Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Обзор

e-freight пришел в Россию

25 июля 2012 года / Aviation EXplorer / Aviation EXplorer
 

Минтранс России совместно с ФТС России провели первые тестовые грузовые рейсы в рамках пилотного проекта внедрения международного стандарта e-freight в Российской Федерации

В рамках реализации пилотного проекта по внедрению в Российской Федерации международного стандарта безбумажного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок (стандарта ИАТА e-freight) авиакомпании «Аэрофлот» и «ЭйрБриджКарго» выполнили первые пилотные рейсы через аэропорты Шереметьево и Толмачево, в ходе которых оформление и сопровождение транзитного груза осуществилось в электронном виде в режиме теста.

Тестовые рейсы являются регулярными рейсами авиакомпаний в рамках маршрутной сети:

  1. «Аэрофлот» рейс  SU-5561 из Гонконга в Шереметьево с посадкой в Новосибирске – прибыл 03.07.2012 в 08.58 (мск)
  2. «ЭйрБриджКарго» рейс RU-298 из Шанхая в Шереметьево – прибыл 04.07.2012 в 14.42 (мск)
  3. «ЭйрБриджКарго» рейс RU-386 из Чжэнчжоу в Шереметьево – прибыл в ночь – 05.07.2012 в 01.13 (мск)
  4. «Аэрофлот» рейс SU-5563 из Гонконга в Шереметьево с посадкой в Новосибирске – прибыл 05.07.2012 в 14.10 (мск)

При выполнении каждого рейса по информационно-технологическим каналам прошло 7 электронных документов, необходимых для оформления транзита (в соответствии с перечнем ИАТА и российской нормативно-правовой базой). Все процедуры электронного оформления грузов выполнялись на основании «Временного порядка»** ФТС России, распространяющегося на участников пилотной зоны в течение всего периода реализации проекта (Приказ ФТС России «Об утверждении Временного порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении воздушных судов, совершающих промежуточную, вынужденную (техническую) посадку на территории Российской Федерации, и перемещаемых ими товаров при представлении документов и сведений в электронной форме»).

Стандартные бумажные документы, согласно предварительной договоренности между участниками тестирования, проследовали на борту в запакованном виде в качестве вспомогательного варианта. Единственной причиной, по которой полный отказ от них на этапе обслуживания транзита пока нельзя признать возможным, является необходимость дальнейшего предоставления бумажных носителей для подтверждения авиакомпаниям нулевой ставки НДС.

Тестирование в режиме реальных рейсов показало, что каналы связи между участниками тестирования работоспособны включая прохождение электронной подписи, без которой электронный документ не может получить юридический статус оригинала. Тестирование в рамках реальных рейсов позволяет окончательно настроить новое программное обеспечение и добиться полной совместимости всех задействованных систем: единой автоматизированной информационной системы (ЕАИС) таможенных органов (включая КПС «АвиаПП»), информационно-технологического оператора и систем авиакомпаний. Тестирование на «живой» платформе позволит максимально выявить и устранить возможные технологические сбои и подтвердить готовность к переходу на следующий этап. Далее авиакомпании – участники пилотного проекта – начнут выполнять электронное оформление транзитных операций в режиме опытной эксплуатации на постоянной основе. Параллельно будет начато «живое» тестирование трансферных операций (согласно План-графику пилотного проекта).

Руководитель Межведомственной рабочей группы по внедрению стандарта e-freight в Российской Федерации при Правительственной Комиссии по транспорту и связи Российской Федерации – Заместитель министра транспорта Российской Федерации Валерий Окулов:

«Начало внедрения e-freight в режиме реальных рейсов является практическим воплощением в жизнь государственной задачи по созданию электронного правительства в Российской Федерации. Поскольку процедуры оформления грузовой авиаперевозки в России затрагивают целый ряд ведомств, для внедрения e-freight необходимо электронное взаимодействие на межведомственном уровне. Это масштабная высокотехнологичная работа, в которую мы вовлекаем все необходимые ведомства без исключения.

В мире внедрение e-freight ведется в целях упрощения ведения бизнеса в рамках Международной отраслевой программы ИАТА “Simplifying the Business of Air Cargo” и до 2014 года все страны, обслуживающие грузовые авиаперевозки, перейдут на этот стандарт. Он станет обязательным условием работы на международном авиагрузовом рынке. Поэтому для нас e-freight – это ключ к интеграции в мировую транспортную систему, к реализации нашего транзитного потенциала, к повышению конкурентноспособности наших авиаперевозчиков, аэропортов, грузовых операторов на мировом рынке. Кроме того, сокращение формальностей и ускорение прохождения грузов через государственную границу позволит принципиально изменить позиции нашей страны в международных рейтингах – в том числе в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса – в соответствии с задачей, поставленной Президентом В.В. Путиным.

В этой связи первые тестовые рейсы, выполненные пока в режиме транзита как самые простые по пакету документов и межведомственному взаимодействию, я бы сравнил с первым камнем фундамента нового многоэтажного здания.  Безусловно, нам предстоит еще огромная работа как по устранению технологических недочетов в работе систем, так и по доработке нормативно-правовой базы, по разработке и внедрению схем межведомственного взаимодействия. Но сегодня первый практический шаг мы уже сделали и от слов перешли к делу.

В этой связи хочу поблагодарить ФТС России за совместную работу, понимание важности задачи и кооперацию на всех уровнях в рамках проведения первого этапа пилотного проекта. Все задействованные подразделения ФТС России подошли к решению задачи высокопрофессионально, креативно, с активной экспертной позицией. Особенно мы благодарны Новосибирской и Шереметьевской таможне – данные подразделения проделали огромную подготовительную работу и затем круглосуточно контролировали функционирование систем во время проведения рейсов, чтобы наши первые рейсы состоялись. Уверен, что на следующих этапах реализации проекта, наше взаимодействие с ФТС России будет столь же активным и плодотворным».

Президент «Инновационного Центра гражданской авиации» (координатора пилотного проекта)  Рано Джураева:

«В разработке и практической реализации внедрения e-freight мы начали с самого простого – транзитных операций, в рамках которых требуется только 7 документов из 20, рекомендованных ИАТА. Для этого мы в кооперации со всеми участниками проекта осуществили разработку, согласование и утверждение технологии взаимодействия, временных порядков осуществления государственных видов контроля, форматов электронных документов и сообщений,  а затем создание, тестирование и развертывание информационных систем. В дальнейшем – по мере последовательной реализации следующих этапов внедрения e-freight: трансфера, экспорта, импорта и специальных грузов, – схемы взаимодействия будут усложняться. Поэтому сейчас нам особенно важно создать необходимую нормативно-правовую среду, соответствующую нашим практическим действиям по межведомственному электронному взаимодействию в рамках стандарта e-freight, особенно в части  подтверждения авиакомпаниям нулевой ставки НДС при полном отсутствии документов на бумаге. Пока этот вопрос не решен, авиакомпании, выполняя часть процедур в рамках e-freight, не могут полностью отказаться от бумаги. Второй вопрос – присоединение России к "Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок", заключенной в Монреале 28.05.1999. Мы надеемся, что в рамках Межведомственной рабочей группы и дальнейшего межведомственного взаимодействия нам удастся решить эти вопросы».

 Исполнительный президент авиакомпании «ЭйрБриджКарго» Татьяна Арсланова:

«Со своей стороны наша авиакомпания принимает активное участие в проекте по внедрению e-freight в России, поскольку мы являемся заинтересованной стороной. АВС, как крупнейший грузовой перевозчик России, сейчас по сути дела является первой среди российских авиакомпаний по применению e-freight, мы делаем двойную работу - готовим документы для оформления перевозки за рубежом в электронном виде, а для работы в России – на бумаге. Цель нашей совместной работы – как можно скорее избавиться от двойных стандартов, сократить расходы и оптимизировать ведение бизнеса».

Первый заместитель генерального директора ООО «Новапорт» Александр Бородин отмечает:

Прежде всего, позвольте выразить огромную благодарность Минтрансу России и ФТС России за понимание важности внедрения технологии e-freight для участников рынка – аэропортов, авиакомпаний, транспортных компаний и грузоотправителей. Без поддержки государства решение такого глобального вопроса не проходило ни в одном государстве. Также выражаю огромную благодарность «Инновационному Центру гражданской авиации», который является координатором пилотного проекта и его главным локомотивом. Со своей стороны отмечу, что мы крайне заинтересованы в том, чтобы работать по мировым стандартам и привлекать в российские аэропорты лучшие авиакомпании, лучших операторов, увеличить объём грузоперевозок, осуществляемых в России, поэтому мы делаем все возможное, чтобы внедрение технологии e-freight в России состоялось как можно скорее. Мы постарались создать необходимые условия для проведения тестовых рейсов в аэропорту Толмачево в настоящий момент. Будем работать в этом направлении и дальше!

О внедрении стандарта e-freight в Российской Федерации

Основные понятия

E-freight – международный стандарт безбумажного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок, рекомендованный Международной ассоциацией воздушного транспорта (ИАТА) к использованию в тех странах, где развиты грузовые авиаперевозки.

Внедрение e-freight осуществляется в рамках Международной отраслевой Программы ИАТА по упрощению ведения бизнеса (Simplifying the Business of Air Cargo).

Внедрение стандарта e-freight предполагает создание подлинных документов по оформлению грузовой авиаперевозки  исключительно в электронном виде и их дальнейший электронный обмен, осуществляемый участниками грузовой авиаперевозки между собой и с представителями контрольно-надзорных органов государственной власти как на воздушных пунктах пропуска, так и при дальнейших процедурах, связанных с грузовой авиаперевозкой.

Внедрение стандарта e-Freight является государственным межотраслевым проектом, объединяющим с одной стороны всех участников грузовой авиаперевозки (грузоотправителей/грузополучателей, грузовых агентов и экспедиторов, авиаперевозчиков, аэропортовые структуры, агентов по наземной обработке грузов), с другой стороны – федеральные органы исполнительной власти, подразделения которых задействованы в оформлении и сопровождении грузовой авиаперевозки.

Преимущества использования стандарта e-freight (по оценке ИАТА)

– снижение расходов: суммарная экономия в мировой отрасли до 4.9 миллиардов долларов ежегодно

– быстроту обслуживания грузов: решение по выпуску груза в течение 10 мин

– высокую надежность и точность: однократный ввод исходных данных в пункте отправки груза

– прозрачность процессов: электронная документация позволяет отслеживать статус перевозки в режиме реального времени

Необходимые меры для внедрения стандарта e-freight в России:

– разработать технологию оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок согласно законодательству РФ на базе Операционных процедур, рекомендованных ИАТА (E-freight Operational Procedures – EFOP), а также схему взаимодействия участников грузовой авиаперевозки и федеральных органов исполнительной власти в РФ в рамках электронного взаимодействия

– внести необходимые изменения в нормативно-правовые акты, чтобы обеспечить легитимность электронных документов и отметок в них

– обеспечить технические решения и подготовить ИТ-системы для электронного взаимодействия, в том числе для применения электронно-цифровой подписи

– обеспечить подготовку и обучение квалифицированного операционного персонала в штате соответствующих федеральных органов исполнительной власти и компаний – участников грузовой авиаперевозки

О ходе внедрения стандарта e-freight в Российской Федерации

В апреле 2010 года «Инновационным Центром гражданской авиации» была инициирована и обоснована необходимость проработки вопроса о внедрении в Российской Федерации международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых авиаперевозок  с целью реализации транзитного потенциала России и обеспечения возможности для ее интеграции в мировую транспортную систему. В этой связи были приняты следующие решения.

1. Решение по итогам заседания Правительственной Комиссии по транспорту и связи РФ 15.12.2010 о подготовке предложений по совершенствованию таможенного регулирования (упрощение процедур и сроков оформления) грузов, перевозимых авиационным транспортом, в том числе в том числе по внедрению технологии e-Freight.

2. Минтрансом России инициирована НИР: «Разработка структуры и предложений к Концепции развития грузовых авиаперевозок в Российской Федерации». НИР разработана «Инновационным Центром гражданской авиации», одобрена Научно-техническим советом Минтранса России (07.12.2011).

НИР включает:

– проекты изменений нормативно-правовых актов в транспортной, таможенной, налоговой и иных сферах регулирования грузовых авиаперевозок;

– технологию взаимодействия и базовые требования (транзит/трансфер) к основным участникам пилотного проекта;

– план-график реализации пилотного проекта по внедрению стандарта e-Freight в России.

3. Решение по итогам заседания Правительственной Комиссии по транспорту и связи РФ 29.11.2011 о проведении пилотного проекта, составе пилотной зоны, согласовании план-графика с заинтересованными ведомствами, создании рабочей группы при Правительственной комиссии по транспорту и связи под руководством заместителя министра транспорта РФ В.М. Окулова.

О пилотном проекте внедрения стандарта e-freight в России

Пилотный проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства и финансируется Минтрансом России совместно с компаниями – участниками пилотного проекта.

