В последнее время западные вертушки благодаря своим высоким качествам все увереннее и увереннее наступают на российский вертолетный рынок, поэтому странно было услышать недовольство в адрес легкого однодвигательного пятиместного вертолета ЕС120В Colibri. Сегодня в постсоветском воздушном пространстве все громче и громче раздается обидное для «Колибри» – «Нежилец»! Попробуем разобраться, так жилец «Колибри» или нежилец?
Для начала немного истории. ЕС120В – программа нового поколения, изначально выделялась евроазиатской кооперацией, нацеленной на самый привлекательный рынок ЮВА, и особой динамикой, присущей для всех перспективных программ лидера мирового вертолетостроения. В кооперацию ЕС120В объединились: Eurocopter (67%), Catic (Китай – 24%) и Singapore Aerospace (Сингапур – 15%). Первый опытный прототип поднялся в небо в июне 1995 года. Через два года ЕС120 получил европейский сертификат JAA, еще через год американский – FAA. Вертолет соответствует самым современным нормам безопасности (ударобезопасные кресла и топливная система, высокое расположение несущего винта, фенестрон). Некоторые технические характеристики вертолета представлены в таблице.
Наименование, единицы измерения
|
Величина
|
Максимальная взлетная масса, кг.
|
1715
|
Масса полезной нагрузки, кг.
|
750
|
Масса груза на внешней подвеске, кг.
|
700
|
Масса заправки топлива, кг.
|
321
|
Силовая установка
|
Turbomeca Arrius 2F
|
Мощность на взлетном режиме, л.с. (кВт).
|
504 (376)
|
Максимальная крейсерская скорость полета, км/ч.
|
223
|
Высота висения вне влияния земли, м.
|
2316
|
Максимальная дальность полета (стандартная заправка), км.
|
710
|
Максимальная продолжительность полета (стандартная заправка), ч:мин.
|
4:19
|
Масса полезной нагрузки, потолок, скорость, дальность и продолжительность полета ни чуть не хуже, чем у конкурентов. Эргономичная кабина (снижена рабочая нагрузка на экипаж, можно пилотировать слева или справа), особый комфорт (вместительная кабина и багажный отсек, превосходная видимость, низкий уровень шума). Чем не «игрушка»? И птички обладают удивительно ярким оперением. Наряд лучится, сверкает, переливается, как драгоценный камень…
Приемлемая экономичность (низкая трудоемкость технического обслуживания и расход топлива, прямые расходы на ТО CDMC– менее 150 евро/час налета) открыла для вертолета учебно-тренировочную, транспортную и специальную сферы применения.
Что касается аварийности, за 9 лет, начиная с 1999 года, зарегистрировано 26 авиационных происшествий с участием ЕС120В, в том числе 4 катастрофы («выживаемость» почти 85%). Это достаточно высокий показатель, если сравнивать, в целом, с парком вертолетов РФ (менее 50%).
С первого дня «Колибри» сопровождает мощная рекламная компания, которая постоянно раскручивает вертолет. В январе 1998 года был поставлен первый серийный. В 1999 г. – первая сотня, в 2001 году – вторая. В июне 2005 года – 400 вертолетов, 273 заказчика из 45 стран. Общий налет достиг отметки 395000 часов. Даже очень «разборчивая» береговая охрана США заказала в 2004 году 55 вертолетов, а в 2006 – еще +15. Солидный результат! В течение 11 лет поставлено 540 вертолетов. Около 50 вертолетов в год. Чего еще желать! Все хорошо!? Но не будем торопиться. Не бывает дыма без огня.
Если внимательно присмотреться к поставкам, можно заметить, что наметилась негативная тенденция – замедления темпов, по сравнению с первоначальными (см. рис.1). Более того, поставки не всегда отражали предпочтение заказчиков. Это могла быть поддержка партнера по разработке, производству и продвижению на рынок или учебно-тренировочная подготовка, где в качестве основной загрузки вертолета лишь ученик с инструктором и т.д.
В целом, качественного прорыва явно не случилось. Для сравнения, в те же сроки: поставлено более 800 однодвигательных Вell407 и около 630 двухдвигательных ЕС135. «Колибри» продается не так активно, как рассчитывали разработчики. В удачном для себя 2007 году Еврокоптер получил 325 заказов на AS350/355, 134 – на EC135 и даже 88 – на ВК117/ЕС145 и лишь 73 – на ЕС120В. Заоблачные прогнозы (за 10 лет 1600-2000 вертолетов) не оправдались. По замыслу отцов-основателей западноевропейского производителя, «Колибри» должен был стать самым массовым вертолетом. Не стал.
Особенности национального использования. Немного статистики: в настоящее время, по данным «Еврокоптер – Восток», в России чуть более 70 вертолетов ЕС, из них 11 ЕС120В. Первый «Колибри», прилетел к нам в 2000-2001 г.г., поэтому у нас есть какой-никакой опыт эксплуатации. Интересно, а что наши говорят про «Колибри»? По словам российских пилотов, ЕС120В – «слабенькая машина. Посадишь 5 человек и еле-еле отрываешься. За 1,3 млн. евро получаешь то, что можно купить за 1 млн. Даже бывший в эксплуатации AS350 «Экюрей» – лучше».
Слабая машина (см. рис.2). Практически у всех конкурентов энерговооруженность (мощность двигателя/взлетная масса) выше, чем у «Колибри», который не дотягивает до 0,3 л.с./кг. Кстати, у колибри-птицы на мышцы приходиться треть веса. По критерию: «энергия на единицу массы» колибри нет равных среди теплокровных (почти в 50 раз «мощнее» человека). Однако в отличие от сверхманевренности колибри, на фоне соперников вертолет «Колибри» чем-то напоминает пятиклассника, который «не может дотянуться до перекладины и просит подсадить».
Кто или что «подсадит «Колибри»? На вопрос о «слабости», представители Еврокоптер кивают на «козни» конкурентной борьбы и национальные особенности русской души. Насчет конкуренции понятно, а по поводу души, нужно перефразировать, «какой русский не любит быстрой езды». Какой русский не любит захватывающих дух полетов. Немецко-французский рационализм нам не подходит. «Если мощи, так до дури». Низкая энерговооруженность сужает сферу использования, которая с появлением нового конкурента Robinson R66 станет еще уже.
История ЕС120 подтвердила простую истину: не всякая новинка обречена на успех. Признание на рынке – это наивысшая оценка, которую заслужить нужно. Неудачи есть у всех, за примерами не нужно далеко ходить (В417 или В427), в том числе и у лидеров. Сила и искусство производителя в том, чтобы достойно выйти из любого положения. Кстати, в Еврокоптер почувствовав слабости «Колибри», уже подумывают над заменой двигателя. К 2013 году EC120B должен получить новую силовую установку (пусть в рамках программы green helicopter). А пока, если Вам не жаль лишних денег, покупайте ЕС120В «Колибри» и летайте на здоровье и для души, и для дела.
Так жилец или не жилец? Уже и не знаю. Вам решать. Знаю лишь, что при всей своей миниатюрности птички невероятно драчливы и могут за себя постоять! Сможет ли постоять за себя вертолет «Колибри», посмотрим.