Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Отчет

Авиастроение России в 2004-2011 гг.

24 января 2012 года / Минпромторг России / Aviation EXplorer
 

Минпромторг России подготовил отчет о деятельности министерства за период реализации системной промышленной политики в 2004-2011 годах. Aviation Explorer публикует часть отчета, касающуюся деятельности Минпромторговли в авиастроении.

Вступительная речь Министра промышленности и торговли Российской Федерации Виктора Христенко к отчету о деятельности министерства за период реализации системной промышленной политики в 2004-2011 годах

Минпромторг России подготовил отчет о деятельности министерства за период реализации системной промышленной политики в 2004-2011 годах

Перед вами продукт, необычный и для нашего министерства, и для любого другого органа исполнительной власти России. Необычен он по двум причинам.

Во-первых, отчет федерального министерства впервые выходит в свет не только в бумажном формате или в виде статичного электронного документа. Вы можете загрузить на свой iPad или устройство на «Андроиде» интерактивный вариант отчета в виде специального приложения (в магазинах приложений он называется mptreport2011). Мы надеемся, что такой подход поможет читателям нашего отчета легче разобраться в тенденциях промышленной политики, более подробно изучить ситуацию в интересующих отраслях.

Во-вторых, в определенный момент наша команда пришла к выводу, что с начала реализации системной промышленной политики в нашей стране прошло достаточно много времени — более 7 лет — и было бы полезно представить ситуацию в динамике.

Напомню, как только Россия приступила к рыночным преобразованиям, промышленная политика подверглась отрицанию — как теоретическому, так и практическому. В течение ряда лет целенаправленное регулирование промышленного сектора экономики фактически отсутствовало. Постепенно стало понятно, что для осуществления остро необходимых нашей промышленности реструктуризации и технологической модернизации, одних лишь институциональных реформ и создания благоприятного макроэкономического климата оказывается недостаточно. Промышленная политика российской властью была реабилитирована. О ней стало возможно рассуждать в позитивном ключе, и это не вызывало немедленного отпора. В итоге с середины минувшего десятилетия промышленная политика стала одним из основных направлений деятельности Правительства России.

Этому способствовали объективные процессы. Прежде всего, успехи в достижении макроэкономической стабилизации — главной цели экономической политики государства. В бюджете появились ресурсы, которые государство могло направить не только на первоочередные нужды, но и на реализацию стратегических программ, долгосрочных проектов.

Другой важный процесс — положительные изменения в российской промышленности. Во многих отраслях появились сильные игроки, внедряющие инновации, применяющие лучшие управленческие практики, выпускающие конкурентоспособную продукцию.

Таким образом, возникли предпосылки для формирования государственно-частного партнерства. У государства появилась экономическая возможность для содержательного диалога. Бизнес, в свою очередь, начал ставить перед собой задачи не выживания, но развития. Несущим элементом реализации промышленной политики в России стали отраслевые стратегии развития. С 2004 по 2011 годы были разработаны и утверждены 14 таких документов. Мои коллеги по Правительству иногда даже называли наше министерство «фабрикой по выпечке стратегий». И я горжусь этим.

Работа над стратегиями привела к запуску инструментов долгосрочного развития, призванных обеспечить конкурентоспособность российской промышленности в будущем. Это корпус федеральных целевых программ, важнейшие инновационные проекты государственного значения, целый набор субсидий, направленных на стимулирование техперевооружения и увеличение объемов высокотехнологичного экспорта.

В результате суммарный накопленный объем инвестиций по отраслям промышленности, курируемым министерством, составил в 2005—2011 годах 5,4 трлн рублей, производительность труда выросла в 1,6 раза. По нашим оценкам к концу 2011 года промышленное производство превысит уровень 2004 года на 22,6% притом, что глобальный экономический кризис 2008—2009 годов больно ударил по целому ряду отраслей промышленности.

Тем не менее, стратегии прошли проверку кризисом. Нам удалось удержать программный горизонт, не меняя целей и задач, удержать ключевые проекты. Более того, Правительством были выработаны новые, уникальные для России инструменты поддержки промышленности. Речь идет об утилизации подержанных автомобилей и субсидировании процентных ставок для автокредитов, целевом субсидировании и выделении госгарантий под реализацию программ реструктуризации предприятий. В то же время в ряде отраслей, как, например, в фармацевтической и медицинской промышленности, кризис создал окно возможностей для принятия более решительных мер. Появилась новая программа, заточенная на создание инновационных продуктов, началась работа по формированию офсетного законодательства.

В большинстве отраслей идет опережающая модернизация. Например, в автомобилестроении и трубной промышленности обновлено более трети производственных мощностей. Именно это позволяет им сегодня обеспечивать опережающие темпы производства. Отраслевая стратегия — это продукт государственно-частного партнерства, построенный на трех основных принципах:

  • выработка общих для государства и бизнеса целей;
  • разделение рисков;
  • объединение усилий и ресурсов.

Наш отчет — по сути такой же элемент промышленной политики, инструмент диалога между государством, с одной стороны, обществом и бизнесом — с другой. Мы постарались максимально прозрачно представить результаты нашей работы.

Желаю вам интересного изучения нашего отчета.

Министр промышленности и торговли Российской Федерации, Виктор Борисович Христенко

Отчет о деятельности Минпромторговли РФ за 2004-2011 гг./ Раздел Авиастроение

«Сухой Суперджет-100» является первым отечественным самолетом , созданным по принятым в мировом авиастроении стандартам разработки и сертификации. В настоящее время портфель заказов составляет порядка 170 самолетов. Первые самолеты уже поставлены заказчикам.

2004

Разработка и согласование концепции создания Объединенной авиастроительной компании и проекта Комплексной программы продвижения продукции отечественных авиастроительных предприятий, направленных на создание эффективно функционирующей инфраструктуры авиаперевозок, поддержку модели экономического роста, задействующей потенциал высоких технологий, повышение конкурентоспособности российских корпораций на глобальных рынках.

Начаты работы по созданию нового конкурентоспособного регионального самолета RRJ (SukhoiSuperJet-100). Начаты работы по созданию нового конкурентоспособного ближнесреднемагистрального (МС-21).

2005

Минпромэнерго России разработаны Стратегия развития авиационной промышленности России на период до 2015 года и проект Комплексной программы продвижения продукции отечественных авиастроительных предприятий.

Российским ОАО «НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma начаты работы по созданию двигателя SaM-146 для проекта SukhoiSuperJet-100.

2006

24 августа 2006 года Правительство Российской Федерации приняло решение существенно увеличить объемы финансирования НИОКР по созданию новейших образцов гражданской авиационной техники.

9 ноября 2006 года на заседании Правительственной комиссии по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса Российской Федерации принято решение об учреждении ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».

При Минпромэнерго России образован Совет по техническому регулированию в авиастроении.

2007

26 сентября 2007 года в г. Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка первого экземпляра российского регионального самолета SukhoiSuperJet-100.

Построен опытный образец вертолета Ка-62. Получен сертификат ограниченного типа на самолет Бе-200ЧС(Е) (пожарный); выпущена документация на грузовой вариант и систему послепродажной поддержки.

Получены дополнения к сертификату типа на самолет Бе-200ЧС.

2008

22 декабря 2008 года Минпромторг России подписал государственные контракты с ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» на формирование концепции программы создания широкофюзеляжного ближнесреднемагистрального самолета и проведение работ по глубокой модернизации Ту-204.

В ноябре 2008 года в Москве в присутствии Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Премьер-министра Италии Сильвио Берлускони подписано Соглашение о совместном предприятии по организации сборочного производства гражданского вертолета AgustaWestland AW139 в России.

2009

Реализуется стратегия развития газотурбинного двигателестроения в авиационной промышленности Российской Федерации на 2008—2015 годы и на период до 2025 года. Объем инвестиций—410,9 млрд рублей.

Разработан эскизный проект самолета МС-21.

Проведены работы по созданию и проведению сертификационных испытаний модификации двигателя ПС-90А, получен сертификат типа.
С 18 по 23 августа 2009 года в Жуковском состоялся 9-й Международный авиационно-космический салон «МАКС-2009».

2010

29 января 2010 года в г. Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет прототипа перспективного авиационного комплекса пятого поколения.
24 июня 2010 года в штаб-квартире Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) в г. Кельне получен Международный сертификат по требованиям на двигатель SaM-146 для самолетов «Сухой Суперджет-100».

2011-2012

Ключевые решения и события в сфере Авиационной промышленности в 2011 году
16 ноября 2011 года утверждена Стратегия развития интегрированной структуры российского вертолетостроения на период до 2020 года.

Изготовлен второй опытный образец для программы статических, комплексных наземных и летных испытаний перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).

С 16 по 21 августа 2011 года состоялся 10-й Международный авиационно-космический салон «МАКС-2011», на котором были продемонстрированы последние разработки российской авиационной промышленности: региональный пассажирский самолет SSJ-100, разработанный для него двигатель SaM-146, новый газогенератор для авиационного двигателя ПД-14 тягой 9—18 тонн для перспективного самолета МС-21.

К декабрю 2011 года предприятием ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» (г. Таганрог) изготовлен центроплан первого серийного самолета-амфибии Бе-200ЧС новой серии. В соответствии с условиями контракта, подписанного с МЧС России в мае 2010 года, в 2013—2014 годах ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» передаст авиации МЧС шесть самолетов-амфибий Бе-200ЧС новой серии.

2004-20011

За 5 лет реализации Стратегии рост объема продаж авиационной техники превысил ожидаемый уровень (в Стратегии —196,1%) и в 2010 году составил 212,7%.

По итогам 2011 года предусматривается рост производства до 386 единиц авиатехники (124 самолета и 262 вертолета).

Экспорт продукции отрасли увеличен с 58,5 млрд рублей в 2004 году до 152 млрд рублей в 2011 году.

Выпуск продукции отрасли увеличен с 148,9 млрд рублей в 2004 году до 409,3 млрд рублей в 2011 году.

Авиационная промышленность по праву именуется локомотивом модернизации российской экономики. Именно в этой отрасли внедряются инновационные решения, оказывающие системный эффект на развитие всего промсектора.

Место и роль отрасли в экономике

Ввиду большой длины и разветвленности технологических цепочек, образующихся в процессе создания современной авиационной техники, стабильная работа отрасли создает предпосылки для сохранения и развития целого ряда высокотехнологичных предприятий, обеспечивает «интеллектуализацию» структуры ВВП, опережающее развитие экспорта продукции машиностроительного комплекса, а также импортозамещение в ключевых продуктовых сегментах. Кроме того, авиационная промышленность и ее смежные отрасли играют важнейшую социальную функцию, обеспечивая высококвалифицированные рабочие места на производстве, в научно-исследовательских институтах, конструкторских бюро, вузах и техникумах.

Основными сегментами отрасли являются:

  • самолетостроение;
  • вертолетостроение;
  • двигателестроение;
  • авиаприборостроение.

Оценка развития отрасли за период 2004—2011 годов

В течение периода 2004—2011 годов авиастроение демонстрировало тенденцию роста промышленного производства, основным препятствием которому стали кризисные явления 2008—2009 годов. В этот период Правительство Российской Федерации действовало по двум ключевым направлениям: точечное решение застарелых финансовых проблем в балансах отдельных предприятий и оптимизация инструментов реализации Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года.

Принятые государством меры обеспечили относительно «безболезненное» вхождение отрасли в условия глобального финансово-экономического кризиса: объемы производства отрасли остались на докризисном уровне, приоритетные проекты последовательно развивались практически без внесения кардинальных изменений в графики.

Целевым индикатором Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года являются существующие и прогнозируемые объемы и темпы роста реализации продукции авиапрома. За 5 лет реализации Стратегии рост объема продаж превысил ожидаемый уровень и в 2010 году составил 212,7% (в Стратегии — 196,1%). В количественном выражении в 2010 году было произведено 287 основных типов самолетов и вертолетов, из них 7 гражданских самолетов, 66 самолетов для государственной авиации, 214 вертолетов. По итогам 2011 года предусматривается рост производства авиатехники до 386 единиц (124 самолета и 262 вертолета).

Одной из ключевых системных инициатив в отрасли стало объединение обособленных авиастроительных предприятий в крупные интегрированные структуры. Предпосылками создания интегрированных структур в авиастроении явилась необходимость концентрации ресурсов на реализации ключевых проектов, обеспечения специализации производств, сокращения дублирующих производственных мощностей, высвобождения капитала и ресурсов, роста капитализации компаний и мобилизации капитала для инвестиций в новые проекты.

В составе авиационной промышленности созданы следующие основные интегрированные структуры: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»), ОАО «ОПК «Оборонпром», включающая ОАО «Вертолеты России» и ОАО «Управляющая компания «Объединенная двигателестроительная корпорация». В 2011 году подготовлен и внесен в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект постановления о включении в состав ОАО «ОПК «Оборонпром» ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют». По организации — это вертикально интегрированные структуры, обеспечивающие полный цикл создания, производства и поддержки эксплуатации конечных изделий.

В стадии формирования находятся интегрированные структуры в области основных комплектующих авиационной техники и вооружений: ОАО «Концерн «Авиаприборостроение» (авиационные приборы и комплексы радиоэлектронного оборудования) и ОАО «Концерн «Авиационное оборудование» (авиационное оборудование и системы электроснабжения).

Также формируется новая интегрированная структура государственного сектора авиационной науки, призванная стать основой инновационного развития авиастроения. В настоящий период завершается согласование в федеральных органах исполнительной власти проекта федерального закона «О национальном исследовательском центре «Институт им. Н.Е. Жуковского».

Интеграция авиастроительных предприятий в холдинги позволила существенно повысить экономическую эффективность их деятельности — в последние годы отмечается неуклонный рост консолидированной выручки авиастроительных холдингов. Кроме того, в соответствии с корпоративными стратегиями осуществляется внедрение новой индустриальной модели, предполагающей техническое перевооружение предприятий отрасли. Основными целями стратегий являются снижение себестоимости продукции и повышение конкурентоспособности отечественной авиационной техники на внутреннем и внешнем рынках. Важным результатом их реализации станет и увеличение налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

Виктор Христенко, Министр промышленности и торговли Российской федерации:

Это абсолютно знаковое событие. Двигатель SaM-146 — это первый в России высокотехнологичный проект такого масштаба и такой глубины кооперации с иностранными партнерами.
Двигатель изначально создавался на основе международных стандартов и наилучшей производственной практики. В результате получение международного сертификата EASA впервые в нашей
истории происходит практически одновременно с получением российского сертификата АР МАК. Это открывает новый этап в развитии нашего двигателестроения, создает новые возможности
для выхода прорывного российского продукта на глобальный рынок. Это также ключевой этап в реализации проекта создания регионального самолета «Сухой Суперджет-100».

25 июня 2010 года Комментарий о получении Международного сертификата по требованиям Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) на двигатель SaM-146 для самолетов «СухойСуперджет-100»

Цели и задачи развития отрасли

Перспективы развития авиационной промышленности связаны с реализацией задач, определенных Стратегией развития авиационной промышленности до 2015 года, консолидацией потенциала отрасли на прорывных направлениях.

Основными целями Стратегии являются:

  • удовлетворение потребности российских Вооруженных Сил в новейшем авиационном вооружении, как в количественном, так и в качественном отношении, при одновременном сохранении позиций России на мировом рынке вооружений;
  • преодоление технологического отставания России от ведущих стран мира, низкого уровня значительной части научно-технических разработок, недостаточной инновационной активности российских компаний;
  • развитие высокотехнологичного сектора российской экономики в точки зрения национальной безопасности и конкурентоспособности;
  • развитие взаимодействия государства и отраслевого бизнеса в рамках частно-государственного партнерства.

Для достижения определенных Стратегией целей необходимо решение следующих основных задач:

  • проведение в рамках государственно-частного партнерства четкой и реалистичной продуктовой политики, обеспечивающей достижение ожидаемого результата реализации Стратегии;
  • формирование новой организационной системы, способной эффективно осуществлять политику создания и продвижения российской авиатехники на потенциальные рынки, привлекать необходимые для этого ресурсы и управлять ими;
  • модернизация производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала авиапромышленного комплекса;
  • корректировка государственных программ и внепрограммных мероприятий в области авиастроения;
  • внесение изменений в законодательство, снимающих существующие ограничения по реализации выбранного направления развития.

Целевыми ориентирами реализации Стратегии являются:

  • обеспечение высоких темпов роста (не менее 12—15% в год) с соответствующим вкладом в дополнительный прирост темпов экономического развития страны;
  • устойчивый рост объема продаж продукции отечественной авиапромышленности на мировом рынке — до уровня 7 млрд долларов к 2015 году;
  • увеличение доли гражданской продукции в структуре доходов от реализации готовой продукции до 43% в 2015 году;
  • увеличение объемов реализации продукции и услуг отечественного газотурбинного двигателестроения до 166,5 млрд рублей к 2015 году и до 291,8 млрд рублей к 2025 году;
  • общий объем инвестиций из всех источников в период до 2015 года включительно должен составить не менее 20 млрд долларов;
  • развитие практики привлечения внебюджетных ресурсов до уровня 30—60% стоимости проектов с увеличением доли внебюджетного финансирования по мере снятия технологических рисков.

Меры государственной поддержки отрасли

В целях достижения целевых индикаторов Стратегии целенаправленно осуществляются меры государственной поддержки отрасли, среди которых необходимо выделить:

  • взносы в уставные капиталы ведущих авиастроительных холдингов страны на цели строительства гражданских воздушных судов и финансового оздоровления их дочерних и зависимых обществ;
  • субсидии предприятиям отрасли, в том числе в целях предупреждения банкротства;
  • предоставление государственных гарантий;
  • реструктуризацию задолженности по налогам и сборам;
  • финансирование в рамках федеральных целевых программ и Государственной программы вооружения;
  • другие виды господдержки.

На протяжении 2004—2011 годов объем финансирования авиастроения по линии Минпромторга России неуклонно увеличивался.
В период 2008—2010 годов в виде субсидий предприятиями авиационной промышленности получены средства в размере более 7,7 млрд рублей, за 9 месяцев 2011 года оказана государственная поддержка в виде субсидий в размере 2,8 млрд рублей.

В рамках программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации в 2009—2011 годах в виде взносов в уставные капиталы авиационных организаций были направлены средства в размере 115,8 млрд рублей.

В 2010 году осуществлен выпуск облигационных займов ОАО «ОАК» и ОАО «ОПК «Оборонпром» в размере 46,28 млрд и 21,651 млрд рублей соответственно под государственные гарантии Российской Федерации в целях реструктуризации задолженности указанных организаций по кредитам, привлеченным ими ранее на финансирование основной производственной и инвестиционной деятельности. Купонный доход по облигационным займам в размере 3,7 млрд и 1,686 млрд рублей соответственно в 2011—2013 годах субсидируется в виде взноса в уставный капитал.

Принятые меры позволили урегулировать отношения предприятий с бюджетом, кредиторами (в том числе с персоналом по зарплате), снизить дефицит оборотных средств, улучшить условия технического перевооружения и т.д., а также предотвратить такие негативные последствия, как сокращение инвестиционных программ и программ технического перевооружения, потерю уникальных и критических технологий, отток квалифицированных специалистов.

Предоставление субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, лизинговым платежам и другим видам задолженности улучшило условия для технического перевооружения, позволило продолжить реализацию инновационных и инвестиционных проектов.

Субсидии российским экспортерам промышленной продукции обеспечили выполнение международных обязательств по поставкам авиационной техники.

Перечисленные мероприятия по оказанию государственной поддержки в совокупности с другими мерами развития отрасли, такими как формирование интегрированных структур, увеличение объемов финансирования государственного оборонного заказа, позволили обеспечить устойчивую положительную динамику и высокие темпы роста производства в авиационной промышленности.

Объем финансирования авиационной промышленности в рамках ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года» составил в 2002 — 2011 годах около 120 млрд рублей. По итогам 2011 года по федеральным целевым программам и внепрограммным мероприятиям планируется предоставить интегрированным структурам и предприятиям авиационной промышленности более 70 млрд рублей.

Динамика развития структуры товарного выпуска, %

 

Развитие новых технологий

В рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года» реализуются проекты инновационного, «прорывного» характера, а именно:

  1. Создание перспективного скоростного вертолета (проект ПСВ). Целью проекта является создание вертолета, способного развивать скорость 350 км/ч и более. На сегодняшний момент максимальная скорость самого массового российского вертолета Ми-8 составляет 250 км/ч. Достижение указанных характеристик позволит получить продукт, существенно превосходящий по транспортной эффективности, эксплуатационной экономичности и экологическим характеристикам существующие типы вертолетов. Это решение позволяет рассчитывать на достижение соответствия темпов модернизации отечественного вертолетостроения мировым тенденциям.

    В настоящее время программа ПСВ находится на начальной стадии (этап 1 — концептуальные исследования).

    График работ НИОКР по программе ПСВ предусматривает:
    - разработку аванпроекта (2013 год);
    - разработку эскизного и технического проекта (2015 год);
    - выпуск РКД, строительство опытных летных образцов, сертификационные испытания и начало серийного производства вертолетов (2020 год).
  2. Разработка и создание перспективного крыла из композиционных материалов для самолетов МС-21 и SSJ-130NJ. Это решение вытекает из необходимости удерживания уровня конкурентоспособности отечественного авиастроения в сегменте ближнемагистральных самолетов. Разработка крыла из композитных материалов для перспективных самолетов является перспективным инновационным направлением создания на территории Российской Федерации компетенций в области проектирования, производства и обслуживания агрегатов для авиационной промышленности с применением современных композиционных материалов.

    Основной целью проекта является обеспечение находящихся в разработке самолетов МС-21 и SSJ-130NG современными, отвечающими международным сертификационным требованиям агрегатами из композитных материалов.

    На самолете МС-21 из композиционных материалов планируется изготавливать: крыло в сборе, центроплан, рули высоты и направления. На самолете SSJ-130NG из композиционных материалов планируется изготавливать: крыло в сборе, центроплан, вертикальное оперение, горизонтальное оперение. На самолете SSJ-100 из композиционных материалов планируется изготавливать: механизацию крыла (закрылок, элерон, интерцепторы, воздушные тормоза), рули высоты и направления.

    В рамках проекта запланировано также расширение международного сотрудничества с фирмами Boeing и Airbus по изготовлению на территории России отдельных элементов конструкции и деталей интерьера.

    Потенциальными заказчиками новых изделий являются ОАО «Корпорация «Иркут», ЗАО «Гражданские самолеты Сухого», фирмы Boeing и Airbus. Основную долю планируемых продаж (38%) составит продукция для программы МС-21 (заказчик — О АО «Корпорация «Иркут»), программа SSJ (заказчик — ЗАО «Гражданские самолеты Сухого») составит в совокупности 36%, поставки для программ Boeing и Airbus — 25%.
  3. Разработка унифицированного «ядра» авиационного бортового оборудования и агрегатов, основанного на принципах интегрированной модульной авионики. Это позволит обеспечить импортозамещение бортовых систем и агрегатов пассажирских и транспортных летательных аппаратов, находящихся в эксплуатации и в перспективных проектах.
    Перспективные гражданские самолеты уже комплектуются в значительной мере импортными системами и агрегатами. В настоящее время мировое авиастроение переходит на новые принципы создания комплексов бортового оборудования на основе унифицированных базовых элементов до начала полномасштабной разработки летательных аппаратов, что позволяет повысить серийность и значительно снизить их стоимость, в том числе при модернизации воздушных судов. В отечественном авиастроении такая практика до настоящего времени не реализовывалась, средства выделялись под конкретный проект. С целью реализации потенциала отечественных предприятий—разработчиков авиационного оборудования и восстановления конкурентоспособности отечественной продукции на международном рынке в 2011—2014 годах в рамках Программы предлагается проведение опытно-конструкторских работ по созданию комплекса унифицированных базовых элементов бортового оборудования открытой архитектуры на основе интегрированной модульной авионики с применением отечественного коммутатора шины ARINC-664. Планируется разработать унифицированный базовый комплект бортового оборудования (БКБО) нового поколения на основе унифицированных технических решений для агрегатов перспективных воздушных судов. Предполагается создание соответствующих типорядов базовых элементов нового поколения, унифицированных для самолетов и вертолетов, которые могут оперативно адаптироваться к конкретному летательному аппарату. При этом, стоимость адаптации составит не более 15% от стоимости опытно-конструкторских работ по созданию такого комплекта авиационного оборудования, что существенно снизит себестоимость отечественных самолетов и вертолетов и повысит их конкурентоспособность на мировом рынке.

    Такие разработки позволят сократить типаж бортового оборудования (в настоящее время в эксплуатации находится более 15 видов различной комплектации), поднять серийность бортового оборудования, снизить себестоимость и повысить конкурентоспособность. Наряду с высокими техническими характеристиками будет обеспечено повышение ресурса компонентов авиационного оборудования на 20—30%, снижение эксплуатационных расходов на 10—12%, снижение энергоемкости на 10—15% и снижение массы на 15—20%. Реализация этой задачи позволит уже в течение ближайших 6—8 лет осуществить импортозамещение по большинству зарубежных аналогов (50%).

    В течение 2011—2013 годов предполагается разработать и изготовить опытные образцы комплексов для самолетов и вертолетов, провести их межведомственные испытания и в 2014—2015 годах провести сертификацию комплектующих. Проведенная оценка научно-технического уровня работ ведущих предприятий-разработчиков показывает, что начиная с 2016 года возможен запуск производства систем и агрегатов, не уступающих, а в ряде позиций превосходящих образцы западных компаний-поставщиков.

 

Ключевые решения и события в отрасли

2004
  1. Разработка и согласование концепции создания Объединенной авиастроительной компании и проекта Комплексной программы продвижения продукции отечественных авиастроительных предприятий, направленных на создание эффективно функционирующей инфраструктуры авиаперевозок, поддержку модели экономического роста, задействующей потенциал высоких технологий, повышение конкурентоспособности российских корпораций на глобальных рынках.
  2. Начаты работы по созданию нового конкурентоспособного регионального самолета Russian Regional Jet («Сухой Суперджет-100»). Особая значимость проекта SSJ-100 для отечественного авиастроения обусловлена тем, что он является первым отечественным самолетом, созданным по принятым в мировом авиастроении стандартам разработки, в том числе обеспечивающим возможность сертификации по западным стандартам, что потенциально открывает путь на мировой рынок авиационной техники. В настоящее время портфель заказов составляет порядка 170 самолетов. Первые самолеты уже поставлены заказчикам: в коммерческой эксплуатации находятся 3 самолета (в авиакомпаниях «Армавиа» и «Аэрофлот»).
  3. Начаты работы по созданию нового конкурентоспособного ближнесреднемагистрального пассажирского самолета МС-21. Семейство самолетов МС-21 предназначено для сегмента рынка ближних и средних авиалиний и призвано заменить устаревший парк отечественных авиакомпаний, а также составить конкуренцию обновленным версиям самолетов производства Airbus и Boeing на ряде региональных рынков за пределами Российской Федерации. На настоящий момент начался этап полномасштабной разработки самолета МС-21, которая организована в соответствии с принятой международной практикой. Объединенная авиастроительная корпорация осуществляет функции системного интегратора; в рамках рыночных процедур и проведенных тендеров определены разработчики основных составляющих самолета, в том числе двигателя. Головной исполнитель программы — корпорация «Иркут». Первый полет самолета МС-21 запланирован на 2014 год, сертификация по российским нормам предполагается в 2015 году, по международным — в 2016 году. Сформирован портфель заказов на изделие: «твердые» заказы—на 50 самолетов, соглашения о намерениях—на 140 самолетов, а также опционы—на 39 воздушных судов. Общий объем портфеля заказов составляет на данный момент 16% программы выпуска самолетов МС-21.
  4. Проведены работы по расширению ожидаемых условий эксплуатации самолета Ту-334-100. АР МАК внесены соответствующие изменения в карту данных к сертификату типа на данный самолет.
  5. Проведены сертификационные работы, оформлена и передана в АР МАК доказательная документация для получения сертификата типа на самолет Ту-204-300.
  6. Начато серийное производство авиадвигателя ПС-90А-76, предназначенного для транспортных самолетов Ил-76.
 
2005
  1. Минпромэнерго России разработаны Стратегия развития авиационной промышленности России на период до 2015 года и проект Комплексной программы продвижения продукции отечественных авиастроительных предприятий.
  2. Российским ОАО «НПО «Сатурн» и французской компанией Snecma начаты работы по созданию двигателя SaM‑146 для проекта «Сухой Суперджет-100».
  3. 14 октября 2005 года Министр промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Христенко торжественно открыл новый завод по производству комплектующих для авиадвигателей проекта Russian Regional Jet (RRJ).
  4. 7 декабря 2005 года состоялась церемония подписания договора на поставку партии новых российских региональных самолетов семейства RRJ.
  5. 12 февраля 2005 года в Казани состоялось подписание договора на строительство 10 самолетов Ту-214 между ОАО «Финансовая лизинговая компания» и Ф ГУП «КАПО им. С.П. Горбунова».
  6. Проведены работы в обеспечение пассажироперевозок на самолете Бе-200, а также работы в обеспечение европейской сертификации самолетов Бе-200ЧС-Е и Т у-204-120.
  7. Проведены работы по доведению самолетов типа Ту-204, Ту-214, Ил-96-300 и И л-114 до требований международных стандартов.
  8. В период c 16 по 21 августа 2005 года состоялся 7-й Международный авиационно-космический салон «МАКС-2005», на котором были представлены новейшие достижения авиационной отрасли.

Денис Мантуров, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации

Долгосрочная программа развития авиационной промышленности на период до 2025 года разрабатывается в обеспечение задач, поставленных перед авиационной промышленностью Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, и направлена на развитие авиастроения, являющегося одним из инновационных секторов национальной экономики. Разработка долгосрочной программы является составной частью политики государства, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов.

26 мая 2010 года Первое заседание рабочей группы по разработке проекта долгосрочной программы развития авиационной промышленности до 2025 года

 
2006
  1. 24 августа 2006 года правительство Российской Федерации приняло решение существенно увеличить объемы финансирования НИОКР по созданию новейших образцов гражданской авиационной техники.
  2. 9 ноября 2006 года на заседании Правительственной комиссии по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса Российской Федерации принято решение об учреждении ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация».
  3. При Минпромэнерго России образован Совет по техническому регулированию в авиастроении.
  4. 24 апреля 2006 года глава Минпромэнерго России Виктор Христенко возглавил правительственную комиссию по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса.
 
2007
  1. 26 сентября 2007 года в г. Комсомольске-на-Амуре состоялась выкатка первого экземпляра российского регионального самолета «Сухой Суперджет-100».
  2. Построен опытный образец вертолета Ка-62.
  3. 1 ноября 2007 года одобрены системный проект и проекты нормативных правовых актов по созданию Объединенной двигателестроительной корпорации.
  4. Получен сертификат ограниченного типа на самолет Бе‑200ЧС(Е) (пожарный); выпущена документация на грузовой вариант и систему послепродажной поддержки.
    Получены дополнения к сертификату типа на самолет Бе‑200ЧС.
  5. Получены дополнения к сертификату типа на самолеты Ил-96-300, Ил-96-400 Т/М c экипажем из трех человек.
  6. Получен сертификат типа по шуму на местности самолета Ту-204 и его модификации.
  7. Получено дополнение к сертификату типа на самолет Ту-204-300.
  8. Самолет Ту-204 и его модификации сертифицированы в Китае и на Кубе.
  9. Проведен комплекс подготовительных работ для проведения летных испытаний самолета SSJ-95 и двигателя SaM-146.
  10. В период c 21 по 26 августа 2007 года в г. Жуковском (Московская обл.) прошел 8-й Международный авиационно-космический салон «МАКС-2007».
 
 
2008
  1. 22 декабря 2008 года Минпромторг России подписал государственные контракты в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» на формирование концепции программы создания широкофюзеляжного ближнесреднемагистрального самолета и проведение работ по глубокой модернизации Ту-204 (Ту-204СМ).
  2. В ноябре 2008 года в Москве в присутствии Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева и Премьер-министра Италии Сильвио Берлускони подписано Соглашение о совместном предприятии по организации сборочного производства гражданского вертолета AgustaWestland AW139 в России.
  3. Получено дополнение к сертификату типа по шуму на местности на самолет Ил-96-300.
2009
  1. Реализуется стратегия развития газотурбинного двигателестроения в авиационной промышленности Российской Федерации на 2008—2015 годы и на период до 2025 года.
    Объем инвестиций — 410,9 млрд рублей.
    Реализация Стратегии должна способствовать увеличению объемов реализации продукции и услуг отечественного газотурбинного двигателестроения в 2,5 раза к 2015 году (с 67 млрд до 166,5 млрд рублей) и еще в 1,75 раза к 2025 году (до 291,8 млрд рублей). В рамках реализации первого этапа Стратегии объем финансирования составляет 185,7 млрд рублей и учитывает финансирование газотурбинного двигателестроения в период 2008—2015 годов, которое осуществляется в рамках действующих федеральных целевых программ: «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года», «Государственная программа вооружений на 2006—2015 годы», «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007—2010 годы и на период до 2015 года», «Национальная технологическая база».
  2. Разработан эскизный проект самолета МС-21.
  3. Проведены работы по созданию и проведению сертификационных испытаний модификации двигателя ПС-90А, получен сертификат типа.
  4. Начато финансирование работ по проекту создания двигателя ПД-14 для самолета МС-21. На сегодняшний день в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002—2010 годы и на период до 2015 года» (ФЦП ГАТ) разработан эскизный проект и проведены стендовые испытания газогенератора двигателя ПД-14. Получение сертификата типа планируется в 2015—2016 годах. Двигателями ПД-14 планируется оснащать самолеты семейства МС-21 (наряду с импортным двигателем PW1000G). В 2016 года доля продаж двигателей ПД-14 для самолетов МС-21 должна составить от 30 до 50%. Также прорабатываются варианты установки модификаций двигателей ПД-14 на самолеты МТА (многоцелевой транспортный самолет) и SSJ-NG.
  5. В период в 18 по 23 августа 2009 года в г. Жуковском состоялся 9-й Международный авиационно-космический салон «МАКС-2009».
2010
  1. 29 января 2010 года в городе Комсомольске-на-Амуре состоялся первый полет прототипа перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации пятого поколения (ПАК ФА).
    Созданная при активной государственной поддержке новая разработка ОАО «ОКБ им. П.О. Сухого» обладает рядом уникальных особенностей, сочетая в себе функции ударного самолета и истребителя. Опытный образец ПАК Ф А провел в воздухе 47 минут и успешно совершил посадку на взлетно-посадочной полосе заводского аэродрома. В ходе полета была проведена оценка управляемости самолета, работы двигателя и основных систем.
  2. 24 июня 2010 года в штаб-квартире европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) в г. Кельне получен Международный сертификат по требованиям на двигатель SaM-146 для самолетов «Сухой Суперджет-100».
    Сертификат подтверждает, что двигатель SaM-146 прошел все необходимые испытания по международным стандартам качества и безопасности и полностью готов для оснащения нового российского регионального самолета «Сухой Суперджет-100». Сертификат типа АР МАК получен 13 августа 2010 года.
  3. 29 декабря 2010 года проведены первые летные испытания Ту-204 СМ. Программа испытаний выполнена успешно.
  4. С 20 по 22 мая 2010 года на территории выставочного комплекса «Крокус Экспо» прошла III Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia-2010.
    Выставка организована Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по инициативе Ассоциации вертолетной индустрии. Устроитель HeliRussia-2010 — ЗАО «Русские вертолетные системы»,
    генеральный спонсор — ОАО «ОПК «Оборонпром», официальный спонсор — компания «Еврокоптер Восток».
    Участникам, организаторам и гостям выставки направлено приветствие заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова, возглавившего Организационный комитет HeliRussia-2010.
    Участие в выставке приняли 156 компаний из 14 стран.
  5. 23 июня 2010 года в пос. Томилино (Московская обл.) осуществлена торжественная закладка памятной капсулы на строительстве совместного российско-итальянского сборочного производства гражданского вертолета
  6. AgustaWestland AW139. Предприятие создается прежде всего для удовлетворения спроса на рынках гражданской вертолетной техники в России и странах СНГ, а также для реализации вертолетов через международную сеть AgustaWestland. Общий объем инвестиций в создание совместного сборочного производства среднего двухдвигательного вертолета AW139 в России составит 40 млн евро, срок окупаемости проекта — около 8 лет, объем производства — 24 вертолета в год. Увеличение объемов будет происходить поэтапно, начиная с 5 единиц в 2011 году до 20 в 2015 году. Размещены предварительные заказы на 10 вертолетов.
2011
  1. 16 ноября 2011 года утверждена Стратегия развития интегрированной структуры российского вертолетостроения на период до 2020 года.
  2. Изготовлен второй опытный образец для программы статических, комплексных наземных и летных испытаний перспективного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА).
  3. С 16 по 21 августа 2011 года состоялся 10-й Международный авиационно-космический салон «МАКС-2011», на котором были продемонстрированы последние разработки российской авиационной промышленности: региональный пассажирский самолет SSJ-100, разработанный для него двигатель SaM-146, новый газогенератор для авиационного двигателя ПД-14 тягой 9—18 тонн для перспективного самолета МС-21.
  4. К декабрю 2011 года предприятием ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» (г. Таганрог) изготовлен центроплан первого серийного самолета-амфибии Бе-200ЧС новой серии. В соответствии в условиями контракта, подписанного в МЧС России в мае 2010 года, в 2013—2014 годах ОАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» передаст авиации МЧС шесть самолетов-амфибий Бе-200ЧС новой серии.
  5. Подготовлен и внесен в Правительство Российской Федерации проект постановления о включении ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» в состав ОАО «ОПК «Оборонпром».
  6. 13 ноября 2011 года на авиакосмическом салоне Dubai Airshow—2011 ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» и ГП «Ивченко Прогресс» (Украина) подписали протокол намерения о создании совместного предприятия по производству авиационного двигателя Д-27 для среднемагистрального грузового самолета Ан-70. До 2020 года программа предполагает выпуск порядка 320 моторов.
  7. За январь—октябрь 2011 года пассажирооборот российских авиакомпаний составил 141 210 338,49 тыс. пкм, что на 13,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Грузооборот составил 4 052 698,48 тыс. ткм (рост по сравнению в периодом январь—сентябрь 2010 года составил 4,4%). За отчетный период (январь—октябрь 2011 года) российскими авиакомпаниями было перевезено 54 708 512 пассажиров, что на 12,3% больше, чем за аналогичный период 2010 года. Объем перевезенных грузов и почты составил 799 915,85 тонн, что на 5,5% выше показателя за январь—октябрь 2010 года.
  8. 4 февраля 2011 года ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» получило разрешение на производство самолетов Sukhoi Superjet-100/95B.
  9. В рамках реализации проекта по созданию вертолета Ми-38 собран опытный образец с импортными двигателями PW127/5, который проходит летно-доводочные испытания; строится опытный образец с российскими двигателями ТВ7-117В.
  10. Продолжаются опытно-конструкторские работы по основным системам вертолета Ка-62, разрабатывается редуктор под установку французского двигателя Ardiden3G.
  11. Продолжается выполнение программы создания и запуска производства вертолета Ка-226Т. Проект осуществляется совместно с компанией Turbomeca (Франция), поставляющей двигатели Arrius 2G. В настоящее время изготовлены 3 опытных образца, успешно завершен первый этап испытаний. До конца 2011 года планируется завершение сертификации вертолета по нормам EASA и получение сертификата АР МАК. Начало поставок серийных изделий запланировано на 2012 год.

 


Минпромторг России


комментарии (6):

grant      26/01/2012 [12:40:47]#1
Как всё чинно и благородно, а главное в коокерации с зарубежными партненрами - Берлускони и PW. УУУРРРРРААААААААААААААААААААААААААААААААААААААААА ....

Skif-52      27/01/2012 [10:24:00]#2
Наши чинуши в полной мере овладели искусством «осваивать» бюджетные млрд. и при этом скрывать правду и «лакировать» действительность:
- серийного выпуска отечественных гражданских самолетов (Ту-204/214, Ил-96, Ил-114, Бе-200 как не было, так и нет (Sukhoi Superjet-100 – отечественный максимум на 15…20%);
- серийный выпуск приспособленных для наших условий эксплуатации самолетов типа Ан-148/158 фактически остановлен;
- проектирование перспективного МС-21 и его комплектующих изделий с момента смены руководства в ОАК фактически остановлено;
- наши авиакомпании и гос. корпорации продолжают в больших объёмах заказывать самолеты Боинг и Аэробас;
- при этом продолжается бесконечное переписывание/согласование различных целевых программ развития авиационной техники и промышленности, за фактическую реализацию которых ни кто не несет никакой ответственности;
По-моему, наше гражданское авиастроение, не смотря на «красивые и камуфляжные» слова чиновников, доживает последние годы. Настоящие профессионалы уходят по естественным причинам и их знания и опыт безвозвратно теряются, а осваивать новые технологии просто уже некому!

HR      30/01/2012 [08:50:27]#3
ПОЗОРИЩЕ!!!
Грустно и стыдно читать эти поминальные слова на фоне целенаправленного угробления отечественного авиапрома.
Однако, какая лексика, выверенная лакированность пустопорожних сентенций и не прекращающаяся ложь про наших планов громадье и развитие реального производства...........
Когда же вы "господа" чиновники переведете свой интерес от "шкурного" к государственному?! (судя по докладу: "...оставь надежду, всяк сюда входящий")

fiting      30/01/2012 [13:55:56]#4
Хуже некуда...! Поют какие то дифирамбы самим себе, а действительность показывает другую картину. Государственные учебные заведения ГА готовят специалистов на советскую технику, которой уже практически не осталось. Преподавательский состав весь практически предпенсионного и пенсионного возраста. Учебно-тренировочные центры бывших управлений ГА влачат жалкое существование. Регистрация иностранных самолетов производится, за редким исключением, только за границей. Пора уже госавиарегистр закрывать. В региональных аэропортах нет средств не только для закупки аэродромной техники, но и для выплаты зарплаты. Зато на шею аэропортам повесили вневедомственную охрану. Развели аэропорты, диспетчеров и БЭРТОС, что сразу практически удвоило численность персонала, а количество рейсов с советских времен не возросло а уменьшилось. Ну и о каком развитии может идти речь? Разве что развитие воспаленного воображения.

air-squirrel      14/02/2012 [09:58:40]#5
Ничего страшного!Нашу отрасль спасут дополнительные 1, 7трл "деревянных")) Конечно что то их этой суммы распилят, но мы будем делать перспективные суперджеты SSJ, МС-21 за гос деньги, а потому гос-во будет их покупать))Натуральное хоз-во!

ssj1000      29/05/2012 [23:37:04]#6
да етот отчет похож на натуральный фуфломицин! позор чинушам одни иномарки скаро и боевые у них закупать начнем!!! type rating на ф16 а там глядиш и в НАТО примут)))





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBTcc5
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/country/dlv/nedorogo/ по этой ссылке.
Развозка персонала - http://perevozki.youdo.com/passenger/hydratingworkers/ тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer