Уважаемый Владимир Владимирович!
11 апреля Совет директоров ОАО «Авиадвигатель» в соответствии с прямой директивой генерального директора ОАО «ОПК ОБОРОНПРОМ» Д.Ю. Леликова должен принять решение об отстранении от управления нашим предприятием Управляющего директора, Генерального Конструктора Иноземцева Александра Александровича под надуманным предлогом разделения должностей управляющего директора и генерального конструктора. Декларируемая цель реструктуризации - «оптимизация управления» и «разделение конструкторской и производственной деятельности». По новой структуре управления к «производственной деятельности» Оборонпром относит финансовую, кадровую, правовую и охранную деятельность – именно от этой деятельности отстраняют Иноземцева.
ОАО «Авиадвигатель» – ведущий в России центр создания газотурбинных двигателей для гражданской и военной авиации, газотурбинных установок и электростанций для крупнейших предприятий ТЭК России.
В активе нашего КБ – двигатели для самолетов и вертолетов известных конструкторов: Ильюшина, Туполева, Лавочкина, Яковлева, Миля. Именно их крылатые машины с двигателями пермского КБ прославили на весь мир отечественную авиацию. Названия этих самолетов и вертолетов говорят сами за себя: И-15, Ла-5, Ту-2, Ил-14, Ми-6, Ту-124, Як-24, Ту-134, Ил-62М, Ми-10, Ил-76, Ту-154М, МиГ-31, М-55, Ту-214, Ил-476, Су-47 «Беркут». Это пермские двигатели поднимают в небо Ваши, Владимир Владимирович, Ил-96 и Ту-214.
Наша фирма сильна не только в небе, но и на земле. Созданные на основе уникальных авиационных технологий более 650 пермских газовых турбин качают газ, вырабатывают электроэнергию и тепло на многочисленных объектах «Газпрома», «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза» и др.
Конструкторское бюро «Авиадвигатель» является головным разработчиком двигателя ПД-14. Работы по созданию двигателя ПД-14 ведутся в рамках ФЦП «Развитие ГАТ России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», Государственной программы РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы". Сроки разработки и сертификации двигателя ПД-14 синхронизированы с графиком работ по самолёту МС-21 и строго соблюдаются.
Управление конструкторскими бюро, работающими в наукоемких секторах экономики, сложный неординарный процесс, имеющий свою специфику: в конструкторском бюро может быть только одно первое лицо – Генеральный конструктор, на нём лежит полная ответственность, и у него же должна быть вся полнота власти. Генеральным конструктором может быть только профессионал с практическим опытом работы и глубоким знанием продукта, его тонкостей и особенностей отрасли и т.п. Эффективные менеджеры-управленцы в таком деле абсолютно бесполезны, в противном случае в мире было бы много разных конструкторских школ, а у России не было бы проблем с инновациями!
Пока единоначалие Генерального конструктора сохраняется – конструкторское бюро работает эффективно. Стоит его нарушить – КБ погибает. Наглядный пример – СНТК им. Н.Д. Кузнецова, одно из самых мощных КБ в Советском Союзе. В 2004 году акционеры приняли решение о разделении полномочий генерального директора и генерального конструктора, передаче власти «человеку со стороны», переводе генконструктора на вторые роли, а затем – о слиянии КБ и серийного завода. В результате уникальный Самарский научно-технический комплекс, переименованный в ОАО «Кузнецов», стал стремительно терять кадры и деградировать. Сегодня самарский «сценарий» разыгрывается в Перми. Результат будет тот же!
Промышленную политику государства в авиационном двигателестроении осуществляют государственные структуры: ОАО «УК «ОДК» (100% «дочка» ОПК «Оборонпром») и ОПК «Оборонпром» (100% «дочка» ГК «Ростехнологии»). Государство, объявив курс на переход от экспортно-сырьевой к инновационной модели экономического развития, создало под эту идею госкорпорации, выделив им немалые бюджетные средства, в т.ч. - на разработку инновационной продукции. Однако, сегодня конкретные руководители этих структур, обязанные по статусу блюсти интересы государства, разрушают существующие конструкторские школы, без которых об инновационном развитии авиационной промышленности можно забыть. Их действия красноречиво свидетельствуют о наличии скрытых целей, не имеющих ничего общего с пользой для Отечества.
Почему вновь назначенные руководители ОДК так хотят убрать Иноземцева? Может быть потому, что под руководством Иноземцева за 3 года проект создания ПД-14 уверенно дошел до точки принятия решения: будет самолёт МС-21 летать с российскими двигателями ПД-14 или американскими PW1400G? Проект ПД-14, реализуемый по гейтовой системе, успешно развивается, пройдены 3 контрольных рубежа: разработаны и освоены ключевые технологии производства, собран двигатель-демонстратор технологий, демонстрационный вариант двигателя успешно проходит испытания, подтверждающие его конкурентоспособность, документы на ПД-14 переданы для сертификации в АР МАК. Конструкторы свою часть обязательств выполнили в срок. Проект создания 100%-но российского двигателя достиг стадии подписания твердых контрактов. Твердые контракты на поставку двигателей должно заключить ОАО «УК «ОДК», как головной исполнитель проекта ПД-14, получающий деньги на его разработку и производство от государства.
Именно в этот момент новое руководство ОДК коренным образом меняет политику управления.
На первом этапе существования ОДК был произведен ряд управленчески грамотных и обоснованных действий: создан инженерный центр корпорации, назначен Генеральный конструктор ОДК, выпущен ряд приказов, в том числе о введении программно-проектного управления (именно так работают ведущие двигателестроительные корпорации PW, GЕ,RR) и положений по управлению НИ ОКР в корпорации. Интересы и усилия разных предприятий: КБ, отраслевых научных институтов, серийных заводов, профильных вузов – были объединены в рамках реализации конкретных проектов: ПАК ФА, ПД-14 и пр., создана мощная кооперация, позволяющая реализовать амбициозные цели в интересах национальной безопасности.
В прошлом году курс радикально изменился: от программно-проектного управления ОДК перешла к политике организации дивизионов. Под руководством Оборонпрома в ОДК созданы 4 дивизиона: военных, гражданских, промышленных, вертолетных двигателей. Головными предприятиями дивизионов являются серийные заводы, которым переданы полномочия управления конструкторскими бюро. Компетенция развития и руководства НИ ОКР никогда не являлась ключевой для серийных заводов, такая схема управления неизбежно приведёт к «растворению» КБ в составе заводов и их фактическому уничтожению. По многочисленным заявлениям руководителя ОДК В. Масалова и генерального директора Оборонпрома Д.Леликова создание дивизиональной структуры корпорации должно повысить ее эффективность и конкурентоспособность. В действительности эффективной любую деятельность делают конкретные личности, обладающие профессиональными знаниями, практическим опытом, авторитетом в своем деле. Не зря мировыми двигателестроительными корпорациями руководят профессионалы, проработавшие в них 10-20-30 лет, знающие особенности продукта, бизнеса, отрасли и т.п. В иерархических дивизиональных структурах востребован другой тип руководителей: послушные и зависимые от вышестоящего начальства «временщики», готовые выполнить любой приказ в ущерб делу. Профессионалы здесь не нужны: в начале апреля за «большую самостоятельность» «ушли» из отрасли Юрия Елисеева, сегодня создаются все условия, вынуждающие к уходу Александра Иноземцева.
Дивизиональная структура искусственно создает непреодолимые препятствия для реализации проекта ПД-14, который изначально задумывался как объединение усилий всех предприятий ОДК - «Авиадвигатель», «ПМЗ», «УМПО», «Мотор», «Сатурн», «Салют», и др. Кооперация предприятий под эгидой ОДК позволила использовать наиболее сильные стороны каждого для создания в сжатые сроки конкурентоспособного двигателя, помогла сосредоточить интеллектуальные усилия коллективов и финансовые средства государства для создания продукта, нужного нашей стране, который даёт шанс вернуть российский авиапром на достойный уровень.
Сегодня предприятия, участвующие в кооперации по созданию ПД-14, относятся к разным дивизионам и имеют совсем другие интересы. Как сказано в Положении о Дивизионе «Двигатели для гражданской авиации», разработанном ОДК, «Основной целью создания Дивизиона является обеспечение прибыльности дивизиональных обществ через эффективное управление портфелем продуктовых программ ОДК, закрепленных за Дивизионом», т.е. задача дивизиона - сосредоточить усилия предприятий на утвержденных генеральным директором ОДК продуктовых программах в ущерб созданию двигателя ПД-14 и других приоритетных проектов.
Дивизиональная структура противоречит интересам государственной безопасности РФ. Министерство обороны неоднократно заявляло о своей заинтересованности в массовом производстве военно-транспортных самолетов Ил-76ТД-90А, Ил-76МД-90А и восстановлении производства уникального истребителя-перехватчика МиГ-31. Разработкой, изготовлением, ремонтом, техническим сопровождением и послепродажным обслуживанием двигателей для этих самолетов занимаются пермские «Авиадвигатель» и «ПМЗ», входящие в состав дивизиона «Двигатели для гражданской авиации». Однако, в перечне продуктовых программ дивизиона данные двигатели отсутствуют. Нет их и в продуктовых программах дивизиона «Двигатели для боевой авиации» (приказы ОАО «УК «ОДК» №99 от 18.08.2011, № 239 от 09.10.2012). Очевидно, приоритеты обороноспособности страны лежат вне сферы интересов руководства ОДК и Оборонпрома. Чьи же тогда интересы представляют и защищают руководители государственных корпораций Оборонпром и ОДК?
ОАО «УК «ОДК», как головной исполнитель проекта создания ПД-14, ежегодно получает из бюджета государства миллиардные суммы на реализацию проекта. После того, как эти средства проведут на счетах ОАО «УК «ОДК» некоторое время, деньги направляются головному разработчику ОАО «Авиадвигатель», осуществляющему работы по проекту. С января 2013 года ОДК передала функцию управления
«Авиадвигателем» НПО «Сатурн» - российскому изготовителю французских двигателей Sam-146 (Приказ генерального директора УК «ОДК» Масалова В.Е.№ 239 от 09.10.2012 г.) Теперь государственные средства будут проходить через счета еще одного посредника.
В феврале 2013 г. гендиректор УК «ОДК» В. Масалов рассказал РБК daily, что обсуждается вопрос с Pratt & Whitney о создании совместного предприятия для сборки на мощностях НПО "Сатурн" американского двигателя PW-1400G, являющегося прямым конкурентом российского двигателя ПД-14 для самолёта МС-21. Где гарантия, что бюджетные средства, выделяемые государством на национальный двигатель ПД-14, в очередной раз не будут потрачены «в американских интересах»? Руководители Оборонпрома и ОДК неоднократно заявляли о своей приверженности к организации в РФ предприятий по отверточной сборке иностранных продуктов и превращении РФ в поставщика компонентов третьего уровня. Именно такие рекомендации дают руководству ОДК и Оборонпрома крупные консалтинговые компании ПрайсВатерХаус и ЭрнстЭндЯнг называя это «интеграцией в мировую кооперацию». На деле это окончательная ликвидация отечественного двигателестроения. Утрата все еще имеющихся у российских предприятий компетенций в области полного цикла разработки ГТД – безвозвратна, утерянные компетенции впоследствии невозможно восстановить ни финансовыми вливаниями, ни перевооружением производства. Лучший пример тому Китай: при полной государственной, политической, финансовой поддержке, массовом привлечении специалистов из-за рубежа создать собственный газотурбинный двигатель они не в силах. Несложно освоить процесс сертификации двигателя по международным стандартам – сложно создать собственный двигатель, который можно сертифицировать.
Может быть руководство ОДК, обеспокоенное недостаточной эффективностью бизнеса отдельных отсталых предприятий, отдаёт их под управление лучшим предприятиям? Неоднократные заявления в прессе генерального директора ОДК В.Масалова и руководителя дивизиона «Двигатели для гражданских самолетов» И.Фёдорова о том, что у «Сатурна» в 2013 году ожидается прирост производства, а пермский куст переживает спад заказов и что вхождение ПМЗ в дивизион, возглавляемый «Сатурном», оздоровит ситуацию на ПМЗ, мягко говоря, не соответствуют действительности. Финансово-экономические показатели ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «ПМЗ» значительно лучше, чем у головного предприятия дивизиона (см таблицу финансово-экономических показателей предприятий дивизиона):
− объем планируемой на 2013 год выручки ПМЗ и «Сатурна» практически одинаков, при этом «Сатурн» планирует миллиардные убытки, в 2011 и 2012 году выручка ОАО «ПМЗ» выше, чем выручка Сатурна
− кредитный портфель НПО «Сатурн» в 2011, 2012 и планируемый на 2013 год в 1,25 раза превышает выручку. У ОАО «Авиадвигатель» и ОАО «ПМЗ» кредитный портфель значительно меньше выручки
− в ОАО «Авиадвигатель» - самая высокая выработка на одного работника, самая низкая - в НПО «Сатурн;
− НПО «Сатурн» - единственное предприятие дивизиона, которое имеет убыток от продаж: 406 млн. руб. в 2011 г., 1 233 млн. руб. - в планах на 2013 год.
Финансово-экономические показатели предприятий дивизиона
Конечно, на ПМЗ немало проблем, однако, необходимо заметить, что основная их причина – чехарда директоров и «эффективные менеджеры», которым руководство ОДК доверило управление крупным серийным заводом. Получив «золотой парашют» в размере по 10 млн. руб., менеджеры благополучно перешли руководить другими предприятиями. А ОДК озаботилось очередной реорганизацией – объединением ПМЗ и Авиадвигатель все с той же целью – «повышение эффективности управления».
Александр Иноземцев неоднократно направлял докладные записки и предложения руководителям МинПромТорга и ОДК, обращая их внимание на неизбежные и, увы, непоправимые последствия недальновидных действий по реорганизации отрасли. Давал конкретные предложения, как исправить ситуацию, и ни разу не был услышан. Что это: недальновидность? Занятость? или преднамеренная диверсия за Вашей спиной и от имени государства?
Реальных претензий к Иноземцеву нет. (Из интервью Д.Леликова «Эху Москвы»: «Мы имеем хорошие показатели на испытаниях нашего двигателя и в целом самолета, мы удовлетворены теми темпами создания нового двигателя, который создается, точно так же, как и другой гражданский двигатель ПД-14, для семейства будущих двигателей») «Авиадвигатель» – успешное, прибыльное, экономически самостоятельное предприятие (не требующее ежегодных миллиардных вливаний из госбюджета в уставной капитал для погашения долгов, как ОАО «НПО «Сатурн»). Наша производительность труда самая высокая среди предприятий ОДК и в 3 раза выше, чем в отрасли. Мы научились жить в рыночных условиях, не требуя помощи извне. Мы производим конкурентоспособный продукт, востребованный у заказчика. Мы освоили современные технологии проектирования и производства, обладаем современной производственно-технологической и лабораторно-испытательной базой. У нас молодой (46% моложе 40 лет), грамотный и высокообразованный (53% с высшим образованием) коллектив. У нас нет проблем с кадрами, к нам охотно приходит молодёжь. Все обязательства перед заказчиками выполняются. Поставленные государством сроки по ПД-14 соблюдаются, кооперация налажена, двигатель собран «в железе», а не на бумаге, проходит испытания, успешно подтверждая заявленные характеристики.
Уважаемый Владимир Владимирович! Мы целиком и полностью поддерживаем проводимую Вами политику инновационного развития промышленности. Мы хотим работать на благо Отечества, мы хотим, чтобы национальный двигатель состоялся, и уверены, что нас поддержат в этом многие россияне.
Мы обращаемся к Вам как к руководителю страны, которому доверяют миллионы соотечественников, и как к гражданину, искренне заинтересованному в её процветании! Только Вы можете остановить целенаправленное разрушение отечественного двигателестроения и произвол управленцев Оборонпрома и ОДК, которые одним росчерком пера от имени государства решают судьбу отрасли, выдавая непонятные цели за национальные интересы!!! Отстраните от управления российским двигателестроением финансистов Леликова и Масалова! Не дайте разрушить последнее в России дееспособное конструкторское бюро – оставьте Генерального конструктора Александра Иноземцева во главе предприятия! От его личного авторитета в коллективе и профессиональном сообществе напрямую зависит успешная реализация проекта ПД-14. Но это не устраивает сегодня управленцев ОДК: устраняя Иноземцева от управления КБ, они фактически устраняют российского конкурента американских двигателей.
Все управленческие действия ОДК и ОБОРОНПРОМА – результат отсутствия профессионализма. Как в басне Крылова:
« И ноты есть у нас, и инструменты есть,
Скажи лишь, как нам сесть!"
Они явно забыли:
"Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Коллектив ОАО «Авиадвигатель»
Письмо подписали 2 238 человек из 2744 работник ОАО «Авиадвигатель»
на 122 подписных листах