Материалы, подготовленные по данным HAI и HeliValue, построены в той же последовательности: производство – рынок – использование по назначению – прогнозные оценки мирового рынка вертолетов. Сохранена форма представления таблиц и графиков, сокращений и условных обозначений (вертолеты с поршневыми двигателями – ПД, с одним газотурбинным двигателем – 1 ГТД, а многодвигательные газотурбинные вертолеты – 2 ГТД).
1. Производство гражданских вертолетов
Начиная с 2002 года, в США наблюдается бурный рост производства гражданских вертолетов. За 6 лет американские вертолетостроители легко преодолели планку в 1000 вертолетов в 2007 году и замерли в ожидании надвигающегося финансово-экономического кризиса. Однако в 2008 году отрасль по инерции продолжала расти, и достигла своего пика: 1094 вертолета! Кто из производителей и вертолетов в США и Канаде был наиболее успешным? Ответ на вопрос ищите в таблице (шт./млн. долл.).
Вертолеты
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Brantly
|
-
|
-
|
-
|
- |
- |
Ensrtom
|
23
|
19
|
20
|
нд |
нд |
MDHelicopters |
13
|
18
|
52
|
нд
|
20
|
Robinson
|
749
|
823
|
893
|
433*
|
162
|
Schweizer
|
61
|
70
|
51
|
нд
|
нд
|
Sikorsky
|
52
|
79
|
78
|
90
|
72
|
Итого
в США |
898/802
|
1009/1385
|
1094/1540
|
564
|
нд
|
Bell (Канада)
|
159
|
181
|
167
|
166
|
112
|
Примечание – нд (нет данных).
Падение случилось в 2009 году и оказалось достаточно серьезным: всего 564 вертолета, но «дна» не достигло. В 2010 году сокращение производства вертолетов продолжилось. Безоговорочное лидерство Robinson Helicopter сменилось «холодным душем» 2009 года: поставлено 433* (а построено было всего 83, 25 R22 и 58 R44), в следующем году было поставлено уже 162 вертолета, производство «ожило» за счет заказов на R66. В 2010 году поставки вертолетов сократили практически все основные производители (см. таблицу).
Производитель |
AgustaWestland
|
Bell
|
Eurocopter
|
Sikorsky
|
Другие |
2009 г. |
217
|
166
|
638
|
90
|
72
|
2010 г. Падение, % |
171 (-21%)
|
112 (-32,5%)
|
510 (-20%)
|
72
(-20%)
|
48
(-33,3%)
|
Падение 2010 года по типам вертолетов впечатляет: Легкие вертолеты (ЛВ) с 1 ГТД минус 47%, ЛВ с 2 ГТД минус 32%, промежуточные (ЛВ и СВ) минус 32%, средние с 2 ГТД минус 14% и тяжелые минус 31%. По секторам рынка наиболее пострадали: корпоративные вертолеты минус 41%, общего назначения минус 39%, поисково-спасательные минус 38%, скорая медицинская помощь минус 33%.
На этом фоне не может не вызывать удивление рост производства вертолетов в России с 183 (2009 г.) до 214 (2010 г.) – почти +17%! (справедливости ради, нужно отметить, что сюда вошли и гражданские, и военные вертолеты, и, тем не менее, подобные «ножницы» требуют осторожности: у нас в графу «производство» легко может попасть и «ремонт»).
Но вернемся к вертолетному хозяйству США. На вопрос, для кого предназначались американские вертолеты, поможет ответить следующая таблица – экспорта вертолетной продукции США в 2007/2008 годах.
Вертолеты |
Гражданские |
Военные
|
Сумма
|
ЛВ |
777(212,4)/766(241,7)
|
326(43,8)/3(1,2)
|
1103(256,2)/769(242,9)
|
ТВ
|
124(904,7)/114(705,8)
|
48(747,5)/25(298,8)
|
172(1652,2)/139(1004,6)
|
Всего |
901(1117,1)/880(947,5)
|
374(791,3)/28(300,0)
|
1275(1908,4)/908(1247,5)
|
Примечание – ЛВ и ТВ – легкие и тяжелые вертолеты
Мы наблюдаем падение: в гражданском секторе минус 14,7%, в военном – минус 62,3%, в целом, минус 34,6%. Соотношение ЛВ и ТВ несколько сократилось 5,53:1, а гражданских и военных, напротив, резко подпрыгнуло 31,4:1. Но даже 28 военных СВ/ТВ (менее 3%), принесли 24%(!) стоимости. Американцы неплохо зарабатывают на вертолетах, и особенно на военных.
Куда «полетели» американские вертолеты?
Экспорт вертолетов (без б/у) из США.
Куда |
2005 г. |
2006 г.
|
2007 г. |
2008 г. |
Европа |
299/217,4
|
311/240,1
|
407/514,4
|
417/346,6
|
Азия |
44/82,4
|
43/99,4
|
84/349,9
|
60/176,8
|
Лат. И Центр. Америка |
42/46,7
|
65/57,5
|
73/80,4
|
71/126,7
|
Океания
|
191/33,6
|
109/52,5
|
199/58,8
|
155/59,1
|
Африка |
78/69,5
|
88/130,4
|
76/51,9
|
101/125,9
|
Канада и Гренландия |
40/57,8
|
55/55,4
|
51/38,8
|
62/22,5
|
Ближний Восток |
13/57,2
|
15/36,1
|
11/22,8
|
14/89,8
|
Всего |
707/564,6
|
686/671,4
|
901/1117,1
|
880/947,5
|
А что покупает Америка? Смотрите импорт вертолетов (без б/у) в США.
Откуда
|
2005 г. |
2006 г.
|
2007 г. |
2008 г. |
Канада |
96/221,1
|
118/287,0
|
136/434,9
|
162/559,0
|
Франция |
61/73,8
|
68/87,7
|
80/110,2
|
111/210,7
|
Германия |
28/92,2
|
52/184,2
|
69/245,7
|
92/350,3
|
Италия |
33/123,8
|
19/127,4
|
13/95,4
|
17/74,0
|
Другие |
13/2,2
|
1/0
|
8/2,4
|
25/21,8
|
Всего |
231/513,1
|
258/686,3
|
306/888,6
|
407/1215,8
|
Предпочтения остаются прежними. Впереди Канада (почти 100% продукции канадского отделения американской «любимицы» Bell Helicopter идет в США), заметно прибавил серебряный призер Eurocopter (Франция + Германия), оступилась Agusta (Италия). Итак, в 2008 году США построили 1094 вертолетов, на экспорт поставили 880 вертолетов чуть меньше чем на 1 млрд., а импортировали 407 вертолетов на 1,215 млрд. долларов. Америка может позволить себе покупать «дорогие» вертолеты.
2. Рынок гражданских вертолетов США
А что покупают на рынке? Чтобы понять внутренние механизмы вертолетного рынка необходимо обратить внимание на два соотношения продаж: новых/ бывших в эксплуатации, а также поршневых/газотурбинных вертолетов.
Вертолеты |
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Среднее за 5 лет |
С ГТД |
206/39,5
|
206/40,2
|
279/53,3
|
300/40,7
|
309/54,2
|
260/45,6
|
С ПД |
315/60,8
|
306/59,8
|
244/46,7
|
438/59,3
|
261/45,8
|
312/54,4
|
Всего |
521
|
512
|
523
|
738
|
570
|
572
|
Таблица – Продажа б/у вертолетов в шт./ доля в %
Вертолеты
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
Среднее за 5 лет |
С ГТД |
778/57,8
|
781/56,5
|
706/55,4
|
918/47,9
|
691/50,8
|
775/53,7
|
С ПД |
568/42,2
|
601/43,5
|
569/44,6
|
999/52,1
|
667/49,2
|
681/46,3
|
Всего
|
1346
|
1382
|
1275
|
1917
|
1358
|
1456
|
Падение 2009 года развернуло сложившуюся тенденцию роста продаж на 180°, как новых вертолетов, так и б/у (соответственно минус 22,88% и минус 29,2%). Превосходство продаж б/у вертолетов над новыми сохранилось (в 2,38 раза). Интересно, что предпочтения покупателей одновременно качнулись в сторону газотурбинных машин и в категории новых приобретений (54,2%), и в категории б/у (50,8%). Снижение доли поршневых вертолетов объясняется большей чувствительностью к изменениям на рынке. Спрос на вертолеты с ПД гораздо сильнее реагирует на любые внешние раздражители.
Как изменилась стоимость вертолетов на рынке? Цены на вертолеты в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, менялись как в плюс, так и в минус. Наиболее характерные изменения приведены в таблице (+ увеличение стоимости, - уменьшение).
Вертолеты
|
Изменения, %
|
Вертолеты
|
Изменения, %
|
A119 Koala
|
+ 10,1
|
EC130B4
|
- 8
|
A109E Power
|
+ 29,6
|
EC135P2
|
+ 0,4
|
A109S Grand
|
+ 5,3
|
EC145/BK117C2
|
+ 1,3
|
AW139
|
0
|
MD900/902N
|
+ 26,6
|
Bell407
|
+ 4,8
|
R44 Raven II
|
+ 21,7
|
Bell412EP
|
+ 14
|
S300CBi
|
+ 10,9
|
Bell427
|
+ 8,1
|
S-76C+
|
- 18,7
|
В целом, в течение года цены на вертолеты менялись достаточно сильно и разно направленно (А119 +10,1%; ЕС130В4 – 8%). Новые легкие одно и двух двигательные вертушки не дешевеют и не собираются дешеветь (стоимость Bell407 +4,8%; EC135 +0,4%; EC145 +1,3%). Предсказания о 5% снижении стоимости вертолетов не подтвердились. Тем не менее, США сохраняют позиции самого привлекательного и самого выгодного рынка.
3. Использование по назначению
Как летали американские вертолеты? Динамика изменения налета парка гражданских вертолетов США представлена на рисунке.
После продолжительного роста налета вертолетного парка США (начиная с 2002 года, налет постоянно увеличивался с 2110 до 3813 тыс.ч., в среднем, по 10% в год), вдруг споткнулся в 2009 году – 3238 тыс.ч. В 2010 году появились надежды на возвращение – 3367 тыс.ч. Основную долю налета приносят вертолеты с одним ГТД. При этом доля вертолетов с 1 ГТД возросла до 62%, а с 2 ГТД – до 15,5%, доля поршневых, напротив, упала до 22,4%.
Интересно, а какова зависимость между налетом и производством. Если наложить два графика, проявляется следующая зависимость, пользуясь авиационной терминологией, «производство ведомо налетом». С увеличением налета, рост производства опережает рост налета, но любое торможение налета приводит к провалу производства. Как полет парой, чем больше «дергается», тем сложнее ведомому.
Характерно, что у вертолетов с ПД подобная зависимость еще резче. Производство поршневых вертолетов более чувствительно, когда даже незначительные изменения налета приводят к гораздо более резким колебаниям выхода продукции.