Интервью с генеральным директором авиакомпании "Полет" Анатолием Карповым
- Да, понравился. Как мы знаем, специальные самолеты для деловой авиации, перевозок пассажиров ВИП, в нашей стране никогда не выпускались. К сожалению, не выпускаются и сейчас. Поэтому сам факт того, что такой известный разработчик, как АНТК им. О.К. Антонова, вместе с лизинговой компанией "Ильюшин Финанс" и рядом других фирм, вышел с предложением по деловому варианту самолета Ан-148. Это первый шаг и, как мне представляется, шаг довольно удачный. Мы, в авиакомпании "Полет", этот рынок знаем довольно неплохо, поскольку в нашем парке есть самолеты деловой авиации, мы занимаемся ВИП перевозками. Считаем, что этот самолет имеет хорошие перспективы.
- Как известно, "Полет" разместил заказ на десять Ан-148-100В в пассажирском варианте. А может ли в Вашем парке найти место деловой вариант этого самолета, "Антонов Бизнес Джет"?
- Не исключаю такой возможности, что мы закажем самолеты с салоном в такой вот компоновке для ВИП пассажиров.
- Прямо с таким салоном, какой представлен на стенде "Русавиаинтер" Алексея Упорова, в стиле Decco?
- Ну, стиль - это пожелание заказчика. Вообще, заказать интерьер, который полностью выполнен под требования конкретного заказчика, сегодня не проблема. Главное - чтобы самолет был надежный, имел хорошие характеристики - дальность, скорость, высоту полета. Чтобы он отличался просторным салоном, отвечал всем современным требованиям в части навигации, радиосвязного оборудования, экологии и так далее. Вообще говоря, ВИП заказчики - совершенно другая категория, в сравнении с пассажирами, что летают регулярными рейсами. Они более требовательны, капризны, много чего хотят. Как Аркадий Райкин говорил, "белый верх - черный низ, черный верх - белый низ", - и так хотят, и эдак, и все это авиакомпания, которая предоставляет услуги на рынке деловой авиации, должна обеспечить.
- Анатолий Степанович, на МАКС-2009 представлен самолет Ил-96-400Т в раскраске Вашей авиакомпании. От какой фирмы-участника выставки выставляется данный экспонат?
- Самолет Ил-96-400Т выставляется авиакомпанией "Полет".
- Какую цель Вы преследуете, участвуя в выставке с такого рода натурным экспонатом?
- Цель - продвижение этого самолета на рынок регулярных грузовых перевозок.
- Сколько самолетов Ил-96-400Т находятся сейчас в парке Вашей авиакомпании?
- Три самолета мы уже получили. И хотим получить еще три в следующем году.
- Когда будет выполнена первая перевозка коммерческого груза на Ил-96-400Т?
- Планируем на середину сентября.
Интервью с генеральным директором ОАО «Ильюшин Финанс Ко» Александром Рубцовым
В первый день МАКСа Внешэкономбанк и ОАО «Ильюшин Финанс Ко» подписали соглашение о финансирования поставок 70 воздушных судов. Насколько важен очередной этап сотрудничества, каков уже сейчас портфель заказов, какие проекты наиболее интересны и революционны?
- Александр Иванович, расскажите пожалуйста о соглашении с ВЭБом. Было сказано, что банк согласен финансировать 70 самолетов. Какова стоимость проекта, и какой срок кредитования обсуждался?
- 45 самолетов для авиакомпании «Атлант-Союз», 3 - для «Полета», 6 - для ГТК «Россия». Стоимость проекта – $2 млрд. с лишним. Обсуждался срок – 10 лет. Кстати, 18 августа на МАКСе прошло важное совещание с участием председателя правительства Владимира Путина, где обсуждался проект поддержки авиапрому. Я думаю, что мы скоро узнаем о результатах этого совещания.
- Каков объем портфеля заказов у ИФК?
- По самолетам Ан-148 примерно 80 машин, из них твердых заказов – половина. По Ту-204СМ - 25 машин. Я думаю, что в ближайшее время большая часть из них также станет твердыми заказами. По Ту-204 есть заказчики – и российские и зарубежные – арабские, с которыми мы начали переговоры на МАКСе. По Ил-96-400 заказов меньше, помимо «Полета», еще штук шесть в работе. Мы ведем переговоры с авиакомпанией «Авиастар Ту», о грузовых машинах, которые, изначально предназначались для «Волги-Днепр». (ред. На авиасалоне был заключен твердый договор с «Авиастар-Ту», которая получит в финансовый лизинг через «ИФК» два грузовых самолета Ту-204С (Cargo) до конца 2009 года).
- Расскажите о тендере по поставкам гражданских самолетов в Непал. С какими результатами может завершиться этот тендер?
- Насколько я знаю, пока нет окончательного решения. Мы заявлялись по двум типам воздушных судов - по узкофюзеляжным и широкофюзеляжным, по одному типу они предпочли Airbus. По второму пока решения нет. Воюем.
- Возможны ли какие-то соглашения с Кубой?
- В этом году мы пока ни на что не рассчитываем. Кризис очень серьезно ударил по экономике многих стран, в том числе и Кубы. Поэтому все новые сделки отодвинуты на 2011 год.
- Ранее сообщалось, что ИФК собиралась заняться продвижением на российский рынок бизнес-джетов, в частности, самолетов Cessna Caravan.
- Такие разговоры велись до кризиса, сейчас ситуация в стране немного изменилась, в том числе и на финансовом рынке. Эта тема пока отложена в сторону, и я думаю, что в ближайшие год-два мы ее всерьез рассматривать не будем.
- Если сравнивать объемы заказов российских и западных производителей, насколько они изменились по сравнению с прошлым годом?
- С одной стороны у них отказов больше, но и заказов больше. А у нас отказов меньше, но и заказов тоже меньше. Поэтому страдаем все пропорционально одинаково. Кризис серьезный, он сказывается везде – и на объемах перевозок и на финансировании, поэтому соглашение с Внешэкономбанком для нас очень важно.
- Когда на ваш взгляд может начаться стабилизация в отрасли?
- Если грузоперевозки начнут стабилизироваться или расти, это и будет первый индикатор начала восстановления мировой экономики. То есть возникновение спроса на грузовые и пассажирские перевозки приведет к восстановлению систем дистрибуции, передвижения товаров и услуг Прогноз такой – видимо к осени ситуация по грузоперевозкам начнет налаживаться. Но ответа на вопрос, когда же полностью восстановится мировая экономика, не знает никто. Многое зависит не только от США, но и от поведения Китая, Индии, Европы, России, Бразилии.
- Какие проекты вам интересны?
- В будущем году начнутся продажи МС-21, и мы, естественно, подключимся к этой работе. Но продажи начнутся только после того, как будет заморожена конструкция самолета. Напомню, что ИФК начал работать с этим самолетом, даже когда он еще не имел названия. Мы помогали Олегу Демченко в исследовании рынка, давали свои рекомендации по диаметру фюзеляжа, требованиям к интерьеру, дальности, скорости, расходу топлива, - всему тому, что формирует облик самолета. Естественно, мы опирались на мнения авиакомпаний, на мнение заказчиков. И это один из первых самолетов, где используются современнейшие технологии, (помимо Ан-148 и SSJ100).
МС-21 это смесь прогрессивности, технологических инноваций и разумности. И поверьте, МС-21 продавать будет легче, чем все остальное. Но сейчас много вопросов не закрыто по конструкции этого самолета: каким будет двигатель, авионика, шасси, кто будет партнером по композитному крылу. Когда почувствуем что проект созрел, будет понятно, какая рыночная потенция у этого самолета. Нам кажется, что очень большая, особенно если он будет запущен на рынок уже в следующем году.