На этот саммит прибыли около 500 представителей из различных уголков земного шара. Около четверти из них – представители подразделений SITA, остальные – клиенты и партнёры компании.
Представляя результаты обзора, председатель правления SITA и директор British Airways по информационным технологиям Пол Коби (Paul Coby) отметил: «Мы стали свидетелями самого сложного периода для воздушного транспорта. И когда для многих перевозчиков основным становится вопрос выживания, не удивительно, что все IT-инвестиции, кроме самых насущных, отошли на второй план. Те из нас, кто непосредственно связан с управлением аэропортами и авиакомпаниями, понимают абсолютную необходимость подобного шага. И поэтому очевидно, что основным препятствием, мешающим директорам по информационным технологиям реализовывать намеченную стратегию, респонденты считают сокращение инвестиций».
О том, как чувствует себя SITA в сложившейся ситуации и как собирается преодолевать эти трудности мы беседуем с Вице-президентом SITA по странам Центральной и Восточной Европы Ильёй Гутлиным:
- Сегодня, в сложный период для мировой экономики, многие компании разрабатывают новые стратегии развития. Станет ли этот саммит поворотным и для SITA?
- Подобные встречи, как эта для нас стали уже традиционными. Мы приглашаем к участию ведущих руководителей и менеждеров мирового авиасообщества для обсуждения наиболее значимых отраслевых тенденций. Да, сейчас непростое время, но мы продолжаем работать над ключевыми проектами. Так, в настоящее время мы создаём новую платформу пассажирских сервисов. В этот проект мы собираемся вложить более 100 млн. долларов. Это наш самый большой проект и мы считаем, что это то, что сейчас необходимо компаниям для развития. У нас есть ещё несколько проектов такого же типа, которые направлены на обновление наших приложений. То есть, кардинально наша стратегия из-за мировой рецессии не поменялась. Да, 2009-й год будет сложным, 2010-й будет либо нулевым по росту в индустрии, либо обозначится некоторая положительная тенденция. Но все специалисты сходятся в одном – в долгосрочной перспективе пассажирооборот будет расти, и мы будем вкладывать деньги в развитие наших решений.
- То есть, кризис не смог подорвать веру отраслевых экспертов и ожидания оптимистические?
- Кризис длится 9 месяцев, а SITA существует 60 лет. И следующие 60 лет мы будем продолжать работать и развиваться в этой индустрии. Конечно же, в этот сложный период мы будем стараться оптимизировать свои расходы, но сокращать финансирование новых решений мы не будем.
- Каков ваш прогноз? Когда на ваш взгляд будет пройдено дно кризиса? И как его планирует пройти SITA?
- По итогам текущего года мы выйдем на запланированные цифры нашего бюджета. Все показатели за первые 6 месяцев года говорят, что это случится. Моё мнение – именно в этом году произойдёт поворот и в следующем году начнётся, может ещё и не стабильный, но уже рост.
- Однако кризис - он для всех кризис. Каково его влияние на SITA?
- В первую очередь, он повлиял на наш сервис, который рассчитывается от количества пассажиров или объемов грузов. Мы смогли компенсировать наше падение за счет внедрения программы по комлексной интеграции аэропортов и расширения предложения для государственных структур. Этот сегменты с фиксированными доходами и выручкой. С другой стороны, авиакомпании стремятся сегодня сократить свои издержки и вкладываются в программное обеспечение, которое их уменьшит. Например, в Мюнхене, Франкфурте, Гамбурге сейчас работают автоматизированные выходы на посадку, которые сами сканируют посадочные талоны. Для авиакомпании Lufthansa это стало неплохой сферой для инвестиций в последующую экономию.
- Вы пытаетесь себя обезопасить от нестабильности на рынке, есть ли непогашенные задолженности перед вами?
- Наши контролёры работают уже как минимум на «третьей скорости». Они пытаются сделать так, чтобы долги наших клиентов не превышали определённой суммы, для этого ими разработана система оповещений. Пока говорить о каких либо превентивных мерах мы не хотим, да и прибегать к ним не хотелось бы. Мы зависим от этого рынка, и сокращать долю на нем мы не собираемся. Хотя мы и находимся в числе пяти претендентов на поставку решений по IP-телефонии для Мирового Банка, в банковскую сферу уходить не собираемся.
- Чем будут ваши новые продукты, новые платформы отличаться от существующих?
Отличий достаточно много и, в том числе появятся новые сервисы. Например, авиакомпаниям будет значительно легче получать и систематизировать данные о пассажире. Одно из таких приложений тестировала авиакомпания S7 Airlines. В нем, по различным параметрам, можно проанализировать, как прошёл данный перелёт пассажира, а также увидеть, можно сказать, историю его путешествий.
- Где располагается ваш центр разработки?
- У нас несколько центров разработки по всему миру (в США, Индии, Англии и Южной Африке). В Лондоне у нас работает достаточно много людей. Их задача – постановка бизнес-процесса. Непосредственные же разработчики программных продуктов - это наши партнёры - 2 компании в Индии. Они осуществляют разработки для нас, по в соответствии с проработанными бизнес-процессами.
- Какова общая ситуация в вашем сегменте рынка, ведь кроме партнёров у вас есть и конкуренты?
- Как и у многих компаний с весьма узким фокусом действия, даже партнеры одномоментно могут становиться твоими конкурентами и наоборот. С Sabre, например, очень интересная ситуация. Директор по продажам Saber по всему миру присутствует на наших советах директоров. И, хотя некоторую информацию, обсуждаемую на этих собраниях, нам доводить до него и не хотелось бы, избежать этого мы не можем, так как эта компания является одним из самых крупных наших клиентов и партнёром по ряду проектов. Раньше на совете директоров присутствовал и представитель Amadeus, однако сегодня спектр продукции, которую они приобретают у нас, сократился. Travelport также пользуется услугами наших сервисов. Или, к примеру, с нашим партнёром - поставщиком специальных принтеров для аэропортов, мы конкурируем в области поставок киосков для саморегистрации в аэропортах.
- Расскажите подробнее о вашем совместном проекте с компанией Travelport?
- Это программное обеспечение уже работает в S7 Airlines и свыше десяти других авиакомпаний уже подписались на этот сервис, понимая его удобства. А суть проекта вот в чём. Компании имеют множество терминалов резервирования билетов в различных городах – до несколько тысяч терминалов у крупных перевозчиков. Ранее у них не было возможности бронировать билеты авиакомпаний, которые не находятся в системе SITA Reservation. Продукт SITA Marketplace Air, который мы создали с нашими партнерами, позволяет пассажиру, желающему лететь в Москву к примеру на S7 Airlines, затем в Лондон, а из Лондона в Нью-Йорк на British Airways, выписать единый билет.
- Вы упомянули об аэропортах. Какую долю в спектре продуктов SITA занимает программное обеспечение для аэропортов?
- Это очень важный сегмент нашего рынка сбыта. Объемы продаж продукта приближаются в этой сфере к полумиллиарду долларов в год. Аэропорты относятся к наиболее сложным взаимосвязанным эксплуатационным комплексам. Полностью понимая механизм функционирования аэропорта, наша компания предлагает решения по организации деятельности аэропорта, обслуживанию пассажиров, безопасности полетов, обработке багажа, аутсорсингу и интеграции базовых систем. Однако велик и портфель продуктов и для авиакомпаний. Особого внимания заслуживает и сегмент, который ежегодно прирастает – предоставление программных решений для служб безопасности. Это данные о вылетающих и прибывающих в аэропорт пассажирах. Эти данные получают службы безопасности, сверяют их с различными списками, если кого-то нужно «встретить», или напротив не хочется видеть, эти люди сразу «всплывают». Резюмирую так – все что касается информатики и связи для авиации, мы производим все! Вне авиации у нас считанное количество клиентов – железные дороги США, «Hapag-Lloyd» и Международные организации.
- В каких российских аэропортах используются ваши программные продукты?
- Это аэропорт «Домодедово», сейчас внедряем наши решения в «Шереметьево-3», наши системы стоят во «Внуково» и Кольцово (Екатеринбург), международном аэропорту Харькова на Украине. Также, система бронирования и регистрации пассажиров SITA DCS установлена так же во всех аэропортах, куда осуществляют полеты авиакомпании «Трансаэро», ГТК Россия и S7 Airlines. Если пройтись по аэропортам бывшего Советского Союза, то это: Киев, Донецк, Алматы, Астана, Баку, Ереван, Тбилиси, Вильнюс, Минск. А аэропортам, избравшим наше программное обеспечение основным, предоставляется персонифицированное системное администрирование.
- Сократилось ли количество ваших клиентов из-за мирового экономического кризиса?
- Почти нет! Исключение – авиакомпания «Дальавиа». Она была нашим хорошим клиентом, но, к сожалению, обанкротилась. Однако, так как большинство их пассажиров теперь перевозит другой наш клиент - «Владавиа», на нас это не отразилось.
- IATA в рамках программы Simplifying the business предложила переход всех грузовых перевозчиков на «электронную накладную». В России и сейчас есть проблемы с документооборотом, а уж в вопросе по переходу на новые технологии она всегда была крайне инертна. Содействуете ли вы более оперативному решению данной проблемы?
- На уровне IATA мы участвуем в рабочей группе, которая разрабатывает эти электронные накладные. Реализация проекта «IATA e-freight» при поддержке CHAMPCargoSystems – дочерней компании SITA - позволит ежегодно экономить отрасли до 1,2 млрд долларов США. Что касается России – здесь говорить очень сложно. Мы всего лишь провайдер IT и связи. У нас есть опыт и успешные проекты, например, канадская таможня уже использует наше решение и очень довольна. В конце - концов, как и с электронным билетом, здесь должно быть сильное лобби самих авиакомпаний, плюс содействие IATA. Когда в России увидят, что во всём мире уже переходят на эту технологию, ее примут и в России.
- Что сейчас внедряется на российском рынке? Расскажите о новинках для России?
- Сегодня большинство технологий, используемых мировым авиационным сообществом, работает и у нас: электронный билет, продажа и регистрация на рейсы через интернет, киоски самостоятельной регистрации. Например, аэропорт Домодедово уже предоставляет возможность своим пассажирам зарегестрироваться через Интернет, достаточно давно её предлагает своим пассажирам и авиакомпания «Трансаэро». И хочу отметить, что самостоятельная регистрация не отменяет наличия в аэропорту службы авиационной безопасности, таможни и пограничников. Все они продолжают выполнять свои функции и согласны с тем, что уровень контроля за происходящим в аэропорту от внедрения самостоятельной регистрации не снижается.
Сейчас находится на этапе подписания договор с одним из наших клиентов, по внедрению двухэтапной регистрации при помощи мобильного телефона. А пойдёмте, я вам всё покажу.
Мы перемещаемся в выставочный зал, в котором представлено новейшее оборудование компании SITA, где Илья и специалисты SITA демонстрируют работу всех элементов новой системы регистрации.
Первый этап – вы регистрируетесь на рейс через Интернет прямо на сайте авиакомпании или аэропорта. После нескольких шагов, вам предоставляется возможность либо распечатать посадочный талон с бар-кодом на принтере, либо просто указать номер своего мобильного телефона и получить бар-код по SMS.
Второй этап – вы прибываете в аэропорт и идёте на посадку со своей распечаткой или просто мобильным телефоном и паспортом. Вот и всё. Если же в аэропорту ещё не установлены турникеты автоматической идентификации по бар-коду, вы можете в киоске саморегистрации, просто подставив к окошку экран мобильного телефона, распечатать посадочный талон.
Вот и всё. При этом экономится затраченное время на все эти процедуры, а значит увеличивается пропускная способность аэропорта. Но самое главное, исключается значительное количество ручного, достаточно дорогостоящего, труда.
Отдельно хочется сказать о новых киосках саморегистрации и турникетах. Киоски могут идентифицировать пассажира не только по бар-коду, но и позволяют выписать посадочный талон просто отсканировав ваш паспорт.
А турникет может пропустить вас к самолёту также отсканировав паспорт и идентифицировав вас по отпечатку большого пальца (пока эта технология доступна только обладателям «электронных» паспортов).
Аналогичный принцип работы и у оборудования для служб безопасности.
- Пользуются ли вашими продуктами Low cost-компании?
- Да! Например со Sky Express мы взаимодействуем в области составления полетных планов. По миру… У нас есть отделение One Air – мобильная связь на борту. Самый крупный клиент, который внедряет через нас эту системы, - это Ryanair, и они это активно рекламируют. У них на более чем на 20 самолетах есть этот сервис. C EasyJet мы взаимодействуем в области создания операторского центра. Wizz Air предоставляем услугу связи борт-земля. Есть программы с Air Berlin – система связи Aircom. В этом году авиакомпании исполняется 30 лет, и нашим клиентом они являются тоже 30 лет. С этой авиакомпанией у нас прекрасные взаимоотношения. Сейчас они пересматривают свою систему бронирования и мы в числе претендентов на поставку для них нового программного обеспечения.
- Какие новые тенденции, влияющие на авиационный рынок сегодня, вы могли бы отметить?
- Во-первых, это выход на рынок дискаунтеров в последние пять-десять лет. В России этот процесс замедлен в силу ряда объективных причин – таможенных пошлин на самолеты, слабого оборота кредитных карточек и пр. За короткое время карта Европы покрылась колоссальной паутиной маршрутов Low cost-компании.
Вторая тенденция, которая пока не прижилась в России, - это использование связи на борту. У нас чуть более десятка вышек в России, но этого мало. Мы сейчас работаем над увеличением их количества, но до западных стандартов нам пока далеко. Например, в Германии активно используют эту технологию для технического контроля состояния двигателей самолета в полёте. Была ситуация, когда British Airways, будучи нашим клиентом, получила от такой системы сообщение, что один из двигателей самолета, направляющегося из Лондона в Гонконг, находится в неисправном состоянии. Представители компании рассказали тогда, что если бы они этого не увидели, дальнейшее развитие ситуации сложно было бы предугадать.
- А как на счёт мобильной телефонной связи на борту?
- Самый известный игрок в этом сегменте - OnAir. Нам принадлежит 60% этой компании. OnAir - один из поставщиков такого рода технологий. В настоящее время в мире более 50 самолетов оборудованы этой системой, а к концу года планируется оснастить еще 30. У Air France летает один 319-й Airbus с сотовой связью на борту, у Ryanair 737-e модели самолетов летают с подобной системой. Еще среди наших клиентов British Airway, Air France, британская BMI и португальская TAP, которые находятся на разных этапах внедрения системы OnAir.
- Чем региональные рынки России, отличаются от столичного.
- Отличия, безусловно, есть, но, в первую очередь, все зависит от каждого конкретного случая. Есть аэропорты, которые активно вкладываются в новые технологии. К примеру, Екатеринбург, Калининград. Ведь четыре года назад Министр транспорта Игорь Левитин даже иронизировал, что в следующий раз он приедет в Калининград в подгузниках, там даже туалетов нормальных не было. Что уж говорить о передовых технологиях. Сейчас достаточно много региональных аэропортов отвечают мировым требованиям. Но и многим еще расти и расти…
- Потенциальные клиенты в регионах есть? Ведете с кем-нибудь переговоры?
- Есть, но пока контракты не заключены, я бы о них говорить не стал пока чернил нет на бумаге. Наши конкуренты тоже читают AVIA.RU….
- Российский сегмент и сегмент СНГ приносит прибыль или в него только пока только инвестируются средства?
- Он, возможно, не самый прибыльный для нашей компании, но все же, доход он приносит.
- Как это вам удается? Ведь не секрет, что авиационный бизнес в России дело не всегда прибыльное.
- Мы в России с 75 года и у нас хорошие взаимоотношения с партнерами. Среди них лидирующие авиакомпании и аэропорты России уже оценившие стратегическую роль IT в получении доходов, сокращении издержек и повышении качества обслуживания пассажиров за счет внедрения самообслуживания и рационализации управления пассажиропотоком.
Так например, результаты последнего исследования тенденций развития информационных технологий в гражданской авиации, проведенного SITA совместно с журналом Airline Business, показали, что значительная часть инвестиций авиакомпаний даже в условиях кризиса направляется на привлечение пассажиров – авиаперевозчики и аэропорты функционируют в очень жесткой конкурентной среде.
- Значит и по России прогнозы позитивны?
- Безусловно.
Наша справка:
В 2009 году компания SITA отмечает свой 60-летний юбилей работы в отрасли. Основанная в 1949 году 11 авиакомпаниями, сегодня SITA объединяет сотрудников более чем 140 национальностей, говорящих на 70 языках. SITA является одной из крупнейших международных компаний и обслуживает более 600 представителей авиатранспортной отрасли, 3000 клиентов в 220 странах и регионах по всему миру. Доход компании в 2008 году составил 1,47 млрд. долларов США.
Международная компания SITA - мировой лидер в сфере глобальных информационных и телекоммуникационных решений для авиатранспортной отрасли. SITA обеспечивает комплексное обслуживание государственных структур, авиакомпаний и глобальных дистрибутивных систем, предоставляя доступ к обширной телекоммуникационной сети и оказывая консультационные услуги по разработке, внедрению и интеграции технологических решений. Среди приложений и услуг, предназначенных для авиакомпаний и аэропортов, - системы регистрации пассажиров и интегрированные системы управления багажом, системы управления воздушным движением, системы связи с наземными службами, а также системы дистрибуции и управления тарифами.