Фантастика, скажете вы. Да ничуть. Если вспомнить историю установки пушек на самолеты вообще, то впервые орудие калибром 37 мм поставили еще в 1914 году на «Илье Муромце». Французы уже в 1917 году заказали 37 мм орудия для истребителей «Спад-12С1», а 9 мая 1918 года их асс Рене Фонк в одном бою сбил 6 немцев всего 11-ю снарядами.
В 1944 году немцы ставили 50-мм пушки ВК-5 на новые истребители Ме-210а-0, Ме-410А-2 и даже 75-мм пушку ВК-7,5 на нескольких Ю-88, Не-177В.
На советско-германском фронте в 1944 году использовались Як-9К с 45-мм пушкой НС-45. В послевоенное время советские оружейники успешно испытали бикалиберные пушки РШР-57/45. Реальные испытания на земле показали высокую надежность автоматики разработанной еще в 50-х годах 76-мм авиационной автоматической пушки НС-76.
Современное пехотное орудие Д-395 «Тверь» калибра 122-мм весит 800 кг, а калибра 152-мм – 1000 кг, и это с колесами и лафетом.
Что же касается ЗРО, то еще середине 80-х годов на штурмовике Су-17М4 пробовали стрелять из СППУ-22 из задней полусферы. Да, малый калибр, отсутствие визуального прицеливающего устройства для такой стрельбы не дали большого эффекта из-за ничтожной вероятности попадания, но в реальном бою применение ЗРО, несомненно, вызовет психологический шок противника, не знающего об этой вероятности, но видящего снаряды, летящие в него.
Также применение ЗРО на штурмовике увеличит на порядок располагаемое время воздействия на цель (с 10 секунд до 2 минут). Это подаренное летчику новым штурмовиком время прицеливания, увеличивается за счет возможности применения оружия с дистанций порядка десятка метров, исключения вывода из пикирования.
При этом повысится безопасность за счет снятия непроизвольного опасения близости земли и стремления быстрее прицелится, уменьшается попадание в зону разлета своих же снарядных осколков.
Увеличится вероятность выполнения боевой задачи, за счет превращения вероятности обстрела цели из априорной в апостериорную. Это равносильно вероятности правильного вашего ответа на вопрос: выпадет ли «орел» при бросании монеты? В первом случае (априорно) до бросания монеты - это 50%, а во втором случае, когда монета улеглась (апостериорно) и видя ее положение, ответ верен на все 100%.
Применение встроенной артиллерийской системы большого для авиации калибра (более 100 мм), стреляющей в заднюю полусферу для проекта нового типа штурмовика - условие обязательное, однако, новизна этим не исчерпывается. На штурмовике необходимо универсальное прицельное устройство для использования как в передней, так и задней части нижней полусферы. В качестве штурмовика необходимо использовать маловысотный самолет (возможно, экранолет - ведь экранный эффект повышает на 10-20% грузоподъемность и почти в 2 раза качество крыла), а также применять активную динамическую защиту на самолете.
На самолете нужно обязательно установить один - два 14,5 мм пулемета (типа КВПТ) для стрельбы в переднюю полусферу, 4-6 точек подвески с различными вариантами, (в том числе и смешанными) пусковых устройств НУР, УР «воздух-земля», авиабомб калибра 500, 250, 100, 50 кг, всех существующих в ВВС РФ типов (желательно и трофейных также). Необходимо предусмотреть применение одного-двух устройств калибра 1500 кг, (к нашему стыду, еще в 1937 году на Ю-87 применялись 1000 кг бомбы).
Возможность установки перспективных типов УР «Воздух-воздух» среднего (дальнего) радиуса действия с инерциальным наведением и тепловыми головками самонаведения еще больше расширит боевые возможности нового штурмовика.
Скоростной диапазон его полета должен находиться в пределах от 150 (эволютивная скорость) до 900 км/ч, при возможности взлета и посадки с полевых аэродромов на скоростях 120-150 км/ч. Желательна небольшая установившаяся скорость пикирования в ходе прицеливания (при углах до 45 град. скорость порядка 500 км/ч).
На разрабатываемом самолете необходимо установить простое, надежное основное пилотажно-навигационное и прицельное оборудование, предусмотрев максимальную унификацию, а также возможность расширения его возможностей (за счет подвески в съемных контейнерах разведывательного или другого дополнительного оборудования).
Для обеспечения дешевизны, длительного ресурса, простоты изготовления и эксплуатации, допустимо несколько уменьшить требования к вертикальной маневренности, вертикальную располагаемую перегрузку установить от +7g до -3g , ограничить скорость полета до 900 км/ч., при дальности полета более 2000 км и времени полета более 3 часов.
Для защиты летчиков использовать минимальное бронирование и максимальную активно-динамическую защиту на ней. Необходимость работы в «коридоре выживания», пилотирования на сверхмалых высотах, сложность опознавания наземных целей, разнообразная номенклатура боеприпасов применяемых в одном заходе требует именно экипажа из двух человек. Да и на «спарках» летчики охотнее воюют.
Такой штурмовик нужен нам уже сейчас, но простота и дешевизна сделает привлекательным данный самолет не только ВВС РФ, но и также для стран, заинтересованных в развитии своего авиастроения, но пока не располагающих передовыми технологиями.