О том, что группа компаний, аффилированных с аэропортом «Домодедово», собирается продать свою «дочку», занимающуюся ремонтом иностранной авиационной техники, стало известно еще весной этого года. Тогда основными претендентами назывались Lufthansa Technik и Air Berlin Technik, а итоги обещали объявить ещё в мае.
Между тем, переговоры с потенциальными покупателями на определенном этапе зашли в тупик. «С самого начала речь шла фактически о приобретаемом юрлице, аренде (а не покупке) ангаров и передаче в управление персонала в несколько сот человек за немалые деньги. Причем, обговаривалась аренда лишь части площадей – остальные временно переданы собственным центрам техподдержки авиакомпаний S7 Airlines, Трансаэро и АТБ «Домодедово», которая занимается ремонтом отечественной техники» - говорит источник знакомый с некоторыми деталями переговоров. Согласно данным официального сайта «Домодедово», ООО «Домодедово-Текник» было основано в сентябре 2002 года при поддержке компании Boeing и специализируется на проведении технического обслуживания воздушных судов производства компаний Boeing и Airbus. Численность персонала - свыше 250 высококвалифицированных специалистов.
Есть информация, что сторонам удалось достигнуть компромиссного решения и, вероятно, реализована будет и недвижимость, где базируется центр техподдержки. Однако, как уже говорилось выше, комментировать вероятную сделку отказались и в «Домодедово», и в Avia Solutions. Источники в отрасли полагают, что объясняется это возможным подписанием меморандума о намерениях, который содержит пункт о конфиденциальности переговоров.
Особым образом остановимся на двух фаворитах тендера - компаниях Kellstrom и FL-technik (входит в Avia Solutions group).
Первый - компания Kellstrom Industries является мировым лидером в области поставок услуг по ТОиР на рынке коммерческих и оборонных аэрокосмических предприятий. Kellstrom Industries - обладатель премии Aviation Industry Award 2009 (премия в сфере авиационной индустрии), как лучший поставщик запасных частей. И, по некоторым данным, именно она является на данный момент главным претендентом на приобретение актива.
Второй – литовский технический провайдер FL Technics, давний парнер Kellstrom Industries. Именно он и формирует сток наиболее востребованных авиазапчастей и размещает его на складах в Вильнюсе, а также оказывает всестороннюю поддержку в части технического обслуживания авиационных двигателей и капитального ремонта компонентов. Соглашение, подписанное FL Technics с компанией Kellstrom Industries еще в 2009 году, имеющей в своем распоряжении самую большую в мире номенклатуру авиационных запчастей, «открывает новые возможности для клиентов FL Technics в Российской Федерации, странах СНГ, Центральной и Восточной Европе» - говорится в релизе FL Technics.
Еще тогда литовская компания не скрывала своих амбиций. «Мы очень рады, что Kellstrom Industries остановил свой выбор на нашей компании и принял решение сформировать в Вильнюсе сток авиазапчастей для операторов Российской Федерации, стран СНГ, Центральной и Восточной Европы - омечал Йонас Бутаутис, Председатель Совета директоров FL Technics. Это еще один шаг к достижению стратегической цели FL Technics – стать крупнейшим центром технического обслуживания, предоставляющим полный спектр услуг в рамках концепции «One Stop Shop». Генеральный директор Avia Solutions Group Линас Довиденас в опубликованной Aviation EXplorer статье даёт оценку российскому авиационному рынку - как одному из самых перспективных в мире.
Примерно в тот же период компания FL Technics начала переговоры по организации стока запчастей в России. Были даже планы по организации линейной станции технического обслуживания во «Внуково» и сток запчастей на ВАРЗ-400. Однако переговоры не увенчались успехом, и технический оператор предпочел переключиться на тендер «Домодедово». Причем, появление в списке претендентов давнего партнера FL Technics компании Kellstrom скорее всего тоже не случайно. Вполне возможно, говорит источник в отрасли, Avia Solutions не хватило ресурсов для приобретения такого крупного актива и потребовалось привлечение сильного партнера, который, скорее всего, будет создавать в «Домодедово» (в случае успеха сделки) сток запчастей.
«Такой прием, - говорит главный редактор Avia.ru Роман Гусаров, - нередко практикуется на наших приватизационных аукционах. Одно лицо выставляет две аффилированные с ним (для соблюдения «законности» аукциона) компании. Кто бы ни победил, актив достаётся ему. Полагаю, в данном случае, это необходимо для других целей. Фактически в тендере участвуют партнеры, возможно имеющие взаимные договоренности о совместном развитии бизнеса».
По неподтверждённым данным, в конкурсе участвует и некая российская структура. Косвенно эту информацию подтвердил источник близкий к процессу. Однако сообщить название компании отказался.
Сделка должна быть завершена до конца текщего года и, скорее всего, на российский рынок вот-вот выйдет крупнейший технический оператор Kellstrom. Вероятно, что к этому его подвиг ряд причин: снятие таможенных ограничений на ввоз запчастей для ряда типов самолетов, рост рынка и нынешние и анонсированные контракты на приобретение Boeing и Airbus российскими перевозчиками, а также крупный контракт Ростехнологий на закупку 50 Боингов (плюс опцион – 35). Не исключено, что сегодня мы говорим о, своего рода, тенденции. Например, ВАРЗ-400 уже упомянутый нами, в ближайшее время планирует наладить сотрудничество с другим крупнейшим оператором из Швейцарии SR Technics по обслуживанию иностранной техники и созданию стока запчастей.