Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Прогноз

«Главная мелодия винтов»

12 июня 2013 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

В мировом вертолетном хозяйстве сложилась хорошая традиция. В начале года, к своей центральной выставке выпускать прогнозы развития вертолетного рынка. HeliExpo#2013 не стала исключением. Прогнозы Honeywell, Forecast International и др. Сплошные цифры. От диаграмм и графиков в глазах рябит… А что если объединить отдельные разрозненные обзоры в единое целое? И попытаться найти ту, самую «главную мелодию винтов», которая будет звучать на вертолетном рынке в ближайшем и, быть может, отдаленном будущем…

Краткосрочный (пятилетний) прогноз. В период 2013-2017 г.г., по мнению экспертов Honeywell, потребуется 4900-5600 новых вертолетов с газотурбинными двигателями (ГТД). Планы закупок растут во всех регионах мира. Как любят повторять американцы: A rising tide lifts all boats («Прилив поднимает все лодки»)! Если в Северной Америке впервые за пять лет подъем, то в Латинской – самый высокий рост (34%). В течение первых трех лет спрос на вертолеты будет высоким. Поставки достигнут рекордной отметки 1000 вертолетов в год. Однако далее, в 2016 г. и 2017 г. такие темпы возможны при условии сохранения тенденции экономического возвращения. В целом, по сравнению с прошлогодним прогнозом, закупки вырастут на треть (35%!). Пожелания заказчиков удачно совпали с устремлениями отрасли. Кроме того, все больше покупателей понимают, вертолет – это хорошее вложение средств. В результате, в течение ближайших пяти лет на США и Канаду придется 27% мирового  спроса, вместе с Центральной и Южной Америкой – 47% (почти половина). Европа не уступит Северной Америке – 28%, Азия и Океания – 19%, Африка и Ближний Восток – 6%. Рост объясняется укреплением в глазах потребителей репутации вертолета, как надежного и эффективного транспортного средства для решения самых разных задач в корпоративном, многоцелевом, учебно-тренировочном и нефтегазодобывающем секторах.

Какие вертолеты собираются покупать (см. рисунок 1).  

 

По-прежнему впереди легкие вертолеты с одним ГТД, почти 50%. Далее следуют легкие с двумя ГТД и средние вертолеты. Средние – догнали ЛВ с 2 ГТД, вместе они займут половину рынка. Тяжелые – не превысят 4%. По опросам, среди легких однодвигательных наиболее популярными моделями будут: EC130/AS350, Bell407 и R66. Среди легких двухдвигательных чаще других упоминались: EC135, Bell429 AW109. В классе средневесов  предпочитают:  AW139, AW169, Bell412, EC145 и S-76. Из тяжеловесов – Ми-171, S-92 и ЕС225. Здесь российские модели уверенно занимают более половины планов. Что касается любимых моделей (что бы Вы рекомендовали другу или коллеге), первая шестерка в алфавитном порядке выглядит следующим образом: AW139, Bell206, Bell407, Bell412, EC130/AS350 и S-76. На эти модели приходится более половины всех ответов. Подавляющее большинство упоминаний гражданских газотурбинных вертолетов связано с тремя основными производителями вертолетов: Eurocopter, Bell Helicopter и AgustaWestland. На остальных приходится лишь 15%. С учетом поршневых и военных машин распределение рынка «размывается» между производителями следующим образом (см. таблицу).   

Производитель
Количество, %
Стоимость, %
AgustaWestland
9,6
12,4
Eurocopter
22,6
18
Bell
8,4
10,8
Sikorsky
10,8
19,2
Robinson
25,8
 
Boeing
 
10,6
Другие
22,8
29

Что касается использования вертолетов, в ближайшие 12 месяцев, 10% операторов Северной Америки собираются увеличить налет и лишь 3% –    сократить, Европа  +16% и –7%, Латинская Америка +27% и –5%, Ближний Восток и Африка +33% и –15%, Азия +35% и –6%. На рисунке 2 это более наглядно представлено.

 

Несмотря на эффект «центробежной силы»: чем дальше от центра (США), тем больше разброс мнений, на фоне неуверенности просматривается четкая тенденция роста планов. Далее, планы использования разбиваются по интересам см. рисунок 3.  

Сегодня интенсивнее всех летают в секторе нефти и газа – около 750 часов на вертолет, остальные разбились на группы. Первая группа (СМП, туристы, учебно-тренировочная подготовка) – в рамках 410-430 часов на вертолет. Вторая (правоохрана и СМИ) – 375-390 часов на вертолет. Самый низкий налет в корпоративном секторе – менее, 300 часов на вертолет.   

В целом, спрос на вертолеты останется высоким до 2015 г. Планы роста в регионах представлены на рисунке 4.    

Если на планы роста в регионах наложить поставки российских вертолетов в 2012 г. получится лишь одно «совпадение».  Неустойчивая позиция. Для повышения устойчивости необходимо, по крайней мере, не менее, двух.  

Долгосрочный (десятилетний) прогноз. По мнению экспертов Forecast Int., в период 2012-2021 г.г. будет построено 17286 легких коммерческих/гражданских вертолетов  (менее 6800 кг) на общую сумму 58,6 млрд.долл. Сюда вошли: 5803 поршневых и 11483 вертолетов с ГТД, в том числе 6501 с одним ГТД и 4982 с двумя ГТД. Несколько цифр, чтобы понять соотношение поршневых и газотурбинных вертолетов. После кризиса 2008 г. мир производил  в общей сложности 1190 вертолетов, в том числе 290 поршневых и 900 газотурбинных (соотношение 1:4). К 2015 г. ожидается 600 поршневых и 1200 газотурбинных (1:2). Если всего за десятилетие будет выпущено 18000 вертолетов (на сумму 76,8 млрд.долл.), из них 12100 – газотурбинных (68%). Но если не будет рецессии, в противном случае темпы упадут. Стоимость рынка вертолетов с 1 ГТД оценивается 13,6 млрд.долл., а – с 2 ГТД – 42,9 млрд.долл. (76%). Улучшения на рынке гражданских ЛВ связывается с улучшением экономики в США и Европе. Полное возвращение рынка коммерческих ЛВ тормозится запасами вторичного рынка и опасениями распространения кризиса.

Производство гражданских средних/тяжелых вертолетов в период 2013-2022 г.г. прогнозируется на отметке 1965, общей стоимостью 30,4 млрд.долл. Сектор гражданских СВ/ТВ остается хорошей нишей из-за относительно небольшого числа предлагаемых моделей. Размеры, масса и сложность этих машин ограничивает потенциальные размеры рынка. Что касается западных S-92, AS332/EC225, в секторе между верхней частью легкого сегмента и тяжелого в «схватку» вступают AW189 и Вell525. Уже в ближайшей перспективе они начнут «отнимать» заказы у ТВ. В секторе СВ/ТВ до 2017 г. не ожидается превышения уровня 200 вертолетов в год. Высокая стоимость приносит хорошие деньги, поэтому рынок многоцелевых ТВ, способных работать на удаленных морских нефтегазодобывающих платформах, привлекает внимание финансовых домов. В последние годы нефть и газ остается самым важным направлением инвестиций. Одна из причин того, что сегмент более устойчив к падениям, чем другие сектора и быстрее восстанавливается. Растет число крупных финансовых компаний, которые интересуются приобретением, а затем и лизингом вертолетов, но это неновый тренд. Инвесторов привлекает ТВ тем, что остаточная стоимость вертолета выше, чем самолета. «Секрет» в универсальности, благодаря которой вертолет способен менять свое предназначение.  

В 2013-2022 г.г., по данным Forecast Int., будет построено 1805 легких военных вертолетов суммарной стоимостью в 24,3 млрд.долл. По прогнозам Boeing, сегодня в мире потребность в легких ударных  вертолетов около 700. В основном, Чили, Южная Корея и Иордания. Саудовская  Аравия уже заказала 36 вертолетов AH-6i. В последние годы производство легких военных вертолетов росло. Однако в настоящее время рынок находится на пороге замедления и даже некоторого сокращения. В ближайшие 10 лет ожидается чередование периодов подъема и спадов среднегодового темпа производства. В целом, уровень производства в 2022 г. будет несколько выше, чем в 2013-м. Спрос на легкие военные вертолеты ослабнет в Северной Америке и Европе. В последние годы эти два региона в значительной степени способствовали росту рынка. Ослабление спроса в США объясняется приближением завершения цикла реформирования военных закупок вертолетов и значительного сокращения  оборонного бюджета США (из-за свертывания афганского конфликта и дефицита бюджета). Кроме того, есть вероятность сокращения военных расходов из-за урезания бюджета в 2013 г. Даже если удастся избежать секвестра, расходы США на оборону будут продолжать снижаться. Спрос на военные вертолеты будет ослабевать и за пределами США. Возможности роста сохранятся лишь в таких регионах, как Ближний Восток и Южная Азия. Долгосрочные тенденции в большей части стран Европы, также не являются перспективными, из-за серьезных проблем с бюджетами. Особенно удручает специалистов, завершение закупок AW159 Lynx Wildcat и Tiger. Ведущими производителями легких военных вертолетов в 2013-2022 г.г. будут Eurocopter и Bell (Eurocopter – по количеству, а Bell – по стоимости).

На рынке средних/тяжелых военных вертолетов специалисты предсказывают усиление конкуренции среди производителей. В результате повышения конкуренции рынок будет сжиматься. Тем не менее, многие программы сохранятся. Ожидается, что в период 2013-2022 г.г. будет произведено 4796 СВ/ТВ общей стоимостью 114,4 млрд.долл. (в ценах 2013 г.). Начиная с 2005 г.,  вплоть до 2013  г. производство СВ/ТВ постоянно росло и достигло отметки 615 вертолетов в год. В 2013 г. наступит спад, и к 2022 г. производство упадет до 380 вертолетов в год.

Если собрать прогнозы вместе получается следующая картина (см. рисунок 5, слева распределение по количеству вертолетов, справа – по стоимости). 

«Правило третей»: две трети легких вертолетов приносит своим производителям лишь треть доходов, за то треть средних/тяжелых вертолетов – две три. Соотношение стоимости военных и гражданских – сохранится в рамках: 60 на 40. 

Подведем некоторые итоги, несмотря на то, что к результатам опросов нужно относится осторожно (тот факт, что в топ-листе из шести – три модели Bell, убедительно свидетельствует: опрос построен на ответах американцев), абсолютное большинство прогнозов настроено позитивно и предсказывает возвращение отрасли. Все регионы уходят вперед. В планах повышение спроса в главных центрах мира вертолетов (США и Европа). На третье место вышли Латинская Америка и Азия, здесь спрос достигнет наивысшего уровня. В целом, планы приобретения газотурбинных вертолетов разделились между западным и восточным полушариями практически поровну. Однако рост, о котором так много говорится, будет серьезно сдерживаться высокими ценами и отсутствием средств у населения. Получается: Сдержанный рост! Оптимизм вселяют новые вертолетные технологии, которые открыли операторам возможность управления расходами, эффективностью и безопасностью.

А как же «главная мелодия винтов»? Мир вертолетов  еще только «пишет» свою мелодию. Поздними вечерами, во время подготовки материала я слушал «Маленькую ночную серенаду» Моцарта. Послушайте. Быть может, увидите, как стремительно «разливаются» сферы применения вертолетов, планета все больше и больше «погружается» в вертолетную зависимость. Сила и глубина воздействия вертолетов нарастают, и в критических ситуациях они становятся незаменимы…    


Евгений Матвеев



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBt5Zg
Объявление: http://perevozki.youdo.com/city/furniture/, подробнее >>
https://youdo.com/auto/tuning/mercedes/, посетить сайт.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer