Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Репортаж

Будущее авиации покинуло Великобританию

21 июля 2010 года / Е.Соболь, В.Карнозов / Aviation EXplorer
 

Вечером 20 июля, под закрытие второго дня работы авиасалона Farnborough 2010, экспериментальный прототип самолета Boeing 787 Dreamliner вылетел обратно в Новый Свет на продолжение летных испытаний.

Полпятого у ограждения летного поля аэродрома Farnborough собрались тысячи людей, пожелавших попрощаться с «будущим мировой авиации». Жители Старого Света прощались с Boeing-787 на год-два. Ведь «Дримлайнер» вряд ли еще раз пролетит над старушкой-Европой до завершения сертификации и начала поставок европейским заказчикам. 

Отметим, что в выставке принял участие третий летный прототип, который впервые поднялся в воздух с аэродрома Paine Field завода компании Boeing в местечке Everett 16 июня сего года. Эта машина оснащена двигателями фирмы Rolls-Royce.

Отлет «лайнера мечты» на Историческую Родину задумывался его создателями и организаторами выставки как кульминация первого международного показа пассажирского самолета нового поколения. Чтобы придать моменту зрелищность, тягач не торопясь выволок самолет с его площадки на статической стоянке (где тот провел без движения весь день воскресенья, затем понедельник и до вечера вторника).

Пока суд да дело, свою программу отлетал Ан-158, выступавший последним из пассажирских машин «текущего поколения», с пятиминутным перерывом от «Суперджета». «Антонов» отлетал и сел, а потом еще успел «покрутить пилотаж» двухместный Eurofighter.

Сразу после того как колеса истребителя коснулись полосы, «Дримлайнер» «протащили» через середину ВПП, не спеша развернули, и откатили хвостом вперед ближе к началу. Все время возле передней стойки суетились люди с рациями в желтых накидках. Экипаж завел двигатели, вывел их на повышенные обороты и пошел на разбег.

Тысячи глаз наблюдали взлет грациозной белой машины. В новой «белой» окраске (первый самолет был выкрашен преимущественно в сине-голубой колер) машина смотрится великолепно. Особенно в воздухе, когда ее крылья огромного удлинения с плавно сходящими «на нет» стреловидными законцовками, прогибаются под действием аэродинамических сил. Даже беглого взгляда достаточно, чтобы «почувствовать разницу» между коротким, небольшого удлинения, крылом «Суперджета» и настоящим шедевром аэродинамического искусства компании Boeing…

«Дримлайнер» взлетел, набрал высоту и… нет-нет, не улетел домой в Сиэтл! А минут на десять исчез из поля зрения, затерявшись в низких облаках. Затем он появился над полосой «под эскортом» из двух истребителей Spitfire времен Второй Мировой Войны. Летчики «спитфайров» пристроились по бокам, сопровождая «лайнер мечты» в его торжественном проходе над взлетно-посадочной полосой Farnborough. Пролетев полосу, тройка сначала было дружно взмыла вверх, но затем «спитфайры» отвернули влево и ушли «на круг». «Дримлайнер» же продолжил набор высоты с левым креном: экипаж разворачивался, беря курс на Сиэтл. Вот так «будущее авиации» покинуло Старый Свет.

Правда, пока на территории авиабазы Fairford продолжает базироваться истребитель пятого поколения F-22A Raptor. В первые два дня работы выставки этот еще один «заморский гость» прилетал сюда с авиабазы и «крутил пилотаж» над Farnborough.

Длинно описывать подробности его летного показа мы не будем. Отметим только грустный факт: американская машина летает не хуже самых крутых «суховских» истребителей, включая Су-30МКИ и Су-35. «Рэптор» отличает хорошая аэродинамика, низкая нагрузка на крыло, огромная тяговооруженность, изменяемый вектор тяги, прекрасная работа системы управления и отличная управляемость на низких и средних скоростях. Четкое доминирование американцев во всем ключевым направлениям современной авиации – отличительная особенность нынешнего авиационного салона в Farnborough, который продолжит свою работу до конца недели, включая выходные.

 


Е.Соболь, В.Карнозов


комментарии (3):

V.Tamarovski      23/07/2010 [02:04:21]#1
И ЧЁ?

Q U O O N D O      27/07/2010 [10:56:12]#2
Американцы молодцы, построили самолет на который теперь все равняются, А-350, МС-21, CS100, MRJ, SSJ-130.

Владислав Клочков      02/08/2010 [13:42:13]#3
Статья оставила странное впечатление.

"«Рэптор» отличает хорошая аэродинамика, низкая нагрузка на крыло, огромная тяговооруженность, изменяемый вектор тяги, прекрасная работа системы управления и отличная управляемость на низких и средних скоростях"

От кого отличает, от "самых крутых «суховских» истребителей"? Верно ли я понял, что у них - посредственная аэродинамика, через раз работающая система управления и т.п.?

"Даже беглого взгляда достаточно, чтобы «почувствовать разницу» между коротким, небольшого удлинения, крылом «Суперджета» и настоящим шедевром аэродинамического искусства компании Boeing…"

Во-первых, такие "шедевры" и в СССР делали - крыло Ту-204 вполне современно с точки зрения аэродинамики. Во-вторых, тогда уж надо объяснить, почему большое удлинение - это "наше все"? Я окончил ФАЛТ МФТИ, и хотя не аэродинамик по своей специализации, но общий курс аэродинамики нам всем читали ведущие в этой области ученые ЦАГИ. Потому для меня здесь не все очевидно. Есть соображения в пользу как большого, так и малого удлинения. В-третьих, раз уж портал активно симпатизирует Ан-148/158, выступая с критикой "Суперджета" (и я, в основном, с аргументами экспертов согласен) - тогда чего уж только Суперджет у нас такой уродец короткокрылый? А Ан-158 - изящнее Дримлайнера?

Только все это - вещи, не имеющие отношения к делу. Обывательщина. Серьезным людям понятно, что и Ф-22, и Боинг-787 сильны не "шедевральностью" крыла большого удлинения и не красотой фигур высшего пилотажа. А, соответственно, боевой и транспортной эффективностью. Которая во многом определяется вовсе не зрелищными факторами - системой ТОиР, логистикой, комплексностью боевого применения и т.п. И вот тут, как ни грустно, самое большое отставание наше от заграницы - гораздо больше, чем можно увидеть во время любых показов.

Но выводы из этого, опять же, можно делать разные.

"Четкое доминирование американцев во всем ключевым направлениям современной авиации – отличительная особенность нынешнего авиационного салона в Farnborough"

Авторам осталось процитировать Фукуяму, провозгласить "конец истории" на основе Pax Americana... хотя правильный ответ - надо работать. Причем, не "догоняя" американцев, а создавая ту авиацию, которая нужна России по социально-экономическим соображениям. Разумеется, конкретизация этого тезиса требует уже не форумного формата.





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer