Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Аналитический обзор

Китайские РСЗО - "средство единения"

14 февраля 2010 года / Владимир Карнозов / Aviation EXplorer
 

Владимир Карнозов
Аналитик

Эксперт "Aviation EXplorer"

Данная статья посвящена развитию китайских ракетных систем залпового огня повышенной дальности и публикуется в качестве дополнительного материала к статье «Китай и технологии спутниковой навигации»:

 
В начале 21 века китайские производители ракетной техники уделяли огромное внимание развитию средств поражения стационарных целей на дальности 200-400 км. Конечно, не только Народно-освободительная армия Китая (НОАК), но и вооруженные силы других развитых в военном отношении государств заказывают разработку и поставку в части ударных комплексов тактического и оперативно-тактического назначения. Однако ни в одной из них нет такого количества фирм – производителей конечных изделий данного класса, которые занимаются конкретно этим диапазоном. Причем ни в рекламных проспектах, ни на корпоративных интернет-сайтах вы не найдете четкого ответа на вопрос о системе наведения китайских ракет на конечном участке траектории.
 
Изучая американские и европейские источники, а также особенности боевых действий стран НАТО в горячих точках, вы довольно быстро убедитесь, что самым точным и надежным методом наведения на сегодня является спутниковая навигация. При этом серийные спутниковые приемники сегодня намного дешевле радаров, тепловизоров, оптических корреляторов, низкоуровневого телевидения и прочей высокоточной сенсорной аппаратуры, ставшей «классикой» систем самонаведения высокоточных средств поражения прошлого века.
 
Не этим ли объяснятся и тот факт, что КНР вкладывает так много усилий в развитие собственных спутниковых систем навигации и идет на создание совместных предприятий с российскими партнерами? А если дело обстоит именно таким образом, то логика безошибочно подскажет ответ на вопрос о системах наведения новых тактических ракет китайских производителей. Технологически и экономически Китай готов к созданию и освоению в серийном производстве оружия со спутниковыми системами наведения. И, похоже, активно развивает данное направление.
 
Однако причем здесь тактические и оперативно-тактические средства, коль скоро спутниковые технологии обеспечивают глобальное покрытие земной поверхности? А вот тут-то и начинается китайская специфика. Пожалуй, единственный вопрос, который так и не решила Коммунистическая Партия Китая (КПК) с момента прихода к власти Мао Цзедуна – обеспечение территориальной целостности страны.
 
Гражданская война 1946-49гг. закончилась установление контроля КПК над всей территорией Китая кроме южной группы островов. На Тайвань бежали остатки разбитой на суше армии Гоминьдана, которых спасла от полного поражения только поддержка США. Вашингтон занял жесткую позицию по отношению к коммунистическому Китаю в 1954-55гг., после того, как его «добровольцы» в больших количествах повоевали в Корее на стороне Великого Лидера товарища Ким Ир Сена. Гоминьдану была обещана всяческая поддержка, вплоть до прямого военного вмешательства в случае если товарищи с материка решатся на амфибийную операцию.
 
С тех пор вопрос территориальной целостности Китая остаётся открытым и сложившееся «статус-кво» сохраняется. В 1999 году наследники Генералиссимуса Чан Кайши провозгласили «теорию двух государств”. Это резко накалило страсти: Пекин заявил, что никогда не согласится на признание раскола страны и выразил готовность «решить вопрос» любыми средствами. Гордые островитяне одно время давали наглые ответы коммунистам, однако в новом веке их голоса стали утихать, а реализовывать «теорию двух государств» они предпочитают по-тихому, без словесных выпадов и политических демаршей.
 
Что же заставило оппонентов «неделимости» затихнуть? Представляется, что лучший ответ на данный вопрос можно найти не в политической плоскости, а в военно-технической. Конечно, коммунистический Китай всегда в военном отношении был сильнее сепаратистов на острове. Но последних выручает наличие природного барьера – тайваньского пролива. Средняя ширина разделяющей водной полосы составляет 160 км, при этом юго-восточная часть острова удалена от материка уже на пятьсот километров.
 
Если не брать в расчет стратегические силы ядерного сдерживания, то Военно-морской флот НОАК имел сомнительные шансы победить островных моряков в открытом бою. Он крупнее по численности кораблей и общему их водоизмещению (в несколько раз, по крупным боевым кораблям – два-три раза). Но тайваньские эсминцы, фрегаты и надводные лодки американского и французского производства обладают весомым технологическим превосходством.
 
Военно-воздушные силы НОАК превосходят тайваньские в разы, но и здесь более высокие американские и европейские технологии вносили коррекцию в расклад сил. Даже сегодня большинство соединений ВВС НОАК оснащено истребителями J-7 (развитие МиГ-21) и штурмовиками Q-5 (развитие МиГ-19), созданными на технологической базе пятидесятых годов прошлого века.
 
Даже собрав все лучшие соединения в единый кулак, Пекин сможет задействовать в крупной операции на юге максимум сотню бомбардировщиков Н-6 (развитие Ту-16) и морских ударных JH-7A «Летающий леопард» (собственная разработка, на вооружении с 2004г.), с прикрытием из двух сотен тяжелых истребителей J-8, J-11, Су-27СК/УБК и Су-30МКК/МК2. Против них островитяне могут выставить четыреста истребителей, в том числе 146 F-16 (американские), 128 «Чинкво» (местной разработки), 57 Mirage-2000 и 100 F-5E/F. Система ПВО также включает 150 пусковых установок ЗУР, представленных в основном комплексами средней дальности Improved Hawk и Patriot.
 
В случае конфликта, островитяне смогут довольно продолжительное время сдерживать континентальные силы на море и в воздухе. Возможно, они продержатся до вмешательства стран-кандидатов в «Лигу Демократии». Единственное, что  может им помещать – ракеты.
 
Согласно западным данным, НОАК располагает одной тысячей ракет оперативно-тактического назначения семейства DF-11 и DF-15. Обе модели ведут свою историю с восьмидесятых годов прошлого века, в достаточных количествах появились на вооружении в последней декаде. Однако в накопленных арсеналах большинство - новейшие модификации DF-11A (на вооружении с 2004г.) и DF-15B (с 2007г.). Они существенно отличаются от ранних вариантов способностью активно маневрировать на конечном участке, чтобы избежать поражения противоракетами Patriot.
 
По всей видимости, DF-11A и DF-15B имеют сопоставимые характеристики – обе твердотопливные, способны доставить боеголовку с обычным зарядом полтонны весом на максимальную дальность 500км. Первая имеет габаритную длину 9,1м, вторая – 8,5м, масса на старте соответственно 8,5 и 4,2тонны. Создается впечатление, что «там, наверху» выдали двум предприятиям одинаковую спецификацию, чтобы продублировать исполнение одного очень важного задания. И это задание оказалось кое в чем поважнее создания межконтинентального носителя, поскольку КНР их разработку и производство не дублирует.
 
По сообщениям западных СМИ, выпуск DF-11А и DF-15B ведется активными темпами на протяжении последних лет. Причем накал интенсивности производства DF-11A пришелся на момент развертывания навигационной спутниковой системы Bei Dou, обеспечивающей точность региональной навигации в несколько сот метров – достаточной для наведения на цели баллистических ракет с неядерной боеголовкой. А проект DF-15B приобрел особую активность, когда китайские предприятия освоили выпуск микросхем корреляторов Глонасс/GPS.
 
В 2005г. Китай добавляет в свой арсенал третью современную ракету дальностью порядка 500км – крылатую DH-10. Ее конструкция близка к советской Х-55, которая выпускалась на Харьковском авиазаводе. И, по утверждениям западных СМИ, в количестве нескольких образцов была неофициально продана Китаю и Ирану. Пусковые установки DH-10 показали общественности только на юбилейном параде 1 октября 2009г. посвященному дню провозглашения Китайской Народной Республики. Правда, начиная с 2006г. на выставках выставлялись масштабные модели противокорабельной ракеты YJ-62 (C-602), в конструктивных решения которых также угадывается Х-55. Из открытых источников известно, что ударные варианты ракеты Tomahawk и ее советского аналога Х-55 наводятся на цель при помощи спутникового приемника, работающего в паре с оптическим коррелятором. Вряд ли китайцы пошли по собственному пути, копируя иностранные изделия.
 
Однако интересно парой читать издания, считающиеся авторитетным источником информации о современном вооружении НОАК. Взять, к примеру, ноябрьский выпуск журнала Kanwa, что выпускается «лицами китайской национальности», живущими за пределами страны. Передовая статья в деталях расписывает ход выполнения проекта DF-11, с массой мелких подробностей, большим количеством цифр и иллюстраций. Чаще всего внимание читателей акцентируется на том, что система наведения модернизированной ракеты построена вокруг некого новейшего радара. Неужели журналисты и редакторы Kanwa «искренне ошибаются», не принимая во внимание наличие у Китая навигационных спутников Bei Dou и налаженного производства мульти системных навигационных приемников? О них в длинной статье нет ни слова!
 
