Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Специальный репортаж

Геликоптерные смотрины

21 мая 2012 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Роман Гусаров
Руководитель интернет-портала AVIA*RU Network

Эксперт "Aviation EXplorer"

Завершилась 5-я международная выставка вертолётной индустрии «HeliRussia 2012». Несмотря на то, что это крупнейшая вертолётная выставка в России, она пока не стала значимым событие в мировой авиации. Выставка скорее носит «камерный» характер, со статусом мелкого регионального события. Однако очевидна тенденция - с каждым годом наблюдается расширение представительства иностранных участников и выставляемой ими продукции. Это явный признак того, что наш внутренний рынок постепенно открывается для иностранных вертолётов. Жаль, что происходит это на фоне снижения интереса отечественных производителей к внутрироссийскому рынку. Увы, но к этому есть вполне объективные предпосылки. И пока мы со своими вертолётами завоёвываем рынки других стран, наш рынок начинают активно осваивать «западные» производители. Впрочем, обо всём по порядку в нашем репортаже и фоторепортаже.

От Советского Союза России досталось богатое наследство в виде Милевской и Камовской школ вертолётостроения и нескольких удачных моделей вертолётов с большим модернизационным потенциалом.  Миновав тяжелые 90-е и благодаря спросу на самый популярный вертолёт в мире Ми-8, отечественное вертолётостроение начало оживать. Тихо, без «шума и пыли» началось наращивание темпов производства и техническое перевооружение предприятий. Помню ещё недавно я с удивление обнаружил, что темпы производства вертолётов в России превысили 200 единиц в год, а сейчас уже подобрались к 300-м.

"В настоящее время мы занимает 9% рынка гражданских вертолетов и 22% военного сегмента мирового вертолетного рынка, Если в начале 2000-х годов мировая доля российских вертолетов оценивалась всего в 3% и Россия выпускала около 80 вертолетов в год, то в 2011 году мы поставили заказчикам 262 машины, что на 48 машин или на 22,4% больше, чем в 2010 году. Этот объем поставок позволил нам занять 14% мирового рынка", - сообщил гендиректор холдинга "Вертолеты России" Дмитрий Петров. По словам Д. Петрова, в текущем году планируется дальнейший рост выпуска российских вертолетов, которых будет построено более 300 единиц на общую сумму до 150 млрд. рублей.

Представитель Госкорпорация "Рособоронэкспорт" Григорий Козлов сообщил, что за последние 10 лет объем продаж вертолетов вырос в 12 раз. За период с 2001 по 2011 год Россия продала за рубеж свыше 400 военных вертолетов. Сегодня спрос на российские вертолёты значительно превышает возможности предприятий и этим обусловлены высокие темпы модернизации производств, которые реализует холдинг «Вертолёты России». Например, портфель заказов «Казанского вертолётного завода», который мне недавно удалось посетить, благодаря усилиям Рособоронэкспорта и контракту от Минобороны РФ, полностью сформирован на ближайшие 2 года. А как сообщи на выставке и.о. министра промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, Все контракты на поставку вертолетной техники в рамках гособоронзаказа заключены до 2018 года.

Что ж, приятно осознавать, что не все отрасли в стране подверглись развалу и разграблению. Есть ещё чем гордиться россиянам. Однако нельзя поддаваться эйфории и не замечать опасных факторов. Во-первых, в гражданском секторе мы сильны лишь в классе тяжелых (по западной классификации) вертолётов. В остальных кассах «царствуют» европейские и американские производители, получая немалую прибыль. Во-вторых, пока мы лишь используем модернизационный потенциал разработанных когда-то и отработанных в производстве конструкций. В-третьих, остаётся серьёзная проблема с отсутствием современных отечественных двигателей и их производств.

Впрочем, после формирования холдинга «Вертолёты России» появились признаки стратегии в развитии отечественного вертолётостроения. И недостающие ячейки «пазла» стали заполняться. И, в первую очередь, началось освоение сегментов лёгких и средних вертолётов. Именно в этих сегментах имеется потенциал к расширению рынков и диверсификации производств. Возможно поэтому в павильоне выставки были представлены лишь 2 отечественных вертолёта, которые только начинают свой путь к потребителю.

