В столице, например, немало промышленных предприятий, но как показывает опыт двух последних лет, лишь часть из них по-прежнему обеспечивает стабильную работу, сохраняет финансовую устойчивость, развивает кадровый и научный потенциалы, продолжает реализовывать планы по технологическому перевооружению и модернизации производства.В непростых экономических условиях они остаются опорой муниципального бюджета, фундаментом построения новой формации российской промышленности, базой формирования будущего поколения рабочих и инженеров. В их числе - ФГУП «ММПП «Салют». Старейший в стране завод по производству авиационных моторов, основанный в 1912г., сегодня превратился в одно из ведущих отечественных предприятий в области создания и производства газотурбинной техники.
История предприятия уникальна: с ним, так или иначе, было связано многое из того, что появлялось внове в отечественной авиации. Это самые первые авиационные моторы, мощные двигатели для самолетов АНТ-25, на которых совершали дальние трансантарктические беспосадочные перелеты в США экипажи В.П.Чкалова и М.М.Громова, для лучших истребителей Великой отечественной войны, «летающих танков» - штурмовиков Ил-2. Летопись завода тесно связана с именами выдающихся конструкторов: А.Д.Швецова, А.А.Микулина, С.К.Туманского, А.М. Люльки. Это первые серийные реактивные двигатели в нашей стране, и в дальнейшем - производство авиадвигателей для нескольких поколений истребителей, в числе которых - перехватчик МиГ-25, не имевший зарубежных аналогов по скорости и высотности, всемирно известные многофункциональные истребители Су-27 и Су-30, фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34.
Ныне «Салют» - это авангардные разработки в области газотурбинной техники, в том числе и промышленного применения, имеющие стратегическое значение для отечественной промышленности. Не случайно предприятие пользуется особым вниманием государства и столичных властей. В разное время ФГУП «ММПП «Салют» посещали правительственные делегации, министры и президент России Д.А.Медведев. Завод внесен в список стратегических предприятий страны. В 2007г. Президентом России В.В. Путиным подписан Указ о создании на базе «Салюта» научно-производственного центра газотурбостроения. Ранее Постановлением Правительства предприятие было определено как Федеральный научно-производственный центр. За последние 10 лет, в том числе, в рамках программы диверсификации производства, созданы новые виды конкурентоспособной продукции, более 80% выпускаемых изделий поставлялось на экспорт. «Салют» представляет собой и первую в России государственную интегрированную структуру, включающую 15 специализированных предприятий и научных центров, имеющих общие цели, задачи, стратегию и достижения в сфере газотурбостроения.
«Мы не собираемся останавливаться на достигнутом и полагаем, что в основу любых инноваций, прежде всего, должно быть положено создание инновационной среды, то есть, совокупности мер, призванных обеспечить быстрый подъем и дальнейшее развитие отечественного машиностроения, создание качественно новой, конкурентоспособной продукции, в том числе, вооружения и военной техники, в относительно короткие сроки», - рассказал генеральный директор предприятия, д. т. н., профессор, член-корреспондент РИА, член правления ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» Юрий Сергеевич Елисеев.
В современных условиях, считает он, занять лидирующее положение можно только, продолжив курс на модернизацию производства, создание базы высоких технологий, формирование квалифицированного кадрового потенциала и научно-технического задела. В этой связи для «Салюта» и других предприятий, производящих наукоемкую, высокотехнологичную продукцию, есть ряд первостепенных задач.
Первая – это скорейшее создание рациональной интегрированной структуры для консолидации интеллектуального, материального и кадрового потенциала. Вторая необходимая мера - техническое перевооружение производства, широкое внедрение современных информационных технологий и прогрессивного оборудования.
Но, при этом важно, чтобы слова не расходились с делом. Предприятием в значительной мере обеспечено информационное сопровождение изделий на всех стадиях жизненного цикла: от разработки и проектирования, до производства и реализации, а по своему техническому оснащению «Салют» занимает одно из первых мест среди двигателестроительных предприятий России. «У нас создано единое информационное пространство, все конструкторские и технологические подразделения оснащены современными компьютерами, разработана и действует система безбумажного документооборота – от конструкторской и технологической документации до делопроизводства. На предприятии работает около 600 станков с ЧПУ, создано 4500 компьютеризированных рабочих мест, непрерывно внедряются новые технологии, позволяющие значительно сократить сроки создания и снизить себестоимость выпуска продукции», - подчеркнул Юрий Елисеев.
Для проведения НИОКР и создания конкурентоспособной техники «Салют» постоянно поддерживает научно-технический задел предприятия, в основном, за счет средств из прибыли. Только на развитие инновационной продукции в некоторые годы было инвестировано до 1 млрд. руб. В этом направлении удалось многое сделать. Прежде всего - поэтапная модернизация авиадвигателя АЛ-31Ф и организация их серийного производства для семейства самолетов Су. Использование ИПИ-технологий позволило «Салюту» за короткое время пройти путь от первых линий чертежей АЛ-31ФМ1 до его успешных государственных испытаний. В 2007г. двигатель был принят на вооружение ВВС России. От начала проектирования закрепленных за «Салютом» узлов авиадвигателя АИ-222-25 для нового отечественного УТС/УБС ЯК-130 до подготовки его производства и испытаний прошло два года и три месяца. Без применения информационных технологий этот процесс занял бы более 5 лет. Внедрение информационных технологий в проектировании и производстве обеспечивает высокое качество обработки деталей и сокращает цикл создания узлов в 8-10 раз. За счет автоматизации труда инженеров и рабочих в 2-3 раза снижаются трудозатраты, в том числе, на подготовку производства.
Не является исключением и энергетика, будущее которой за эффективными и энергосберегающими технологиями. Еще один инновационный проект «Салюта» включает создание индустриальных установок на базе газотурбинных двигателей. «У нас есть ряд перспективных разработок, уже сегодня пользующихся спросом не только в России, но и за рубежом. Заключены контракты с Нигерией на поставку 6 энергоустановок промышленного назначения, созданных на базе авиадвигателя Ал-21», -отметил руководитель предприятия.
Один из самых важных вопросов в создании инновационной среды – кадровый. Он включает в себя интеграцию науки, образования и производства. «Мы проводим научные разработки совместно со многими НИИ страны. КБ есть не только на нашем заводе, но и на предприятиях, входящих в интегрированную структуру», - пояснил Юрий Сергеевич.
«Салютом» разработан и внедрен комплекс мер в системе инновационной подготовки кадров, организации непрерывного профессионального образования по системе «школа-колледж-ВУЗ-предприятие». Ведется постоянная работа с учреждениями начального, среднего и высшего профобразования, организовано тесное взаимодействие с 2 базовыми профильными колледжами, 6 подшефными школами, есть учебный цех для подготовки рабочих. Недавно «Салют» стал победителем конкурса, объявленного Минпромторговли РФ, по созданию Центра дополнительного профессионального образования. Согласно Постановлению Правительства Москвы № 1203-ПП от 3 ноября 2009г. на «Салюте» начата реализация пилотного проекта по созданию на базе ресурсного центра предприятия обучающей организации подготовки и переподготовки кадров для промышленности, включая строительство гостиницы для иногородних граждан.
На предприятии создан и функционирует Институт целевой подготовки специалистов по двигателестроению (ИЦПС), действуют 15филиалов кафедр ведущих технических ВУЗов Москвы: МАИ, МАТИ, СТАНКИНа, МИСиС, Университета информатики и приборостроения и других. «Мы также считаем необходимым введение системы контрактной подготовки в среднем профессиональном образовании. Наш опыт показывает, что если предприятие заинтересовано в притоке молодых кадров, и у него есть возможность создания таких ресурсных центров, то это обязательно принесёт свои плоды», - подчеркнул генеральный директор «Салюта».
Вместе с тем, считает Юрий Елисеев, и его мнение подкреплено заявлениями коллег – директоров предприятий ОПК, в финансировании и стимулировании внедрения новой техники в производство самое активное участие должно принимать государство. При этом роль его должна состоять не в банальной раздаче денег, а в создании условий для самодостаточной и эффективной работы промышленных предприятий. В этой связи на каждом из них предлагается организовать специальные фонды инновационного развития и использовать их целенаправленно: для техперевооружения, создания новой продукции, совершенствования технологий, НИОКР. Такие фонды могут быть созданы, например, за счет предоставления промышленным предприятиям ряда налоговых льгот: снижения ставок по налогу на имущество, ЕСН, земельному налогу. Наряду с увеличением объемов госзаказа целесообразно вернуться и к практике уменьшения налогооблагаемой базы налога на прибыль на 50%, если эти средства идут на вышеупомянутые цели. Другими словами, развитие производства за счет заработанных средств сегодня – это самый разумный выход.
И, в заключение. Даже внедрение комплекса вышеперечисленных мер вряд ли может дать необходимый экономический эффект без применения серьезных планового и системного подходов. Это в полной мере относится как к двигателестроению, так и к другим отраслям. «Надо разработать и принять национальный проект по развитию машиностроения, имеющий государственное значение, который может стать одним из важных инструментов возрождения, развития промышленности и экономики страны в целом. Вот в чем мы видим задачу государства» - пояснил руководитель ФГУП «ММПП «Салют».