Такая продолжительная пауза в нашем сотрудничестве с Россией обусловлена тем, что, несмотря на договоренность, особого интереса ни с нашей стороны, ни со стороны России к этому проекту не проявлялось, и только со сменой президентов в ЮАР и России изменился подход к бизнесу, к пониманию того, что хорошо, а что плохо, и вот в этот момент дело и закрутилось.
- А с каким предложением Denel Aviation вышло к российским партнёрам?
- Дело в том, что еще во времена СССР, 30-40 лет назад, Советами было продано в Африку огромное количество вертолетов и самолетов. В общей сложности около 480 различных воздушных судов, часть из которых еще летает, а большинство либо разбиты, либо их невозможно отремонтировать и вернуть к жизни, потому как никакому нормальному техобслуживанию за все время нахождения на континенте они не подвергались. В свете этого, мы вышли с предложением к российским партнёрам, поскольку у нас есть ремонтные базы по всему региону, о совместном доведении до лётной годности воздушных судов советского производства, которые сейчас находятся на африканском континенте.
- И в какой стадии сейчас эти переговоры?
- На данный момент идет техническое обоснование проекта. Сейчас мы выясняем, в принципе, есть ли смысл его существования или нет. Где-то в течение месяца-двух мы ожидаем принятия окончательного решения, есть ли вообще коммерческие перспективы у этого проекта.
Более того, даже нет никакой технической документации на английском языке по этим вертолетам не существовало, но в ближайшее время эта проблема будет решена российской стороной.
- Уточните, пожалуйста, о каких моделях вертолетов Миля идёт речь?
- Это вертолеты Ми-8, его модификация Ми-17, а также Ми-24 и Ми-35.
- Какие еще воздушные суда были приобретены у Советского Союза?
- Кроме вертолетов «Ми», Африка приобретала также и самолеты «Антонова». Но, поскольку КБ «Антонов» находится на Украине, переговоры о сотрудничестве по модернизации и ремонту этих самолетов мы будем вести непосредственно с ними. Сейчас этот вопрос изучается, но тут дело в том, что вертолеты нам намного более интересны. Обусловлено это тем, что их было продано намного больше чем самолетов. Вертолеты Миля надежны и они более подходят под африканский климат и существующие задачи. Мы считаем, что на вертолетах можно сделать бизнес, если снова заставить их летать.
По нашему мнению, в большей степени необходимы именно военные версии Ми-8/Ми-17. Их на континенте более 250.Если брать общее количество модификаций вертолетов «Ми», то на территории Африки, за исключением Северной Африки, т.е. от Сахары и на юг, мы предполагаем наличие около 450 вертолетов в обеих модификациях (Ми-8/Ми-17, Ми-24/Ми-35), причем гражданских версий меньше половины.
- Г-н Йесуфу, а если рассматривать наши дни, то в каких современных авиационных российских проектах вам интересно было бы поучаствовать?
- В связи с тем, что мы компания, которая специализируется на текущем ремонте и модернизации авиатехники, то нас, естественно, интересуют любые связи, контракты и возможности, которые связаны с нашим направлением деятельности, причем, это касается как самолетов, так и вертолетов. Это относится не только к России, но и ко всем странам мира.
Кроме того, в группу компаний Denel, помимо прочего, входит подразделение, которое занимается самостоятельной разработкой узлов и агрегатов воздушных судов. Это то, что нам также интересно, и то, чем мы готовы заниматься. У нас есть технологическая и профессиональная подготовка, чтобы проводить любые работы такого плана.
- Какова ваша конечная цель, и к какому уровню взаимодействия с Россией стремится Denel Aviation?
- Наша главная задача и главное желание на данный момент - это получение аккредитации от России, которая подтвердит Denel Aviation как эксклюзивную компанию, которая имеет право на обслуживание, ремонт и модификацию вертолетной техники, поступившей в Африку из СССР и России за последние 30 лет. Безусловно, все эти вертолеты, в том или ином плане, представляют какую-то ценность, но тащить их в Россию на обслуживание невозможно. Поэтому мы хотим создать совместное предприятие (СП) с Россией, чтобы на собственной ремонтной базе проводить все необходимые работы. Все-таки, при необходимости, из Нигерии или Анголы проще привезти вертолет в Южную Африку на ремонт, чем везти его в Россию. Создание СП – это основное, чего мы ожидаем на данный момент.
Мы надеемся, что сотрудничество даст огромные результаты, так как на сегодняшний день кроме нас в Африке нет больше никого, кто бы смог настолько сильно заниматься техническим обслуживанием и модернизацией советской и российской авиатехники. Мы подумали, почему бы нам не стать той самой компанией, которая будет этим заниматься. Мы надеемся, что Россия будет думать в том же направлении, и из этого что-то получится.