Для любой выставки важна ее содержательная часть, глубина (в авиации больше подходит – «высота»). К сожалению, содержательная часть нашей главной вертолетной Выставки, на мой взгляд, пока не поспевает за ее внешней составляющей. На фоне «неземной» красоты винтокрылов, неуютно было слушать доклады на английском языке с плохим переводом, слабые, за очень редким исключением, выступления, в том числе и зарубежных гостей, цифры, мягко сказать, вызывающие сомнения, набившие оскомину выводы («дайте» бюджетных денег), «голую» рекламу, СМИ, перепечатывающие пресс-релизы даже не удосуживаясь убедиться в истинности содержания (некоторые издания даже не заметили на прошлогодней HeliRussia 2009 отсутствие AgustaWestland).
Если целями первой Выставки были - привлечь внимание к вертолетной отрасли, пришло время включать «вторую» скорость – поднимать интеллектуальный уровень. Вопрос современной выставки не столько в плоскости количественных показателей участников и посетителей, занимаемых площадях и экспонатах (хотя и это имеет немаловажное значение для анализа), сколько в результатах работы. Что в конечном итоге получили?
К сожалению, нам так и не удалось преодолеть начальный этап. Красивая картинка – это хорошо, но сегодня должен звучать голос Выставки, и даже не голос, а мнение. Схватка, в которой под звон бокалов с шампанским в самом центре Выставки сошлись два лидера мирового рынка вертолетов: бестселлер AW139 и будущая «звезда» EС175, далеко не главная тема разговора для нашего вертолетного хозяйства.
Чтобы голос Выставки звучал уверенно, а мнение имело вес, семинары нужно готовить. Выступления должны быть престижны. Вы не задумывались, почему на HeliRussia вручают премии в номинациях «Пилот года», «Инженер года» или «Конструктор года», а вот «Лекции года», например, нет?!
Для повышения конкурентоспособности отрасли необходимы квалифицированные семинары, а не «сладкие» пресс-релизы и доклады по безопасности полетов, в которых во всех грехах виноват исключительно экипаж. И не заполнение времени, а конкуренция докладов и публикаций (кстати, где опубликованы доклады с HeliRussia?).
Современная выставка – это тандем формы и содержания. Только содержательная часть рождает «высоту» мнения. А для выработки мнения, предложений, решений нужен диалог. Выставка – это и есть сжатый по месту и времени диалог специалистов. К сожалению, такого диалога специалистов и независимых СМИ на HeliRussia не получилось.
У нас есть только одно мнение – мнение организаторов. Для преодоления препятствий на своем пути вертолетной индустрии необходимы диалоги самых разных участников: властей, общества и СМИ, разработчика, производителя и эксплуатанта, поставщика и заказчика… Пока же у нас монологи.
Выставка – место, где не только можно «увидеть» и «услышать», но и – «подумать». Поэтому вместе с числом вертолетов и количеством посетителей на первый план выходит участие специалистов/экспертов отрасли, посетивших событие. У нас Вы не найдете ни фамилий, ни материалов выступлений, ни кадров видеоконференций.
И последнее, если выставка – место серьезного диалога специалистов, то для подготовки мероприятий достойного уровня, кроме всего прочего, нужно время. Как показала наша вертолетная Выставка, одного года на такую подготовку не хватает. Быть может формула – «раз в два года», более приемлема, тогда и посмотреть будет на что и задуматься будет над чем.
От монолога к диалогу! От года к двум?