Впервые с Q400 я познакомился в Чили на авиасалоне FIDAE-2012. Но то знакомство было мимолётным. В мае Bombardier устроила демонстрационное турне этого самолёта по городам России. В начале июня 400-й удалось «перехватить» в Москве и, так сказать, возобновить знакомство.
Причиной столь настойчивого желания встречи стала информация о том, что 7 июня Bombardier Q400 получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета (МАК).
Самолет получил сертификат типа Министерства Транспорта Канады в июне 1999 года, сертификат Европейского Аэрокосмического Агентства - в декабре 1999 года и Федеральной Авиационной Администрации США в январе 2000 года. Q400 впервые был введен в эксплуатацию авиакомпанией «SAS Commuter of Scandinavia» 7 февраля 2000 года, а первая поставка обновленной модели Q400 NextGen состоялась в мае 2009 года в авиакомпанию «Widerae's Flyveselskap».
Компания Bombardier Aerospace запустила проект Q400 в июне1995 года, а уже 31 января 1998 года состоялся его первый полет. На самолёте установлены двигатели нового поколения PW150A мощностью 5,071 л.с. каждый, общая длина самолета составляет 32.8 м. Размах крыльев составляет 28.4 м, максимальная взлетная масса - 29 574 кг.
Представил нас друг другу тест-пилот Bombardier Алекс Рапопорт.
Турбовинтовой самолет Q400 NextGen строится компанией Bombardier в Торонто. Это новая модификация самолета Q400, ставшая более совершенным продолжением семейства самолетов Bombardier Dash 8/Q-Series. Это оптимизированный для эксплуатации на региональных маршрутах самолёт рассчитанный на перевозку 78 пассажиров (в одноклассной компоновке).
Салон Q400 NextGen современен и для регионала вполне комфортен. Удобные кресла, большие иллюминаторы, высокий потолок в проходе, экономичная светодиодная подсветка, Что удивило, это крайне рациональное использование внутреннего пространства – в каждом закоулке скрыты какие-то ящички и у каждого из них своё конкретное предназначение.
В отличие от ATR, посадка пассажиров может осуществляться через 2 двери (в конструкции ATR передней двери не предусмотрено.) Это позволяет осуществлять посадку и высадку даже с использованием телетрапа.
Если заказчик приобретает самолёт в двухклассной компоновке, то по его желанию может быть установлен и второй туалет. И, что несомненно оценят российские пассажиры, у Q400 большой багажный отсек – на треть больше, чем у ATR-72.
Звуковой комфорт. Этот аспект заслуживает особого внимания. Помните как тяжело летать, скажем, на Ан-24? Невероятный шум в салоне от волнообразных завываний двигателей и сильная вибрация. После такого полёта некоторое время находишься в состоянии лёгкой контузии. Отсутствие звукового комфорта стало визитной карточкой турбопропов 20 века. Так вот ничего этого в Q400 нет. В самолёте установлена система активного шумоподавления и снижения вибрации, что создает особый уровень комфорта для пассажиров. А работает это просто. Если внимательно присмотреться, то на боковых панелях обшивки салона можно обнаружить маленькие дырочки. Это датчики (микрофоны), сканирующие звуковое и вибрационное поле. А далее система сама воспроизводит «шум» - звуковые и механические колебания, гасящие звук и вибрацию, производимые двигателями.
К слову, эта система породила само название самолёта. После мирового признания превосходства революционной системы подавления шума и вибрации (NVS) , которая была внедрена в 1996 году, Bombardier переименовала свое семейство самолетов «Дэш - 8» в «Серию Q». В это семейство входят Q200 вместимостью 37 - 39 пассажиров, Q300 вместимостью 50-56 пассажиров и Q400 вместимостью 67 - 78 пассажиров. «Q» - это первая буква английского слова «Quiet», что означает «тихий».
Система NVS, разработанная совместно Bombardier и компанией Ultra Electronics из Великобритании, позволила снизить уровень шума и вибрации в пассажирском салоне до уровня ранее недостижимого ни в одном другом турбовинтовом самолете. Уровень шума самолетов семейства Q400 на 15 децибел ниже, чем требуется по международным нормам ИКАО. Таким образом, Q400 поднял стандарты в этой области для всей мировой авиаиндустрии.
Экономичность. Самолеты семейства Q400 устанавливают и новые экологические стандарты, за счет снижения расхода топлива на 30-40% и уменьшения уровня выбросов в атмосферу на 30-40%, придя на замену более старым моделям самолетов такой же вместимости. Превосходная экономичность Q400 даёт самолёту неоспоримое преимущество над реактивными самолётами и турбовинтовыми самолётами предыдущих поколений. Подумать только, часовой расход топлива Q400 в 4 раза меньше ещё недавно столь массового в России Ту-134.
В хвостовой части самолёта расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ), что обеспечивает полное функционирование всех бортовых систем на земле без запуска двигателей. Это также позволяет экономить топливо и не «сжигать» ресурс двигателей на стоянке. А широкие лопасти двигателей позволяют маневрировать на земле при более низких оборотах двигателя. Высокая экономичность вкупе с менее трудозатратной системой технического обслуживания позволяют Q400 иметь самые низкие эксплуатационные расходы на посадочное место в сегменте региональных самолётов.
Скорость. Несмотря на то, что Q400 турбовинтовой самолёт, его крейсерская скорость сопоставима с крейсерскими скоростями реактивных региональных самолётов. Это самый быстрый региональный турбопроп в мире. Максимальная крейсерская скорость Q400 – 667 км/час. С учётом того, что самолёт обладает высокой скоростью набора высоты и летит на более низком эшелоне, нежели реактивные самолёты, на своих коронных дистанциях (около 1000 км.) он практически не уступает реактивным самолётам по полётному времени, при этом имеет преимущество в топливной эффективности.
Безопасность. Такие параметры самолета Q400, как высокая скорость набора высоты, более высокий потолок при отказе одного двигателя (5334 м.), система автоматически выпадающих кислородных масок - важные факторы, открывающие широкие возможности эксплуатации самолёта на горных аэродромах. Q400 - единственный турбовинтовой самолет, отвечающий стандартам необходимых навигационных характеристик (NRP).
Кроме того, самолеты Q400 являются единственными турбовинтовыми самолетами, одобренными для посадки с одним работающим двигателем при метеоминимуме категории Cat. Ilia, при условии наличия системы индикации на лобовом стекле. К тому же, самолёт сертифицирован для посадки на грунтовые аэродромы. Этому способствуют высокие и широко разнесённые стойки шасси. Передние кромки лопастей двигателей защищены слоем композитного материала от возможных повреждений при попадании посторонних предметов. Всё это расширяет возможности использования Q400 в таких климатически сложных регионах, как Сибирь и Дальний Восток.
Для Q400 доступны и регионы Крайнего севера. Не забывайте, это истинный канадец. Самолёт может эксплуатироваться до -54 град. Цельсия. Он устойчив к боковым ветрам и имеет, помимо традиционных, оригинальную антиобледенительную систему – передняя кромка крыла сделана из эластичного материала, она надувается, лед трескается и его срывает набегающим потоком.
"Кабина пилотов Q400 это сочетание упрощенной панели контроля c современной системы электронных пилотажных приборов EFIS и комбинированного дисплея контроля работы двигателей и систем самолёта ECID. Пять интеллектуальных жидкокристаллических дисплея характеризуются высокой надежностью и легкостью, а также имеют высокое разрешение и встроенные диагностические возможности в гибкой архитектуре" - так витиевато описан кокпит пилотов в рекламном буклете.
400 Самолетов Q400 и Q400 NextGen, находящихся в эксплуатации у более 40 авиакомпаний по всему миру, доказывают свою эффективность в различных условиях окружающей среды: при низких температурах в Канаде и Восточной Европе, в засушливых регионах Ближнего Востока и Северной Америки, а также в условиях повышенной влажности на западе Северной Америки и странах Африки.
p.s. Первое впечатление не было обманчивым. Самолёт оказался интереснее и необычнее, чем показалось при встрече в Чили. Доступные на вторичном рынке европейские ATR оказались несколько деликатны в эксплуатации (жаль только, что мы как дураки - учимся на своих ошибках, а не на чужих). И у северянина Q400 есть все шансы закрепиться на российском рынке. Уже сейчас Q400 успешно эксплуатируют наши прибалтийские соседи в airBaltic. А всего просторы России и СНГ бороздят более 80 самолётов канадского производителя различных типов.
А ещё хочется обратиться к господам из ОАК: Дорогие ОАКовцы! Учитесь у канадцев. На мировой рынок надо выходить с передовыми разработками. А если таковых нет, то никакой пиар и шоу не помогут.