Началось наше знакомство с заводом Уильяма Боинга в Сиэтле с конвейера (а это именно конвейер) по производству узкофюзеляжных самолётов нового поколения Boeing 737 NG. Как известно, 737-е семейство – мировой лидер своего сегмента, и нам, конечно же, было интересно увидеть самое массовое в мире производство самолётов.
За всю историю этих самолётов, продано (заключено контрактов) 8288 штук Boeing 737 различных модификаций (1144 шт. - B737-100/200, 1988 шт. – Classic и 5156 шт. – NG. Всего 120 заказчиков). Из 5156 Boeing 737 NG более 3000 уже поставлены заказчикам. В числе покупателей (прямые продажи) числятся и российские авиакомпании - S7 и Атлант-Союз. Современное семейство Boeing 737NG - это самолёты модификаций 600/700/800/900 (от 110 до 180 кресел в двухклассной компоновке).
Но никакие коммерческие успехи не впечатляют так, как само производство этих самолётов. А вам интересно? Больше не буду давить цифрами и предлагаю отправиться на виртуальную экскурсию по заводу.
Вы можете начать экскурсию с любой фотографии, а затем двигаться в любом направлении, переключая слайды вручную или запустить слайд-шоу.
Виртуальная экскурсия. Часть 1. «Производство Boeing 737 NG»
Вот такие «колбаски», как патроны в обойме автомата Калашникова, подаются в «ствол» главной сборочной линии. Подумать только, «пулемёт Боинга» делает по одному выстрелу в день.
|
А здесь будет хвостовое оперение.
|
Редко кому (кроме работников завода) удавалось видеть пассажирский салон Boeing 737 без пола. Вот такое это зрелище.
|
Ни эта ли картина навеяла Джорджу Лукасу образ чёрного рыцаря Дарта Вейдера из Звёздных войн?
|
Американский флаг на воротах ангара – как напоминание каждому рабочему, что все они ответственны не только за марку Боинг, но и за престиж страны. Всё что выходит за пределы цеха – made in USA.
|
Обеденный перерыв не повод к затяжному перекуру. Кто-то идёт есть в кафе, кто-то (там же, а не на рабочем месте) поедает диетический супчик, сваренный женой. В оставшееся время можно погонять шары в настольном теннисе. А курилки, похоже, здесь вообще нет.
|
Если на посту загорается тревожный сигнал, то для решения возникшей проблемы мгновенно сбегаются все специалисты конвейера.
|
|
Макет набора инструментов рабочего на сборочном конвейере. Отсутствие чего-либо в своей ячейке в конце смены - тревожный сигнал. Такая система «учёта» инструмента не позволит какой-нибудь дрели затеряться в глубинах фюзеляжа или двигателя.
|
Ощущение, что это не завод, а аэропорт или досуговый центр.
|
На каждом этапе сборки к самолёту подаются комплектующие с боковых мини-конвейеров. Наиболее зрелищная метаморфоза происходит с двигателями на последнем посту, но этого нам снять не разрешили.
|
Двухметровые винглеты очень эффектны. А какой профиль….
|
Это действительно самый настоящий, «скоростной» по авиационным меркам, конвейер. С момента начала сборки самолёта до его первого полёта проходит всего 10 дней. «Новое поколение этих популярных лайнеров - NG (Next Generation) обладает ещё большей операционной эффективностью, высокой надёжностью и экологичностью (на 20% ниже последних ограничений на вредные выбросы и шумы)», - говорит Bred Till – региональный директор по продуктовому маркетингу гражданских самолётов Боинг.
От предыдущего поколения NG отличается совершенно новым крылом, новым двигателем CFM 56-7 (единым для всего семейства, что снижает эксплуатационные расходы), современной кабиной пилотов и интерьером, заимствованным у новейшего Boeing 787 «Dreamliner».
Эти самолёты обладают высокой точностью сборки, лучшими весовыми характеристиками, новой экономически эффективной и оперативной системой техобслуживания. И инженеры Боинга на этом не собираются останавливаться, новая модификация 737-го с усовершенствованной аэродинамикой и двигателем должна появиться уже в 2011 году.
По результатам многолетней эксплуатации, Boeing 737 признан самым надёжным самолётом в мире. И это не только исходя из статистики авиапроисшествий. Крайне низок процент задержек и отмен рейсов из-за технических неисправностей: 99,6% рейсов B737 вылетают по расписанию – это очень высокий показатель.
В 2005 году на самолёте Boeing 737 NG была установлена первая в мире система GPS-посадки. А ещё, в кабине пилотов, на уровне глаз, установлены специальные экраны, на которые выводятся все самые необходимые показания приборов, что позволяет пилоту не отвлекаться от управления самолётом на считывание данных с приборной панели. Впрочем, эта опция теперь в наличие у всех современных самолётов Boeing.
Виртуальная экскурсия. Часть 2. «Новые интерьеры старых знакомых»
Угадайте, что это за салон? Угадали? Правильно, это Boeing 737NG. Находясь в этом салоне, я не сразу сообразил, что это обыкновенный узкофюзеляжник, столько там непривычного простора.
|
Всё это благодаря новой конструкции полок для багажа.
|
А это уже Boeing 747-8, салон эконом-класса. Но как же его дизайн схож с салоном 737-го. Пойдём, заглянем в салоны других классов.
|
Это бизнес-класс Boeing 747-8.
|
|
Первый-класс Boeing 747-8.
|
|
По лестнице поднимаемся на верхнюю палубу.
|
Салон бизнес-класса на верхней палубе.
|
Салон для VIP-персон.
|
Здесь есть рабочая зона
|
и две каюты для отдыха. Неплохая альтернатива личному самолёту.
|
Многие технологии, разработанные в процессе создания нового самолёта Boeing 787 «Dreamliner», перекочевали не только на Boeing 737 NG, но и на новое поколение супер-самолёта - Boeing 747-8, первый полёт которого состоится в начале 2010 года. Нам удалось увидеть первый лётный экземпляр этого лайнера В747-8F (грузовой) в цеху покраски.
Разработка Дримлайнера стала прорывным этапом в создании новых стандартов комфорта пассажирского салона. И это не только сам дизайн и компоновка интерьера. Это и самая эффективная система кондиционирования, очистки воздуха и поддержания атмосферного давления в салоне.
Благодаря работе московского инженерного центра Боинга и разработке уникальных багажных полок, в пассажирских салонах Дримлайнера и В747-8 необычно просторно. Большие окна без шторок снабжены электронной системой затемнения (затемнение происходит плавно при нажатии соответствующей кнопки, примерно как в очках «хамелеонах»). Действительно, необычное ощущение одновременно, уюта, комфорта и простора.
А ещё у В747-8: новое крыло, новые дизайн салона и материалы отделки, совершенно новая система кондиционирования/вентиляции, новые двигатели. Похоже, у него значительно больше общего с Boeing 787, чем со своим прародителем Boeing 747-400. Поэтому нет смысла сейчас подробно останавливаться на деталях, давайте просто продолжим нашу экскурсию.
Виртуальная экскурсия. Часть 3. «Производство Boeing 747-8»
В отличие от узкофюзеляжных самолётов, это не «крупнопанельная сборка». Огромный Boeing 747-8 собирается из отдельных элементов как океанский лайнер, которые и сами по себе немалых размеров.
|
Они складываются в этот барабан, соединяются. Затем он переворачивается и «вываливается» готовый фюзеляж 747-го.
|
На этом стапеле собирают кабину пилотов.
|
А этот цех «кройки и шитья» выкраивает самое большое крыло в мире (из ныне строящихся).
|
Вот из таких элементов собирается крыло. Надо быть в хорошей спортивной форме, чтобы «накручивать» в течение рабочей смены километры вдоль этих конструкций.
|
|
|
Как видите, здесь не к фюзеляжу пристыковывают крылья, а наоборот, к крыльям прилаживают элементы фюзеляжа.
|
|
Вот так постепенно и вырастает этот гигант.
|
С момента закладки самолёта до его выкатки проходит долгих (по меркам Боинга) 3 месяца.
|
А там, вдали из цеха покраски виднеется первый Boeing 747-8, который скоро должен «поднять в воздух» новое поколение 747-х. Нам первым удалось (пусть и частично) сфотографировать этот самолёт в уже окрашенном виде.
|
По сравнению с предыдущим флагманом - Boeing 747-400, восьмёрку удлинили на 5,6 метра, причём на 4,1 в двухэтажной части фюзеляжа. Это увеличило количество кресел на 51, и оно достигло – 467 (на 102 кресла больше чем у B777). Он уступает по вместимости своему конкуренту Airbus 380, но при этом летит на 300 морских миль дальше (более 550 км.) и, как утверждают маркетологи Боинга, этот самолёт станет самым эффективным в мире по стоимости пассажирокилометра.
Поскольку в конструкцию А380 изначально закладывалась ещё большая пассажировместимость, его фюзеляж тяжелее 747-го (из расчёта на одно пассажирское кресло А380 тяжелее B474-8 на 12%), а значит, на аналогичную величину у него будет и выше расход топлива. Они подсчитали, что за 12 лет эксплуатации, Boeing 747-8 позволит сэкономить 88 млн. долларов.
На данный момент имеется 105 твёрдых заказов на B747-8 от 11 компаний. Всего же в мире уже эксплуатируется 654 самолёта Boeing 747 предыдущих модификаций у 66 операторов. Первая поставка заказчику грузовой «восьмёрки» состоится в конце 2010 года, а передача в эксплуатацию пассажирской версии намечена на конец 2011 года.
И ещё несколько интересных фактов: производство широкофюзеляжных самолётов Boeing 747, 767, 777, 787 располагается в одном здании, которое, между прочим, занесено в книгу рекордов Гиннеса - как самое большое одноэтажное здание в мире. В течение суток, в 3 смены, здесь работают 30 000 человек.
Виртуальная экскурсия. Часть 4. «Производство широкофюзеляжных самолётов Boeing»
Это и есть оно – самое большое одноэтажное здание в мире, где строятся все широкофюзеляжные самолёты Boeing, включая Дримлайнер.
|
Это Boeing 767
|
|
А там, дальше Boeing 787
|
Линия сборки Boeing 777. На информационном табло очень наглядно показано состояние дел на линии. Как видите, сейчас идёт сборка машин с порядковыми номерами 836-840.
|
А вот так это выглядит на самом деле. Включаем музыку (кому какая нравится) и наслаждаемся видами.
|
|
|
|
|
|
|
И вот, наконец, он - самолет, бросающий вызов устоям всей мировой авиации и в корне меняющий правила игры - Boeing 787 «Dreamliner». «Появление этого самолёта приносит на рынок небывалую эксплуатационную эффективность», - утверждает Stephen Ford – директор по продуктовому маркетингу Boeing. И компании это оценили, а главное поверили в то, что такой самолёт построить можно и Боинг с этим справится.
С момента старта программы Boeing 787 (с середины 2004 года), произошёл небывалый в истории авиации взрывной рост заказов. В данный момент Boeing располагает 840 твёрдыми заказами от 56 компаний (в число которых входит и наш Аэрофлот). Первый заказчик получит Boeing 787-8 в 4 квартале 2010 года.
Этот широкофюзеляжник 3-х модификаций просто поражает своими характеристиками. Судите сами:
Boeing 787-8: вместимость – 210-250 кресел, дальность полёта - 14 200 – 15 200 км.
Boeing 787-9: вместимость – 250-290 кресел, дальность полёта - 14 800 – 15 700 км.
Boeing 787-3: вместимость – 290-330 кресел, дальность полёта - 4 560 – 5 560 км.
То есть, Boeing 787-9 позволит из Москвы без промежуточной посадки достичь самых дальних международных хабов, таких как Буэнос-Айрес или Сидней. Был бы в Антарктиде международный аэропорт, и это было бы Дримлайнеру по-плечу. При этом, у него на 20% ниже расход топлива, по сравнению с самолётами предыдущего поколения, и эксплуатационные расходы также снижены на 10%. А это колоссальная экономия для авиакомпаний. Плюс, что сегодня немаловажно, 20%-е сокращение эмиссии вредных газов и 60%-е уменьшение контура распространения шума в районе аэродрома. Согласитесь, когда производители ведут борьбу за единицы и даже доли процентов, такие показатели просто вызывают восхищение.
Виртуальная экскурсия. Часть 5. «Интерьеры Boeing 787 «Dreamliner»
Вот такой вид, далёкий от традиционного, предстаёт перед пассажиром Дримлайнера. Boeing 787 это не только революционные технологии в самолётостроении, но и новый взгляд на комфорт пассажира.
|
Освещение интерьера может быть таким,
|
а может быть таким
|
или таким. А кресла эконом-класса очень удобны и эргономичны. И это не слова из рекламного проспекта. Проверено лично.
|
В разработке этих багажных полок участвовал конструкторский центр Боинга в Москве. Это отдельная гордость разработчиков. Даже пассажиру сидящему у «окна» не придётся традиционно пригибать голову при посадке. В первую очередь, именно благодаря такой форме багажных полок в салоне Boeing 787 непривычно просторно и «много воздуха». Интересно и само устройство механизмов. В каком бы направлении вы не дёрнули за ручку, куда бы на неё не нажали, дверца обязательно плавно откроется, а для её закрытия совсем не надо быть штангистом. Механизм сам компенсирует усилие при загрузке полки, и с этой задачей справится любая хрупкая девушка.
|
А такой вид будет из «окна» лайнера. Я не оговорился, этот почти прямоугольной формы огромный иллюминатор больше похож на окно. Традиционных шторок нет. Затемнением управляет регулятор под иллюминатором, плавно меняющий прозрачность и цвет стекла от небесно голубого до практически непроницаемого тёмно синего.
|
Таким может быть салон Бизнес-класса.
|
А такими креслами оборудован салон Первого-класса.
|
Этот интерьер пассажир не увидит. Это «святая святых», куда будут допущены только «посвященные» - кокпит пилотов. Обратите внимание на прозрачные ЖК-дисплеи на уровне глаз пилотов. На них будет выводиться вся наиболее важная полётная информация.
|
И этот отсек будет скрыт от взора пассажира. Это каюта для отдыха экипажа на 6 спальных мест.
|
А в это помещение будут допущены все.
|
Ещё раз любуемся кабиной пилотов.
|
Самолёт на 50% выполнен из композиционных материалов, 20%-алюминий, 15%-титан, 10%-сталь, другие сплавы. Сама технология изготовления фюзеляжа – уникальная. Фактически, это цельнонамотанная композиционная труба, к которой пристыковываются носовая и хвостовая части.
В качестве силовой установки используются двигатели нового поколения с высокой степенью двухконтурности: Rolls Royse Trent 1000 и General Electric GN 1B. И что важно для будущих эксплуатантов, впервые они взаимозаменяемы. То есть на любом 787-м, независимо от начальной конфигурации, можно произвести замену двигателей RR на GE, и наоборот, в течение суток и без каких-либо технических доработок.
Интересна и мотогондола, передняя кромка которой ламинирована специальным покрытием для уменьшения лобового сопротивления, а на задней кромке – зубчатые шевроны, позволяющие более эффективно смешивать воздушные потоки, тем самым снижая шум двигателя.
Но что меня действительно поразило, так это уникальная система контроля турбулентности. Честно говоря, я так и не понял принцип её действия, но инженеры Боинга обещают, что колебания фюзеляжа в турбулентном потоке будут мгновенно оценены специальными датчиками, а затем вступит в действие неведомое мне устройство, которое сможет на 2/3 погасить их.
А ещё стоит упомянуть новую электрическую систему тормозов, которая эффективней пневматической и благодаря которой удалось упростить и облегчить шасси. Также, следует отметить и открытую системную архитектуру для внедрения инноваций. Ну и, конечно же, необычный, но, как утверждают разработчики, наиболее эффективный профиль крыла. Можете убедиться сами.
Виртуальная экскурсия. Часть 6. «Производство Boeing 787 «Dreamliner»
Это демонстрационная композиционная панель – часть фюзеляжа Boeing 787. Вообще то центральная часть фюзеляжа представляет собой цельнонамотанную композиционную «бочку». Что самое удивительное, специалистам Боинга удалось разработать технологию, при которой возможно варьировать толщину намотки этой «бочки» в различных частях (при внимательном рассмотрении краёв панели я обнаружил, что в нижней части она тоньше). Это позволило получить значительный выигрыш в весе без потери прочности.
|
Это тот самый стенд статических испытаний, который стал виновником задержки программы «Дримлайнер» на полтора года. Во время испытаний обнаружилась ошибка в расчётах, которая привела к ослаблению стыка крыла и фюзеляжа. Пришлось вернуться на этап проектирования и проделать всю работу заново.
|
Ну ладно, хватит томить гостей. Вот он - Дримконвейер во всей красе. С гостевого балкона можно наблюдать сразу 4 лайнера в различной степени готовности. На фотографии видны самолёты 11, 12 и 13. №10, фактически уже готовый к выкатке, стоит за кадром правее.
|
Вот он, будущий покоритель небес.
|
Один раз увидев силуэт этой машины, уже никогда не спутаешь её ни с какой другой.
|
Особенно примечателен профиль крыла (его законцовка). Это и не прямое крыло и не винглеты в традиционном понимании.
|
Здесь же, вдоль всего цеха, расположены боксы офисного типа, в которых работают сотни инженеров Boeing, способных тут же подключиться к решению любой возникшей на конвейере проблемы.
|
Обратите внимание на обилие трапов и других «лазеек» для проникновения персонала внутрь фюзеляжа. Сразу видно, всё рассчитано на большую «пропускную способность» в случае форс-мажора.
|
А там, на четвертом уровне, расположен главный центр управления «Dreamliner Production Integration Center». Эта «диспетчерская служба» может не только визуально наблюдать за производством Дримлайнеров с высоты птичьего полёта, но и контролировать все процессы с помощью огромных ЖК-мониторов, на которые выводится вся оперативная информация.
|
Обратите внимание, и здесь тоже поработали не только маркетологи, но и психологи. Да же во врем перекуса сотрудникам компании не дадут забыть, что они участвуют в грандиозном, историческом мега-проекте. Сопричастность к великому – во все времена была одним из главных стимулов ударно трудиться и выполнять свою работу добросовестно.
|
В первый полёт отправится один из этих двух самолётов. Увы, в тот момент, когда мы стояли возле них, лил проливной дождь (обычная погода для Сиэтла) и сфотографировать «первенца» не удалось. Позже пришлось воспользоваться крышей музея Боинга.
|
И ещё один интересный самолёт – Dreamlifter. Этот самолёт был специально разработан российскими инженерами для транспортировки центральных частей фюзеляжа Boeing 787 с юга Италии в Сиэтл.
|
В этом проекте реализована и новая маркетинговая модель Боинга. Например, самолёт предлагается уже с набором опций (сертифицированного оборудования разных производителей). Для этого был создан «Центр Дримлайнера». Он устроен так, что параллельно в нём могут находиться представители сразу 2-х заказчиков. Для работы, отдыха, переговоров оборудованы специальные помещения (отделанные в азиатском и европейском стилях).
Интерьеры этого здания были разработаны при участии голливудских профи - студий Universal и Disney. Оно специально создавалось для получения максимального удовольствия от Дримлайнер-шопинга. Оно состоит из галереи помещений, где выставлено оборудование различного назначения. Здесь его можно и протестировать (даже туалетные кабинки, конечно же в разумных пределах). На большом виртуальном экране в масштабе 1:1 можно сконфигурировать различные помещения на борту самолёта, включая установку оборудования конкретного производителя. Здесь сразу понимаешь, что всё рассчитано на большие объёмы продаж.
Виртуальная экскурсия. Часть 7. «Дримлайнер шопинг»
Галерея Дримлайнера.
|
Одно из помещений офиса заказчика. В здании имеется 2 «отсека» для заказчиков, и каждый из них может быть превращён в офис заказчика на время его пребывания в галерее. А делегации порой насчитывают до 20 человек. Здесь проходят переговоры, согласования, обсуждения. Есть помещения для отдыха и обеденных перерывов.
|
Это скорее мебельный салон, нежели помещение для выбора оборудования пассажирского салона. Примеряем, включаем, раскладываем …
|
А это «магазин тканей». Я сразу вспомнил магазин возле своего дома в Москве, из которого уходишь, так и ничего не купив, потому, что ничего не нравится. И из этого магазина я бы тоже ушёл ничего не купив, но только потому, что просто не смог бы определиться с выбором - расцветки и рисунки тканей очень современны и стильны.
|
За этим столом можно сконфигурировать салон самолета и установить оборудование экипажа, создав свою виртуальную модель.
|
Затем можно протестировать удобство компоновки с помощью изображение в масштабе 1:1.
|
В одном из залов выставлено реальное оборудование для экипажа.
|
Здесь вам расскажут не только об экологичности и энергоэффективности данной кофеварки, но и почему кнопочки на ней должны быть именно такой формы и именно такого цвета.
|
Как и в любом магазине, оборудование можно протестировать самому.
|
Можно даже примерить себя к такому «агрегату», или побегать в противогазе (кому что нравится).
|
Уже покидая Галерею Дримлайнера, мы наткнулись на целую стаю Дримлайчиков. Это модели самолётов в фирменной раскраске заказчиков, причём летят они в том же порядке, что и полетят с конвейера реальные «птички».
|
Где-то в середине косяка мы приметили модель и российского флагмана гражданской авиации.
|
После всего увиденного уже не вызывают удивление планы компании к 2014 году превзойти скорость 737-го конвейера и строить каждый новый Дримлайнер всего за 3 дня. Не знаю, на сколько такие темпы производства реальны, но, к счастью, этого не надо ждать 300 лет. Поживём, увидим.
С уважением к читателям Aviation EXplorer
Ваш GRV
Справка: Участие России в программе Boeing 787 Dreamliner:
Cвыше тысячи российских инженеров участвовали в проектировании основных компонентов 787, включая композитную носовую секцию фюзеляжа, пилоны двигателей и элементы механизации крыла. Инженеры российских компаний, работая в Московском конструкторском центре «Боинг», создали 40% всех чертежей для специального грузового самолета, который транспортирует компоненты 787, производимые в разных странах мира - Boeing Dreamlifter. Более 150 наших инженеров в течении этого года участвовали в работах по подготовке к первому полету.
Значительная часть титановых компонентов 787, включая самые крупные штамповки и механически обработанные детали, производится нашим главным партнером – ГК «Ростехнологии»/ВСМПО и совместным предприятием «Боинг» и ВСМПО-АВИСМА. Крупногабаритные элементы шасси 787 изготовлены из нового титанового сплава, разработанного в России.
Ученые ЦАГИ в течение нескольких лет проводили испытания в Москве и участвовали в сертификации композитных панелей 787. Российские IT-компании разработали целый ряд уникальных программных продуктов для проектирования 787 и поддержки его в эксплуатации.