Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Особое мнение

Так ли много заработает «Аэрофлот» репетиторством?

19 января 2010 года / Юлия Кожухова / Aviation EXplorer
 

В декабре 2009 года в газете «РБК daily» была напечатана бравурная статья о том, как российская авиакомпания «Аэрофлот» (AFL) сможет заработать миллионы долларов, создав совместное предприятие (далее СП) с канадской компанией САЕ, и решит проблему подготовки летного персонала, в основном, для семейства самолетов Airbus 320.

В декабре 2009 года в газете «РБК daily» была напечатана бравурная статья о том, как российская авиакомпания «Аэрофлот» (AFL) сможет заработать миллионы долларов, создав совместное предприятие (далее СП) с канадской компанией САЕ, и решит проблему подготовки летного персонала, в основном, для семейства самолетов Airbus 320.
 
Качественная подготовка пилотов – это важнейшая задача, стоящая перед каждой авиакомпанией, которую «Аэрофлот» постоянно решает на самом высоком уровне. Особенно в последнее десятилетие, создав, по оценкам многих специалистов, в том числе и специалистов крупных зарубежных авиакомпаний, а так же компаний-разработчиков и производителей воздушных судов и тренажерной техники, Центр подготовки AFL– лучший в пределах бывшего СССР и один из лучших в Европе.
 
Однако, из бесед со многими специалистами, среди которых есть так же «источники, близкие к руководству авиакомпании» - становится ясно, что решение о создании такого СП - неоднозначно.
 
Итак, по порядку (по ходу статьи в РБК Daily).
 
1-я позиция. СП предполагает следующее деление капитала:
- «Аэрофлот» - 51% акций и платит свою долю в размере 522,3млн.руб. (~17,5млн.долл.США)
- САЕ – 49% акций, предоставит три авиатренажера и окажет содействие в продвижении услуг.
 
По оценкам экономистов настоящая коммерческая цена существующего центра не менее 100 млн.долл., но никак не 17,5млн. Так, недавно приобретенный в собственность «Аэрофлотом» только один симулятор самолета А320 обошелся компании в сумму порядка 14 млн. долл. США. А всего в «Аэрофлоте» в настоящее время более 10 симуляторов различных типов и крупнейший в Европе учебный комплекс аварийно-спасательной подготовки. И еще надо помнить и о коммерческой стоимости зданий, сооружений, земельных участков, на которых расположен учебный центр.
 
Стоимость же симуляторов, которые планирует поставить САЕ, причем если они новые, составит ~36-38 млн. долл. США. Однако, поставка новых симуляторов уже расписана наперед и может быть осуществлена от момента их заказа не ранее, чем через год. Значит, создаваемое СП минимум год будет работать только на существующей базе «Аэрофлота».
Потом, кто сказал, что САЕ поставит новые симуляторы? Вернее всего, это могут быть вторичные (старые) симуляторы, а это уже даже не 36-38 млн.долл. США и никак не 49% акций.
 
Те 4 млн. долл., которые готовы предоставить «Аэрофлоту» в рамках спонсорской помощи по созданию этого СП компании Airbus и EAPS не есть «манна небесная» и она не может помочь дотянуть иностранным компаниям до 49% акций.
 
В «Аэрофлоте» в 2008г. был случай, по рассказам летчиков, когда тот же Airbus хотел «подарить» компании за 1млн. долл. США симулятор первоначального обучения на самолете А320, у которого, технические специалисты ужаснутся, в качестве резервного источника выработки электрического питания, используется вращающееся массивное колесо диаметром 2м. Это даже не старый симулятор, а его предтече. «Аэрофлот» вовремя отказался от этой затеи и приобрел новый современный симулятор первоначальной подготовки пилотов и гораздо дешевле.
А как учесть, помимо всего прочего, настоящую коммерческую стоимость обученных компанией сертифицированных инструкторов и технических специалистов, имеющих опыт эксплуатации импортных симуляторов больше 10 лет, начиная с симулятора самолета А310.
 
Получается так, что «Аэрофлот» «снеся золотое яичко», на которое многие положили глаз, может сам отдать этот центр, получив взамен старые симуляторы и, при этом, будет делиться возможной прибылью с кем-то. 2 года назад немецкая компания «Люфтганза» предлагала создать аналогичное СП, но тогда руководство «Аэрофлота» приняло решение о дальнейшем самостоятельном развитии своей учебной базы.
 
2-я позиция. В основном, все экономические расчеты основаны на подготовке пилотов самолетов семейства Airbus320. Спрос на услуги подготовки пилотов для данного самолета, как предполагается, будет расти вместе с ростом количества лайнеров: пилотов  - с 671 в 2010г. до 992 в 2015г., самолетов - с 237 в 2010г. до 387 к 2015 г. (по 30 самолетов в год).
 
Но реальные цифры могут оказаться значительно ниже. «Аэрофлот» уже практически получил весь парк самолетов А320. Из-за экономического кризиса в России, да и во всем мире, маловероятно, что в ближайшие время найдется большое количество компании, способных приобретать эти 30 самолетов в год. Из-за кризиса, даже такая мощная компания как «Аэрофлот», значительно сдвигает сроки приобретения других типов самолетов компаний Airbus и Boeing. Поэтому на такой рост количества пилотов за 5 лет надо рассчитывать с осторожностью.
 
Рынок спроса на подготовку пилотов для самолетов А320 в мире есть, и компания САЕ принимает в СП на себя обязательства по продвижению этих услуг на рынках РФ, СНГ и Европы. Однако, это один из самых сложных вопросов – привлечение клиентов. Компании выбирают учебные центры, где им лучше, и, самое главное, дешевле.
 
Печальный пример сложности привлечения клиентов – участь единственного в своем роде уникального симулятора самолета Ту-154М, сертифицированного государственными органами гражданской авиации РФ по уровню «С» и эксплуатируемого в учебном
центре «Аэрофлота». По сведениям одного из представителей госслужбы ГА РФ, даже подготовленное в 2009 г. и разосланное в целях реализации «Государственной программы обеспечения безопасности полетов ВС ГА» от 2008г. письмо руководителям МТУ ВТ
об использовании этого симулятора, а так же акция самого «Аэрофлота» с предложениями авиакомпаниям по снижению цены за тренировки на нем, не способствовали дополнительному привлечению авиакомпаний в учебный центр «Аэрофлота».
 
Реальная ситуация следующая. С момента ввода в эксплуатацию в «Аэрофлоте» симулятора А320 (начало 2004г.) и появления такого же симулятора в учебном центре компании «S7» количество российских авиакомпаний, проходивших подготовку в учебном центре, снижается. Из стран СНГ было всего 3 авиакомпании, и те ушли. И здесь вопрос не только в отсутствии свободного тренажерного времени, а также вопрос в цене; в отсутствии дополнительных услуг, например, доставка пилотов из других аэропортов города Москвы в Шереметьево; отсутствие гостиницы, а для некоторых граждан СНГ – проблемы с отдельными недобросовестными сотрудниками МВД.
 
Неоднозначен вопрос и с европейским рынком. Однажды, компания САЕ уже направляла в центр «Аэрофлота» на тренировку пилотов одной из европейских авиакомпаний. Отсутствие дополнительных услуг, а также проблемы на таможне РФ и др. надолго, вплоть до настоящего момента, отбило у них желание тренироваться в России. Надо полагать, что эта информация дошла и до других европейских авиакомпаний. Тем более, в Европе есть свои учебные центры. Реально придется бороться за рынок РФ и частично
СНГ, где самолетов А320 не так уж и много.
 
Отсюда возникает вторая сторона вопроса – рынок предложений.
В секторе услуг по самолету А320 в настоящее время сложилась следующая ситуация.
 
В России имеется:
•       «Аэрофлот» – 2 симулятора А-320;
•     Учебный центр компании «S7» – 1 симулятор, до июля с.г. планируется установка второго;
•       «Внуково» – планируется установка одного симулятора в 2010г.
 
За рубежом:
•       В Западной Европе – несколько центров;
•       Чехия – 1 симулятор, работает на Восточную Европу, часть СНГ и даже Россию;
•    Турция – 1 симулятор, так же работает на часть СНГ (Средняя Азия, Кавказ Украина).
 
Одновременно Россия приняла Федеральную программу по развитию тренажерного обучения и планирует выделить более 3 млрд.руб. на создание собственной и закупку зарубежной современной тренажерной техники. В ближайшие годы возможно появление в учебных центрах России новых симуляторов А320, в частности, в Санкт-Петербурге, Ульяновске, Екатеринбурге и т.д.
 
Из данного анализа рынка предложений видно, что у планируемого СП уже есть и будет большое количество конкурентов в секторе самолетов А320. В проекте СП планируется обучать от 1869 в 2010г. до 2134 уже с 2012г. пилотов любых компаний, выпускников летных училищ ГА и на других типах симуляторов. Здесь возникает следующий вопрос. Рынок услуг в подготовке пилотов состоит в основном из двух коммерческих сегментов: подготовка и переподготовка существующих пилотов, а так же подготовка и переподготовка выпускников летных училищ ГА. Это будут пилоты не только самолетов А320, но и других самолетов, среди которых в России и СНГ самые массовые так же Боинг737, Боинг767. А с самолетами А330, А350, Боинг787, поставка симуляторов которых может быть осуществлена САЕ – не все однозначно. Количество этих самолетов в России и СНГ будет увеличиваться не скоро.
 
Вместе с тем, на общем рынке подготовки пилотов уже появляются новые типы самолетов отечественного производства, в том числе самолеты «Сухой СуперДжет 100», Ан-148 и, учитывая позицию государства в данном вопросе, другие типы отечественных самолетов, что будет сужать нишу зарубежных типов симуляторов. Сможет ли САЕ поставить симуляторы для отечественных самолетов, т.к. создаваемый высокоэффективный центр должен рассматривать многие варианты подготовки, в т.ч. и по самолетам, не находящимся в эксплуатации Аэрофлота в настоящее время?
 
Отсюда можно сделать вывод – не все 2134 пилота или выпускника училищ ГА придут в СП, ориентируемого на подготовку только лишь для зарубежных типов самолетов.
 
Еще один немаловажный вопрос. Для реализации этой программы и ее расширения необходимо наличие достаточного количества высококвалифицированного инструкторского состава. Т.к. целевая производительность инструкторского состава, по данным летной службы авиакомпании, в идеале должна быть 1 инструктор на 15 пилотов, то на 2134 пилота в СП должно быть не менее 142 инструкторов. Сейчас их в «Аэрофлоте» всего 25 человек, которых в настоящее время не хватает даже для обучения своих пилотов.
 
Надеяться только на «сухой лизинг» не стоит. В других компаниях не лучше. Опять же – потеря прибыли.
 
3 позиция. Финансовая модель СП – очень важная и, если не главная, составляющая. Важный аспект: в проектах расчета программы создания СП некорректно, если не сказать большего, сравнивается существующий бюджет Центра подготовки «Аэрофлота» (при этом не учтены средства, заложенные в других подразделениях авиакомпании на нужды Центра, которые лягут на СП, повышая, тем самым, стоимость обучения в нем) с возможной прибылью СП в 2015г. более чем 42 млн.долл. США. Эта цифра получена простым арифметическим умножением количества пилотов – 2134 чел. на среднюю стоимость подготовки 1 пилота, снижение которой планируется в среднем на 30% от существующей. Как говорят на Руси: «Уже поделили шкуру не убитого медведя!». Отсюда и срок окупаемости программы – менее 4-х лет.
 
1 важный аспект. Сразу, как минимум, 2 момента:
•       из всего предыдущего анализа следует – не все 2134 пилота окажутся в создаваемом СП;
•       каким образом планируется снижение стоимости подготовки на 30%? Если бы это было так просто, то и другие учебные центры могли бы сделать такое снижение. Но надо учитывать инфляцию, кризис и т.д. Снижение себестоимости сейчас возможно только за счет использования устаревшей тренажерной базы, которую может поставить САЕ и, как сейчас это делается, без глубокого анализа ситуации и учета перспектив развития, а также за счет сокращения обслуживающего персонала и без увеличения их заработной платы. Все другое будет только расти: оплата коммунальный услуг, электроэнергии, связи, таможенных услуг (ох! Как же любят СП наши таможенники!) и т.д.
 
2 важный аспект: в расчетах никак не рассматриваются будущие затраты самого «Аэрофлота» за услуги создаваемого СП. Сейчас в компании при подготовке тех же пилотов для самолетов А320 имеется весь замкнутый цикл обучения, от симулятора первоначальной подготовки до бассейна, включая 2 симулятора самолета А-320, один из которых собственный. При этом, «Аэрофлот» напрямую платит только за использование лизингового симулятора менее 300 долл./час. Нигде такой цены нет. Будет ли эта цена оставаться для компании, когда появится СП, не ясно, т.к. существующий лизинговый договор касается только «Аэрофлота»? За всю остальную тренажерную подготовку, включая подготовку бортпроводников и аварийно-спасательную подготовку, компания не платит. При этом «Аэрофлот» получает еще и прибыль за использование оставшегося времени сторонними авиакомпаниями.
 
По «скромным» подсчетам экономистов, учитывая весь часовой объем необходимой только тренажерной подготовки с учетом бортпроводников, «Аэрофлот» будет платить СП за использование своей же базы, от 4 млн. долл. США в год. И это без учета стоимости программ переучивания необходимых для «Аэрофлота» пилотов, средняя цена подготовки которых планируется в СП в размере 25 тыс. долл. США, хотя, эта цифра будет явно больше.
 
Все это так же снижает размер чистой прибыли для «Аэрофлота» и увеличивает срок окупаемости программы.
 
3 важный аспект: бюджет учебного центра «Аэрофлота» на 2010г. значительно сокращен, где-то объективно. Но, когда сокращаются расходы на текущий ремонт, содержание, обслуживание и приобретение новой техники, в том числе и дорогостоящего тренажерного оборудования – это пагубная позиция. Все эти расходы лягут на СП, так же увеличивая цену за обучение в нем.
 
4 важный аспект: весь проект называется «Летная школа», но ничего о ней конкретно не говорится и никаких расчетов по ней в проекте не приведено. А если в расчеты по СП включить расходы на организацию «Летной школы» (создание одной инфраструктуры чего стоит), то все эти благостные расчеты по проекту станут нереальными, хотя они и так притянуты за уши.
 
4 позиция. По модели подготовки специалистов в СП.
В расчетах не учитываются другие виды подготовки, без которых не возможно обойтись: это подготовка бортпроводников, аварийно-спасательная подготовка пилотов и бортпроводников компании, и, что немаловажно для России, их языковая подготовка.
 
С подготовкой пилотов и бортпроводников для самолетов «Супер Джет 100» ситуация абсолютно непонятна. В создаваемом СП установка летного симулятора для данного самолета вообще не предусмотрена, т.к. симулятор изготавливается другим производителем. Но это государственная программа – освоение самолета «Супер Джет-100», – и «Аэрофлот» обязан обеспечить качественную подготовку пилотов и бортпроводников. Причем, получив бесплатно по условиям контракта с фирмой «Сухой» летный симулятор и приобретя только лишь тренажер дверей самолета. В «Аэрофлоте» будет создан полный, замкнутый цикл качественной подготовки пилотов и бортпроводников, включая аварийно-спасательную подготовку для данного типа самолетов. В создаваемом СП этого не предусмотрено.
 
Точно такая же неясная ситуация и с подготовкой пилотов и бортпроводников самолета Ил96-300, а это – самолет Президента РФ. Этот тип ВС находится так же в эксплуатации в авиакомпаниях «Домодедовские авиалинии», ГТК «Россия», кубинской авиакомпании «Кубана». И только учебный центр «Аэрофлота» – единственный, который уже имеет весь
замкнутый цикл подготовки пилотов и бортпроводников для данного самолета. Вопрос: что «Аэрофлоту» придется создавать свой маленький «центрик» или направлять на обучение специалистов по этим типам самолетов в другие учебные центры?
 
5 позиция. Т.к. создаваемое СП будет действовать на территории РФ, то вся его деятельность должна согласовываться с Российскимзаконодательством и другими документами, которые, в частности, устанавливают предельную нормативную численность технического и обслуживающего персонала.
 
С учетом планируемого увеличения в СП количества летных и специализированных симуляторов не допустимо резкое и не просчитанное до конца значительное сокращение существующего персонала. Так как СП будет являться коммерческой структурой, предусматривающей деление прибыли между ее учредителями, то возникает
вопрос, каким образом сертифицировать его по законодательству РФ как учебное заведение?
 
Некоторые выводы:
•     деление акций в СП в отношении 51% к 49% - недопустимо;
•  расчеты по количеству обучаемых пилотов и размеру вероятной прибыли СП без глубокого анализа рынка (спроса и предложений) «не совсем точны», если не сказать больше;
•     встает острый вопрос о нехватке инструкторского состава для подготовки пилотов;
•     не ясно, за счет чего планируется снижение стоимости подготовки пилотов на 30%;
•     некорректно сравнение бюджета учебного центра «Аэрофлота» с вероятной прибылью СП;
•     не учтены другие дополнительные прямые и косвенные затраты, которые лягут на СП, увеличивая, тем самым, стоимость обучения;
•      не учтены вопросы сертификации СП, как учебного заведения РФ;
•   в расчетах не принимаются во внимание затраты самого «Аэрофлота» на услуги создаваемого СП, которые могут оказаться значительными;
•    хотя проект и называется «Летная школа», но никак не учтены расходы на создание самой «летной школы», которые значительны, и сведут на нет всю вероятную прибыль СП;
•    нет ясности с программой подготовки пилотов и бортпроводников для самолетов Ил96-300 и «Супер Джет-100»;
•     не рассмотрены и не просчитаны другие виды подготовки в СП, в том числе языковой, подготовки бортпроводников и аварийно-спасательной подготовки, инженерного состава, диспетчеров, другого наземного состава;
•       возникновение ненужной социальной напряженности из-за сокращения специалистов учебного центра. Хотя само руководство компании считает, что в настоящее время в Аэрофлоте «достигнута оптимальная численность сотрудников». А дальнейшее трудоустройство людей ляжет на плечи государства;
•      такое впечатление, что авиакомпания «Аэрофлот», непонятно ради каких целей, хочет отдать один из лучших в Европе учебных центров в руки иностранной компании, которая не обязательно поставит новые образцы симуляторов, не гарантирует значительного привлечения обучающихся и, при этом, будет делить прибыль почти 50/50.
 
Заключение.
Данный анализ проведен ради двух основных целей:
1. Хотя, как говорят, в верхах уже принято предварительное решение о создании СП, хочется надеяться, что государство, как основной учредитель «Аэрофлота» все же рассмотрит вопрос о целесообразности создания такого СП.
2.   Попытаться убедить новых, энергичных руководителей авиакомпании, увлекающихся иногда различными финансовыми схемами, без наличия, пока, глубокого понимания специфики подготовки специалистов в РФ из-за недостатка на это времени, произвести перерасчеты по программе создания СП с учетом всех тех позиций, которые изложены в данном материале.
 
Может оказаться так, что привлечение заемных средств для закупки симуляторов для «Аэрофлота» на конкурсной основе, а так же – дальнейшая оптимизация учебного центра, с учетом мнений его специалистов, непосредственно занятых в производстве, и большая самостоятельность существующего учебного центра в установлении стоимости за обучение, как это делается в учебном центре компании «S7», даст больший экономический эффект для «Аэрофлота».
 
А проект по созданию «летной школы» это очень необходимый, очень важный и очень сложный проект, но, наверное – это отдельная, самостоятельная программа.

Юлия Кожухова



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации
Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год



AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»
Евгений Жуков
Почему западный бизнес против санкций в отношении русского титана
Юрий Слюсарь
«Стране нужны самолеты»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer