Начало «Наше вертолетное хозяйство. Часть 1. Производство.» читайте на странице http://www.aex.ru/docs/3/2009/10/28/853/
Ремонт воздушных судов – один из этапов жизненного цикла, обусловленный износом, старением и повреждением техники в процессе эксплуатации, включающий работы по восстановлению работоспособности и ресурса самих изделий и/или их составляющих частей и агрегатов. Ремонт определяет продолжительность и качество эксплуатации. В нашем вертолетном хозяйстве ремонт не только играет важную роль из-за различий летно-технической эксплуатации вертолетов и самолетов (условия применения, режимы, циклы нагружения и т.п.), но и в силу национальных особенностей приобрел гипертрофированные формы по целому ряду причин.
Во-первых, высокая долговечность и сохранность советской техники в самых неблагоприятных условиях позволили существенно раздвинуть границы эксплуатации. Кто мог подумать, что срок службы наших вертушек вплотную приблизится к полувековому рубежу?!
Во-вторых, заложенная планово-предупредительная стратегия эксплуатации и ремонта техники по ресурсу (когда ремонт должен быть выполнен вне зависимости от технического состояния техники, «не сделай, но запиши»), привела к выполнению «ненужных» работ. Длительность эксплуатации наряду с небольшими межремонтными ресурсами породили солидные объемы и высокую интенсивность ремонта и соответственно статьи расходов на ремонт техники и доходов, с которыми нельзя не считаться.
В-третьих, низкая интенсивность использования гражданской техники и резкое сокращение армейской авиации Вооруженных сил после развала Варшавского договора привели к огромному высвобождению техники. Избыток дешевой техники сыграл с нами злую шутку. В ходе раздела советского парка вертолеты десятками скупались за бесценок. Еще десять-пятнадцать лет назад можно было купить самый большой вертолет Ми-26Т за полтора миллиона долларов (сумма, которую вертолет зарабатывает за два месяца), что уж говорить о цене на «восьмерки» (Ми-8/17) или «кашки» (Ка-32). Зачем покупать новый, если можно купить б/у, отремонтировать и летать.
В-четвёртых, доставшаяся в наследство мощная советская система ремонта (только одно из ведущих предприятий за 30 лет своего существования отремонтировало целую армию – 6000 вертолетов), оказавшись без загрузки, готова была работать за любые деньги. Сегодня наши ремонтные предприятия предлагают ремонт за 20% стоимости нового вертолета. Кто купит новый? Никто!
В-пятых, в смутные 1990-е были утеряны сложнейшие технологические процессы. В результате, ряд агрегатов невозможно было произвести, поэтому мы вынуждены их бесконечно ремонтировать.
Крушение и последующий раздел вертолетной державы привели к серьезным катаклизмам и потрясениям всей вертолетостроительной отрасли и, как следствие, смене курса: от производства к ремонту, точнее – «дешевому» ремонту. Мгновенное обогащение одних и развращение других породило появление круга новых русских хозяев, смутно представляющих сам процесс эксплуатации. Многие до сих пор так и не поняли, зачем выполнять регламентные работы или ремонт. На любой отказ техники, например, помпаж двигателя – один ответ: «Сколько дать экипажу, чтобы полетел»?
Неудивительно, что владельцы, которые живут «одним контрактом», не собирались покупать новые вертолеты, в лучшем случае их можно было уговорить на «дешевый» ремонт. В результате, особо активные и предприимчивые, бросились на поиски «дешевого» ремфонда. В кратчайшие сроки ремонт «под ручку» с утилизацией «почистили» все аэродромы, склады АТИ, свалки и загашники, которые в советские времена не могли вывезти десятками лет. Брали все. И битые, и не битые вертолеты, упавшие и просроченные двигатели, редукторы и агрегаты с истекшими сроками консервации, без формуляров и паспортов. Торговля ремфондом превратилась в доходный бизнес, в который втянулись заводы производители. Целые отделы и команды разъезжали по бывшему Союзу и дальнему зарубежью. Ремонт из технологий восстановления превратился в переборку (разобрал-собрал), когда один хвостовой вал, собирался из трех…
Богатое наследство бывшего Союза и низкая платежеспособность населения «развратили» вертолетное хозяйство. Ремонтом стали заниматься «все, кому не лень». Со временем образовалась пестрая палитра предприятий, которые и делят между собой ремонтный «пирог».
Ремонтное предприятие
|
Продукция
|
География
|
Вертолеты
|
||
ОАО «СПАРК»
|
Ми-8Т/МТ/АМТ/МТВ-1
|
г. Санкт-Петербург, РФ
|
ОАО «НАРЗ»
|
Ми-8Т/МТ/АМТ/МТВ-1,
Ми-6/6А, Ми-10К, Ми-26Т
|
г. Новосибирск, РФ
|
ОАО «356 АРЗ» МО
|
Ми-8Т/МТ/МТВ-1, Ми-2
|
Энгельс, РФ
|
ОАО «Омский завод ГА»
|
Ми-8Т/АМТ/МТВ-1
|
г. Омск, РФ
|
ОАО «ЮТэйр-Инжиниринг» (завод 36)
|
Ми-8Т/МТ/АМТ/МТВ-1, Ми-2
|
г. Тюмень, РФ
|
ОАО «МАЗ №73 ГА»
|
Ми-8Т/МТ/МТВ-1
|
г. Магадан, РФ
|
ФГУП «12 АРЗ» МО
|
Ми-8Т/МТ//МТВ-1
|
г. Хабаровск, РФ
|
ФГУП «150 АРЗ»
|
Ми-8Т/МТ/МТВ-1, Ка-32
|
г. Калининград
|
ОАО «810 АРЗ» МО
|
Ми-8Т/МТВ-1, Ми-24
|
г. Чита, РФ
|
419 АРЗ МО
|
Ми-8, Ми-24
|
Горелово, Санкт-Петербург, РФ
|
ЗАО «МАРЗ РОСТО»
|
Ми-2
|
п/о Черное Московская обл.
|
ЗАО «КВЗ-Ремсервис»
|
Ми-8Т/МТВ-1/Ми-17
|
г. Казань, РФ
|
ОАО «УУАРЗ»
|
Ми-8Т/МТ/АМТ/МТВ-1
|
г.Улан-удэ, РФ
|
ОАО Роствертол
|
Ми-26, Ми-2, Ми-24
|
г. Ростов на Дону, РФ
|
ОАО ОКБ «Ростов-Миль»
|
Ми-2
|
г. Ростов на Дону, РФ
|
Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»
|
Ми-24, Ка-50/52
|
Арсеньев, РФ
|
КумАПП
|
Ка-26/27/29/32
|
г. Кумертау, РФ
|
ФГУП 20 АРЗ
|
Ми-8Т/МТВ-1, Ка-28/29/32
|
Пушкин, Санкт-Петербург, РФ
|
322 АРЗ
|
Ка-27/29/32, Ми-8
|
Воздвиженка, Уссурийск, РФ
|
ГП «Оршанский АРЗ»
|
Ми-8Т/МТ/МТВ-1
|
г. Орша, Белоруссия
|
ОАО «558 АРЗ»
|
Ми-8Т/МТ/МТВ-1
|
г. Барановичи, Белоруссия
|
ГП МОУ
|
Ми-8Т/МТ/МТВ
|
г. Севастополь, Украина
|
Конотопский АРЗ
|
Ми-17/24/35/26, Ми-2
|
Конотоп, Украина
|
«ЧАРМЗ»
|
Ми-8Т/МТ/МТВ-1
|
г. Чирчик, Казахстан
|
ОАО «АРЗ №405»
|
Ми-8Т/МТ/МТВ-1
|
г. Алма-Ата, Казахстан
|
ЗАО “HELISOTA”
|
Ми-8Т/МТ/МТВ-1
|
г. Каунас, Литва
|
АРП “LOM PRAHA”
|
Ми-8Т/Ми-17/17-1В, Ми-2
|
г. Прага, Чехия
|
АРЗ «БИЕН ХОА»
|
Ми-8Т/МТВ/Ми-17/17-1В/ Ми-172
|
Вьетнам
|
Компания “Airfright Aviation Ltd.”
|
Ми-8Т/МТ/МТВ-1
|
г. Шаржа, ОАЭ
|
Компания «Хеликоптерос дель сур»
|
Ми-17/Ми-8МТВ/МТВ-1
|
г. Лима, Перу
|
Двигатели
|
||
ОАО «Климов»
|
ТВ3-117
|
г. Санкт Петербург, РФ
|
УЗГА
|
ТВ3-117, ТВ2-117, ГТД-350
|
г. Екатеринбург, РФ
|
ФГУП «12 АРЗ»
|
ТВ3-117
|
г. Хабаровск, РФ
|
«218 АРЗ»
|
ТВ3-117, ТВ2-117
|
г. Гатчина, РФ
|
ФГУП «150 АРЗ»
|
ТВ3-117
|
г. Калининград, РФ
|
695 АРЗ
|
Д-136
|
г. Арамиль (Екатеринбург), РФ
|
ОАО «Мотор Сич»
|
ТВ3-117, Д-136
|
г. Запорожье, Украина
|
Луганский АРЗ
|
ТВ3-117
|
г. Луганск, Украина
|
Главные редукторы
|
||
Красный Октябрь
|
ВР-14/24/252
|
г. Санкт-Петербург, РФ
|
Редуктор ПМ
|
ВР-8А/14/26
|
г. Пермь, РФ
|
В структуре сохранились ремпредприятия МГА и мощная военная прослойка из АРЗ МО, которые выросли из бывших ремонтных мастерских, стали хорошо зарабатывать на ремонте, что не могло быть незамеченным. С потерей заказов в борьбу за ремонт активно включились серийные заводы, а также предприятия бывших советских республик и стран соцлагеря. В целом, сложилась неоднородная система ремонта со своими прошлыми достижениями и нынешними проблемами (одна из таких «мин замедленного действия» заложена на Украине, где после «развода» осталась мощная база ремонта вертолетов и двигателей).
Широкий спектр и несбалансированность привели к тому, что ремонт серьезно различается по объему, глубине и, соответственно, цене и качеству. Как можно, например, сравнивать ремонт двигателя Д-136 на украинском «Мотор Сич» и российском Арамиле. Один – производитель, другой – ремзавод минобороны, но первый – это заграница, а второй – наш собственный.
Структуру и общий объем ремонта вертолетов и двигателей можно оценить лишь приблизительно. 1400 вертолетов парка воздушных судов ГА РФ прошли 7050 ремонтов (5 ремонтов на вертолет), в том числе Ми-8Т/МТВ/АМТ/171/172 – 70,3%, Ми-2 – 22%, Ка-26 – 7,1%, Ка-32 – 0,3%, Ми-26 – 0,2%. Чтобы за год налетать полмиллиона часов (налет вертолетов государств-участников «Соглашения о ГА и об использовании воздушного пространства» в 2008 году составил чуть более 570000 часов) потребуется отремонтировать не менее 350 вертолетов и 700 двигателей (без учета сроков службы и досрочного прекращения эксплуатации).
Главная проблема ремонта – это проблема качества - качества, определяющего безопасность полетов. Приведу два, на мой взгляд, характерных примера взаимосвязи качества ремонта и аварийности.
Первый – после ремонта втулки НВ Ми-26 произошло два (!) последовательных опасных отказа, когда на выключении лопасть не вставала на упор. Вы представляете себе удар лопасти гиганта о хвостовую балку? Только благодаря грамотным действиям экипажа все закончилось благополучно.
Второй пример – дюжина (то, что известно) «ремонтных» рулевых винтов – «двойников», разрушение лопасти одного из которых стало причиной катастрофы Ми-8 «ЮТэйр» в Либерии. И никакая система контроля и сертификации качества, ни государства, ни эксплуатанта не стали непреодолимым препятствием для «умельцев от ремонта».
Определяющее значение в обеспечении качества и препятствия на пути контрафактных запасных частей и серого ремонта имеет позиция властей. Роль государства – не в личном участии в процессе ремонта с помощью разрешений/запретов, лицензий и сертификатов, перераспределении технологий и ремкомплектов, а в создании механизмов управления (самоуправления) процессами. Рычагами такого механизма должны стать открытость («народ должен знать»), переход на цивилизованный ремонт по техническому состоянию (превращение системы вымогательства в систему инноваций в качество), привлечение разработчика, который, прикрываясь красивыми заявлениями и обещаниями, десятками лет не устраняет опасные конструктивные недостатки и дефекты, приводящие к серьезным последствиям.
Рассмотрим некоторые основные тенденции ремонта на примере одного из главных ремонтных предприятий РФ – Новосибирского авиаремонтного завода (НАРЗ). Объемы и динамика изменения ремонтной продукции, в сравнении с производством Казанского вертолетного завода (КВЗ), представлены на рисунке.
Видно, как с увеличением межремонтных сроков и ресурсов наметилась тенденция сокращения объемов ремонта. При этом нельзя забывать, доля государственного заказа не превышает 10% от общего объема товарной продукции. Налицо торможение ремонта. По мнению руководителей рем предприятий, одна из причин, препятствующих развитию – возраст работающих, вторая – узкая специализация производства.
Глядя на диаграммы возраста и образования работников, можно сказать, что омоложение работающих не привело к профессиональному росту, а значит и качества. Что касается производительности и заработной платы, сравнение НАРЗ и КВЗ выдает интересную картинку.
Наименование показателя
|
КВЗ
|
НАРЗ
|
Численность работающих, чел., 2008 г.
2007 г.
|
7000
|
695
717
|
Средняя заработная плата, руб., 2008 г.
2007 г.
|
15279
12126
|
23720
16395
|
Производство и ремонт вертолетов, ед. 2008 г.
2007 г.
|
55
33
|
43
50
|
Динамика производства и ремонта – разнонаправлена (производство – вверх, ремонт – вниз). На этом фоне начинает набирать силу передача ремонтных технологий эксплуатирующим организациям. Сначала подписывались контракты на ремонт вертолетов на территории заказчика (Пакистан, Перу…). Потом, начиная с 2005 года, уже на наземное оборудование для выполнения ремонтных работ за рубежом и создания сервисных центров. В том же году начинается работа по созданию сервисного центра (СЦ) ТОиР вертолетов в г. Хартум (Судан). В настоящее время центр сертифицирован на выполнение всех форм ТО, капитально-восстановительного ремонта вертолетов типа Ми-8, Ми-17, Ми-17-1В и Ми-171 и уже приступил к ремонту трех вертолетов Ми-8/17. География СЦ постепенно расширяется: Венесуэла (Ми-17, Ми-35, Ми-26), Мексика (г. Веракруз, Ми-17), на очереди: Ангола, Бангладеш, Йемен, Перу и другие. Открылся СЦ в ОАЭ. Еще два – в Латинской Америке. В планах создание СЦ в странах Ближнего Востока, Ираке и Афганистане. Прорабатывается вопрос регионального СЦ в ЮАР.
По словам руководства «Вертолетов России», количество СЦ за рубежом планируется довести до 23-х. В заявления, что эти центры будут заниматься модификацией и переоборудованием моделей по последнему слову техники, верится с трудом (достаточно посетить Судан), но ремонт действительно становится шире: функционально и географически. Функционально – рамки ремонта распространяются на сопровождение эксплуатации, сервисное обслуживание, обучение, поставку запасных частей, средств обучения и тренажеров. Географически – начинает формироваться международная система ремонта, модернизации, обучения и сопровождения эксплуатации российских вертолетов (внедряются новые, перспективные, западные методики, технологии, средства ремонта и обучения).
Наконец, новая международная вертолетная интеграция (обучение, ремонт и модернизация вертолетов российского производства в интересах НАТО), нацеленная на компенсацию нехватки вертолетных ресурсов альянса, объединила новых игроков. США и Украина уже занимались подготовкой иракских вертолетчиков на Ми-8/17. Украина готова вступить в любую международную инициативу, лишь бы занять производственные мощности и кадровый потенциал. Недавно, наряду с Францией и Великобританией. она стала членом договора о фонде Многонациональной вертолетной инициативы. 26 октября в Братиславе министры обороны девяти стран-участниц НАТО Чешской Республики, Албании, Венгрии, Норвегии, Польши, Словакии, Испании, Турции и Великобритании подписали договор о намерениях по вертолетам HIP (натовское обозначение Ми-8). Руками бывших советских граждан Чехия превратилась в главного международного специалиста по эксплуатации «восьмерок». Израиль – в центр модернизации. Наши советские кадры, которые не нашли достойного применения в родных стенах, теперь ремонтируют вертолеты наших друзей и противников. Кто ремонтировал грузинские вертолеты? Выпускники советских вузов! То, что международная интеграция складывается без нас, ущербно для обеих сторон. С одной стороны, изоляция никому не приносила добра. А с другой – в погоне за дешевыми контрактами НАТОвцев и ООНовцев ожидает «западня» бессмысленных аварий и катастроф и серьезные проблемы с сопровождением эксплуатации столь разных типов техники (переучивание, логистика…).
Итак, мощная, незагруженная, неоднородная система ремонта, с неэффективной системой управления качеством продукции, постепенно меняется. Меняется в лучшую сторону. Однако скорость и глубина изменений зависит не только от членов английского клуба. Наша система ремонта чем-то напоминает большой, старый, добрый корабль, который пытается развернуться в небольшой бухте, чтобы вырваться на оперативный простор, но возможностей и умений на мостике явно недостаточно. «Свистать всех наверх»!