Сразу после открытия выставки состоялась главная премьера - презентация нового среднего многофункционального вертолёта Ka-62. Как сказал генеральный директор холдинга «Вертолёты России» Дмитрий Петров: «Новый вертолёт сочетает в себе традиционные свойства российских вертолётов, он надежен и прост в управлении. При разработке Ка-62 особое внимание уделялось таким качествам, как экологичность и повышенная экономичность эксплуатации. Убежден, что расширенный функционал новой модели может обеспечить Ka-62 повышенный спрос со стороны наших традиционных заказчиков, а также заинтересует новых».
 
Кa-62 создается с применением новейших технологий и современных материалов. Он построен по одновинтовой схеме с многолопастным рулевым винтом в кольцевом канале вертикального хвостового оперения. Планируется, что лопасти винтов и планер более чем на 50% будут выполнены из композиционных материалов. К другим особенностям Ка-62 можно отнести пятилопастной несущий винт, наличие второго контура гидросистемы, колесное шасси повышенной энергоемкости, усиленную конструкцию фюзеляжа и узлов крепления основных агрегатов и амортизационные кресла для экипажа и пассажиров.

К сожалению,  при этом не решена проблема с отсутствием отечественных двигателей. Вертолёт будет оснащаться двумя турбовальными двигателями Ardiden 3G мощностью 1680 л.с. производства французской компании Turbomeca. Благодаря модульному дизайну и двухканальной электронно-цифровой системе управления двигателем (FADEC) эти двигатели высоконадежны, просты в использовании и обладают исключительно низким расходом топлива.

Вертолёт получит «стеклянную кабину» разработки санкт-петербургской компании «Транзас». К слову, здесь  мы вполне на  уровне лучших мировых образцов. Ка-62 предназначен для транспортировки грузов, экстренной медицинской помощи, воздушных работ и наблюдения, он может использоваться в нефтегазовой области, для спасательных работ и корпоративных нужд. Производство вертолёта Ка-62 планируется развернуть на Дальнем Востоке в ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс». По планам холдинга «Вертолёты России», первый полет вертолёта Ка-62 состоится в августе 2013 года. Получение сертификата типа в Авиационном регистре МАК и начало поставок ожидается в 2015 году. «Вертолёты России» также планируют сертифицировать Ка-62 в Европейском агентстве по безопасности полетов (EASA), уточнили в компании.

Вторым натурным экспонатом «Вертолётов России» стал легкий многоцелевой вертолёт с максимальной взлетной массой до 3,5 тонн «Ансат». Этот вертолёт выбран Министерством обороны России в качестве основного вертолёта для первоначального обучения.  В рамках серийных поставок по действующему контракту в 2011 году очередная партия вертолётов «Ансат-У» поступила в Сызранский филиал Военного учебного научного центра ВВС. В данный момент разработана новая модификация Ансата с ГМСУ - традиционной гидромеханической системой управления. В нынешнем году ожидается завершение его сертификации, и тогда начнутся его продажи коммерческим предприятиям (авиакомпаниям) и частным владельцам. К слову, и здесь провал в нашем двигателестроении закрывают канадцы двигателем Pratt & Whitney PW-207K.

Ещё одна ожидаемая новинка – вертолёт Ми-38 в этом году не был показан. Впрочем, о настоящему эта премьера ещё впереди. Сертификация нового Ми-38 планируется на 2015 год. По словам, гендиректора холдинга "Вертолеты России" Дмитрия Петрова, в настоящее время построены два опытных образца Ми-38 и еще два прототипа находятся в стадии постройки. Второй опытный образец проходит заводские и сертификационные испытания с канадскими двигателями, но уже летом должны начаться испытания Ми-38 с российскими двигателями ТВ7-117В. Серийное производство Ми-38 будет развернуто в Казани.

Также, как рассказал и.о. министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, сейчас Минпромторг и госкорпорация "Вертолеты России" сосредоточились на завершении испытаний вертолетов Ми-38 и Ка-62. Также, и.о. министра ранее сообщил, что на создание российского высокоскоростного вертолета планируется выделить около 3,5 миллиарда рублей. В 2011 году на вертолет было выделено 400 миллионов рублей, в 2012 году - 700 миллионов, а в 2013 году - 2,5 миллиарда. Мантуров отметил также, что до 2013 года на изготовление вертолетов Ми-38 и Ка-62 в общей сложности будет направлено 12,2 миллиарда рублей.

Ещё из новостей выставки следует отметить, что «Вертолетная сервисная компания» (ВСК), дочерняя структура холдинга «Вертолеты России», входящего в Объединенную промышленную корпорацию «Оборонпром», подписала партнерское соглашение с российским вертолетным оператором Научно-производственная компания «ПАНХ». В рамках этого соглашения стороны договорились расширять сотрудничество по послепродажному, сервисному и логистическому обслуживанию вертолетов российского производства. Таким образом, авиакомпания «ПАНХ» становится частью интегрированной системы логистической поддержки эксплуатантов, создаваемой ВСК и холдингом «Вертолеты России». Эта система включает в себя единый круглосуточный call-центр для эксплуатантов, специализированный Web-портал и склад запчастей.

1 июня 2012 года ВСК открывает единый call-центр для эксплуатантов российских вертолетов, который станет прямым каналом связи для операторов вертолетной техники по всем вопросам послепродажного обслуживания и логистической поддержки. В рамках этой системы ВСК уже создала склад запчастей в Москве и разработала специальный web-портал. Портал дает возможность клиентам компании размещать заказы, а также предоставлять информацию о своем парке и налетах, на основе которых ВСК будет прогнозировать потребности в запчастях и планировать их выпуск на предприятиях холдинга. Это позволит сократить сроки реагирования на запросы клиентов до мировых стандартов, также обеспечит стабильные и прозрачные цены на вертолетные запчасти. Следующим этапом планируется сделать формирование продуктового портфеля ВСК и единого прейскуранта цен на вертолетные запчасти.

"Вертолеты России" будут создавать сервисную сеть во всех регионах мира. "На первом месте у нас стоит сервисное обслуживание в Китае, - рассказал генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Дмитрий Петров - Создается сервисный центр вертолетной техники в Циндао. В этом году хотим завершить строительство. Есть также планы по введению сети вертолетного обслуживания в ЮАР, Бразилии и других регионах, где есть наши интересы. Нам важно не только вернуть стране традиционные рынки сбыта и обрести новые".

Однако при всем желании, для существенного расширения продуктовой линейки производственных мощностей явно не хватает.  Поэтому, осознавая неизбежность экспансии западных производителей в конкретных классах вертолётов, параллельно идёт и процесс организации совместных производств на территории России. "Мы ориентируемся на создание совместных международных проектов, и уже создан проект с фирмой AgustaWestland. Мы на этом не должны останавливаться и надеемся, что линейка вертолетов будет расширяться, и сотрудничество с этой корпорацией будет углубляться за счет использования современных технологий и материалов", - сказал Мантуров.

Первые вертолеты AW139 производства российско-итальянского совместного предприятия "Хеливерт" будут выпущены уже в текущем году. "Первый комплект для сборки будет поставлен на мощности СП HeliVert в подмосковном Томилино, созданном холдингом и англо-итальянской компанией AgustaWestland, в конце мая. В этом году выпустим первый вертолет, и не только один", - сообщил генеральный директор холдинга "Вертолеты России" Дмитрий Петров.

Сделка по покупке компанией AgustaWestland 50% СП HeliVert была одобрена правительственной комиссией по иностранным инвестициям в начале мая. Само соглашение об учреждении СП было подписано партнерами летом 2011 года. Информация о первых заказчиках AW139 российской сборки не разглашается, однако близкие к СП источники утверждают, что на сегодняшний день имеется более 5 заказчиков на эти вертолеты. Один из них, в частности, планирует передать 10 своих AW139 в эксплуатацию авиакомпании "ЮТэйр".

Сегодня авиакомпания "ЮТэйр" крупнейший российский заказчик вертолётов отечественного и зарубежного производства. Авиакомпания стала сертифицированным эксплуатантом вертолетов AW139 производства компании AgustaWestland и планирует использовать десять вертолетов этой модели для выполнения пассажирских, корпоративных и VIP-перевозок на территории России. Ожидается, что первый вертолет поступит во флот «ЮТэйр» этим летом, а поставки остальных будут завершены к середине 2013 года. Воздушные суда будут базироваться в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, а также в ряде пунктов в Сибири. Началось обучение персонала «ЮТэйр» пилотированию и обслуживанию вертолетов AW139 (в планах – обучение 60 пилотов и 40 техников). Кроме этого, «ЮТэйр» создаст авторизированный центр по обслуживанию вертолетов AW139.

«ЮТэйр» с 2006 года эксплуатирует технику и производства Eurocopter. Вертолётный парк авиакомпании включает 12  воздушных судов типа AS-355 N/NP, ВО-105 и AS-350 B3, которые используются для  перевозки VIP-пассажиров, обслуживания нефтегазового комплекса, обследования нефтепроводов, а также небольших грузоперевозок. В стадии поставки находятся еще 15 винтокрылых машин AS-355 и AS-350. С 2013 года авиакомпания «ЮТэйр» одной из первых в мире начнет эксплуатировать вертолеты нового поколения EC175. 18 мая отмечена первая годовщина работы Учебного центра авиакомпании «ЮТэйр» по подготовке пилотов и инженеров для работы на вертолетах Группы Eurocopter. За год работы учебного центра подготовку для работы на вертолетах AS 350B3 и 355 N/NP прошли более 70-ти пилотов и инженеров.

В рамках выставки также было подписано соглашение между ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг»  и Turbomeca  GermanyGmbH о создании сервисного центра по техническому обслуживанию двигателей и их компонентов производства компании  Turbomeca. «Целью данного соглашения является расширение и совершенствование сферы сотрудничества между TurbomecaGermanyGmbH, предоставляющей услуги по проектированию,  производству, технической поддержке и продаже газотурбинных  двигателей, их моделей, агрегатов и деталей, и ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг», обслуживающим вертолетную технику», - пояснили в компании.

А вот авиакомпания «Газпром авиа», выполняя работы по обслуживанию  сети нефте- и газопроводов,  с момента покупки своего первого вертолета  Eurocopter EC135 в 2010 году, уже налетала в общем счете на восьми вертолетах 3600 часов. «Газпром авиа» эксплуатирует вертолеты Eurocopter с 2006 года - первой в ее парке появилась модель EC120. В рамках сотрудничества между «Газпром авиа» в аэропорту «Остафьево» был создан центр  технической поддержки вертолетов EC120 и EC135.

Не стоит забывать и о потенциале Авиации общего назначения. По состоянию на 1-й квартал 2012 года в парке АОН насчитывается 251 вертолет, в том числе 64 российских и 187 иностранных. Налицо трехкратное превосходство иностранных производителей. Причем, доля наиболее современных российских вертолетов составляет всего 3%. В структуре парка АОН преобладают легкие вертолеты, большинство из которых пассажировместимостью 4 и менее мест (в основном Robinson 22/44) на их долю приходится 56%. Вертолеты на 5-6 мест составляют 12%, 7-9 мест - 22%, 10-14 мест - 1,2%, 15-19 мест - 0,4%, 20-40 мест - 9%.

Но всё же хочется закончить на мажорной ноте для отечественного вертолётостроения. Рособоронэкспорт во второй половине 2012 года намерен заключить с США контракт на поставку Афганистану дополнительной партии из десяти вертолетов Ми-17В-5. То, что американцы и в первый раз заказывали для Афганистана российские вертолеты, это уже было подтверждение статуса российской техники на мировом рынке, и её авторитета. Ведь у американцев и своих вертолетов достаточно, но для тяжелых условий Афганистана они выбрали именно наши. А то, что они повторно их заказывают, говорит о том, что наши вертолеты оправдали их надежды. Мы не ударили лицом в грязь. Недавно на сайте Aviation Explorer была опубликована статья о том, как два американских летчика на Ми-17 спасли две тысячи афганцев. Это хороший пример, даже сказал бы – прецедент, когда так проявили себя связка «американский летчик – российский вертолет». В Афганистане действительно тяжелые условия эксплуатации – там не бывает легких прогулок. Эта страна – серьезное испытание для вертолета. Выбор американцев – показатель очень высокой оценки. И не надо никаких рекламных акций, показов, наград: заказ – вот реальный показатель качества продукции.

 

p.s. Да, чуть не забыл. На выставке было представлено множество автожиров, как серийных, так и самоделок. А ещё КБ Маслова в очередной раз повеселило новыми прожектами вертолётов, которые никогда не полетят. Дополнить представление о выставке вам поможет наш фоторепортаж, в котором представлены практически все экспонаты HeliRussia 2012:

Фоторепортаж:

 


Роман Гусаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer