Понятно, что на показатели и состояние отечественного промышленного производства в минувшем году во многом повлиял экономический кризис, но все же, как считает ряд экспертов, есть и другие, не менее важные факторы, «тормозящие» инновационный поезд российской экономики и, особенно, локомотив её «реального» сектора. В сложившихся условиях нужны «не просто лозунги и постановка целей, пусть и стратегических», - полагают аналитики, эксперты от промышленности, представители Госдумы и Торгово-промышленной палаты РФ, рассказывая о необходимости пересмотра экономической политики России в рамках IV Национального Конгресса «Приоритеты развития экономики. Модернизация и технологическое развитие экономики России», - «сегодня необходим конкретный план по отраслям, с обозначением задач и сроков их выполнения, расстановкой приоритетов, контролем финансовых потоков и назначением ответственных лиц за каждый непосредственный участок такой работы».
Как отметил в своем выступлении «Некоторые проблемы инновационного развития России» Президент ТПП РФ Евгений Максимович Примаков, в посткризисный период у России должна быть новая экономическая модель, контуры которой следует обозначить уже сейчас. Что же мешает этому? Прежде всего, считает Президент ТПП, - инерционное мышление некоторых влиятельных сил, уповающих на то, что основные импортеры нефти постепенно выходят из рецессии, да и цены на нефть установились на достаточно высоком уровне. В итоге, возникают предложения, которые можно суммировать как создание условий для экономической активности с целью обеспечения социальной стабильности в государстве. «Под таким лозунгом главным образом идут все предложения, которые сейчас осуществляются в экономике», - подчеркнул Евгений Примаков, - «Эти две сами по себе благие цели: повышение экономической активности и социальный рост (создание социальной стабильности) лежали в основе докризисной экономической политики России. Их обеспечение требует продолжения курса на преимущественную поддержку крупных сырьевых монополий. Сегодня проявляется еще одна характеристика того курса, к которому тяготеет, например, Минфин. Это покрытие бюджетного дефицита, порожденного кризисом, за счет внешних заимствований на ближайшие годы вперед».
Такая линия, по мнению Главы ТПП и ряда экспертов, не ведет и не приведет к радикальным преобразованиям в российской экономике, которые, как показывает практика, сегодня жизненно необходимы. Возврат к задачам и целям докризисной экономической политики только подтолкнет нашу страну к превращению в сырьевой придаток мировых держав, быстро развивающихся на основе научно-технического прогресса. Последствия этого для России неприемлемы как в экономическом, так и в политическом плане.
Иными словами, в новых условиях, сложившихся в связи с мировым кризисом и его последствиями, курс на возрождение экономической активности в стране, без учета ее качественной составляющей, абсолютно неприемлем. Тем более, что из кризиса большинство стран выходят и выйдут уже на новый технологический уровень. Не случайно в США, например, сейчас увеличивают бюджетные ассигнования на науку. Только на текущий год – на 3,2%. В России этого, к сожалению, не наблюдается. Напротив, как отметил в своем выступлении: «Основные механизмы к разработке научно-технического прогноза и долгосрочной инновационной стратегии» Первый заместитель Генерального секретаря и Ответственный секретарь Комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества Сергей Глазьев, вплоть до недавнего времени наше государство с точки зрения финансирования своего научного потенциала и соответствующих программ находилось почти на уровне развивающихся стран.
«В деле модернизации и технологического развития России сложилась, прямо скажем, экстраординарная ситуация. Давайте на это не закрывать глаза», - подчеркнул Евгений Примаков. Не надо быть экспертом или, как говорят, «семи пядей во лбу», чтобы оценить реальное положение, в котором оказалась отечественная экономика и, в частности, промышленность. По статистике, на долю нашей страны сегодня приходится чуть более 0,5% мирового экспорта воздушных и космических аппаратов. Менее 0,1% фармацевтических продуктов. 0,01% продуктов биотехнологической промышленности. 0,02% электронно-вычислительной и офисной техники. 0,1% телекоммуникационного оборудования. А ведь многие из этих направлений, были выделены Президентом России Д. А. Медведевым для прорыва. «Вот с какой отметки мы должны начинать этот прорыв», - констатировал Евгений Примаков, - «Что следует делать в создавшихся условиях, когда на словах все согласны с необходимостью активности в переводе экономики на инновационные рельсы, но на деле мы к этому фактически еще не приступили?».
"В этой связи ТПП РФ разработан ряд конкретных предложений:
Первое. Необходимо ускорить разработку и принять Федеральный закон об инновационной системе России. Это должен быть комплексный документ, определяющий цели инновационной политики государства и характер тех преференций государственной поддержки, которая будет оказана инновационным предприятиям. «В проекте закона важно предусмотреть участие Российской академии наук (РАН) в развитии инновационной системы, поскольку РАН исторически является системообразующим элементом российского сектора исследований и разработок. Это то, что касается государственного участия в продвижении страны в инновационном направлении», - пояснил Евгений Примаков. Наряду с этим ТПП предлагает разработать и принять Федеральный закон прямого действия, который бы обязывал все без исключения компании направлять определенный процент от своих доходов (именно доходов, а не чистой прибыли) в общенациональный фонд модернизации технологического развития страны. Причем сумма отчислений в фонд уменьшалась бы на тот объем средств, который компания тратит на решение своих собственных инновационных проблем, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Во-вторых, параллельно законодательным установлениям, целесообразно ввести дополнительные меры стимулирования инновационной деятельности бизнеса. Среди них: субсидирование процентных ставок на приобретение новых технологий, патентов, лицензий и современного оборудования. «Причем особый упор следует сделать на поощрение приобретения предприятиями новых технологий», - считает Президент ТПП РФ, - «На сегодняшний день 70% российских предприятий почти всех отраслей предпочитают лишь закупку машин и оборудования, и только 8% заинтересованы в закупке лицензий и патентов. Их нужно поощрять в первую очередь. В частности, надо ввести такой порядок, когда выплата премиальных и бонусов менеджерскому составу осуществляются только по конечным результатам реализации инновационных бизнес-планов и программ. Надо вводить такие положения».
Разумеется, господдержка должна предусматривать и налоговые льготы. Во всем мире одним из наиболее эффективных механизмов стимулирования инновационных предприятий, особенно малых, считается снижение налогов, предоставление налоговых каникул, инновационные налоговые кредиты. «В условиях кризиса такие решения принимать сложно. Это понятно. Но они необходимы, и надо на это идти. Об этом говорится уже давно, однако от слов к делу так и не перешли» - подчеркнул Евгений Примаков. Что касается конкретных шагов в продвижении этих вопросов, ТПП России направила в различные федеральные министерства комплект предложений по налоговому стимулированию инновационной деятельности, включая предложения о введении специального налогового режима для малых инновационных предприятий. «Необходимо также, на наш взгляд, освободить вновь создаваемые малые инновационные предприятия в первые два года деятельности от уплаты налога на прибыль. Российская действительность требует, чтобы были предусмотрены меры по усилению государственно-общественного контроля за целевым характером и эффективностью преференций, предназначенных для компаний, занимающихся инновационной деятельностью», - отметил Глава ТПП.
В-третьих, неумение превращать интеллектуальный потенциал в активы, лицензии, права интеллектуальной собственности, бренды приобрело в России характер одной из основных проблем инновационной сферы. К тому, чтобы активно заняться этими вопросами, считает Евгений Примаков, подталкивает и принятый закон, разрешающий ВУЗам создавать коммерческие структуры. Он может стать серьезным импульсом к развитию венчурного предпринимательства в России, но для этого следует еще разработать целую систему нормативных актов, без которых действие закона будет сильно ограничено, если вообще возможно. Например, необходимо определить вознаграждение тех авторов изобретений, которые включают свой интеллектуальный потенциал в создаваемую компанию. Этого пока нет, отмечают в ТПП, и напротив, в нашей стране сложилась такая практика, когда в государственных учреждениях изобретатели часто не получают ничего, несмотря на то, что на их изобретениях нередко базируется вся система, производимая в той или иной компании.
И четвертое. Новые нетрадиционные идеи нужны и для кадрового обеспечения модернизации технологического развития страны. «Имеет смысл подумать над тем, чтобы в каждом федеральном округе было создано не менее 3-5 образовательных кластеров, основу которых составят Высшие учебные заведения, получившие статус национальных исследовательских университетов. В состав этих кластеров должны войти также отраслевые ВУЗы, средне-специальные, профессионально-технические и наиболее успешные общеобразовательные учебные заведения», - резюмировал Президент ТПП. Такой подход позволит повысить качество подготовки всех категорий кадров, одновременно устранить диспропорцию между реальной потребностью в тех или иных специалистах и системой их подготовки, и, возможно, поможет нивелировать ряд негативных моментов, вызванных в России переходом к ЕГ".