Участники проекта – авиакомпании и аэропорты:

  1. Аэропорт «Толмачево» (Новосибирск)
  2. Аэропорт «Шереметьево» (Москва)
  3. Аэропортом «Емельяново» (Красноярск)
  4. Авиакомпания «Аэрофлот»
  5. Авиакомпания «ЭйрБриджКарго»

Участники проекта – Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольно-надзорные функции на воздушных пунктах пропуска авиационного груза и входящие в  Межведомственную рабочую группу при Правительственной комиссии по транспорту и связи Российской Федерации в связи с реализацией пилотного проекта:

  1. Минтранс России
  2. Минздравсоцразвития России
  3. Минкомсвязь России
  4. Минсельхоз России
  5. ФНС России
  6. ФСБ России
  7. Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор)
  8. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
  9. ФТС России
  10. Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница)
  11. Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация)

«Инновационный Центр гражданской авиации» является разработчиком и координатором проекта по поручению Минтранса России и осуществляет взаимодействие между участниками рынка грузовых авиаперевозок и представителями федеральных органов исполнительной власти, в том числе ведет работу по подготовке необходимых изменений в нормативно-правовые акты, на основании которых внедрение электронных документов, сопровождающих грузовые авиаперевозки, станет возможно. Также «Центр ГА» формирует технические требования к информационному обмену данными и ведет мониторинг сроков выполнения подготовительных работ участниками проекта в соответствии с планом.

Внедрение e-freight в России сопровождают следующие документы:

1. Совместный приказ Минтранса России, ФТС России, ФБС России «О проведении в Российской Федерации пилотного проекта по внедрению международного стандарта электронного оформления и сопровождения грузовых воздушных перевозок»;

2. Приказ Минтранса России «Об установлении формы электронной грузовой авиационной накладной»;

3. Приказ ФТС России «Об утверждении Временного порядка совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля в отношении воздушных судов, совершающих промежуточную, вынужденную (техническую) посадку на территории Российской Федерации, и перемещаемых ими товаров при представлении документов и сведений в электронной форме».

План-график реализации пилотного проекта реализуется по принципу «от простого к сложному» и включает следующие этапы:

1 этап: транзит, трансфер (апрель 2012 – апрель 2013)

2 этап: импорт (июль 2012 – октябрь 2013)

3 этап: экспорт (август 2012 – октябрь 2013)

4 этап: специальные грузы (декабрь 2012 – март 2014)

4.1 опасные грузы

4.2 скоропортящиеся грузы

4.3 живые животные

* ВВЛ – начало реализации – декабрь 2013

Пояснения по видам работ:

  1. Общая подготовка – разработка, согласование и утверждение технологии взаимодействия, временных порядков осуществления государственных видов контроля, форматов электронных документов и сообщений,  создание, тестирование и развертывание информационных систем.
  2. Подготовка воздушных пунктов пропуска и участников пилотного проекта – выполнение мероприятий по подготовке участников перевозки и контролирующих государственных органов в конкретных воздушных пунктах пропуска: внесение изменений во внутренние технологии и инструкции; установка программных средств и информационных технологий на рабочих местах; обучение и тренинг операционного персонала и т.д.
  3. Тестовые рейсы – контролируемое выполнение серии заранее определенных рейсов с целью тестирования используемых технологий и программного обеспечения на предмет их практической работоспособности и отсутствия технологических ошибок и сбоев.
  4. Опытная эксплуатация процесса – выполнение в установленный период времени всех рейсов и грузовых отправок авиакомпаниями – участниками пилотного проекта через пункты пропуска, которые включены в пилотную зону с целью практической отработки технологий и программного обеспечения без использования документов на бумажных носителях. В течение опытной эксплуатации принимается решение об отказе от сопровождения грузовой отправки бумажными документами.
  5. Готовность к функционированию процесса на постоянной основе – состояние, при котором все необходимые изменения в технологии и нормативно-правовые акты внесены.

Примечания

Более подробная информация о международном стандарте ИАТА e-freight:

Комментарий:

В настоящее время ИАТА рассматривает перевод в электронный формат 20 документов (12 обязательных, 8 дополнительных). В Российской Федерации количество и состав соответствующих документов отличается от мировой практики, кроме того есть отличия в методологии формирования  документального сопровождения и оформления грузовой авиаперевозки большинстве других стран (оформляется только груз/оформляется воздушное судно в едином пакете с грузом). В этой связи перечень рассматриваемых документов в рамках внедрения стандарта e-freight в Российской Федерации расширен до 26 (29).

Свод документов:


Aviation EXplorer



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUuZf
Смотрите: http://perevozki.youdo.com/arenda/kamaz/, рекомендуем!
Недорогая электроэпиляция на YouDo.
Быстрая полировка кузова автомобиля цена в Калининграде.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer