Во вступительном слове Виктор Христенко, в частности, сказал:
«Могу сказать Вам, что все проблемы, связанные с поддержкой программ российского авиастроения в условиях кризиса, включая самолетостроение и вертолетостроение, мы решили. Более того, для минимизации последствий кризиса и исправления текущих проблем на крупных предприятиях авиастроения не просто приняты решения, - со счета министерства мы уже профинансировали 20 млрд. рублей. При этом принято решение по выделению предприятиям авиастроительного и двигателестроительного комплекса дополнительных средств еще на сумму более 10 млрд. рублей. Это означает, что правительство РФ четко следует приоритетам, которые оно выработало для себя в этой сфере, считая авиастроение одним из важнейших, перспективных направлений развития российской экономики, ее высокотехнологичного сектора. Словом, внимание, внимание и еще раз внимание.
В этом плане я спокоен за наши цели и возможности. Другое дело, что в условиях кризиса поддержка нужна и заказчикам, чтобы поддерживался спрос на авиационную технику. И в этом плане, помощь государства российским авиакомпаниям оказывается. Идет процесс консолидации российских авиаперевозчиков. Рассчитываем, что он будет положительно сказываться на увеличении спроса на самолеты, производимые российскими авиазаводами. В общем, мы точно понимаем задачи, не меняем цели и ориентиры. Мы отчетливо видим все угрозы, которые в связи с кризисом существуют, и считаем, что вполне адекватно этим угрозам правительство выстраивает свои действия».
- Сколько самолетов в Воронеже будет произведено в этом году?
Генеральный директор ВАСО Виталий Юрьевич Зубарев: В Воронеже в этом году будет произведено три широкофюзеляжных и четыре региональных реактивных самолета.
Христенко: Поскольку гендиректора завода никто за язык не тянул, а он сам решил высказаться, сделаем так: те самые слова, которые он сейчас здесь произнес, вменяются ему в обязанности и будут вписаны… - как минимум столько самолетов сделать!
- Представители профсоюзных организаций аэрокосмической отрасли опубликовали обращение к руководству страны, в котором просят разместить государственный заказ на воронежском заводе в размере ста машин Ил-96. Есть перспектива у этого обращения? Насколько это вообще возможно – такая серия?
Христенко: Мне сложно комментировать. С одной стороны я не знаю, кто бы мог подписаться под количеством сто машин Ил-96 как госзаказ. Эта цифра впечатляет своими масштабами даже воспаленное сознание: сто машин девяносто шестых! Если такой заказ будет все же размещен, его исполнение потребует серьезный рывок на фоне того, что мы имеем сегодня по возможностям, судя по сообщению, которое мы только что услышали из уст генерального директора ВАСО по планам производства на 2009-ый год. Что касается модельного ряда, который ВАСО будет производить в ближайшей и среднесрочной перспективе, то там кроме Ил-96 еще имеются Ан-148 и Ил-112.
- Что надо сделать, чтобы повысить конкурентоспособность отечественного авиапрома?
Мощности, которые есть в российском авиапроме, требуют серьезных технологических и модернизационных решений. Сегодняшний визит в Воронеж – не первоя мое посещение предприятий самолетостроительной отрасли. Наверное, в течение месяца мы все заводы ОАК посетим и обследуем. В целом, ВАСО не выпадает из общей линии. Здесь также требуется принятие решений, которые позволят оптимизировать издержки. В сегодняшних кризисных условиях нет ничего более правильного, чем обращать внимание на то, чтобы снизить издержки, повысить конкурентоспособность. Девальвация рубля дает этому дополнительные возможности. Всемерного снижения издержек надо добиваться не только на сборочном заводе, но и, самое главное, на всех уровнях производственной кооперации, со всеми предприятиями-поставщиками. Словом, всех надо вводить в чувство. Вводить в чувство ответственности за контроль над издержками, за попытку каждого на своем участке закрыть все свои проблемы за счет смежников. Вот, собственно, главная забота и для руководства завода, и для руководства Объединенной авиастроительной корпорации. Решение данной задачи связано с оптимизацией производственных структур, с модернизацией производственных мощностей. Это суть того, что заложено в основу программ развития российского авиастроения в среднесрочной перспективе.
- Скажите, получит ли льготы авиакомпания «Полет» за покупку российских самолетов?
Александр Иванович Рубцов, генеральный директор ОАО «Ильюшин Финанс Ко.»: Никаких особых льгот мы не просим, кроме тех, что предусмотрены в рамках нормальной программы поддержки авиаперевозчиков и по линии субсидирования процентных ставок лизинговых платежей. Мы обращаемся в Правительство РФ с просьбой несколько увеличить субсидирование, но это будет касаться всех наших заказчиков, а не только «Полета».
Христенко: Хотел бы подчеркнуть следующее. По самым разным направлениям Авиапром имеет самую развитую, самую устойчивую и обширную систему мер поддержки. Она включает субсидирование процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение, субсидирование лизинговых платежей, повышения капитализации компаний Объединённой авиатроительной корпорации, размещение на предприятиях отрасли государственных заказов и так далее. Авиапром был пионером, на котором весь этот комплекс мер государственной поддержки прошел «обкатку». И все они показали свою работоспособность. Сейчас, во время кризиса, когда повышается цена кредита и усложняется доступность кредитов, требуется эти инструменты «настроить» так, чтобы они сильнее поддержали промышленность. Могу подтвердить слова Рубцова: у нас в рассмотрении находится одна из мер поддержки, связанная с увеличением объема субсидирования по лизинговым платежам. В случае принятия она позволит компенсировать удорожание кредита и снижение его доступности.
- Один из этих самолетов, которые сегодня принимаются, предназначен для обслуживания правительства. Какие впечатления оставил у Вас осмотр нового Ил-96-300? Отличается ли он внутри от тех, что сегодня имеются в распоряжении правительственного авиаотряда?
Христенко: Новый Ил-96-300, безусловно, отличается от тех самолетов, что сегодня находятся в парке правительственного авиаотряда. Значительная часть машин, которые присутствуют в его парке, представлена моделями Ту-154 и Ту-134. Они, конечно, существенно более «возрастные», с не столь существенными «прелестями» в салоне. Не только с точки зрения удобства работы, но и в плане качества «электронной начинки». Новая машина отвечает всем современным требованиям. Мне представляется, что с данным оснащением и в той конфигурации, в которой выполнена эта машина, Ил-96-300 представляет собой хороший пассажирский самолет. Кроме экономического класса и бизнес класса, у него в салоне имеется еще и «первый премиум» класс. Он не очень большой по размерам, всего на нескольких пассажиров. Эта конфигурация представляется мне очень удачной. Она не у кого не вызовет отрицательных эмоций – только положительные. Это я могу Вам сказать точно.
- Виктор Борисович, получается, что Вы сегодня от имени правительства как бы принимаете новый самолет. Наверное, Вы первым на нем и полетите?
Христенко: Мысль интересная. Но принимаю его не я, а Управление Делами Президента РФ. Насколько я знаю, этот самолет сегодня в 15:00 должен взлететь и взять курс на свою базовую площадку во «Внуково». А там уже специальный авиаотряд сам определит, когда и в какой рейс отправится эта машина. Если бы я из Воронежа возвращался в Москву, то, может быть, полетел бы на этом новом самолете. Я с Алексеем Иннокентиевичем Фёдоровым (президентом ОАК) еду дальше на юг – в Таганрог и Ростов, поэтому полечу другими «бортами». Вообще говоря, мне не часто выпадает возможность летать «спецбортами», - в основном приходится летать на рейсовых самолетах и на чартерах, которые выполняются на самолетах меньшей размерности.