INS Vikramaditya – самый крупный боевой корабль, переданный страной-создателем другому государству по линии военно-технического сотрудничества за всю мировую историю. Кроме того, по ситуации на сегодня, авианосец проекта 11430 - самый современный надводный корабль, когда-либо созданный отечественными судостроителями. По своим свойствам, особенно качеству и характеристикам установленных на него систем, INS Vikramaditya превосходит единственный авианосец нашего флота, официально именуемый тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов».
Вскоре, однако, индийский авианосец потеряет одно из своих преимуществ перед «Кузнецовым» - способность нести более современные (чем Су-33), да и к тому же еще и многоцелевые, истребители типа МиГ-29К/КУБ. Внимательно проследив за успехами морской авиации Индии в деле освоения этих новейших самолетов с момента получения первой партии в 2009 году, министерство обороны России в феврале 2012 года заказало «для себя» двадцать четыре таких машины. И вот, 25 ноября 2013 года, ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» выпустила пресс-релиз, в котором говорится о передаче морской авиации ВМФ России первой партии серийных корабельных истребителей в составе двух одноместных самолетов МиГ-29К и двух двухместных МиГ-29КУБ.
Находящие в собственности промышленности истребители данного типа уже выполнили серию испытательных полетов с палубы «Кузнецова». Это произошло в 2009 году, всего два года с момента первого полета МиГ-29К в варианте, доработанном под требования индийского заказчика.
РСК «МиГ» следующим образом характеризует свою продукцию. «Корабельные истребители МиГ-29К и МиГ-29КУБ – многофункциональные самолеты поколения «4++», предназначенные для решения задач ПВО корабельных соединений, завоевания господства в воздухе, поражения надводных и наземных целей управляемым высокоточным оружием днем и ночью в любых погодных условиях. Самолеты имеют усовершенствованный планер с высокой долей композиционных материалов, цифровую комплексную электродистанционную систему управления самолетом с четырехкратным резервированием, существенно сниженную заметность в радиолокационном диапазоне, увеличенную емкость топливной системы и боевую нагрузку, открытую архитектуру бортового радиоэлектронного оборудования».
А как о самолете отзываются в Индии? Сюжет про авианосцы на телевизионном канале NDTV содержит следующие высказывания:
«Боевые возможности нового корабля ВМС Индии во многом определяются характеристиками МиГ-29К. Он представляет один из самых современных сверхзвуковых палубных истребителей мира. Морская версия самолета серьезным образом отличается от первоначального МиГ-29, что эксплуатируется ВВС Индии с середины восьмидесятых годов прошлого века. Палубный вариант оснащен более мощной бортовой радиолокационной станцией, способной обнаруживать и одновременно сопровождать десять воздушных целей и наводить ракеты на четыре из них. В режиме обзора морской поверхности станция способна сопровождать цель типа эсминец на дистанции до 300 км».
«Для уничтожения воздушных, морских и наземных целей МиГ-29К располагает современным обширным арсеналом средств поражения российской разработки и производства (в его арсенале имеются ракеты класса «воздух-воздух» РВВ-АЕ и Р-73Э, противорадиолокационные Х-31П, противокорабельные Х-31А и Х-35Э, управляемые бомбы КАБ-500Кр/КАБ-500ОД). На самолете установлена тепловизионная система обнаружения и сопровождения целей. Она работает в сопряжении с оптическими и лазерными системами и позволяет летчику с высокой точностью атаковать цели в воздухе, на море и суше без использования радиолокационной станции».
Далее, по ходу телевизионного сюжета, журналисты сравнивают русскую технику с английской, находящейся на вооружении ВМС Индии. «Авианосец INS Viraat может нести лишь несколько дозвуковых самолетов с коротким взлетом и вертикальной посадкой типа Sea Harrier. Они отличаются сравнительно небольшой боевой нагрузкой и очень сложны в эксплуатации». Между тем, продолжает NDTV, страна строит собственный авианосец INS Vikrant проекта 71 на верфи в городе Кочин. Подобно INS Vikramaditya, основу боевой мощи этого корабля тоже будут определять российские истребители МиГ-29К.
Делается вывод, что ВМС Индии серьезно готовятся к противостоянию с Китаем и его растущей военной мощью на морском направлении (с завершением создания авианосца Liaoning), включая регионы, расположенные на большом удалении от индийских берегов. Фактически, об этом же говорил и министр обороны А.К. Энтони в своем речи по случаю приемки авианосца: «Экономическое развитие Индии зависит от морей и океанов. С момента обретения независимости авианосцы всегда были частью индийских ВМС, они хорошо послужили стране на протяжении почти пятидесяти лет. Введение в строй INS Vikramaditya с базирующимися на нем истребителями МиГ-29К/КУБ и вертолетами Ка-31 не только укрепляет нашу морскую политику, но и дает большое толчок развитию индийской морской авиации».
А вот что сказал на данную тему начальник штаба индийского флота адмирал Девендер Кумар Джоши. «Мы очень довольны своим новым кораблем; он сделан российскими специалистами с полным пониманием дела, высоким профессионализмом и компетентностью. Перед ними стояла непростая задача по превращению тяжелого крейсера в мощный красавец-авианосец. Восстановительный ремонт законсервированных механизмов корабля, интеграция многочисленных современных комплексов на основе самых передовых технологий, оснащение его авиационно-техническими средствами, обеспечение полетов самолетов МиГ-29К и вертолетов Ка-31 стало возможным благодаря высокому мастерству и упорному труду многочисленных коллективов ведущих предприятий промышленности, активному участию в программе индийского и российского флота. Основа боевой мощи корабля - истребили МиГ-29К и вертолеты Ка-31. Авиация ВМС Индии уже обладает самолетами МиГ-29К. Наши летчики прошли переобучение на новый тип самолета, аттестованы для выполнения полетов и уже летают. Первая эскадрилья (имеется в виду Black Panthers) полностью переоснащена «мигами» и поставлена на боевое дежурство. Единственное, что нам еще предстоит сделать – провести аттестацию летчиков и выдать им разрешение на выполнение полетов с палубы авианосца. Это произойдет в ближайшем будущем, вскоре после того как INS Vikramaditya завершит морской переход из России в Индию».
В заключение статьи приводятся мнения российских судостроителей, высказанные в ответ на просьбу автора рассказать, как строилось взаимодействие с авиастроителями в ходе создания авианосца проекта 11430?
Генеральный директор «Северного центра судостроения» - составной части ОСК - Андрей Аркадьевич Дьячков.
Для северодвинских кораблестроителей это была абсолютно новая работа, по организации взаимодействия с авиаторами. В среде Вооруженных сил постоянно идет спор – кто главный на авианосце, летчики или моряки? Летчики говорят, что авианосец есть суть плавучий аэродром. Моряки же считают, что самолеты и вертолеты – система оружия корабля, которую они применяют при необходимости. Поэтому на первом этапе у нас были некоторые сложности с точки зрения нахождения общего языка, и того, как построить работу с нашими ведущими авиационными ОКБ, специализирующимися на летательных аппаратах для флота? Но диспуты были только на стадии подготовки и общих рассуждений. Как только мы подошли к практическим работам, разногласия исчезли. Все работали как единая команда. Я бы хотел отметить большую роль Сергея Ивановича Новоселова - на нем лежала обязанность по координации взаимодействия морских и летных испытаний. За короткий период летного времени – а оно ограничено коротким северным летом – удалось скоординировать проведение как летных, так и морских испытаний, выполнить их в установленные сроки.
Начальник производства ВТС ПО «Севмаш» Сергей Иванович Новоселов.
Работа по тематике «МиГа» была составной, важной частью в общей программе испытаний авианосца. Как единому координатору испытаний мне нравится все, что касалось летной части, в которых самое деятельное участие по своей линии приняли предприятия авиационной промышленности, включая РСК «МиГ» и фирму «Камов».
В течение восьмидесяти суток, что авианосец вместе со сдаточной командой и военнослужащими провел в море [в 2013 году], мы тесно взаимодействовали с представителями авиастроительных компаний на борту корабля и держали связь с генеральным директором РСК «МиГ» Сергеем Сергеевичем Коротковым. На борту авианосца постоянно присутствовали его подчиненные, в том числе первый заместитель летно-испытательного центра РСК «МиГ» Сергей Васильевич Шальнев и главный конструктор проекта Кристинов. И конечно, были задействованы замечательные летчики-испытатели, они высокопрофессионально выполняли полетные задания.
По заранее достигнутой договоренности, ежедневно вместе корректировали планы: индийская сторона, ПО «Севмаш», экипаж российского ВМФ, летчики-испытатели. После каждого летного дня, по завершению полетов, вечером на корабле происходил обмен информацией и мнениями между российскими летчиками-испытателями, их индийскими коллегами, военными моряками и представителями промышленности. Мы были открыты друг другу. Я бы хотел отметить большую роль командующего морской авиацией ВМФ России генерал-майора Игоря Сергеевича Кожина. Герой России и действующий пилот с большим опытом полетов с авианосца, он возглавлял госкомиссию по авиационным средствам с российской стороны и много внимания уделял этому проекту. Большое участие принимали специалисты Государственно летно-испытательного центра имени Чкалова МО РФ, особенно Герой России полковник Олег Мутовин.
Летчики-испытатели РСК «МиГ» - замечательные пилоты, с высоким профессионализмом выполняли свою работу. Назову их по именам: Николай Диордица, Михаил Беляев, Андрей Шишов, Сергей Рыбников. Все они продемонстрировали высочайшее мастерство, выполняя сначала дневные, а потом и ночные полеты. Какая-то их часть проводились, когда на корабле присутствовал командующий Западным Флотом ВМС Индии вице-адмирал Шихар Синха. По приходу в базу Карвар, авианосец поступит в состав его соединения. Шихар Синха находился на авианосце вместе с другими индийскими военачальниками, проводившими инспекцию.
Надо отметить экипажи «морских трудяг» - вертолетов марки «Камов». На протяжении всей летной программы, поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС постоянно находился в воздухе. Кроме того, в испытаниях был задействованы Ка-31Р и другие на платформе Ка-27. Экипажи вертолетов выполнили огромную работу и заслужили высокой оценки. Между нами не было никаких вопросов по организации испытаний – все работали четко и по единому плану.
Хотелось бы поблагодарить командующего Северным Флотом Королева Владимира Ивановича: он лично контролировал ход проведения испытаний авианосца «Викрамадитья». Все силы и средства Северного Флота в первую очередь предоставлялись для обеспечения нашего проекта. Нам разрешили использовать самые благоприятные полигоны с точки зрения удобства работы авиации – «плеча» от корабля до аэродромов.
Игорь Эдуардович Леонов, ответственный сдатчик проекта, ПО «Севмаш».
Считаю, что с получением авианосца проекта 11430, ВМС Индии, говоря образно, получают то, что у них никогда не было – «длинную руку». И этот факт нашел отражение в девизе корабля, придуманного для него самими моряками – «Strike far, strike sure» («Стреляй далеко, стреляй метко»). Хотя на протяжении полувека страна обладала авианосцами английской постройки, базирующиеся на них малочисленные самолеты отличались сравнительно небольшой дальностью полета. Между тем, авиагруппа INS Vikramaditya может включать до 24 многоцелевых истребителей МиГ-29К/КУБ с радиусом действия полторы тысячи километров.
Для коллектива ПО «Севмаш» программа ремонта и модернизации корабля была очень трудной, потребовала полного напряжения сил всех ее участников. И когда, после нескольких лет работ на заводе «Викрамадитья» вышел в море, развил полный ход, мы испытывали только одно чувство – радости. Корабль испытывался два сезона, суммарно находился в море 188 суток, прошел 19500 морских миль. Совершено 88 посадок и взлетов МиГ-29К/КУБ. А всего с целью обеспечения испытаний корабля, вместе с вертолетами и береговой авиацией с аэродромов на Кольском полуострове, произведено 778 полетов. В обеспечении было задействовано несколько десятков надводных кораблей: практически весь Северный Флот, Беломорская военно-морская база участвовали в испытаниях авианосца.
Командир корабля - капитан первого ранга Игорь Васильевич Рябко. Старший морской начальник на борту - Александр Петрович Шевченко. Он имеет очень богатый опыт, поскольку длительное время командовал ТАВКР «Адмирал Кузнецов». По решению командующего СФ России, для оказания содействия по летной части испытаний на корабле находился полковник Юрий Григорьевич Анищенко, заместитель командира ТАВКР «Кузнецов» по авиации. Походным штабом управлял адмирал Игорь Владимирович Головченко - командир 16-й бригады надводных кораблей Беломорской военно-морской базы. По мере необходимости на «Викрамадитья» прибывал председатель приемной комиссии контр-адмирал Сергей Борисович Попов.
В этом году полеты «МиГов» с палубы начались в августе, под управлением летчиков-испытателей Михаила Беляева, Сергея Рыбникова и Андрея Шишова. Они показали высокое мастерство - пилотируя самолеты, уверенно выполняли заход и зацепление на тросы аэрофинишера, а также взлеты с использованием носового трамплина. Особенно приятно, что Андрей Шишов сам из Северодвинска, и сегодня облетывает корабль, который получил вторую жизнь в его родном городе.
С РСК «МиГ» у нас проблем не было: мы очень слаженно работали вместе. На авианосце находились представители дирекции РСК «МиГ» Сергей Васильевич Шальнев и Игорь Иванович Маликов. Выражаю благодарность всей технической бригаде на борту корабля под руководством Александра Владимировича Чумакова. Бригада принимала самолеты, готовила их к полетам, составляла полетное задание.
Российская сторона старалась, чтобы оба самолета, вовлеченных в испытания - МиГ-29К бортовой номер 941 и МиГ-29КУБ номер 204 - базировались на корабле, а не береговом аэродроме. Представители заказчика неоднократно просили об этом российскую сторону, и высказывали удовлетворение, когда крылатые машины находились на палубе или ангаре авианосца. Это давало индийским военнослужащим возможность наблюдать весь комплекс работ по обслуживанию, подготовке самолетов и летчиков к полетам с авианосца.
Сергей Сергеевич Власов, генеральный директор Невского проектно-конструкторского бюро.
НПКБ – старейшее проектное бюро в России, занимающееся крупными надводными кораблями. Нам скоро исполнится 83 года. Мы спроектировали крупнейшие надводные корабли российского флота, включая авианосец «Адмирал Кузнецов» и БДК, проектируем наземные учебно-тренировочные комплексы для тренировки пилотов палубной авиации. В индийской провинции Гоа завершается строительство такого комплекса по нашему проекту. Помогаем индийским друзьям в проектировании авианосца проекта 71, головной корпус которого строится в городе Кочин.
Так получились, что я стоял у истоков проекта «Викрамадитья». На протяжении всего времени, пока готовился, подписывался и реализовывался соответствующий контракт, занимал различные посты в НПКБ, от начальника отдела до генерального директора. До вступления в должность главы предприятия, я шесть лет являлся главным конструктором этого проекта со стороны НПКБ. Очень сложный и необычный проект, наверное, единственный в мире такого рода: из тяжелого авианесущего крейсера с самолетами вертикального взлета и посадки, мы сделали нормальный, полноценный авианосец, на котором базируются многоцелевые истребители МиГ-29К/КУБ.
В ходе реализации проекта взаимодействие с авиационными фирмами у нас было самое плотное. Причем контракт по линии РСК «МиГ» был заключен одновременно с контрактом на корабль. Хотя это - два разных контракта, конструкторы работали параллельно: ПНКБ создавал корабль, а РСК «МиГ» – самолет для него. И, естественно, мы работали в самой тесной связке, поскольку иначе невозможно. Конструкторы просто не могут плодотворно заниматься разработкой чертежей авианосца, не получая технические данные, характеристики от производителей оборудования и систем, в том числе самолетов и вертолетов. С фирмой «Камов» - немножко другая история, чем РСК «МиГ», поскольку вертолетные контракты были заключены раньше, и они как бы не напрямую связаны с «Викрамадитья». Конечно же, и с вертолетчиками мы тоже, как и с самолетостроителями, мы тесно взаимодействовали. До проекта «Викрамадитья» у нас уже был долгий опыт работы: с конца пятидесятых годов на всех наших кораблях стоят вертолеты марки «Камов».
Со сдачей INS Vikramaditya наше взаимодействие с РСК «МиГ» не завершается. Как известно, палубные «МиГи» закупаются МО РФ. Их практические применение связано с планами ВМФ России по собственным авианесущим кораблям. Что касается авианосца проекта 1143.5: в ноябре проводилась конференция коллегии ВМФ, там я общался с руководством флота. Пока, в ближайшие годы, не планируется вывод «Кузнецова» в ремонт, потому что летчикам нужно летать, а корабль должен нести службу в определенных районах мирового океана. Если будет принято решение о ремонте «Кузнецова», то это, конечно, будет не просто ремонт, а ремонт с модернизацией. Потому что корабль был спроектирован в восьмидесятые годы, сдан в 1990-м, и в 1991-м совершил переход на Северный Флот. С тех пор техника шагнула далеко вперед. Все, комплексы, которые там стоят, немножко устарели. Мы готовы к подготовке проектной документации. Пока контрактов с МО РФ нет, мы ведем подготовительную работу в инициативном порядке.