Согласно расчетам, приведенным в письме Сергея Белова, проекту необходимо не так уж много – порядка 300 млн. рублей на ближайшие два года. Кроме этого, г-н Белов просил правительство содействовать авиакомпании в вопросе предоставления льгот по аэропортовому обслуживанию (50%), послепродажному обслуживанию и формированию стока запчастей для этой техники.
Поскольку обращение носит глобальный характер и касается содействия целого ряда госструктур, вице-премьер Сергея Иванов привлек к решению вопроса Минтранс РФ, Минфин РФ, Минпромторг (курирующего авиационные вопросы замминистра Дениса Мантурова), ГК «Ростехнологиям» (Сергея Чемизова), ОАК (Алексея Федорова).
Согласно данным источника в «Ростехнологиях», госкорпорация, как управляющая компания ряда поставщиков комплектующих для Ан-148, планирует дать положительный вердикт предложениям г-на Белова. Похожие настроения царят и в других вышеупомянутых структурах. «Единственное, где гипотетически могут возникнуть сложности, - говорит представитель «Ростехнологий», - это в Минфине». «Однако, - говорит представитель другой структуры, курирующей проект, - речь идет о не столь значительной сумме в масштабах страны и даже одного проекта (чуть более 10 млн. долл. США), чтобы вступать в торги».
Таким образом, если предложения, озвученные Сергеем Беловым, будут приняты, очередные 9 Ан-148, с большой долей вероятности, поступят в парк перевозчика. Ан-148 говорят в корпорации «Иркут» оценивается ГТК как перспективный проект, но эксплуатанту требуется поддержка со стороны Правительства, хотя бы на первых этапах ввода в строй.
Вероятно, именно в ожидании вердикта сверху, топ-менеджмент «Аэрофлота» (управляет, согласно поручению председателя правительства ФГУП «ГТК «Россия» до завершения его акционирования) перенес решение по переводу опциона на 9 самолетов в твердый контракт на более поздний срок. Напомним, контракт на 6 самолетов и 9 опцион был заключен "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) и ГТК «Россия» на МАКС-2009. Предположительная сумма – $120 млн. Основной контракт был исполнен 30 ноября 2010 года - ИФК передала шестой Ан-148 авиакомпании. Самолет сертифицирован по российским требованиям АП-25, гармонизированным с европейскими - CS-25. На 70% самолет состоит из комплектующих, производимых российскими предприятиями. В совместном с Украиной производстве задействовано 158 отечественных предприятий, на которых работает более 45 тысяч квалифицированных специалистов.
Кроме этого, решение может быть принято и в результате консолидированного мнения авиационных экспертов. Поясним, что 22 декабря должна состоятся очередная летно-техническая конференция по Ан-148. На ней эксплуатант (ГТК «Россия») должен поделиться очередными итогами своей операционной деятельности на Ан-148. Известно также, что «Аэрофлот» направил и адресный запрос о ситуации в области перспектив эксплуатации самолета непосредственно в «Иркут», который руководит сегодня производственными процессами на ВАСО.
Поясним, что итоги предыдущих летно-технической конференций, на которых, в том числе, сообщалось и о двух авиационных инцидентах с Ан-148, вызвали серьезные дискуссии в отрасли и ряд острых публикаций в прессе. К самолету, по результатам конференции, со стороны ГТК «Россия» был целый ряд нареканий. Однако позднее выяснилось, что речь идёт не о конструктивных, а о производственных недостатках. Оба инцидента произошли с самой первой машиной, которая была фактически предсерийной и на которой отрабатывались технологии производства.
Именно по итогам первых месяцев эксплуатации и на основе отчётов ГТК «Россия», представляемых общественности ежемесячно на летно-технических конференциях, завод-производитель в кооперации с ГП «Антонов», начиная с третьей машины внедрил порядка 60 доработок, предложенных эксплуатантом и разработчиком. Машина под номером 001 уже доработана, на очереди - второй лайнер, там предстоят чуть менее объёмные работы.
За короткий срок удалось выявить и справиться с детскими болезнями и значительно повысить качество производства. Так, к пятой машине у летчиков-испытателей - весьма придирчивых экспертов - практически не было нареканий. Передача ее эксплуатанту проходила гораздо быстрее. Чем выше темпы производства, тем лучше будут самолеты – уверены на ВАСО, но без дополнительных инвестиций осуществлять дальнейшую доводку лайнера будет очень сложно.
Впрочем, и сам Сергей Белов не торопился с негативными выводами. Он признал, что при эксплуатации Ан-148 был выявлен ряд недостатков, но подчеркнул, что нет таких недостатков на этой машине, которые нельзя было бы устранить, и они устраняются в тесном контакте с производителями. А значит, на очередной конференции, 22 декабря, Ан-148 может получить более высокую оценку экспертов, нежели та, которая была им получена несколько месяцев назад.
Правда, есть и другой вопрос, который касается вердикта «Аэрофлота», а именно - цена. Аналитики отмечают, что стоимость лайнера могла быть пересмотрена в сторону серьезного увеличения. Так, по некоторым данным, цена самолета выросла с чуть более 19 млн. долларов до $ 23 млн. И здесь соотношение цена качество (продвинутость машины) начинает играть не в пользу положительного решения вопроса. Известно, что по следующим девяти машинам велись дополнительные переговоры, в том числе и в аспекте изменения цены. С другой стороны, поскольку речь идет об опционе, вполне вероятно, что ГТК «Россия» может получить самолет по старой цене, или, по крайней мере, не кардинально отличающейся от ранее озвученной. А если государство и иные структуры утвердят упомянутые льготы, то переговорщики, скорее всего, пожмут друг другу руки и поставят свои подписи под договором.
p.s. Ранее с аналогичным предложением выступили самарский «Авиакор» и авиакомпания «Якутия». Они также обращались в Правительство РФ с просьбой о включении российско-украинского самолета Ан-140 в Федеральную целевую программу (ФЦП) "Развитие гражданской авиационной техники России до 2020 года". Также, аналитики считают, что просьба ГТК «Россия» о предоставлении льгот имеет более далёкие цели, чем сам проект Ан-148. «Несомненно, появление такого письма не могло быть личной инициативой Сергея Белова, - говорит главный редактор AVIA.RU Роман Гусаров. - Подобное обращение должно было быть санкционировано руководством Аэрофлота или, даже, написано по его инициативе. Сейчас авиакомпания готовится стать эксплуатантом воздушных судов ещё одного нового российского проекта Sukhoi Superjet 100. На фоне упорных слухов о том, что этот самолёт не соответствует прописанным в контракте характеристикам, а значит, окажется экономически менее эффективным, возможно предположить, что Аэрофлот готовит почву для получения в будущем льгот от правительства и на покрытие убытков от эксплуатации этих самолётов».