В том же выпуске журнала читатели найдут интересные материалы с тайваньской выставки вооружений, с подробным описанием проектов новых ракет-перехватчиков и ударных сверхзвуковых ракет. Действительно, островитяне развили бурную деятельность в XXI веке, создавая противоядие новым системам на континенте. Но их усилия окажутся тщетными, если фирма Sichuan Aerospace Industry Corporation доведет до серийного производства свои разработки системы залпового огня повышенной дальности.
 
Китай давно занимается пороховыми ракетами, еще с императорских времен. В ходе гражданской войны Советский Союз поставлял китайским товарищам «Катюши», помог освоить их лицензионный выпуск. В девяностые годы  Sichuan Aerospace Industry Corporation создала систему А-10 большого калибра с дальностью стрельбы несколько десятков километров. Затем фирма занялась копированием российского РСЗО 9K58 «Смерч», поставленного НОАК тульскими оружейниками по контракту с «Рособоронэкспортом». Система Тип 03 имеет много общего с иностранным аналогом, и поступила на вооружение в 2005г.
 
Однако максимальная дальность стрельбы в 70-90 км (официальная) и даже 120-150 километров («уточненная» западными СМИ после анализа последних доработок) недостаточна для преодоления Тайваньского пролива. И вот в 2006г. на выставке в Чжухае появляется макет нового семейства китайских РСЗО - WS series. Увеличив калибр снаряда с 300мм до 400мм, Sichuan Aerospace Industry Corporation довела максимальную дальность полета ракеты WS-2  и ее разновидности WS-3 до 200км. При этом масса снаряда выросла с 800кг (у «Смерча») до 1285кг (WS-2). Чтобы разместить потяжелевшие ракеты на восьмиосном тягаче пришлось уменьшить количество трубных направляющих с двенадцати до восьми.
 
Разработанные ГНПП «Сплав» снаряды имеют уникальную конструкцию, обеспечивающую точность попадания в 2-3 раза выше аналогичного показателя «классических» систем (среднее отклонение пропорционально 1-1,25% дальности пуска). Для этого снаряды оснащены системой управления полетом, корректирующей траекторию движения по тангажу и рысканью. Коррекция производится газодинамическими рулями, приводимыми в действие газом высокого давления от газогенератора. При стрельбе залпом рассеивание снарядов разработки ГНПП «Сплав» не превышает 0,21% от дальности стрельбы.
 
Разработчик WS-2 пошел дальше, применив, по его заверениям еще более совершенную трехканальную систему управления полетом, сочетающую инерциальную платформу с «недорогими сенсорами». В качестве основных целей для своей системы фирма называет «военные базы, аэропорты, морские порты, узлы связи, промышленные предприятия, скопления бронетехники, огневые позиции артиллерии и ракет, радиолокационные установки, пункты управления и штабы». В общем, все то, что американские военные уничтожали в Ираке в основном управляемыми бомбами и крылатыми ракетами с GPS приемниками.
 
Sichuan Aerospace Industry Corporation утверждает, что точность стрельбы новыми ракетами составляет от 50 до 300м. Вторая цифра неплохо сочетается с точностью системы Bei Dou, первая – Glonass/GPS. В отличие от «Смерча», китайские снаряды не «закручиваются» при старте – иначе сорвется работа инерциальной системы и «недорогих сенсоров». Во время полета они разгоняются до скорости в 5,6 раза выше звуковой. Сбить такой снаряд практически невозможно, да и дорогих «пэтриотов» не напасешься чтобы перехватить все дешевые снаряды залпового огня, что может выпустить китайская промышленность. Для полной уверенности сичуаньские мастера сделали что-то типа «обманки» - вариант 300мм снаряда WS-1B практически без заряда, с дальностью полета 180км. «У вас еще остались пэтриоты? Тогда вот Вам – сбивайте!»
 
Уникальные технологии «Сплава», помноженные на китайскую смекалку и чудесные свойства точной навигации – получается весомый аргумент в споре с островными сепаратистами всех мастей.
 
Журнал "Арсенал XXI века", №4, 2009

Владимир Карнозов



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBcg5K
Смотрите здесь - http://perevozki.youdo.com/arenda/tag/furgon/, подробнее тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer