Сегодня, когда мир захлестывают волны политической и экономической нестабильности всем становится очевидно, что без самодостаточной научно-технической, технологической и производственной базы Россия не только не сможет претендовать на мировое первенство, но и защищать свои сухопутные, морские и воздушные кордоны. Последние в условиях обостряющейся конкуренции на рынке вооружений и стремительного развития авиационных технологий становятся особенно уязвимыми. Эта проблема требует адекватных действий со стороны руководителей ОПК, предприятий, разрабатывающих и производящих авиационную технику военного назначения.
Для России задача повышения обороноспособности - это еще и вопрос воссоздания того потенциала, который в 90-е годы был почти полностью потерян. Из авиационной науки и производства «благодаря» многочисленным попыткам реформирования были вымыты лучшие кадры, с ними в небытие ушли уникальные технологии и заделы, позволяющие поставить на поток производство перспективных технических средств. Износ основных фондов и недофинансирование научно-поисковых и опытно-конструкторских работ также сказались на состоянии дел как в профильных научных школах, так и на производственных площадках, бывших когда-то визитными карточками авиационной промышленности.
Выжить и встать на ноги удалось лишь тем предприятиям, чьи руководители вовремя сориентировались, приспособили производство к реалиям времени, действовали гибко и оперативно. Отрадно, что в число таких уникальных и сложнейших производств – во многом благодаря опыту руководителя - вошла ростовская вертолетостроительная компания «Роствертол», отметившая 2 июля свой 70-летний юбилей. Генеральному директору Борису Николаевичу Слюсарю, отдавшему родному предприятию 45 лет (из них 9 в должности руководителя) было очевидно, что без хорошего боевого вертолета, способного осуществлять стратегические задачи, равно как и без хорошего многоцелевого истребителя нового поколения, Россия не может считаться самостоятельной и суверенной. Он сумел консолидировать и приумножить кадровый и производственный потенциал таким образом, что сегодня ОАО «Роствертол» по праву считается лидером отрасли. Рука хозяина на предприятии чувствуется везде. Каждый квадратный метр ростовского вертолетостроительного комплекса свидетельствует о высочайшей культуре производства, о бережном отношении к технике его работников. Трудно представить, но в условиях загруженности заказами на заводе удается поддерживать порядок: проходную административного корпуса трудно отличить от цеха окончательной сборки по чистоте и ухоженности. Безусловно, такое отношение ростовчан к самим себе зеркально отражается на уважительном стиле отношения к традиционным партнерам и кооперантам. На предприятии чтят традиции, поэтому ни при каких обстоятельствах не пересматривают устоявшиеся прочные связи с коллегами, понимая, что стабильность поставок, как мелких агрегатов и узлов, так и силовых установок, является залогом процветания и развития. Тем более что круги кооперации, созданные ОАО «Роствертол», объединяют лидирующие предприятия в узких областях промышленности и обеспечивают выпуск конкурентоспособной продукции, на которую имеется стабильный спрос на рынке. А это дорогого стоит.
ОАО «Роствертол» сегодня – это три кита российской авиации: вертолеты Ми-28Н, Ми-26Т и Ми-35М. Кроме того, проводятся работы по модернизации вертолетов Ми-2.
Запуск в серийное производство вертолета Ми-28Н состоялся два года назад. На данный момент завершен выпуск установочной партии этих машин, и они переданы Минобороны России. Всему этому предшествовала огромная работа, первым этапом которой было создание опытного образца. Далее следовало изготовление установочной партии, после чего началось серийное производство.
В конце 2008 года госкомиссией были подписаны акты о завершении государственных совместных испытаний (ГСИ), ГСИ - это завершающий этап создания любой новой боевой машины от эскизного проекта до серийного образца, который будет принят на вооружение.
В настоящее время идет полномасштабная работа по серийному производству Ми-28Н в рамках выполнения долгосрочного контракта с Минобороны РФ. В марте 2009 г. очередная партия «Ночных охотников» была передана ОАО «Роствертол» в строевые части ВВС России.
«Ночной охотник» - это боевая машина нового поколения. Ее испытания подтверждают тот факт, что общая эффективность применения Ми-28Н выше, чем у вертолетов, принятых на вооружение ранее. Он призван поддерживать сухопутные войска огневой мощью днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Для этого у него есть все необходимое: высокая скорость полета, боевая живучесть, широкая номенклатура современных средств защиты и поражения. Кроме того, Ми-28Н отличается минимальной заметностью для наземных средств поражения и имеет бронированную кабину экипажа. На Ми-28Н установлен современный комплекс боевого вооружения, обеспечивающий возможность применения авиационных средств поражения при любых погодных условиях. Вооружение вертолета состоит из пушки, управляемого и неуправляемого ракетного вооружения. Живучесть к боевым повреждениям конструкторы обеспечили за счет принципиально нового расположения двигателей, позволяющего винтокрылой машине продолжать выполнение боевой задачи даже при повреждении одного из них.
При создании Ми-28Н применялись новые материалы и конструкции, устойчивые к боевым повреждениям, в том числе: установленные на вертолете лопасти несущего винта из композиционных материалов, выдерживают попадание снарядов калибра 20-30мм; конструкция топливной системы, исключает взрыв или возгорание топлива.
ОАО «Роствертол» продолжает серийный выпуск вертолета Ми-35М. Осуществляется поставка данного вертолета в ряд стран латиноамериканского региона. В марте 2005 года ФГУП «Рособоронэкспорт» был заключен контракт с Боливарианской Республикой Венесуэла на поставку 10 вертолетов Ми-35М. А в ноябре 2008 года в ходе визита президента России Дмитрия Медведева в Латинскую Америку, Бразилия объявила о намерении приобрести 12 ударных вертолетов Ми-35М. Позже бразильское правительство подтвердило свое намерение, подписав контракт о приобретении упомянутых винтокрылых машин. Согласно контракту, первая партия Ми-35М должна поступить в ВВС Бразилии до конца 2009 года.
Ми-35М создавался на базе Ми-24В - прекрасно зарекомендовавшего себя в целом ряде военных конфликтов. Вертолеты данного типа и сейчас производятся на ОАО «Роствертол». Модернизация вертолета проводилась совместно с ОАО «МВЗ им М.Л. Миля», в результате чего Ми-35М получил новую несущую систему с композитными лопастями. Усовершенствованный профиль лопасти улучшает летно-технические характеристики вертолета, а композитные материалы обеспечивают повышенный ресурс и боевую живучесть.
Помимо боевых вертолетов Ми-28Н и Ми-35М, ОАО «Роствертол» широко известен выпуском уникального многоцелевого вертолета Ми-26Т - самого грузоподъемного вертолета в мире. Ми-26Т способен перевозить грузы массой до 20 тонн в грузовой кабине или на внешней подвеске. Многофункциональность винтокрылого гиганта оказалась востребована многими государствами мира, где Ми-26Т тушит пожары, перевозит грузы, выступает в роли миротворца. Многовариантность применения Ми-26Т достигается за счет использования обширного спектра дополнительного съемного оборудования, позволяющего за короткое время трансформировать базовый вертолет в один из вариантов применения: десантный, санитарный, противопожарный, топливозаправочный. Три этапа модернизации вертолета позволят не только уменьшить нагрузки на экипаж за счет автоматизации управления полетом, но также сократить количество членов экипажа до двух человек. Вполне очевидно, что это в свою очередь ведет не только к снижению прямых эксплуатационных расходов, но и к уменьшению затрат на подготовку и переобучение персонала. Новый комплекс оборудования, также позволит автоматизировать решение задач навигации. Бортовой компьютер автоматически отслеживает прохождение предварительно запрограммированного маршрута. А применение современной авионики позволит вертолету-гиганту еще более гармонично вписаться в транспортную систему по доставке крупногабаритных грузов от поставщика к получателю. К 4 кварталу 2009 года запланировано создание опытного образца вертолета. Модернизированный вариант винтокрылого гиганта будет иметь название Ми-26Т2.
В 2009 году вертолеты Ми-26Т, а также три Ми-28Н и шесть Ми-24 принимали участие в параде Победы в Москве. Из 17 винтокрылых машин, пролетевших над Красной площадью в ходе воздушной части парада, 10 были произведены на Ростовском вертолетном заводе, что само по себе достаточно красноречиво говорит о вкладе предприятия в формирование современного вертолетного парка ВВС России.
В день 70-летия завода уникальные машины совершили демонстрационные полеты в небе на Ростовом-на-Дону, поражая своим изяществом, маневренностью, надежностью. Собравшиеся на юбилей гости предприятия, а также простые ростовчане, пришедшие на шоу (вход на испытательный аэродром ОАО «Роствертол» в этот день сделали свободным – Ред.) испытали настоящую гордость за выделывающие порой немыслимые пируэты вертолеты. И за Россию, способную выпускать конкурентоспособную технику - без натяжек - нового поколения.