Бобрышев приступил к выполнению своих новых обязанностей 15 сентября 2009г. Он принял дела у Игоря Сергеевича Шевчука, которого, по рекомендации совета директоров, назначил на должность Генерального Конструктора. Два месяца – достаточный срок, чтобы понять общую обстановку на предприятии и начать действовать. Сначала - рассказать общественности о том, какие меры будут предприниматься новым руководством, чтобы решить застарелые проблемы знаменитой на весь мир самолетостроительной фирмы.
Пока Бобрышев молчит, мы поинтересовались у его коллег по авиапрому, каких шагов они ожидают от нового руководителя АО «Туполев».
Вопрос: Несколько месяцев Ту-204 находится под напором критики со стороны авиакомпании Red Wings и авиационных властей, недовольных качеством изготовления самолета и его силовой установки. Однако в ходе расследования конкретных отказов выяснилось, что эксплуатирующая организация не всегда аккуратно осуществляла обслуживание своего самолетомоторного парка. Как Вам видится ситуация сегодня? Что нужно сделать, чтобы "снять" остающиеся вопросы?
Отвечает Александр Иванович Рубцов, генеральный директор лизинговой компании «Ильюшин Финанс» (ИФК): В компанию «Туполев» пришел новый руководитель. Александр Петрович Бобрышев – человек с большим производственным опытом, бывший генеральный директор крупного авиационного завода в Новосибирске, поработавший в правительственных структурах. У меня есть ощущение, что приход нового руководителя позитивно будет влиять на ситуацию в фирме «Туполев» в целом, и в ОКБ и на заводах. У него есть хватка, он чувствует и завод, и конструкторов. У меня есть ощущение, что с приходом Александра Петровича у нас появятся положительные сдвиги в ситуации с Ту-204. Во-первых, с точки зрения организации и управления структурами фирмы «Туполев», а во-вторых, с созданием и сопровождением продуктов этой компании.
Что касается конкретной ситуации с Ту-204, то я вижу две составляющие проблемы. Наша задача заключается в улучшении работы с поставщиками. Если мы чувствуем, что болезнь не лечится, то нам надо менять поставщиков, в том числе и на западных. Будем на это идти, если не будет чувствоваться позитивной динамики. Что касается гарантийной поддержки, сервисного обслуживания, то мы будем, с одной стороны, наращивать потенциалы складов запасных частей и услуг, которые поставляет наша компания ИФК – Техник. С другой – нажимать на завод, чтобы и там поднять качество и responsiveness - быстроту реагирования на наши потребности и замечания со стороны завода. Это будет делаться обязательно.
Что касается авиакомпании Red Wings, то ей предстоит очень широкий фронт работ, потому что авиатехника любит квалифицированный уход, и российские самолеты здесь не исключение. Если этого ухода недостаточно, если не полностью выполняются все программы и предписания, то, конечно, случаются и определенные сбои. Поэтому я считаю, что свою половину дороги нужно будет пройти и авиакомпании, в деле совершенствования ее процедур, качества подготовки кадров, наличия наземного оборудования и приспособлений.
Знаете, когда в голом поле выстраивается авиакомпания, у нее мало наземного оборудования и запасных частей и трудно ожидать выдающихся результатов. Авиакомпания должна обрасти кадрами, наземным оборудованием, опытом. И это приходит со временем. Поэтому мы считаем, что Red Wings надо пройти свою часть пути, а не кивать только на качество изготовления самолета и силовой установки. Думаю, что половина проблем - в людях, которые эксплуатируют технику и в процедурах которые приняты в авиакомпании. Таково мое внутреннее убеждение, потому что у нас такого рода проблем с другими заказчиками не существует.
Вопрос.Как Вы будете строить взаимоотношения с Александром Бобрышевым, недавно избранным президентом АО «Туполев»?
Отвечает Елисеев Юрий Сергеевич, генеральный директор ММПП «Салют»: Надеюсь на взаимовыгодное сотрудничество. Сегодня интересы «Салюта» и «Туполева» сходятся на Ту-334 – новом стоместном магистральном авиалайнере для линий малой и средней протяженности. Если самолет пойдет в серию и поступит в авиакомпании, то я уверен, он покажет себя одним из лучших в своей нише. Порой слышатся голоса, что он – невыгодный. Почему невыгодный, кому не выгодный?! Классный самолет, с высокими тактико-техническими данными, комфортный для пассажиров. Успешно прошел сертификацию. Будет серия – и будет выгодный. Надо запустить его в серийное производство, поставить на крыло. Уверен, что самолет будет летать, приносить прибыль авиакомпаниям.
Кроме того, мы предлагаем свою помощь по силовым установкам для самолетов Дальней Авиации марки «Ту».
Что касается личных отношений - они у нас были нормальные когда Александр Петрович руководил Новосибирским АПО. Фронтовой бомбардировщик Су-34 принят на вооружение, на НАПО разворачивается его серийное производство. Не преувеличивая, скажу, что в том есть заслуга не только Бобрышева и коллектива НАПО, но и «Салюта» тоже. Мы ведь предоставляли двигатели, ремонтировали их бесплатно для того, чтобы летали опытные Су-34, чтобы шли летные испытания. Шли на это сознательно, поскольку рассчитывали на перспективу.
Вместо заключения:
Нетрудно заметить, что ответы опрошенных нами руководителей системообразующих предприятий отечественного авиапрома предполагают различные сценарии развития событий на Туполеве. В свою очередь, президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Алексей Федоров обнародовал планы реорганизации ОАК с образованием трех бизнес единиц «ОАК – Боевая Авиация», «ОАК – Коммерческая Авиация» и «ОАК – Специальная Авиация». Согласно этим планам, фирма «Туполев» будет разделена на «гражданское» и «военное» направление, причем первая часть войдет в состав «ОАК – Коммерческая Авиация», а вторая часть станет основой формирования «ОАК – Специальная Авиация». Задача по разделению единого коллектива только добавляет сложности накопившимся проблемам с дальнейшим производством и эксплуатацией самолетов марки «Ту».
Пожалуй, самая острая из имеющихся проблем связана с судьбой проекта Ту-204. На основе базовой модели пассажирского авиалайнера Ту-204-100 в классе вместимости 210 кресел создано большое семейство самолетов различного назначения, в том числе - для президентского авиаотряда и министерства обороны РФ. Между тем, с момента первого полета самолета и по настоящее время, Ту-204 подвергаться жесткой критике. У проекта есть как страстные приверженцы, так и непримиримые враги. И не случайно: сегодня Ту-204 – единственное предложение отечественного авиапрома в самом массовом секторе рынка гражданской авиатехники. По различным оценкам, в течение следующих 20-25 лет авиакомпании всего мира приобретут от 10 до 15 тысяч (!) самолетов класса Ту-204 и его ближайших иностранных конкурентов - AirbusA320 и Boeing737.
В последние несколько месяцев к непрекращающимся нападкам противников Ту-204 всех мастей добавилась жесткая критика со стороны авиакомпании Red Wings – крупнейшего эксплуатанта самолетов данного типа. А совсем недавно, со ссылкой на ответственных лиц в ОАК, появились сведения о предстоящем частичном свертывании линии сборки Ту-204 на ульяновском заводе «Авиастар-СП». Это делается для того, чтобы разместить на освобождаемых за счет программы Ту-204 площадях линию конвертации в грузовые уже ставших ненужными пассажирским авиаперевозчикам Airbus А320 первых лет выпуска. Реализация данного решения неизбежно повлечет за собой снижение темпов выпуска конечной продукции на «Авиастаре».
В общем, положение вокруг «Туполева» и его проектов непростое. Дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от позиции Александра Бобрышева, от того, сможет ли он сплотить вокруг себя коллектив фирмы «Туполев».