Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Экспертное мнение

Сто миллионов долларов на Су-30МКМ

22 апреля 2013 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

В ходе выставки LIMA’2013 Министерство обороны Малайзии и Компания «Сухой» подписали дополнение к контракту DPA (Direct Purchase Agreement). По сути, данный документ представляет собой пролонгацию долгосрочного контракта на поддержку в эксплуатации парка самолетов типа Су-30МКМ Королевских Военно-воздушных Сил Малайзии (КВВСМ).

Со стороны заказчика подписи поставил генеральный секретарь Министерства обороны Малайзии господин Datuk Dr. Haji Ismail Haji Ahmad, исполнителя - заместитель генерального директора по маркетингу Компании «Сухой» Александр Клементьев и директор по послепродажному обслуживанию Компании «Сухой» Вячеслав Лозан.

Церемония подписания проводилась в большом конференц-зале выставочного центра Mahsuri, под вывеской «The supply of articles, services and technical assistance for Su-30MKM aircraft. RM300,000,000.» Пикантной особенностью публичной процедуры стало следующее обстоятельство. Одновременно с вышеуказанным соглашением по Су-30МКМ, господин Ismail подписал аналогичный документ по истребителям-бомбардировщикам F/A-18D, военно-транспортным самолетам C-130, вертолетам S61 и S70 со специализированной компанией, занимающейся обслуживанием боевых авиационных комплексов американского производства (которая к Компании «Сухой», естественно, не имеет никакого отношения).

Пролонгации сервисного соглашения в Малайзии предшествовало подписание, в январе 2013 года, Генерального соглашения между Компанией «Сухой» и Корпорацией «Иркут». «Мы объединили наши усилия, имея главной целью достижение нормативного уровня эксплуатации и боевой готовности истребителей типа Су-30МКИ/МКМ, - подчеркнул Александр Николаевич Клементьев, - Я убежден, что эта задача применительно к малазийским самолетам будет решена, поскольку бюджет контракта формировался на базе опыта, который мы получили в течение первых трех лет работы в Малайзии».

Пролонгация стала логическим продолжением большой совместной работы за предшествующий трехлетний период. При этом заказчик счел необходимым увеличить средства, отпускаемые Компании «Сухой», в три раза по сравнению с предыдущим контрактом. Стоимость работ и услуг, которые окажет поставщик услуг вместе со стоимостью имущества, что российская сторона должна поставить в течение следующих трех лет, составляет 300 миллионов ринггит. По текущему обменному курсу это около  ста миллионов американских долларов. «Это позволит нам более плотно заняться поддержкой самолетов в эксплуатации, более оперативно реагировать на различные возникающие ситуации. И, самое главное, будет обеспечено постоянное присутствие специалистов компании «Сухой» и корпорации «Иркут» на базе Gong Kedak Королевских ВВС Малайзии», - заявил Александр Клементьев.

В течение 2007-2010 годов Россия поставила Малайзии 18 самолетов типа Су-30МКМ. Они были изготовлены на Иркутском Авиационном Заводе (ИАЗ) – главной промышленной площадке Корпорации «Иркут». Крылатые машины получили высокую оценку летного состава и высокопоставленных государственных деятелей Малайзии. Между тем, гарантийный срок на поставленные самолеты истек.

Сегодня обслуживание этих машин осуществляется следующим образом. Долгосрочный контракт содержит в себе весь понятийный аппарат и описывает все процедуры, связанные с осуществлением следующих работ. Первое – поставка специального имущества. Второе – проведение ремонта оборудования. Третье – командирование российских специалистов с целью проведения работ, оказания технической и консультативной помощи местным специалистам, а также прочих видов услуг, предусмотренных контрактными обязательствами.

Приложение к контракту определяет перечень узлов, агрегатов и другого потребного имущества, которое необходимо для обеспечения бесперебойной эксплуатации малазийского парка Су-30МКМ. Для осуществления соответствующих работ у Компании «Сухой» имеется долгосрочная лицензия. Ее наличие позволяет российской стороне оперативно реагировать на запросы иностранных пользователей отечественной авиатехники. В каждом конкретном случае время реакции определяется характером поступившего запроса. Оно достигает максимального значения в случае, когда выполнение заявки связано с изготовлением необходимого узла или агрегата, и определяется длительностью производственного цикла.

Российская сторона тесно взаимодействует с малазийскими специалистами с целью обеспечить наличие на территории заказчика необходимой номенклатуры и количества потребного ЗИПа. Это нужно для сокращения времени реагирования на возникающие ситуации. Отказавшее оборудование будет проходить освидетельствование российскими специалистами, работающими в Малайзии на постоянной основе в тесном контакте с офицерами КВВСМ, с целью сделать вывод: подлежит ли оно ремонту с восстановлением функциональности в местных условиях, или требует отправки на ремонт в Россию?

Работы, проводимые непосредственно на самолетах, полностью выполняются малазийскими специалистами, а россияне только лишь оказывают содействие. Все виды работ, связанные с предполетной и послеполетной подготовкой, а также регламентными работами, осуществляется силами технического состава КВВСМ. Постепенно в эту работу включается Сервисный центр, построенный российской стороной в рамках поставочного контракта. Сервисный центр принадлежит правительству Малайзии. Он расположен на территории военно-воздушной базы Gong Kedak. Малазийской стороне потребуется еще некоторое время для того, чтобы дооборудовать Сервисный центр для обеспечения его работы в соответствии с расчетной мощностью.

Решением правительства определен оператор центра - Aerospace Technology Systems Corp. Sdn Bhd (ATSC). Он представляет собой российско-малазийскую компанию (акционерами являются ОАО «Рособоронэкспорт» и ОАО «РСК «МиГ»), которая осуществляет взаимодействие как с российской стороной, так и с КВВСМ. Кроме самолетов марки «Су», ATSC также занимается и МиГ-29N/NУБ, являясь оператором специализированного Сервисного центра на военно-воздушной базе Kuantan.

Группа российских специалистов в составе трех человек, которая работала в Малайзии на основе предыдущего сервисного соглашения, в январе 2013 года вернулась на родину. Подписание очередного контракта позволяет сформулировать задачи для новой группы, состав которой по специальностям определен. В настоящее время формируется персональный список. Предполагается, что в составе группы будет 15-20 человек. Сторонам еще предстоит договориться: либо группа выезжает из России сразу в полном составе и будет работать на территории заказчика на долгосрочной основе, либо будут выезжать отдельные специалисты по мере необходимости проведения отдельных работ. Предполагается, что все виды обслуживания поставленных Россией истребителей типа Су-30МКМ, за исключением капитального ремонта планера, двигателей и наиболее сложных бортовых систем, будет проводиться в Малайзии. В том числе это касается двигателей АЛ-31ФП, для работы с которыми построен специальный цех.

Сегодня самой актуальной темой считается отправка в Малайзию вновь сформированной бригады российских специалистов Они на месте займутся обучением малазийцев и оказанием практического содействия техническому составу КВВСМ и привлеченным специалистам местных компаний в деле грамотной эксплуатации самолетов марки «Су». В целом, боеготовность малазийского парка Су-30МКМ оценивается как «достаточно высокая» (65-70%). Заявляется о желании сторон поднять боеготовность парка до 80%. Для этого в ближайшее время необходимо оценить состояние всех восемнадцати самолетов. В настоящий момент разработчик и производитель не обладают всей полнотой информации по многим машинам. Это связано с тем, что по истечению гарантийного срока в Малайзии отсутствовали квалифицированные специалисты из России. Подписание нового контракта дает возможность сформировать группу достаточной численности и обеспечить ее работу на территории заказчика. По прибытии, она займется оценкой технического состояния самолетов, и составлением списка запасных частей, которые необходимы немедленно.

В настоящее время российская сторона временно не оказывает содействие КВВСМ в деле подготовки летных экипажей. Считается, что малазийские летчики освоили новый тип летательного аппарата. На сегодняшний день задачи, которые поставлены Главкомом КВВСМ перед 11-й эскадрильей решаются без привлечения российских инструкторов. Однако, по мнению Компании «Сухой», в обозримом будущем содействие российских специалистов может вновь потребоваться. Это объясняется этапностью освоения малазийскими летчиками российской авиатехники. Вот что на сей счет сказал нам господин Клементьев: «На более глубоких, более серьезных этапах освоения нашей техники, я не исключаю участие российской стороны в процессе подготовки летного состава КВВСМ. Более того, я думаю, что мы будем предлагать направить в Малайзию группу наших специалистов включая летчиков, владеющих нюансами эксплуатации поставленной авиатехники. Это даст возможность обеспечить необходимый уровень освоения этой техники».

О высокой квалификации летчиков КВВСМ говорит великолепный пилотаж, который они продемонстрировали в ходе программы летного показа на выставке LIMA’2013. Наблюдавший за полетами главнокомандующий ВВС России генерал-лейтенант Виктор Николаевич Бондарев отметил мастерство экипажей Су-30МКМ, поставив им оценку «очень хорошо». По мнению специалистов Компании «Сухой», демонстрационные полеты самолетов с бортовыми номерами 11 и 16 «полностью соответствовали возможностям машины, что говорит о качестве подготовки летчиков». Тем не менее, «Русские витязи», выступавшие на самолетах Су-27, за счет своего высочайшего мастерства выполняли сложнейшие элементы пилотажа и смотрелись «на уровне» даже в сравнении с Су-30 поколения 4+. Главком Виктор Бондарев в неофициальной части авиасалона выразил уверенность, что после переоснащения группы «Русские витязи» на новые самолеты Су-35 уровень сложности выполняемых элементов пилотажа еще более возрастет.

Единственной крупной проблемой КВВСМ считается довольно частая смена экипажей. Высококвалифицированные летчики долго на службе не задерживаются, - их переманивают на высокооплачиваемую работу коммерческие авиакомпании.

Представители Компании «Сухой» отказались дать однозначный ответ на вопрос, грамотно ли сегодня эксплуатируются самолеты Су-30МКМ? «Могу согласиться с утверждением, что у малазийской стороны имеется достаточное количество грамотных специалистов. А вот достаточно ли они обучены некоторым видам работ на российской авиатехнике? Это сложный вопрос», - сказал Александр Николаевич Клементьев.

Как, после завершения дооборудования Сервисного центра, будет участвовать в послепродажном обслуживании самолетов марки «Су» компания ATSC пока тоже остается загадкой. С одной стороны, в ее штате имеются специалисты с очень хорошей базовой подготовкой. Однако остаются вопросы насчет тренинга. Другими словами - опыта и квалификации, необходимой для квалифицированного выполнения конкретных видов работ на самолетах российского производства. «Решением этих и других вопросов мы занимаемся вместе с заказчиком. Мы уже согласовали и заложили в новый контракт график выполнения различных работ и меры по подготовке к ним. Мы также заложили туда вопросы производственного и технического обучения», - сказал наш собеседник.

Возможны дополнительные поставки в Малайзию самолетов типа Су-30МКМ. Однако о сроках и количестве пока говорить трудно в связи с неясными перспективами в отношении предполагаемой замены МиГ-29N, поставленных в 1995 году. Официально соответствующий конкурс еще не открыт. Между тем, с целью демонстрации потенциальному заказчику на выставке LIMA’2013 были представлены истребители F/A-18F Super Hornet, SAAB Gripen, Eurofighter EF-2000 Typhoon и Dassault Rafale. С одной стороны, это выглядит странно. С другой, подобная ситуация характерна для нескольких стран мира, что осуществляют закупки военной техники через международные тендеры. В частности, она наблюдается в Индии, Бразилии и Малайзии. Никто не может четко сказать, на каком этапе находится конкурс, кто в нем является фаворитом, кого включили в короткий список? Приходится верить слухам и домыслам. Бывает, что проведение тендера затягиваются на 8-10 лет. Сам факт такого затягивания заставляет усомниться в серьезности намерений организаторов. Между тем, участие в конкурсе для производителя связано с работой на авиатехнике, ее производством с соответствующими циклами, графиком поставки и так далее. Когда же конкурс растягивается на много лет, выбор того или иного самолета на основе критериев десятилетней давности зачастую уже не отвечает реальным потребностям заказчика.

Продвижением российской авиатехники за рубежом занимается «Рособоронэкспорт». Со своей стороны, Компания «Сухой» осуществляет необходимое содействие, готовит в необходимом объеме документацию. Она позволяет «Рособоронэкспорту» должным образом консультировать потенциальных заказчиков в лице Министерства обороны страны-импортера.

Когда ожидать объявления международного конкурса на замену МиГ-29N? Говорят, решение на этот счет жестко связано с предстоящими в Малайзии всеобщими выборами. Из практики закупок боевой авиатехники известно, что накануне ухода в отставку правительство не идет на подписание крупных поставочных контрактов. А если такое и происходит, новое правительство довольно часто начинает свою деятельность с ревизии работы предыдущего кабинета. Нередко это выражается в поиске различного рода нюансов и мотивов в документах, подписанных «под выборы». Бывает, даже твердые контракты отменяют из-за подозрений в коррупции. Как правило, серьезные решения на закупку боевой авиатехники принимаются правительствами, которые либо находятся в начале пути и имеют кредит доверия общества, либо правительствами, которые находятся в середине срока своей работы.

Применительно к Малайзии производителям остается только терпеливо дожидаться результатов выборов. Затем, по истечении какого-то времени после утверждения нового состава правительства и пересмотра бюджета, можно ожидать очередного витка развития событий. В частности, применительно к конкурсу на замену МиГ-29, - выпуска RFI (request for information, запрос на информацию). Российская сторона готова откликнуться на приглашение малазийской стороны и принять участие в международном тендере, если таковой будет объявлен.

Сегодня на мировом рынке имеется пять основных производителей и пять боевых машин, широко предлагающихся на экспорт. Все они выполнены на сопоставимом техническом уровне, и различаются в основном из-за специфических требований, сформулированных министерствами обороны своей страны. Если заказчик оформляет четкие требования, сразу определяется фаворит. Конечно, при желании можно выступать с тяжелым двухмоторным Су-30 против легкого однодвигательного «Грипена». Однако когда к участию в конкурсе приглашаются сразу все пять мировых производителей, можно засомневаться, преследует ли соревновательный процесс декларируемые цели.

Справка по ATSC

Компания Aerospace Technology Systems Corp. Sdn Bhd (ATSC) образована 25 июня 1994 года на основе меморандума о взаимопонимании между правительством Малайзии и российскими компаниями «Росвооружение» (в настоящее время «Рособоронэкспорт») и МАПО (в настоящее время РСК «МиГ»). ATSC является подразделением холдинга National Aerospace and Defence Industries Sdn Bhd (NADI), которому принадлежит 70% акций. Доли российских акционеров 25% и 5% соответственно. Министерство Финансов владеет «золотой акцией».

Основным видом деятельности ATSC является поддержка в эксплуатации и проведение доработок на парке самолетов МиГ-29N/NУБ и Су-30МКМ КВВСМ, включая проведение различных форм ТОиР, обеспечение запасными частями и расходными материалами, выполнение проверок, обслуживания и доработок в части планера, двигателей и авионики. По видам деятельности бизнес компании распределен между четырьмя составляющими: техническое обслуживание и ремонт (ASM), маркетинг и поддержка заказчика (MPS), Технический центр по самолетам марки «МиГ» (MTC) и Технический центр по самолетам марки «Су» (STC).

Выполняя указания Правительства и Министерства Обороны, ATSC способствует развитию бизнеса по налаживанию, на мощностях местных предприятий, выпуска широкой номенклатуры запасных частей и компонентов для авиационных комплексов. При этом преследуются цели локализации обслуживания и ремонта приобретенной за рубежом авиатехники и вхождения в число поставщиков глобальных производителей.

STC расположен на базе КВВСМ Gong Kedak в провинции Terengganu. Центр основан в 2011 году с задачей проведения ТОиР на парке самолетов Су-30МКМ. По заявлениям компании, к настоящему времени ее специалисты освоили проведение проверок, необходимых после налета очередных 200 часов, и проведение предписанных производителем работ по поддержанию летной годности самолетов. Освоены работы на оптико-электронном  прицельно-навигационном комплексе ОЭПрНК, оптической локационной станции ОЛС, радиолокационной станции Н-011М и электродистанционной системе управления полетом (ЭДСУ), а также ремонт двигателей АЛ-31ФП путем замены отказавших модулей на запасные. Российская сторона подтверждает факты завершения строительства центра и передачи его заказчику, однако заявляет о необходимости заполнить его склады определенным количеством запасных частей, чтобы появилась возможность проводить ремонтные работы. Кроме того, она заявляет о необходимости обучить малазийских специалистов проведению конкретных работ на российской авиатехнике.

MTC расположен на базе КВВСМ Kuantan в провинции Pahang. Он занимается обеспечением бесперебойной эксплуатации парка МиГ-29N/NУБ и доработками. В состав MTC входит Центр Ремонта Компонентов, расположенный в MEC City провинции Pahang. Он осуществляет ремонт и проверка различных блоков, агрегатов и узлов самолетов МиГ-29.

ASM расположен в комплексе NADI неподалеку от аэропорта имени Султана Abdul Aziz Shah города Subang провинции Selangor. Он был создан для проведения ТОиР на летательных аппаратах специального назначения и выполнения разного рода программ по аэродромному оборудованию. В частности, ASM занимается разработкой и изготовлением различных видов аэродромного оборудования, включая тележки, стенды и платформы. Мощности ASM также развернуты на территории баз Butterworth, Kuantan и Gong Kedak.

MPS занимается вопросами логистики, связанными с приобретением и доставкой запчастей, расходных материалов и других позиций в перечне имущества необходимого для обеспечения бесперебойной эксплуатации самолетов типа «МиГ» и «Су». В распоряжении MPS имеется развитая сеть поставщиков и ремонтных организаций, имеющих сертификаты и разрешения на работу с блоками и компонентами к истребителям российского производства.


Владимир Карнозов


комментарии (1):

Kisa      23/04/2013 [13:37:04]#1
Короче, всё в руках ГОСПОДА БОГА...Возможно , это не по-христиански, одним из факторов будет
- статистика[сами знаете какая],
- цена аппаратов, работ, услуг,
- гибкость позвоночника про[изводителя] и про[давца]
- хозяйственная жизнеспособность РФ, экономики, отрасли...
...и - всё это без гарантий...
Боже, вразуми "распиловщиков"тела бюджета...





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год



AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgCAYTx
Услуги грузоперевозок: http://perevozki.youdo.com/city/furniture/, недорого.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer