполнить задание министерства обороны. Сегодня я могу сказать, что государственный оборонный заказ мы выполним", - заявил Коротков.

В текущем году в адрес МО РФ будет отправлена начальная партия МиГ-29К/КУБ. "Первая машина полностью готова к приемке заказчиком. Еще три находятся на ПК-1 (Производственный Комплекс номер 1 в подмосковных Луховицах) в соответствии с циклом сборки: вторая и третья - в цехе окончательной сборки, четвертая - в агрегатном цеху", - сказал руководитель РСК "МиГ". "В этом году мы поставим четыре машины, остальные - согласно условиям контракта. Надеемся, начиная со следующего года, поставлять по десять машин ежегодно".

Для ясности заметим, что в течение 2013-2015 годов все поставки ПК-1 в адрес МО РФ придутся на "флотский заказ". А общая численность самолетов типа МиГ-29К/КУБ, что будут построены для отечественного флота и на экспорт, будет зависеть от того, насколько хорошо себя покажет эта машина при полетах с борта авианосца INS Vikramaditya.


Владимир Карнозов


комментарии (4):

Yan      22/07/2013 [20:24:07]#1
Отвечая на вопрос AEX.RU о том, будут ли еще полеты с палубы корабля, генеральный директор РСК "МиГ" Сергей Сергеевич Коротков сказал нам следующее: "Да, полеты с авианосца еще будут. Мы заключили контракт с ОАО "Севмаш" на проведение работ для обеспечения приемки АТСК корабля. Наши самолеты - две машины Корпорации, боевой и "спарка", будут летать в Баренцевом море в период август - сентябрь. Мы настроены на успешное завершение программы испытаний".



Это смотря что понимать под испытаниями. Если понимание сотрудников Севмаша, то они готовы отправить на испытание всё что угодно, хоть ведро с гвоздями.

Это предприятие и их непосредственных поставщиков военпреды в принципе не контролируют. Берия там рядом на валялся.

P.S. Очень не помешает продолжить испытания в Индийском океане, в условиях высоких температур.

гидроплан      23/07/2013 [17:36:28]#2
Программу испытаний одобряет Заказчик и, если какие то испытания не вошли в программу, то ничей интерес более не учитывается. Чтоб не было ....ежу делай всё по чертежу.

Kyesha      23/07/2013 [18:01:48]#3
Да во многом благодаря индийцам в России есть серийное производство самолетов марки МИГ и СУ. Спасибо.

HZ66      24/07/2013 [09:58:34]#4
Вывод: кроме американцев никто настоящие авианосцы строить не умеет. Под "настоящими" понимаю боевые корабли, а не понты.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год



AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1vVM
По ссылке http://perevozki.youdo.com/city/furniture/piano/tag/price/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer