Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Беседа с руководителем

Инновационную среду надо создавать

Юрий Елисеев о создании инновационной среды на ФГУП «ММПП «Салют».


5 февраля 2010 года / Ольга Поспелова / Aviation EXplorer
 

Инновационную среду надо создавать - таково общее мнение большинства руководителей отечественных промышленных предприятий. Ее отсутствие сегодня как основы и базы для дальнейшего технологического развития в производстве, считают они, является одной из главных причин недостаточной эффективности этого процесса. С этим утверждением нельзя не согласиться, ведь именно руководителям «от реального производства» предстоит на практике воплотить задачи, поставленные государством перед промышленностью.

Ю.С. Елисеев
Елисеев Юрий Сергеевич - генеральный директор ММПП «Салют». Родился 28 июля 1951 года в селе Глинное Слободзейского района Молдавской ССР. Трудовую деятельность начал в 1973 году слесарем-монтажником в Специализированном управлении № 7 треста "Союзмонтажгаз". В 1975 году после прохождения действительной службы в армии поступил на завод "Салют" слесарем механосборочных работ. В 1976 году окончил МВТУ имени Н.Э.Баумана по специальности "турбостроение". В 1977 году был назначен старшим мастером, и, затем, прошел все ступени роста на предприятии. В декабре 1997г. стал его генеральным директором. В 2001 году Ю.С. Елисеев защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. В 2006г., в рамках повышения образования, закончил Академию Генштаба ВС РФ. Юрий Елисеев имеет более 130 научно-технических публикаций и изобретений, автор 15 монографий в области организации и технологии производства газотурбинных двигателей. Женат, имеет двух сыновей.

В столице, например, немало промышленных предприятий, но как показывает опыт двух последних лет, лишь часть из них по-прежнему обеспечивает стабильную работу, сохраняет финансовую устойчивость, развивает кадровый и научный потенциалы, продолжает реализовывать планы по технологическому перевооружению и модернизации производства.В непростых экономических условиях они остаются опорой муниципального бюджета, фундаментом построения новой формации российской промышленности, базой формирования будущего поколения рабочих и инженеров. В их числе - ФГУП «ММПП «Салют». Старейший в стране завод по производству авиационных моторов, основанный в 1912г., сегодня превратился в одно из ведущих отечественных предприятий в области создания и производства газотурбинной техники.
 
История предприятия уникальна: с ним, так или иначе, было связано многое из того, что появлялось внове в отечественной авиации. Это самые первые авиационные моторы, мощные двигатели для самолетов АНТ-25, на которых совершали дальние трансантарктические беспосадочные перелеты в США экипажи В.П.Чкалова и М.М.Громова, для лучших истребителей Великой отечественной войны, «летающих танков» - штурмовиков Ил-2. Летопись завода тесно связана с именами выдающихся конструкторов: А.Д.Швецова, А.А.Микулина, С.К.Туманского, А.М. Люльки. Это первые серийные реактивные двигатели в нашей стране, и в дальнейшем - производство авиадвигателей для нескольких поколений истребителей, в числе которых - перехватчик МиГ-25, не имевший зарубежных аналогов по скорости и высотности, всемирно известные многофункциональные истребители Су-27 и Су-30, фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34.
 
Ныне «Салют» - это авангардные разработки в области газотурбинной техники, в том числе и промышленного применения, имеющие стратегическое значение для отечественной промышленности. Не случайно предприятие пользуется особым вниманием государства и столичных властей. В разное время ФГУП «ММПП «Салют» посещали правительственные делегации, министры и президент России Д.А.Медведев. Завод внесен в список стратегических предприятий страны. В 2007г. Президентом России В.В. Путиным подписан Указ о создании на базе «Салюта» научно-производственного центра газотурбостроения. Ранее Постановлением Правительства предприятие было определено как Федеральный научно-производственный центр. За последние 10 лет, в том числе, в рамках программы диверсификации производства, созданы новые виды конкурентоспособной продукции, более 80% выпускаемых изделий поставлялось на экспорт. «Салют» представляет собой и первую в России государственную интегрированную структуру, включающую 15 специализированных предприятий и научных центров, имеющих общие цели, задачи, стратегию и достижения в сфере газотурбостроения.
 
«Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и полагаем, что в основу любых инноваций, прежде всего, должно быть положено создание инновационной среды, то есть, совокупности мер, призванных обеспечить быстрый подъем и дальнейшее развитие отечественного машиностроения, создание качественно новой, конкурентоспособной продукции, в том числе, вооружения и военной техники, в относительно короткие сроки», - рассказал генеральный директор предприятия, д. т. н., профессор, член-корреспондент РИА, член правления ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Юрий Сергеевич Елисеев.
 
В современных условиях, считает он, занять лидирующее положение можно только, продолжив курс на модернизацию производства, создание базы высоких технологий, формирование квалифицированного кадрового потенциала и научно-технического задела. В этой связи для «Салюта» и других предприятий, производящих наукоемкую, высокотехнологичную продукцию, есть ряд первостепенных задач.
Первая – это скорейшее создание рациональной интегрированной структуры для консолидации интеллектуального, материального и кадрового потенциала. Вторая необходимая мера - техническое перевооружение производства, широкое внедрение современных информационных технологий и прогрессивного оборудования.
 
Но, при этом важно, чтобы слова не расходились с делом. Предприятием в значительной мере обеспечено информационное сопровождение изделий на всех стадиях жизненного цикла: от разработки и проектирования, до производства и реализации, а по своему техническому оснащению «Салют» занимает одно из первых мест среди двигателестроительных предприятий России. «У нас создано единое информационное пространство, все конструкторские и технологические подразделения оснащены современными компьютерами, разработана и действует система безбумажного документооборота – от конструкторской и технологической документации до делопроизводства. На предприятии работает около 600 станков с ЧПУ, создано 4500 компьютеризированных рабочих мест, непрерывно внедряются новые технологии, позволяющие значительно сократить сроки создания и снизить себестоимость выпуска продукции», - подчеркнул Юрий Елисеев.
 
Для проведения НИОКР и создания конкурентоспособной техники «Салют» постоянно поддерживает научно-технический задел предприятия, в основном, за счет средств из прибыли. Только на развитие инновационной продукции в некоторые годы было инвестировано до 1 млрд. руб. В этом направлении удалось многое сделать. Прежде всего - поэтапная модернизация авиадвигателя АЛ-31Ф и организация их серийного производства для семейства самолетов Су. Использование ИПИ-технологий позволило «Салюту» за короткое время пройти путь от первых линий чертежей АЛ-31ФМ1 до его успешных государственных испытаний. В 2007г. двигатель был принят на вооружение ВВС России. От начала проектирования закрепленных за «Салютом» узлов авиадвигателя АИ-222-25 для нового отечественного УТС/УБС ЯК-130 до подготовки его производства и испытаний прошло два года и три месяца. Без применения информационных технологий этот процесс занял бы более 5 лет. Внедрение информационных технологий в проектировании и производстве обеспечивает высокое качество обработки деталей и сокращает цикл создания узлов в 8-10 раз. За счет автоматизации труда инженеров и рабочих в 2-3 раза снижаются трудозатраты, в том числе, на подготовку производства.
             
Не является исключением и энергетика, будущее которой за эффективными и энергосберегающими технологиями. Еще один инновационный проект «Салюта» включает создание индустриальных установок на базе газотурбинных двигателей. «У нас есть ряд перспективных разработок, уже сегодня пользующихся спросом не только в России, но и за рубежом. Заключены контракты с Нигерией на поставку 6 энергоустановок промышленного назначения, созданных на базе авиадвигателя Ал-21», -отметил руководитель предприятия.
 
Один из самых важных вопросов в создании инновационной среды – кадровый. Он включает в себя интеграцию науки, образования и производства. «Мы проводим научные разработки совместно со многими НИИ страны. КБ есть не только на нашем заводе, но и на предприятиях, входящих в интегрированную структуру», - пояснил Юрий Сергеевич.
 
«Салютом» разработан и внедрен комплекс мер в системе инновационной подготовки кадров, организации непрерывного профессионального образования по системе «школа-колледж-ВУЗ-предприятие». Ведется постоянная работа с учреждениями начального, среднего и высшего профобразования, организовано тесное взаимодействие с 2 базовыми профильными колледжами, 6 подшефными школами, есть учебный цех для подготовки рабочих. Недавно «Салют» стал победителем конкурса, объявленного Минпромторговли РФ, по созданию Центра дополнительного профессионального образования. Согласно Постановлению Правительства Москвы № 1203-ПП от 3 ноября 2009г. на «Салюте» начата реализация пилотного проекта по созданию на базе ресурсного центра предприятия обучающей организации подготовки и переподготовки кадров для промышленности, включая строительство гостиницы для иногородних граждан.
 
На предприятии создан и функционирует Институт целевой подготовки специалистов по двигателестроению (ИЦПС), действуют 15филиалов кафедр ведущих технических ВУЗов Москвы: МАИ, МАТИ, СТАНКИНа, МИСиС, Университета информатики и приборостроения и других. «Мы также считаем необходимым введение системы контрактной подготовки в среднем профессиональном образовании. Наш опыт показывает, что если предприятие заинтересовано в притоке молодых кадров, и у него есть возможность создания таких ресурсных центров, то это обязательно принесёт свои плоды», - подчеркнул генеральный директор «Салюта».
 
Вместе с тем, считает Юрий Елисеев, и его мнение подкреплено заявлениями коллег – директоров предприятий ОПК, в финансировании и стимулировании внедрения новой техники в производство самое активное участие должно принимать государство. При этом роль его должна состоять не в банальной раздаче денег, а в создании условий для самодостаточной и эффективной работы промышленных предприятий. В этой связи на каждом из них предлагается организовать специальные фонды инновационного развития и использовать их целенаправленно: для техперевооружения, создания новой продукции, совершенствования технологий, НИОКР.  Такие фонды могут быть созданы, например, за счет предоставления промышленным предприятиям ряда налоговых льгот: снижения ставок по налогу на имущество, ЕСН, земельному налогу. Наряду с увеличением объемов госзаказа целесообразно вернуться и к практике уменьшения налогооблагаемой базы налога на прибыль на 50%, если эти средства идут на вышеупомянутые цели. Другими словами, развитие производства за счет заработанных средств сегодня – это самый разумный выход.
 
И, в заключение. Даже внедрение комплекса вышеперечисленных мер вряд ли может дать необходимый экономический эффект без применения серьезных планового и системного подходов. Это в полной мере относится как к двигателестроению, так и к другим отраслям. «Надо разработать и принять национальный проект по развитию машиностроения, имеющий государственное значение, который может стать одним из важных инструментов возрождения, развития промышленности и экономики страны в целом. Вот в чем мы видим задачу государства» - пояснил руководитель ФГУП «ММПП «Салют».

Ольга Поспелова



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer