К тому же, Международный авиакосмический салон в Ле Бурже в этом году прошел не на «ура», в том числе, и для российских экспозиционеров. Нонсенс, но кроме презентации нового регионального лайнера SSJ-100, судя по далеко не торжественным репортажам аккредитованных журналистов, показать нашим авиапроизводителям во Франции, вроде бы, было нечего. Видимо из экономии средств, а, может быть, по иным, неведомым причинам, боевая авиация российского происхождения «в натуральную величину» представлена не была. Только макеты. О вертолетной тематике, вообще, предпочитают не говорить. Как, пардон, о покойнике: раз уж не хорошо, то лучше совсем не надо.
Деньги теперь нужны всем, и это понятно. Экономический кризис пока не преодолен, и, что скрывать, сроки реализации ряда намеченных планов по производству авиатехники сильно сдвинуты вправо. На внеочередном собрании акционеров авиастроительного гиганта ОАК 25 июня 2009 г. единогласно приняты решения об увеличении ее уставного капитала. Напомним, что в настоящее время он составляет 110,28 млрд. рублей, а 91,34% акций находится в собственности государства.
Акционеры одобрили возможность размещения Корпорацией до 140 млрд. обыкновенных именных акций номиналом 1 руб. каждая (объявленные акции).
Увеличение уставного капитала предполагается осуществить путем размещения дополнительных обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО «ОАК» посредством трех дополнительных эмиссий.
Первая - по закрытой подписке в пользу РФ в лице Федерального агентства по управлению госимуществом на 6 млрд. обыкновенных именных бездокументарных акций номиналом 1 руб. каждая. Цена размещения составит 1 руб. 05 коп. с оплатой денежными средствами.
Вторая – на тех же условиях на 66 млрд. ценных бумаг с размещением среди Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению госимуществом и частных акционеров - владельцев акций предприятий. А именно, ОАО: «ОКБ Сухого», «НПК «Иркут», «ТАНТК им. Г.М. Бериева», «ТАВИА», «ОАК - Транспортные самолеты», «АК им. С.В. Ильюшина», «Туполев», «ВАСО», «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол», «Финансовая лизинговая компания», «Ильюшин Финанс Ко.», «ОКБ им. А.С.Яковлева» и ЗАО «Авиастар-СП». За исключением частных акционеров ОАО «Ильюшин Финанс Ко». Оплата их предусмотрена денежными средствами и акциями вышеперечисленных предприятий.
В ходе третьей эмиссии также по закрытой подписке в пользу РФ в лице Федерального агентства по управлению госимуществом и ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» будет размещено до 43 млрд. обыкновенных именных бездокументарных акций номиналом 1 руб. Цена размещения - 1 руб. 05 коп., оплата - денежными средствами.
На какие конкретно проекты ОАК в ближайшее время планируется направить дополнительные финансовые ресурсы, пока не уточняется. Скорее всего, это станет ясно после проведения Международного авиакосмического салона МАКС-2009 в подмосковном Жуковском. Известно, что немалые средства сейчас необходимы для поддержки одной из основных программ Корпорации: организации серийного производства SSJ-100 в Комсомольске-на-Амуре и окончательной «доводки» двигателя для него – российско-французского SAM146 в Рыбинске Ярославской обл.
Сколько, чего и где сегодня потребуется в первую очередь, очевидно, решил максимально подробно выяснить министр промышленности и торговли Виктор Христенко в ходе посещения 23-26 июня ряда крупных предприятий российского авиапрома. Первоначальный план такой «ревизии в шахматном порядке» главы Минпромторга включал рабочие поездки на авиапредприятия Приволжского (Нижний Новгород), Сибирского (Новосибирск и Улан-Удэ) и Дальневосточного (Комсомольск-на-Амуре, Арсеньев) федеральных округов.
В числе приоритетных задач, по информации Минпромторговли, значились: анализ хода реализации приоритетных программ в области самолето- и вертолетостроения («Сухой Суперджет-100», МС-21 и т.д.), действующих мер господдержки, а при необходимости, их корректировка или принятие дополнительных мер. Кроме того, планировалось провести рабочие совещания, посвященные повышению эффективности исполнения гособоронзаказа на авиационную технику и мерам по обеспечению реализации производственной программы выпуска воздушных судов предприятиями «Объединенной авиастроительной корпорации» 2009-2015 гг. В ходе посещения «Улан-Удэнского авиационного завода» (Улан-Удэ) предполагалось обсудить программу развития вертолетостроения на 2009-2015 гг., а также авиационного двигателестроения. В том числе, вопросы создания современных силовых установок для прорывных проектов российского авиапрома: среднемагистрального самолета МС-21 и гражданского высокоскоростного вертолета.
В Дальневосточном федеральном округе Виктор Христенко проинспектировал КнААПО – основную производственную площадку по программе SSJ-100 и созданию самолета для Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА), провел там рабочее совещание.
По итогам мероприятия официально объявлено, что для завершения подготовки серийного производства SSJ-100 «из федерального бюджета будут изысканы 3,6 млрд. руб.». Дополнительно. Кроме того, для обеспечения серийного выпуска двигателя для него (SAM146) производителю (НПО «Сатурн») выделят 5,2 млрд. руб. То есть, можно надеяться, что полоса непростых перемен для этого моторостроительного предприятия подходит к концу. Ведь именно неудовольствие высшего эшелона руководителей отечественного авиапрома ходом реализации программы создания двигателя для SSJ-100, говорят, не так давно привело к изменениям в составе Совета директоров НПО «Сатурн», Председателем которого теперь стал заместитель главы Минпромторга Денис Мантуров.
Серийное производство нового регионального «Суперджета», по словам Виктора Христенко, должно начаться в конце текущего года, и КнААПО к этому полностью готово, для чего на заводе в течение минувшего года «практически полностью развернуто новое оборудование». Что касается «боевой машины» (ПАК ФА), министр промышленности и торговли отметил, что все идет точно в графике по подъему ее на крыло в этом году. «Наша задача, несмотря на трудности кризисного периода, обеспечить реализацию этих проектов», - подчеркнул он. При этом, правда, авиастроителям необходимо снижать издержки, сокращение которых «в первую очередь означает повышение качества организации производства, технологии работ, а, стало быть, и качества конечной продукции». Что касается моторостроения, Виктор Христенко сообщил, что достигнуты определенные договоренности с производителями двигателей, которые будут поставлены в срок к началу серийного производства SSJ-100. В октябре-ноябре для испытательных образцов самолета и далее - серийных моторов для серийных «машин». «Есть понимание про программу 2009-2010гг.», - заявил он, - «В течение месяца должна быть доведена до сквозного контрактного обеспечения деятельность всех комплектаторов, чтобы серийное производство никоим образом не пострадало».
В Арсеньеве Приморского края, Глава Минпромторговли побывал на заводе «Прогресс» выпускающем боевые вертолеты Ка-50 («Черная акула») и Ка-52 («Аллигатор»), где провел совещание по перспективной линейке вертолетов и двигателей к ним. При этом было отмечено, что частичное госфинансирование новых программ через ФЦП развития гражданской авиации «способствует нормализации отношений предприятий с банками и открывает возможности по привлечению софинансирования».
Иными словами, глава Минпромторговли, похоже, занялся авиастроителями всерьез и надолго. 3 июня в рамках 7го заседания Совместной Российско-Египетской комиссии по торговому, экономическому и научно-техническому сотрудничеству Виктор Христенко и его коллега Министр торговли и промышленности Египта Рашид Мухумед Рашид обсудили вопросы участия России в производстве и поставках грузовых самолетов. Речь шла и о замене российских Ил-86, находящихся в эксплуатации в этой стране, более современными лайнерами. В реализации этих программ, по словам главы Минпромторговли РФ, будут задействованы почти все основные заводы отечественного авиапрома.
«Подвижки» в финансировании многих программ, конечно, заметны, но удивляет одно. Состояние авиастроительных заводов – все же традиционная вотчина Объединенной авиастроительной корпорации. Однако ни Председатель Совета директоров ОАК Вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов, ни Президент, Председатель Правления ОАК Алексей Федоров в инспекции самых перспективных по нынешним временам, согласно оценкам экспертов, предприятий отрасли участия не принимали. Возможно, дело в том, что период ее проведения совпал по времени с Международным военно-морским салоном в Санкт-Петербурге, на открытии которого присутствовал Сергей Иванов как Председатель оргкомитета мероприятия. В ходе МВМС-2009 Зампредседателя Правительства авиационную тематику стороной не обошел, посетив вместе с Министром транспорта Игорем Левитиным 26 июня Университет Гражданской авиации (ранее Академия Гражданской авиации), первому выпуску которого в этом году исполнилось 50 лет. Состоялись торжественная церемония награждения ветеранов-выпускников Академии, вручение красных дипломов самым успешным выпускникам 2009г. Гостям из Правительства продемонстрировали в действии тренажеры для обучения авиационных диспетчеров и летные тренажеры для самолетов Як-18, «Airbus-320» и «Boeing-737NG». Специалистами Университета гражданской авиации созданы комплексные тренажеры для обучения диспетчеров «Навигатор», включая программно-аппаратные комплексы визуального изображения. Для подготовки диспетчеров используются современные тренажеры «Эксперт» разработки и производства Санкт-петербургской компании «Нита», поступившие в Университет в минувшем году.
На сегодняшний день, программа создания летных авиатренажеров, особенно комплексных, по мнению специалистов, требует существенного увеличения финансирования. Пока на эту тематику из госбюджета выделяется лишь около 80 млн. руб. в год. При этом только программно-аппаратный комплекс визуального изображения зарубежного производства для одного тренажера стоит более $100 тыс., тогда как в различных учебных центрах ВВС России, армейской авиации и гражданских авиакомпаний требуются сотни комплексных тренажеров с реальными визуальными базами данных аэродромов, изготовленных на основе аэрокосмической съемки. Парк действующего тренажерного оборудования устарел, необходима замена его на более современные образцы. Сегодня же за недостатком средств в большинстве случаев удается проводить только частичную модернизацию. Быть может, посещение представителями Правительства России ведущих учебных заведений, где ежегодно, в том числе по интенсивным программам, проходят подготовку и повышение квалификации специалисты в области аэронавигации и летные составы авиакомпаний поможет привлечь внимание к проблемам авиатренажеростроения в России, переживающего сейчас не лучшие времена?