Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Беседа с руководителем

Сиватану Пиллай: "BrahMos - пример успешного сотрудничества Индии и России"

12 июля 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

В ходе прошедшего 3-7 июля в Санкт-Петербурге шестого по счету Военно-Морского Салона IMDS2013 нам представилась возможность побеседовать с доктором Сиватану Пиллай (A. Sivathanu Pillai), генеральным директором (в индийском варианте его должность звучит как chief executive officer, CEO) российско-индийского совместного предприятия BrahMos Aerospace. Оно было создано в феврале 1998 года с равным участием сторон по межправительственному соглашению Индии и России. На самых высоких уровнях BrahMos называют "блестящим примером" сотрудничества между нашими странами в области высоких технологий.

В качестве вступления, приведем следующую цитату от нашего собеседника: "Напомню, что BrahMos Aerospace начал свою деятельность с создания варианта морского базирования для размещения на надводных кораблях ВМС Индии. Затем работа продолжилась в направлении варианта для сухопутных войск, с размещением системы на автомобильной платформе. А 20 марта сего года мы провели запуск из под воды и тем самым прошли очередной важный этап в развитии нашего проекта. В настоящее время продолжаем работу над вариантом воздушного старта для оснащения истребителей Су-30МКИ. Скоро выйдем в космос, выведем на орбиту элементы спутниковой системы. Она нужна для выдачи точного целеуказания. В будущем, все элементы будут объединены, с созданием интегрированной разведывательно-ударной системы соответствующей концепции сетевых войн".

Министерство обороны Индии в полной мере осознало роль и место ударных крылатых ракет в современном вооруженном конфликте в начале девяностых годов прошлого века, проведя всесторонний анализ первой кампании против Ирака, было принято решение - создать собственный арсенал высокоточных крылатых ракет, причем сверхзвуковых, с низкой заметностью. "Современная война - скоротечна, вот почему так важны скорость ракеты и ее подлетное время", - замечает господин Пиллай.

Этим и другим критериям отбора наилучшим образом отвечала разработка российских конструкторов НПО Машиностроения из подмосковного города Реутов. Она использовала технологии прямоточных керосиновых двигателей. В перспективе они обещают скорости в семь раз выше звуковой.

Индия и Россия быстро достигли принципиальной договоренности о создании совместного предприятия. Одна сторона внесла свои достижения в области технологий сверхзвуковых силовых установок и крылатых ракет, другая обеспечила финансирование НИОКР и некоторые компоненты. Заметим, что к тому времени Индия сумела создать хорошие системы наведения и бортовые компьютеры для баллистических ракетных комплексов собственной разработки, таких как Prithvi и Agni. "BrahMos Aerospace стала первым примером вновь созданной диверсифицированной компании: мы сами ведем разработку, модернизацию, производство и маркетинг ракетной техники", - утверждает наш собеседник.

Генеральный директор честно признается: "число русских сотрудников у меня небольшое". С точки зрения специалиста по кадрам, BrahMos Aerospace - индийская компания. Роль России - разработка, технологии, НИОКР. Участие Индии в основном приходится на создание наземной части всех систем (соответствующая разработка и производство ведется индийскими специалистами). Управление проектом, маркетинг, участие в выставках по всему миру - это тоже практически целиком возложено на индийскую сторону. Компания имеет центры в Дели и Москве.

На салоне IMDS2013 Сиватану Пиллай сообщил нам, что в настоящее время продолжается реализация проекта по доработке строевых двухместных многоцелевых истребителей ВВС Индии типа Сухой-30МКИ с целью дополнить арсенал этих самолетов ракетами BrahMos. Для этой цели специально создан вариант ракеты с воздушным стартом.

На аэрокосмической выставке в Бангалоре выставлялся Су-30МКИ с ракетой BrahMos. В феврале 2013 года демонстрировался реальный самолет со специально изготовленным центральным пилоном, к которому крепился полномасштабный макет ракеты. Пилон был разработан и изготовлен при непосредственном участии специалистов BrahMos Aerospace. "В ходе выставки продолжился обмен со специалистами ОКБ им. П.О. Сухого относительно вопросов выполнения контракта по интеграции ракеты на самолет Су-30МКИ, подписанного незадолго до открытия Aero India 2013. Мы вместе работаем по заданию ВВС Индии", - сказал наш собеседник.

Напомним, что базовый вариант ракеты PJ-10 с наземным стартом весит три тонны. "Это, безусловно, тяжелый и большой снаряд. Для военно-воздушных сил разрабатывается собственный вариант, для запуска с самолета-носителя. Он весит две с половиной тонны и отличается компоновочными решениями: добавлены управляющие поверхности и по-иному спрофилирована носовая часть", - говорит доктор Пиллай. Предположительно, авиационный вариант оснащаться системой спутниковой коррекции с использованием мульти системных приемников GPS/GLONASS.

Для проведения испытаний будут привлекаться два самолета. От заводского исполнения они будут отличаться новым центральным пилоном для навески ракеты под фюзеляжем. Конструкция пилона разработана индийскими проектировщиками при содействии российских специалистов. Изготовляются пилоны в Индии. К настоящему времени для испытаний практически полностью доработан один самолет и еще один дорабатывается силами корпорации Hindustan Aeronautics Limited (HAL) вместе со специалистами BrahMos Aerospace.

Доктор Пиллай сказал, что сброс полноразмерного макета ракеты BrahMos со специально доработанного Су-30МКИ планируется осуществить в ноябре-декабре. Затем будет проведен второй этап тестирования - пуск "боевого" изделия с самолета-носителя. Начало огневых испытаний запланировано на июнь 2014 года. Принятие на вооружение может состояться в 2015 году.

Согласно ряду публикаций в индийской прессе, в ходе декабрьского визита в Индию Президента России Владимира Владимировича Путина, ОАО "Рособоронэкспорт" перевел в твердый контракт ранее подписанное с индийской стороной соглашение на совместную разработку и производство 216 сверхзвуковых ракет BrahMos авиационного базирования. В частности, журнал The Diplomat (thediplomat.com) пишет, что соглашение, подписанное 24 декабря 2012 года, предполагает, что BrahMos Aerospace и ОКБ им. П.О. Сухого проведут работы по интеграции авиационного варианта ракеты BrahMos в состав комплекса вооружения истребителей Су-30МКИ ВВС Индии. Далее сообщается, что в рамках выполнения программы Super 30 (глубокая модернизация Су-30МКИ), от 40 до 100 самолетов строя будут оснащены такого рода оружием.

Согласно другим источникам, глубокая модернизация самолета по программе Super 30 не будет включать в себя доработки под BrahMos, - последние будут осуществляться отдельно. Высказывается оценка, что реализация проекта по оснащению части индийского парка Су-30МКИ ракетами BrahMos и создание необходимых запасов ракет потребует более одного миллиарда долларов. Из этой суммы чуть более половины получат российские соисполнители.

Сиватану Пиллай сказал нам, что в рамках испытаний второй партии фрегатов проекта 1135.6 семейства Talwar постройки калининградского завода "Янтарь" было произведено три пуска ракет BrahMos в морском исполнении. Один запуск выполнен в Балтийском море в ноябре 2012 года при прохождении этими кораблями различных тестов в рамках процедуры приемки-передачи. Еще два запуска состоялись 7 октября 2012 года и 22 мая 2013 года неподалеку от индийского побережья в штате Goa. Стреляли два фрегата, INS Teg и INS Tarkash. Они уже приняты заказчиком и в настоящее время базируются в Индии. Третий фрегат, INS Trikand в настоящее время выполняет переход с Балтики в Индию; он еще не стрелял ракетами BrahMos.

В середине марта 2013 года произошло еще одно важнейшее событие в истории проекта. Впервые - и успешно - был выполнен пуск ракеты BrahMos из-под воды. Для этого использовался специально изготовленный погружной стенд, расположенный у береговой линии неподалеку об главной базы ВМС Индии Visakhapatnam в Бенгальском Заливе. Для испытаний использовалась ракета в противокорабельном исполнении. Она взлетела из вертикальной шахтовой пусковой установки, что разработана для размещения на подводных лодках.

Стрельба велась по надводной цели удаленной практически на полную рекламную дальность поражения комплекса - 290 км. Запущенная 20 марта 2013 года в 14 часов 10 минут ракета поднялась на высоту 14000 метров, разогналась до скорости в три Маха, захватила цель и разорвалась над ней на высоте 12 метров. Полет длился около 400 секунд. Комментируя событие на страницах индийских газет, руководитель BrahMos Aerospace сказал, что главной целью проведенного испытания была демонстрация возможности запуска ракеты из-под воды. "И это было с успехом продемонстрировано. Ракета готова к размещению на подводных лодках ВМС Индии, которые планируется построить в рамках реализации Project 75-I", - заявил он.

Возвращаясь к данной теме на салоне IMDS2013, Сиватану Пиллай сказал нам, что пуск прошел полностью в штатном режиме, все системы отработали нормально. По мнению нашего собеседника, больше никаких испытаний подобных ракет с погружного стенда делать не нужно. Следующий этап развития тематики ракет с подводным стартом - установка их, вместе с пусковыми установками, на борт субмарины.

"Нам нужна только новая подлодка, специально построенная под использование наших ракет. Считаю, что лучшим вариантом такого корабля будет российский проект", - сказал руководитель BrahMos Aerospace. Он явно имел в виду "Амур 1650" (экспортный вариант проекта 677 "Лада") разработки ЦКБ МТ "Рубин", который предлагается индийской стороне в рамках тендера Project 75-I на шесть корпусов. На салоне IMDS2013 модели "Амура" с отсеком, содержащим вертикальные пусковые установки BrahMos, выставлялись на стендах Объединенной Судостроительной Корпорации и BrahMos Aerospace. Доктор Пиллай категорически против попытки "врезать" дополнительный ракетный отсек в уже существующие корабли - такая переделка будет стоить довольно дорого, и потребует серьезного переоснащения лодки, включая установку другой боевой информационно управляющей системы.

Хотя первоначальные затраты будут большими, проект новой субмарины с ракетным отсеком оправдает себя тем, что на выходе индийский флот получит очень мощный боевой корабль, способный одновременно вести огонь ракетами комплекса Club-S разработки НПО "Новатор" (ударные 3М-14Э, противокорабельные 3М-54Э, противолодочные 91РЭ) и торпедами из шести носовых торпедных аппаратов и, в то же самое время, дополнительно выстреливать ракеты BrahMos из вертикальных пусковых установок - восемь единиц с интервалом в три секунды. В результате, получится залп из 14 снарядов.

Генеральный директор ЦКБ МТ "Рубин" Игорь Владимирович Вильнит подтверждает готовность российской стороны создать экспортные варианты неатомной подводной лодки четвертого поколения, наилучшим образом соответствующий потребностям Индии и соседних стран. "В первую очередь мы предлагаем им "Амур 1650" как действительно очень мощное оружие. При этом говорим, что, у нас есть и "половинная лодка" - корабль практически с двое меньшим водоизмещением - "Амур 950". В регионе Южно-восточной Азии много мест, где большие корабли не нужны, и где лучше всего применять небольшие подводные лодки. Малайзия и соседние с ней государства обращают особое внимание на "прибрежное оружие". Ракетно-торпедное вооружение у "Амура 950" тоже очень серьезное (включает 8 вертикальных пусковых установок ракет и четыре торпедных аппарата - прим ред.), а ценовой показатель - гораздо ниже."

Главком ВМФ России Чирков, вице-премьер Рогозин и гендиректор "Рубина" Вильнит обсуждают будущее НАПЛ проекта 677

В настоящее время на вооружении ВМС Индии стоят несколько типов кораблей, оснащенных ракетами BrahMos в наклонных либо вертикальных пусковых установках. В частности, в их число входят все четыре фрегата проекта 61 тип Rajpur советской постройки (советские моряки называли их "поющими фрегатами" за характерный звук газовых турбин, которые используются в качестве единой силовой установки). Этот комплекс также получили первые корабли типа Shivalik разработки и постройки местной промышленности. Кроме того, комплексом BrahMos оснащены три фрегата проекта 1135.6 второй партии, из которых два уже пришли в Индию и третий выполняет переход. Также говориться об установке пусковых установок на фрегаты типов Godavari, Brahmaputra и Delhi. Кроме ВМС, этим оружием обладают и Сухопутные войска. Согласно отдельным сообщениям, у них имеется шесть батарей (другие источники - четыре полка). По грубым подсчетам, все индийские морские и сухопутные носители способны выпустить единым залпом более ста сверхзвуковых крылатых ракет.

Доктор Пиллай хочет, чтобы ракеты BrahMos, которые уже стоят на вооружении ВС Индии, и зарекомендовали себя как очень мощное и надежное оружие (с 2001 года выполнено более тридцати пусков), также поступили бы и в Вооруженные Силы Российской Федерации. Как известно, МО РФ разместило заказ на шесть фрегатов проекта 1135.6Р/М. Практически, эти корабли мало чем отличаются от индийских "тальваров". Кроме того, МО РФ разместило заказы на 60 самолетов Су-30СМ для оснащения полков морской авиации. Эти машины тоже могут выступить в качестве стартовых платформ для ракет BrahMos.

Однако о планах МО РФ по использованию российско-индийских ракет пока ничего не известно. Возможно, наши военные предпочтут чисто российский вариант - П-800 "Оникс" для боевых кораблей, и ракету с воздушным стартом, которая иногда называется "Альфа". В ходе салона IMDS2013 стало известно о планах по запуску ракет комплекса "Оникс" с борта атомной многоцелевой подводной лодки "Северодвинск" - головного корабля проекта 885 "Ясень". В настоящее время субмарина находится в море, проходит государственные испытания.

По данным открытых источников, в течение 2012 года "Северодвинск" выпустил пять ракет комплекса "Калибр" типа 3М-14 и 3М-54. Дополнительные старты намечены на текущий год. Стрельба "ониксами", возможно, состоится уже в этом году, как часть государственных испытаний "Ясеня". Принятие головного корабля проекта в состав ВМФ России ожидается до конца года, для чего в предварительном порядке необходимо завершить испытания всех систем, включая "Оникс".

Слева направо: генеральный директор ОАО «СПМБМ «Малахит» Дорофеев, президент ОСК Шмаков, вице-премьер Рогозин, главком ВМФ России Чирков, директор ФСВТС Александр Фомин на IMDS2013

В ходе IMDS2013 генеральный директор ОАО «СПМБМ «Малахит» Владимир Юрьевич Дорофеев сообщил представителям индийских СМИ, что он не исключает возможности оснащения вертикальными пусковыми установками, испытанными на "Северодвинске", новых подводных лодок ВМС Индии российской постройки. Он не видит технических сложностей при материализации этой идеи при наличии политического решения.

Будущее компании BrahMos Aerospace связано с системой BrahMos II.

Вот что о ней рассказал нам доктор Сиватану Пиллай: "Это новая разработка, которая рассчитана на скорость, соответствующую числу Маха полета более 5. Идея состоит в том, чтобы в следующие несколько лет создать ударное оружие, которое смогло бы преодолевать перспективную систему ПВО. Не секрет, что в настоящее время интенсивно развиваются технологии противоракет, становится реальностью система ПВО, способная отразить атаку с применением мало скоростных крылатых ракет. В такой ситуации только высокая скорость и низкая заметность могут обеспечить выполнение поставленной нам задачи. Для ее выполнения, нам следует увеличить скорости полета, применить различные схемы уклонения от противоракет, сделать новую ракету менее заметной, применить новые конструкционные материалы, которые бы с одной стороны позволяли выдержать высокотемпературный нагрев, с другой - снизить заметность. Вот, вкратце, концепция положенная в основу BrahMos II. Индийские ученые и исследователи уже работают над этой темой. Им дано пять лет, чтобы разработать необходимые технологии. Может, кому-то это покажется много, но следует помнить о большой сложности сверхзвуковых ракетных технологий".

фото автора


Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer