По словам Velupillai, в текущем году компания ожидает сохранения достигнутого уровня реализации готовой продукции. "Эрбас" отправила заказчику свой первый самолет А300-600 в исполнении VVIP в 1985 году, а общее количество заказов на ACJ перевалило за 170.
Господин David Velupillai возглавлял делегацию "Эрбас" на выставке LIMA'2013, что прошла в период с 26 по 30 марта 2013 года на малазийском курортном острове Langkawi, где и состоялась наша беседа. "Я очень вдохновлен зрелищным открытием программы воздушного показа LIMA'2013: она началась с пролета сверхбольшого пассажирского лайнера А380 малазийского национального авиаперевозчика Malaysian Airlines (MAS) в сопровождении четырех истребителей ВВС Малайзии типа Су-30МКМ", - подчеркнул он.
Вместе с тем, собеседник отказался комментировать факты совпадения времени появления на салоне утром 26 числа и убытия с выставки в полдень того же дня премьер-министра Малайзии господина Yab Dato Sri Mohd Najib Tun Abd Razak и времени выполнения чартерного рейса самолета ACJ A320 с регистрационным номером 9H-AWK швейцарского VVIP перевозчика Comlux. Несмотря на регистрацию на Мальте, носовая часть этого воздушного судна украшена изображением государственного флага Королевства Малайзия и надписью Malaysia.
Наряду с использованием самолетов западных производителей, Comlux выступает в качестве стартового заказчика на российский Sukhoi Business Jet (SBJ). Это деловой вариант «Суперджета», отличающийся от базовой пассажирской машины повышенной дальностью (свыше семи тысяч километров) и салоном класса VVIP.
Относительно покупателей ACJ и людей, путешествующих на их борту, господин Velupillai заметил, что в основном они "очень скрытны и не хотят афишировать" факты владения или пользования воздушными судами с интерьерами повышенного уровня комфорта. "Довольно часто факт поставки очередного ACJ становится достоянием общественности только после того, как новая машина покажется в каком-то аэропорту, где ее могут увидеть случайные люди", - добавил он.
Заметим, что на одной из пресс-конференций российской Объединенной Национальной Ассоциации Деловой Авиации (ОНАДА) ее руководители сказали, что деловые самолеты сверхтяжелого класса (весом конструкции более двадцати тонн) они относят к "предметам роскоши" и, поэтому, не считают своей первоочередной задачей борьбу за снятие с них действующей в России 20-% импортной пошлины. "Те, кто покупают Gulfstream 650, VVIP варианты самолетов Airbus и Boeing, будут делать это несмотря ни на какие пошлины... у них всегда найдутся деньги заплатить сполна", - отметил вице-президент ОНАДА Евгений Юрьевич Бахтин.
Среди пользователей самолетов ACJ - специальный летный отряд (СЛО) российского правительства (у него два ACJ319, закупленных в годы мирового кризиса), его украинский аналог (одна машина приобретена в 2005г.), а также королевская семья Саудовской Аравии. Богатые нефтью страны, а также государства Юго-восточной Азии с бурно растущей экономикой продолжают оставаться важнейшими рынками сбыта для подразделения корпоративных самолетов компании «Эрбас», - заявил David Velupillai.
Собеседник подтвердил информацию о недавней продаже саудовским принцем Al-Waleed bin Talal bin Abdul Al Saud "другому лицу" самолета типа А380. Эта машина, из числа самолетов первой партии для проведения испытаний, находилась в собственности коронованной особы с 2008 года, пока решался вопрос о ее конвертации из летного прототипа в самолет делового класса.
Сообщалось, что принц купил А380 за сумму около полумиллиарда долларов. В прессе гуляли сообщения по оборудованию интерьера с интригующими подробностями. В итоге все они оказались домыслами – самолет и по сей день остается неукомплектованным.David Velupillai не уточнил, кто стал новым владельцем воздушного судна.
Вместе с тем, собеседник уверил, что данный самолет, именуемый не иначе как "Летающий дворец" (Flying Palace), будет эксплуатироваться, как и предполагалось ранее, в индустрии деловой авиации. Представитель Airbus посоветовал поменьше верить "всяким дизайнерским фирмам и дизайнерам", которые в последнее время активно уверяют общественность, что именно им достался контракт на разработку интерьера для этого самолета. "Они делают это исходя из соображений собственного пиара", - сказал он. На самом деле, соответствующий конкурс пока еще не завершен.
Возвращаясь к теме Малайзии, David Velupillai сказал, что здесь не базируется постоянно ни один из поставленных покупателям самолетов ACJ. Отмечается лишь временное появление некоторых из них. "В основном они выполняют один-два чартерных рейса и улетают, и только порой отдельный самолет может задержаться на месяц-два".
А вот соседние государства имеют такие самолеты в собственном парке. Например, в составе ВВС Таиланда числится один ACJ319. Три самолета постоянно базируются в Брунее, еще два - в Индии. Частная австралийская компания Sky Trader, обладающая несколькими самолетами класса VVIP, обслуживает правительства нескольких стран ЮВА, а также выполняет рейсы по заказу правительственных структур, в том числе полеты в рамках программы исследования Арктики.
Несколько самолетов ACJ базируются в Гонконге. Они находятся под управлением BAA Jet Management - специализированной компании, предоставляющей услугу VVIP перевозок, и ассоциированной с китайской авиакомпанией China Eastern.
В течение последних нескольких лет Китайская Народная Республика серьезно увеличила парк самолетов класса VVIP и стала лидером в ЮВА по числу базирующихся здесь самолетов семейства ACJ. По данным открытых источников, их число достигло двадцати единиц, причем все - на базе узко фюзеляжного семейства А320. Кроме правительственных структур, некоторые летают под флагом специализированных авиакомпаний, таких как Deer Air. Специально для заказчиков в Китае и соседних странах фирма "Эрбас" разработала концепт интерьера Phoenix ("Феникс"). Его отличительный элемент - большой круглый стол в середине салона, удобный как для проведения конференций, так и для карточных игр.
Возвращаясь к Малайзии, господин Velupillai с удовольствием отметил, что местный бюджетный авиаперевозчик Air Asia стал одним из первых получателей самолетов A320ceo, отличающихся усиленной конструкцией крыла с законцовками нового вида - sharklets. В частности, такой самолет обслуживает воздушную линию, связывающую столицу государства город Kuala Lumpur и остров Langkawi. Поставка первого ACJ с подобными "шарклетами" ожидается в конце этого - начале следующего года, сказал наш собеседник.
Со своей стороны, отметим и другой интересный факт - конкурирующая с Air Asia на данном маршруте авиакомпания MAS использует на нем новый самолет типа Boeing 737-800 c интерьером, в дизайне которого используются элементы пассажирской кабины флагмана американского пассажирского самолетостроения - "Лайнера мечты" (Boeing 787 Dreamliner).