Первым делом гости осмотрели газостат и станки с числовым программным управлением собственного заводского и приобретённые - зарубежного производства в цехах № 40 и 16. Все это оборудование отвечает самым современным требованиям». Президент Мотор-Сич Вячеслав Богуслаев лично рассказал гостям об особенностях использования этого оборудования и тех возможностях, которые открываются предприятию благодаря такой регулярной модернизации его технологической базы. Также он сообщил, что немногим ранее была определена номенклатура деталей, которые будут проходить газостатирование - это позволит существенно повысить долговечность их работы.
Первым пунктом заседания Совета стал - «выполнение работ, предусмотренных протоколом совещания по агрегатам двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1 от 02.03.2011 г., по повышению надёжности и ресурса агрегатов и переводу на эксплуатацию по техническому состоянию». И действительно, сегодня вопросы долговечности и надежности ряда агрегатов – одна из наиболее актуальных проблем. Достаточно показательна в этом случае, сложившаяся раннее ситуация с ближнемагистральным самолетом Ан-140. Так, авиакомпания «Якутия», в парке которой состоит 4 региональных турбовинтовых самолета Ан-140, с октября 2010 года из-за отсутствия комплектующих, вынуждена была приостановить эксплуатацию самолета б/н RA-41250, а в феврале текущего года истек ресурсный запас ряда самолетных агрегатов на RA-41252.
В попытке разрешить проблему в представительстве «Мотор Сич» в г. Москве Ассоциация «Союз Авиационного Двигателестроения» (АССАД) дважды проводила совещания по повышению надежности и ресурса агрегатов двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1, однако заметные сдвиги наметились только сейчас. Согласно протоколу XXXII заседания МКС к работам по ремонту и переводу агрегатов на эксплуатацию по техническому состоянию уже приступили: ОАО «СТАР», ОАОЭОКБ «Сигнал им. А.И. Глухарева», ОАО «НИИФИ» г. Пенза, ФГУП УНПП «Молния» г. Уфа, ОАО «КБ «Электроприбор» г. Саратов, ОАО «Электропривод» г. Киров, ОАО «Техприбор» г. С.-Петербург, ОАО «ОМКБ».
Одним из наиболее проблемных агрегатов, установленных на Ан-140, специалисты выделяют регулятор самолетного винта РСВ-34М. Его назначенный ресурс составляет 6000 часов, межремонтный – 3000, но это при условии обязательной замены узла электрогидропреобразователя через каждые 1500 часов наработки. В свою очередь в ходе заседания разработчику агрегата ОАО «НПП «Аэросила» и разработчику двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1 – ГП «Ивченко-Прогресс» было рекомендовано в ближайшее время оформить решение об обеспечении агрегатами РСВ-34М эксплуатационного ресурса двигателя 12000 часов.
Также, в ходе заседания был затронут вопрос модификации и увеличения объемов продаж турбореактивного, двухконтурного двигателя AИ-222-25, предназначенного для учебно-тренировочного самолета Як-130.
Стоит отметить, что и программа докладов оказалась весьма насыщена. По актуальной тематике выступили: Вячеслав Богуслаев, президент, председатель Совета директоров «Мотор Сич»; Игорь Кравченко, генеральный конструктор ГП «Ивченко-Прогресс»; Сергей Остапенко, заместитель генерального директора – главного конструктора ОАО «Стар»; Михаил Шатланов, главный инженер ОАО «НПП «Аэросила»; Арон Каплан, первый заместитель генерального директора ОАО «ОМКБ»; Яков Спектор, начальник отдела ГП «УкрНИИспецсталь».
Но особое внимание участников МКС заслужило выступление генерального директора ФГУП «ВИАМ», президента Ассоциации государственных научных центров, академика РАН Евгения Каблова. В своем сообщении он затронул, пожалуй, одну из наиболее приоритетных тем современного моторостроения – разработку и внедрение инновационных материалов и технологий для газотурбинных двигателей. Стоит отметить, что уже сегодня этому вопросу отраслевые предприятия России и Украины отводят существенное внимание. Так «Мотор Сич», ГП «Ивченко-Прогресс», ГП «УкрНИИспецсталь» и ОАО «Днепроспецсталь» было принято совместное решение о необходимости создания новых теплостойких и цементуемых сталей для изготовления подшипников с увеличенным ресурсным показателем. В самое ближайшее время Самарский завод авиационных подшипников должен получить от ОАО «Днепроспецсталь» опытную партию подшипниковой стали. Предусмотрено, что металлопродукция всех видов из этих сталей должна соответствовать нормам стандартов ЕС на подшипниковые стали высшего авиационного качества.
Участниками заседания МКС было отмечено, что несмотря на все сложности и проблемы, с которыми сегодня сталкивается отрасль, поводов для гордости более чем достаточно. Так, широкой общественности уже представлен самолет Ан-158, второй из семейства пассажирских летательных аппаратов нового поколения, оснащенный двигателем Д-436 производства «Мотор Сич». Получен сертификат типа на двигатель ПС-90А3. Отмечено значительное продвижение работ по двигателю ПД-14 (в части газогенератора). Показательные вылеты совершил вертолет Ми-8, оснащенный современным мотором ТВ3117-ВМА-СБМ1В, побившим мировой рекорд скорости набора высоты. Данная модификация вертолета разрабатывается с целью повышения летно-технических характеристик Ми-8Т, особенно в условиях эксплуатации в регионах с высокой температурой наружного воздуха +52 °C и в условиях высокогорья. Базовая комплектация нового вертолетного двигателя ТВЗ-117ВМА-СБМ1В, созданного по техническому заданию фирмы Миля, позволяет новым машинам подняться за 13 минут на высоту 8100 метров, и не по спирали, а вертикально, при этом в два раза перекрыв нормативную скорость подъема. Ранее российские вертолеты едва могли преодолеть 5-ти километровый рубеж, и то приходилось останавливаться на высоте в 1200 метров на десять минут, чтобы охладить турбину.
На поднятом в запорожское небо Ми-8Т технические характеристики двигателя значительно улучшены! В частности, характеристики поддержания мощности до больших значений температуры наружного воздуха и высоты полета. Кроме того, был увеличен ресурс до первого ремонта и межремонтный до 3 тыс. часов, а назначенный – до 9 тыс. часов. В настоящее время ведется работа по дальнейшему увеличению ресурсов: до первого ремонта и межремонтный до 4 тыс. часов и назначенного – до 12 тыс. часов.
Моторостроители в ходе глубокого и конструктивного разговора подтвердили свою приверженность ценностям российско-украинского сотрудничества и отметили, что спрос на самолеты и двигатели совместного производства есть, и он не ограничивается внутренними рынками двух стран-партнеров. Вопрос состоит в другом: как организовать эффективную совместную работу по созданию и выпуску авиатехники, если ряд важных решений в этом направлении искусственно тормозится. Ответ на него частично дал Кабинет министров Украины, который выразил намерение ускорить процесс корпоратизации украинского авиастроения в целях подготовки институциональной основы для взаимной интеграции двух стран в этой сфере.
Устранять же экономические барьеры на пути развития кооперационных отношений помогут Межгосударственный координационный совет и АССАД. Часть этих барьеров, по общему признанию участников заседания, связана с сугубо бюрократическими проволочками, тормозящими своевременное подписание тех или иных документов. К примеру, запоздалое приобретение украинскими серийными изготовителями двигателей узлов и агрегатов к ним у партнеров из России может привести к срыву календарных сроков производства моторов, а значит – по цепочке – к отсрочке их установки на самолеты, которые, в свою очередь, позже поступят заказчику. Чтобы искоренить подобную практику, сообщество моторостроителей всеми возможными способами намерено бороться за своевременное поступление современного и качественного продукта финальному заказчику.
Запланировано, что очередное XXXIII заседание Межгосударственного координационного совета состоится осенью в Москве, где руководители моторостроительных и агрегатных предприятий России и Украины обменяются мнениями по выполнению ранее принятых решений, обсудят пути дальнейшего эффективного сотрудничества, а также рассмотрят выполнение работ, предусмотренных межправительственными соглашениями России и Украины.