Robinson Helicopter. К итогам «Робинсон» возвращается в «Топ-500» (см. www.aex.ru/exp/16/), Ричард Абулафия добавил (здесь и далее выделено курсивом), в 2012 г. Robinson R66 продолжил мощный прорыв в секторе легких вертолетов с одним ГТД, увеличивая прибыль всему предприятию в целом (см. на рисунке 1, поставки R66 выделены красным цветом).
Рисунок 1
Eurocopter в 2012 г. хотя и увеличил оборот на 15%, по сравнению с 2011г, начиная с 2008 г., постепенно сдавал свои позиции (см. рисунок 2). Отступление обусловлено тем, что лидер мирового вертолетостроения испытывает воздействие преследователей (от мощных усилий AgustaWestland в разработке новой продукции, до возвращения Bell Helicopter в нескольких ключевых сегментах и последствий запрета на полеты EC225). И, тем не менее, Eurocopter остается сильнейшим игроком на гражданском рынке. Плюс ключевая программа NH-90 также должна еще подрасти. Озабоченность вызывает небольшая доля военных заказов (в 2012 г. – лишь 31% от общего числа).
Рисунок 2
Bell Helicopter в 2012 г., по сравнению с 2011 г., увеличила валовой оборот на 21,1%, а прибыль на 15%. Сборочные линии гражданских моделей Bell ускорили темп производства с 125 вертолетов в 2011 г. до 188 – в 2012 г. (см. рисунок 3). И хотя нет данных по конкретным моделям, специалисты утверждают, что главный вклад принадлежит новой модели Bell407GX и повышению темпа производства Bell429. Две другие модели: В206L4 и В412 – существенно уступают лидерам.
Рисунок 3
Производство военных моделей незначительно подросло с 34 V-22 в 2011 г. до 39 – в 2012 г. и чуть сократилось с 25 Н-1 в 2011 г. до 24 – в 2012 г. Если цифры представить поквартально (см. таблицу) динамика производства Bell становится более отчетливой.
Sikorsky в 2012 г., по сравнению с 2011 г., сократила валовой оборот на 7,7%, а прибыль на 15%. Поставки военных платформ (включая модернизацию S-61) уменьшились с 235 в 2011 г. до 209 в 2012 г., а гражданских платформ – соответственно, с 39 до 34. Тем не менее, Sikorsky продолжает осуществлять очень крупные поставки, благодаря военным закупкам Пентагона, мощному спросу оффшорных операторов на S-92, и запоздалому появлению на рынке S-76D.
ОАО «Вертолеты России». Поставки российских вертолетов устойчиво растут, в отличие от других производителей нет даже намека на влияние кризиса (см. рисунок 4).
Рисунок 4
Примечание – В 2012 г. около 300 (требует уточнения) вертолетов.
«Вертолеты России» извлекают выгоду из четырех сильных тенденций: высокие цены на нефть и газ и связанный с ними спрос на вертолеты; сильного спроса на военный экспорт, в частности из Индии и Китая; возобновления российских военных закупок по оборонному заказу; и контрактов США на переоснащение вооруженных сил Афганистана и Ирака. Только последняя из этих тенденций выглядит неустойчивой, первые три - достаточно мощные и имеют все шансы на продолжение.
Благодаря серьезному количеству поставок в большинстве сегментов рынка 2012-й стал очень хорошим годом для вертолетов. Единственная негативная тенденция – расходы обороны США, которые достигли своего пика, и, вероятно, пойдут вниз. Кроме того, есть опасения, что в течение ближайших нескольких лет будет остановлено несколько совместных программ. Однако это не повлияет на поставки вертолетов до конца этого десятилетия.
Несмотря на то, что в марте HeliExpo2013 уточнит отдельные позиции, но в целом, картина вертолетного мира в начале второго десятилетия сложилась удачно (см. рисунок 5, изменение темпов производства в 2012 г., по сравнению с 2011 г.). Вертолеты получили отсрочку. Уникальный шанс для развития. Нельзя упустить.
Рисунок 5
Вместо заключения. Если Вы обратили внимание, в итоги не попала известная компания AgustaWestland. За прошедший год европейский вертолетостроитель добился серьезных успехов в разработке и производстве (поставлено более 100 гражданских вертолетов). Однако вся работа была смазана разбирательством вокруг индийской сделки на поставку 12 AW101 и небывалым в истории мирового вертолетостроения арестом руководства компании: бывшего исполнительного директора – Джузеппе Орси и настоящего – Бруно Спаньолини (домашний арест) и последующей сменой главы Finmeccanica на Алессандро Панса. До завершения судебного разбирательства самые позитивные итоги не могут быть законными. Пришло время, когда мировое вертолетное сообщество должно занять однозначную позицию неприятия любого обмана на любом уровне.