Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Экспертное мнение

Эксплуатационное совершенство вертолетов

25 мая 2010 года / Евгений Матвеев / Aviation EXplorer
 

Евгений Матвеев
Преподаватель Академии им. Н.Е. Жуковского

Эксперт "Aviation EXplorer" по вертолётной тематике

Не задавались вопросом, а насколько хороши наши вертолеты в эксплуатации? Только без эмоций, в цифрах! Как говорил один из героев поднадоевшей рекламы, «сколько будет в граммах?»

«Средь шумного бала» HeliRussia 2010 меня удивило полное отсутствие эксплуатационно-технических характеристик. Бесподобные вертолеты, безумно красивые буклеты, заманчивые летные характеристики и… ни одного параметра из технической эксплуатации. Конференции, выступления, предложения для местной и региональной авиации и опять ни одного эксплуатационного параметра?!

Если обратиться к справочникам, и здесь наблюдается странная тенденция: нигде не найдете «ни грамма» эксплуатационно-технических характеристик. Исключительно: высота, скорость, дальность полета, грузоподъемность и т.п. Словно все заканчивается вместе с испытаниями и производством («выпустил и забыл»), а потом «хоть трава не расти».

Новенький красивый справочник «Вертолеты России», 2007 г. приятно в руки взять. Открываем раздел, посвященный Ми-8/17, есть все: история разработки, производства, модернизации, а про эксплуатацию ни слова. У Ка-32  аналогичная картина. «Пожарник» Ка-32А1 – без «пожарной» производительности. Словно и нет ни замкнутого жизненного цикла, ни этапа эксплуатации с использованием по назначению. Нет самого главного, того,  для чего собственно создается вертолет. Продукция создается для использования, для работы, для бизнеса. Как без цифр оценить, насколько она эффективна?   

Сегодня всевозможные справочники и энциклопедии выпускают «все, кому не лень». Красивые обложки, фотографии, рисунки, таблицы пестрят «детскими» ошибками. Наугад открываю «Вертолеты. Справочник» информационного  агентства АРМС-ТАСС, 2009 г., на 88-й странице и с удивлением узнаю, что 11-ти тонный Ка-32 оказывается – легкий(?) вертолет. Дальше читать не хочется. Наверно, из-за отсутствия легких вертолетов, у нас все, что легче Ми-26 – называют легкими.

Конечно, это шутка. И, тем не менее, порой новенькие энциклопедии и справочники без улыбки читать невозможно. Перевод бумаги и времени. В результате, мы получаем информацию, на которую нельзя опереться. Я уже не говорю об элементарной точности. Но беда вертолетной информации гораздо шире, чем только точность. Проблема в полном отсутствии данных, ориентированных на техническую эксплуатацию. Эксплуатационные характеристики «днем с огнем не найдешь». Словно вертолеты летают в виртуальном мире. Нет ни расходов топлива, ни трудоемкости, ни продолжительности работ, ни эксплуатационных расходов, ни ресурсов, ни долговечности… «Туфта», одним словом.  

В последнее время наконец-то заговорили о сопровождении эксплуатации, сервисных центрах обслуживания, ремонта и обучения, сокращении расходов на эксплуатацию. На словах, а на деле?  Каковы параметры технического обслуживания, ремонта, обучения и т.д.? Как говаривал мой научный руководитель: «В чем навар-то. Как его пощупать»? Кроме голой рекламы и качественных оценок, никаких цифр. На одной из конференций прошедшей выставки невыдержанный слушатель в сердцах даже воскликнул, а где анализ-то? Сегодня просто так «навара» не найдете и «пощупать» не сможете. Проблема оценки эксплуатационного совершенства вертолетов – серьезная. Для ее решения требуется совместная, напряженная и целенаправленная работа ученых эксплуатационников, специалистов и эксплуатантов. Во время шоу, о такой работе просто забыли.  

Для тех, кто дочитал мои невеселые размышления, в качестве бонуса, попытаюсь приоткрыть «занавес» эксплуатационного совершенства отечественных вертолетов. Обратимся к данным ЛИИ имени М.М. Громова. Конечно, показатели не стоят на месте, и, тем не менее, они позволяют выявить некоторые закономерности качества эксплуатации. По крайней мере, этими данными можно пользоваться. Успехов. И запомните, программа любого вертолета (самолета) не заканчивается разработкой и производством. Есть еще самый продолжительный и самый дорогостоящий этап – эксплуатация с использованием по назначению и со своими юзерами (от английского: to use) винтокрылой техники, которым приходится считать и трудозатраты, и продолжительность и, конечно, деньги.      

Таблица 1 – Структура оперативного и периодического технического обслуживания и ремонта отечественных гражданских вертолетов

Тип

Оперативное ТО

Периодическое ТО и ремонт

Назна-
ченный ресурс, ч
Пред-
поле-
тное
Между-
поле-
тное
После-
поле-
тное
Базовое
Ф1
Ф2
Ф3
Ф4
КВР
Заво-
дской ремонт, ч
Состав
Перио-
дичность, Сут. (ч)

Перио-
дичность, ч

Ми-34С
Пред-
поле-
тная
подго-
товка

Подго-
товка к повто-
рному полету

После-
поле-
тная
подго-
товка
Перио-
диче-
ский
осмотр

30 ± 5 дн.

(50 ± 5 ч)

100
200
400
 
1000
-
5000

(25 лет)

Ми-38
ОВ1+ОВ
Или
ОВ1+А1+ОВ
ВС+ОВ
Или
ВС+А1+ОВ
ВС+А1+ОС
Или
ВС+А2+ОС
ВС+Б+ОС
Или
ВС+Б+ОВ1

7 ± 1

(25 ± 5 ч)

100
200
500
 
1000
-
18000
Ми-8МТВ-1

- « -

- « -

- « -

- « -

25 ± 5 ч

50
100
300
500
 

1р – 1500 (9 лет)
Далее 1000 (8 лет)

7000

(25 лет)

Ми-26

- « -

- « -

- « -

- « -

25 ± 5 ч

50
100
200
500
 

1р – 1200 (8 лет)
Далее 900 (6 лет)

4200

 Таблица 2 – Средняя продолжительность и средняя трудоемкость видов оперативного ТО отечественных вертолетов 

Средняя продолжительность и средняя трудоемкость видов оперативного ТО

Значения средней продолжительности и средней трудоемкости по типам вертолетов

t/T, час-мин/чел.-ч
Ка-27П
Ка-27ПК
Ка-50
Ми-8
Ми-24
Ми-28
Ми-26

Предполетная подготовка

0 – 59

5,31

0 – 49

2,66

0 – 30

2,15

2 – 59

8,03

1 - 35

0 - 27

1 – 38

7,87

Подготовка к повторному полету

0 – 29

1,91

0 – 17

0,81

0 – 24

2,46
1 – 49
3,71

0 - 48

0 - 23

0 – 28

2,75

Послеполетная подготовка

0 – 22

1,87

0 – 24

0,97

0 – 40

3,22

7 – 08

9,42

3 - 10

0 - 41

Нет данных

Предварительная подготовка

2 – 29

12,43

2 – 30

6,89
 

9 – 57

17,2

4 - 30

 

5 – 25

21,4

 Таблица 3 – Удельная трудоемкость и удельная продолжительность технического обслуживания и ремонта отечественных вертолетов

Показатели суммарной удельной трудоемкости ТОиР, удельная продолжительность ТОиР 

Значения показателей по типам вертолетов

Ка-27ПЛ

Ка-32 А11ВС

Ка-50
Ка-226
Ми-8МТ
Ми-24
Ми-38
Ми-28
Ми-26

Удельная трудоемкость оперативного ТО

Кт оп, чел.-ч/ч.нал

1,98
0,7
4,74
0,49
16,48
9,31
0,76
3,18
0,49

Удельная трудоемкость периодического ТО

Кт рр, чел.-ч/ч.нал

1,72
1,22
1,44
0,16
 
 
2,54
 
0,16

Удельная трудоемкость восстановления 

Кт в, чел.-ч/ч.нал

0,27
0,22
0,38
0,01
 
 
0,08
 
0,01

Удельная трудоемкость восстановления ресурса 

Кт вр, чел.-ч/ч.нал

 
0,05
 
0,04
 
 
 
 
0,04

Удельная трудоемкость сезонного ТО

Кт сез, чел.-ч/ч.нал

0,05
0,05
0,05
0,005
 
 
0,02
 
0,005

Удельная трудоемкость заводского ремонта ТО

Кт р, чел.-ч/ч.нал

 
 
 
 
 
 
0,74
 
 

Суммарная удельная трудоемкость ТОиР

Кт оп, чел.-ч/ч.нал

4,01
2,24
6,61
0,7
19,96
16,45
4,14
5,43
17,7

Суммарная удельная продолжительность ТОиР

Кп, ч/ч.нал
0,95
0,72
1,81
0,59
 
 
0,81
 
 
 

 


Евгений Матвеев


комментарии (1):

zl-day      22/03/2011 [23:39:46]#1
спасибо!





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgByY93
Тут http://perevozki.youdo.com/pereezd/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer