Безопасность полетов до сих пор остается наиболее критической областью эксплуатации летательных аппаратов. Статистика авиационных происшествий и катастроф свидетельствует о том, что какие бы передовые технологии не использовались при разработке новой, более совершенной и безопасной летательной техники, в конечном итоге именно хорошо подготовленный летчик всегда будет оставаться гарантом безопасности полета. Именно поэтому в центре внимания участников конференции находился широкий круг вопросов, связанных с тренажерной подготовкой летных экипажей в России.
Значительная доля выступлений так или иначе касалась проблемы отсутствия в России реально действующих нормативных документов, которые бы определяли современные критерии квалификационной оценки авиационных тренажеров и были связаны с сертификационным обеспечением деятельности как производителей, так и эксплуатантов тренажеров. Парадоксальной представляется ситуация, когда разговоры об отсутствии норм ведутся уже более 5 лет, а ситуация остается прежней: сегодня в России действующими остаются старые нормативные документы, фактически не соответствующие современным требованиям к качеству подготовки летных экипажей. По-прежнему остается нерешенной и чрезвычайно острая для российских производителей тренажеров проблема получения исходных данных (Data package) от КБ-разработчиков авиационной техники. Принятие национальных норм и стандартов, гармонизированных с международными требованиями, окажется бессмысленным без урегулирования этой проблемы - отсутствие Data package практически исключает возможность проведения квалификационной оценки тренажеров в соответствии с рекомендациями документа Doc.9625 ICAO.
В гражданской авиации России действуют 105 авиационных учебных центров, в которых эксплуатируются около 80 тренажеров различного уровня сложности. 76 центров занимаются подготовкой летного персонала, и только 4 из них обладают современной инфраструктурой и оборудованием, которые позволяют проводить все виды подготовки летных экипажей с использованием тренажеров нового поколения. Всего в этих центрах в настоящее время эксплуатируются 11 комплексных тренажеров высшей категории сложности, 8 самолетных и 3 вертолетных. Для Ространснадзора, в функции которого входит осуществление проверки деятельности учебных центров и, в частности, процесса тренажерной подготовки, основной проблемой является отсутствие нормативно-правовой базы, в соответствии с которой должны осуществляться надзорные функции. Действующие нормы устарели, требований к диспетчерским тренажерам и тренажерам для подготовки инженерно-технического персонала вообще не существует. Международные требования рекомендательного документа Doc.9625 ICAO не могут использоваться в российской практике, необходимо принятие национальных стандартов, ибо в противном случае непонятно, каким образом государство собирается выступать в роли регулятора.
В прошлом году в гражданской авиации произошли события, которых ждали почти 20 лет - в летные училища и авиационные учебные центры поступили новые современные ТСО. В выступлении представителя ГосНИИ ГА были изложены результаты работ, выполненных институтом совместно с разработчиками тренажеров и учебными центрами, и связанных с допуском в эксплуатацию новых тренажеров для самолетов Superjet-100, Ан-148, Як-18Т и вертолетов Ми-8Т, Ми-8МТВ, Ми-8АМТ, Ми-26Т. При выдаче разрешений на использование этих тренажерных устройств использовалась существующая нормативная база от 1998 года, которую за неимением более современной никто не отменял.
В государственной авиации происходит процесс пересмотра самих подходов к тренажерной подготовке летного состава, увеличивается количество тренажеров в строевых частях, изменяются сами подходы к обучению, и как следствие - требования, предъявляемые к современным комплексам технических средств обучения, качество которых гарантирует строгое проведение процедуры госиспытаний. Проблемой остается тот факт, что до сих пор в ВВС эксплуатируются сотни тренажеров производства пензенского объединения, фактически прекратившего свое существование, и процесс их замены на тренажеры нового поколения займет еще не один год.
Представитель IATA в России и СНГ рассказал об опыте IATA в области повышения квалификации летно-технического персонала, и связанных с ним попыткам разработки системы подготовки летных экипажей и инженерного состава. До настоящего времени проблемой остается взаимное признание авиационными властями разных стран документов, регламентирующих качество технических средств обучения и методики подготовки летного состава, как, собственно, и отсутствие самих единых международных стандартов в этой области.
Выступление представителя ОАК было посвящено вопросам унификации подходов к разработке тренажерных комплексов в рамках программ создания перспективных гражданских самолетов. ОАК намерена принимать непосредственное участие в продвижении в России документа Doc.9625 ICAO и готовит соответствующее обращение в федеральные органы власти. Кроме того, ОАК была предложена схема выдачи разрешений на использование комплексов ТСО, требующих согласованного решения Минпромторга и Минтранса, а также определена стартовая линейка ТСО, что будет интересно и разработчикам новой авиационной техники, и производителям тренажеров, сформулированы требования к участникам производственной кооперации.
Российским вертолетостроительным холдингом ОАО «Вертолеты России» был представлен проект создания собственной вертолетной академии, в которой будут проходить подготовку как военные, так и гражданские пилоты и технический персонал для российских и зарубежных операторов российских вертолетов. Новая академия будет предлагать услуги дополнительного профессионального образования по обучению на все типы вертолетов, выпускаемых холдингом, причем как подготовку пилотов всех уровней, так и подготовку пилотов-любителей «с нуля», а также подготовку операторов беспилотных летательных аппаратов, которая сегодня становится все более и более востребована. Обучение вертолетных пилотов будет включать все типы подготовки – теоретическую подготовку в компьютерных классах, тренажерную подготовку на процедурных и комплексных тренажерах и летную, обучение планируется проводить на базе российских и международных правил и стандартов.
Компанией ЗАО ЦНТУ «Динамика» была предпринята попытка провести анализ состояния рынка авиационных тренажеров в России и оценить их требуемое количество для государственной и гражданской авиации с учетом предстоящих поставок авиационной техники. Согласно анализу, сделанному на основе данных из открытых источников, в ближайшие 10 лет для всех типов самолетов, эксплуатируемых на российском рынке гражданских авиаперевозок, потребуется в общей сложности около 30 тренажеров уровня FFS, для вертолетов – не менее 15 тренажеров. Для боевых и военно-транспортных вертолетов (c учетом заявленных планов поставки в Вооруженные Силы РФ около 1000 машин до 2020 года) потребуется минимум 40 современных тренажеров уровня FMS, для боевых самолетов - свыше 20 тренажеров. Все это не считая тренажеров более низкого квалификационного уровня FTD, FNPT, PTT и др.
Выступление представителя компании ЗАО «Транзас Авиация» было посвящено проблемам российской тренажеростроительной отрасли, решение которых за последние годы так и не сдвинулось с мертвой точки. По-прежнему это проблемы, связанные с таможенным законодательством, касающиеся, в частности, ввоза тренажерных компонентов, это проблемы с ФЗ-94 о госзакупках, согласно которому тренажеры фактически приравнены к сырьевым продуктам, где основным критерием определения победителя аукциона является цена. И, конечно, остаются проблемы с организационными и нормативными документами. До сих пор единственным нормативным документом, регулирующим отрасль в области гражданской авиации, являются нормы годности авиационных тренажеров самолетов и вертолетов еще от прошлого века. С международными нормами Doc.9625 ICAO (третьей редакции) тоже не все понятно. Дело в том, что этот документ до сих пор не существует на русском языке, хотя последний и входит в число официальных языков ICAO. Поэтому ФАВТ пользуется его предыдущей редакцией, где требований к уровням вертолетных тренажеров нет вообще, а по самолетным тренажерам они фактически уже устарели.
Существует и другая проблема: в положении о ФАВТ записана только одна функция – выдача разрешения об использовании комплексных тренажеров, в то время как в основном документе Чикагской Конвенции о международной гражданской авиации (в Приложении №1, где сформулированы требования к подготовке персонала), записано буквально следующее: «Квалификационная оценка комплексных учебно-тренировочных средств осуществляется согласно требованиям, установленным государством, и их использование утверждается полномочным органом, выдающим свидетельство авиационному персоналу, чтобы гарантировать их соответствие выполняемой задаче». Таким образом, свидетельство о соответствии выдает ФАВТ, разрешение дает ФАВТ, а полномочного органа в государстве, который должен проводить квалификационную оценку тренажеров, у нас до сих пор нет. И здесь явное противоречие между российским законодательством и функциями государственных органов и международной практикой. ЦЭСАТ (Центр экспертизы и сертификации авиационной техники), который готов взять на себя функции квалификационной оценки тренажеров, не имеет аккредитации, поэтому его заключения не признаются Росавиацией.
Выступление представителя ЦЭСАТ также было посвящено проблемам, касающимся принятия документов, которые призваны стать основой правового регулирования в отрасли. По мнению специалистов Центра, прямое использование международных норм применительно к российскому рынку не совсем корректно. Необходимо разрабатывать соответствующие национальные нормы, и на сегодняшний день внесены предложения и поправки в Воздушный кодекс РФ, где сказано, что подготовка должна осуществляться с использованием тренажерных устройств, а требования к этим устройствам и порядок их применения должны устанавливаться Федеральными авиационными правилами. И именно сейчас настал момент, когда эти правила должны быть разработаны.
На конференции также был представлен опыт компании ЗАО «ГСС», полученный в процессе разработки линейки обучающих средств для самолета Superjet-100. Суть этого опыта заключается в том, что перед поставкой полнополетного тренажера (FFS) необходимо предусмотреть опережающую поставку тренажера более низкого уровня (из линейки Doc.9625 ICAO), который обеспечивает обучение экипажей на тип (TR). Параллельно должны разрабатываться процедурные тренажеры, не подлежащие сертификации. При разработке бортового оборудования вновь создаваемого самолета, имеющего собственные вычислители (авионика, СДУ, FMS и т.д.), должны учитываться тренажерные функции, изложенные в отчете ARINC 610C. Для того чтобы российские сертификаты тренажеров учитывались при обучении экипажей зарубежных покупателей воздушных судов, необходимо узаконить в России требования к квалификационной оценке тренажеров, базирующиеся на Doc.9625 ICAO.
Представители авиационных КБ рассказали о перспективных проектах в области создания современных ТСО. «Туполев» представил разработанный совместно с ОАК план создания и поэтапного ввода в эксплуатацию линейки технических средств обучения по программе Ту-204СМ, в которую войдут учебный компьютерный класс, процедурный тренажер, комплексный тренажер, тренажер аварийно-спасательных процедур, тренажерное устройство открытия/закрытия двери и аварийного люка. Корпорация «Иркут» представила программу разработки и создания стартовой линейки комплекса технических средств обучения летного персонала самолета МС-21, которая будет включать учебный компьютерный класс, тренажер первоначального обучения процедур работы с FMGS, процедурный тренажер и комплексный тренажер высшего квалификационного уровня (FSTD L-7).
Представитель компании Thales, являющейся одним из ведущих мировых производителей авиационных тренажеров, рассказывал об опыте создания широкого модельного ряда вертолетных тренажеров для различных типов вертолетов, предназначенных для разнообразных гражданских и военных приложений.
Российская компания ООО «Константа-Дизайн», специализирующаяся на поставках передовых решений в области генерации изображений, представила свой флагманский продукт – систему визуализации виртуальной обстановки «Радуга-КД» для авиационных тренажеров, работающую под ОС Windows и Linux и соответствующую требованиям JAA уровня D.
Большой интерес слушателей вызвало выступление представителя компании Bombardier, в котором было рассказано об особенностях подготовки российских пилотов за рубежом – недостаточном знании базового уровня английского, проблемах, связанных с переучиванием военных пилотов, слабой предварительной подготовке к учебе, «трудностям перехода» от экипажей из 3-4 человек к экипажу из 2-х, свойственном российским пилотам недостаточном понимании и реальном применении философии CRM (Управление Ресурсами Экипажа) и т.д.
Выступление представителя компании ЗАО «ИФК Тренинг» было посвящено созданию учебного центра Ан-148 и новому FFS тренажеру. В докладе представителя компании ООО «ВСП-Лизинг» рассказывалось о преимуществах лизинга авиатренажеров.
Выступление представителя Ульяновского высшего авиационного училища ГА (УВАУ ГА) было посвящено подготовке авиаспециалистов для нужд гражданской авиации в рамках государственно-частного партнерства, а также перспективам развития учебных заведений гражданской авиации. В настоящее время в вертикально-интегрированный комплекс УВАУ ГА, входят Сасовское и Краснокутское летные училища и Омский летно-технический колледж. Училище осуществляет подготовку специалистов по программам высшего, среднего, дополнительного и послевузовского профессионального образования по различным специальностям. Кроме того, в училище реализованы программы профессиональной переподготовки штурманов, бортинженеров и лиц с высшим техническим образованием в пилоты коммерческой авиации (в рамках этой программы с 2009 года подготовлено 246 пилотов). В целом в УВАУ ГА и его филиалах в период с 2012 по 2014 гг. планируется подготовить свыше 1600 пилотов коммерческой авиации.
О подготовке летных экипажей вертолетов Ми-171 в учебном центре HTP Ostrava в Чехии было рассказано в выступлении представителя ЗАО ЦНТУ «Динамика». Два года успешного продвижения этого пилотного проекта в Европе доказали, что создание региональных коммерческих авиационных учебных центров вносит реальный вклад в повышение безопасной эксплуатации российской вертолетной техники в регионе, а именно той ее части, которая связана с человеческим фактором.
Подготовке кадров с применением обучающих виртуальных тренажеров и компьютерных программ было посвящено выступление представителя Авиационного учебного центра ФГУ «Авиалесоохрана».
Конференция «Авиатренажеры, учебные центры и авиаперсонал – 2012» стала актуальной профессиональная трибуной, консолидирующей всех участников рынка подготовки летных кадров. Дискуссии, прошедшие в рамках конференции, продемонстрировали наличие серьезных противоречий в российском законодательстве, которые препятствуют цивилизованному развитию отечественной тренажеростроительной отрасли и, как следствие – повышению качества подготовки летного персонала для нужд гражданской и государственной авиации. Взявшись с недавних пор «с русским размахом» за решение проблемы нехватки летных кадров, государство почему-то не озаботилось тем, чтобы предварительно определить соответствующее правовое поле, в рамках которого предстоит действовать участникам процесса. Вопрос о том, почему такое положение дел вообще оказывается возможным, остается открытым. Может быть, именно отсутствие современных нормативно-правовых документов, регулирующих работу авиатренажерной отрасли, устраивает самих участников рынка?
Очевидно главное: с вопросами, поднятыми на конференции, напрямую связана проблема повышения безопасности полетов в той ее части, которая связана с человеческим фактором. В свою очередь, проблема повышения квалификации летных кадров должна стать неотъемлемой частью общей философии безопасности, поставленной во главу угла авиационной индустрии в целом и охватывающей все без исключения аспекты ее деятельности. Только такой подход может вернуть Россию в число цивилизованных стран, гарантирующих своим гражданам самые высокие и реально действующие стандарты безопасности авиационных полетов.