Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Техника/технологии Статья

Российская «оборонка» - пора принимать срочные меры!

Сергей Иванов - о создании и поставках вертолетов и перспективах развития вертолетостроения


12 ноября 2009 года / Ольга Поспелова / Aviation EXplorer
 

2 ноября в Москве в Белом доме состоялось очередное заседание Военно-промышленной комиссии (ВПК) при Правительстве РФ. В числе основных вопросов повестки дня рассматривались две темы, имеющих важное значение для всего российского оборонно-промышленного комплекса. Первая. О ходе выполнения решений ВПК при Правительстве РФ и мероприятий Государственной программы вооружения (ГПВ) на 2007 – 2015 гг. в части создания и поставок вертолетов и перспективах развития вертолетостроения. Вторая. Об образовании рабочей группы «высокого уровня» по модернизации и инновационному развитию оборонно-промышленного комплекса.

Открывая заседание, Председатель ВПК, Вице-премьер Правительства РФ Сергей Иванов, отметил актуальность и возросшую необходимость решения ряда проблемных вопросов, связанных с развитием отечественного вертолетостроения. По мнению заместителя главы Кабмина, сегодня пора обратить особое внимание на «узкие места» не только в российском самолетостроении, но и в сфере создания и производства «винтокрылых машин». В том числе настало время сформулировать конкретные предложения по консолидации и укреплению потенциала предприятий вертолетостроительной отрасли в целях наращивания объемов производства современных вертолетов, равно как и по мерам, необходимым для ее поддержки.
 
Не секрет, что Россия традиционно занимала и занимает ведущие позиции в мировом вертолетостроении, создав за годы существования этой отрасли десятки различных типов вертолетов, предназначенных для решения широкого круга военных и гражданских задач. И многие вертолеты отечественного производства по уровню характеристик не имеют зарубежных аналогов, представляя собой перспективную «платформу» для развития и укрепления экспортного потенциала страны.
 
Российские Ми-8 и его модификации, «тяжелые» Ми-26, многоцелевые Ка-226, боевые Ми-24, корабельные Ка-31 и многие другие «винтокрылые машины» давно вызывают интерес зарубежных заказчиков, пользуются большим спросом и летают практически во всех уголках мира. Поэтому российское вертолетостроение традиционно рассматривают не просто как отрасль промышленности, но и как часть экономической политики государства, тесно связанную с ВТС и внешнеторговой деятельностью.
 
Кроме того, ведь вертолетостроение не существует само по себе.  Это еще и сотни сопутствующих ему производств и структур, от агрегато- и двигателестроения, сервисных предприятий и поставок комплектующих до развития сферы грузо- и пассажирских вертолетных авиаперевозок, оказания гуманитарной помощи и медицинских услуг, обеспечения  поисково-спасательных операций, мониторинга окружающей среды, организации туристического бизнеса, включая аэротакси. А, следовательно, развитое и устойчивое вертолетостроение предполагает десятки тысяч рабочих мест, надежных и обеспеченных финансово, что отнюдь немаловажно, особенно в довольно сложных современных экономических условиях.
 
Оценивая состояние и перспективы развития отечественного вертолетостроения, Сергей Иванов заметил, что сегодня его «можно охарактеризовать как относительно благополучную отрасль авиастроения, которая после резкого спада производства заметно увеличила объемы выпуска вертолетов».
 
Например, по данным статистики, за последние три - четыре года производство «винтокрылых машин» в России почти удвоилось и в этом году может составить около 200 единиц. Наметилась и еще одна позитивная тенденция. После длительного периода единичных поставок, объем закупок вертолетов в рамках государственного оборонного заказа (ГОЗа) заметно возрос. Так, за период с 2007 по 2009 гг. Минобороны России должно получить в общей сложности 64 новых вертолета, в том числе 27 Ми-28Н, 7 Ка-52 и 3 Ка-50, 19 Ми-8, 6 учебных вертолетов «Ансат» и другие.
 
В целом же, как комментируют в Военно-промышленной Комиссии, в настоящее время наблюдается устойчивый спрос на вертолеты российского производства на среднесрочную перспективу, что обеспечивает предприятиям холдинга «Вертолеты России» - ведущей отечественной компании по выпуску вертолетов - стабильную планово-прибыльную деятельность. Тем не менее, подчеркнул Председатель ВПК: «Не будем забывать, что в основном производство вертолетов все еще обеспечивается экспортными контрактами. Поэтому «почивать на лаврах» еще рано, впереди много напряженной работы».
 
Действительно, по данным Минтранса России, только для обновления парка вертолетов гражданской авиации до 2020 г. требуется примерно 1000 вертолетов, из которых 800 приходятся на экономичные легкие «машины».
 
Что касается актуальных проблем отечественной вертолетной индустрии и методов их решения, участники заседания ВПК обратили внимание на ряд вопросов. И, прежде всего, на значительное моральное и физическое устаревание существующего парка вертолетов государственной авиации. Оснащенность, например, армейской авиации в России современными вертолетными комплексами составляет сегодня менее 10 %. Аналогичная картина складывается в авиации ФСБ, МВД и МЧС РФ. Иными словами, здесь пора принимать срочные меры, в буквальном смысле, почти уже «реанимационные».
 
«Наша задача заключается в том, чтобы за период до 2020 г. довести показатели исправности вертолетного парка армейской авиации до 90 %, а оснащенности новыми комплексами – до 80 %», - констатировал Сергей Иванов, - «Задача – сложная, но без ее своевременного решения говорить об обеспечении боевой готовности нашей армейской авиации – не приходится».
 
Еще одной, весьма острой и злободневной проблемой остается отсутствие на территории нашей страны серийного производства вертолетных двигателей. Как известно, большинство отечественных вертолетов на сегодняшний день укомплектовывается двигателями украинского производства. А это порядка 250 силовых установок в год. Тем временем, два основных российских промышленных предприятия в Москве и Санкт-Петербурге (ММП им. В.В. Чернышева и Завод им. В.Я. Климова), около двух лет назад определенные на уровне высшей государственной власти как способные выпускать конкурентоспособные вертолетные двигатели, до сих пор так и не получили в достаточной степени необходимой им поддержки и финансирования. И потому, касательно этой темы, по-прежнему ограничиваются ремонтами и изготовлением ряда пусть важных, но все же отдельных узлов и агрегатов, не считая, конечно, НИОКР.
 
«Обращаю внимание: решение этого важнейшего вопроса (по выпуску вертолетных двигателей отечественного производства) необоснованно затягивается», - заявил Сергей Иванов, - «Кроме того, Минобороны и Минпромторг до сих пор не согласовали условия использования изготавливаемых в России двигателей на вертолетах, поставляемых в рамках государственного оборонного заказа, что ставит под угрозу срыва выполнение его заданий».
 
Не менее актуальной задачей, по словам Вице-премьера Правительства, является и ликвидация отставания в области бортового радиоэлектронного оборудования и высокоточного вооружения, которое «на данный момент
не обеспечивает всепогодное и круглосуточное применение отечественных вертолетов».
 
Следующий вопрос повестки дня заседания ВПК был посвящен ходу работ и выполнению задач по модернизации и инновационному развитию отечественного оборонно-промышленного комплекса в целом.
 
Напомним, что 26 октября 2009 г. под руководством Президента России  Дмитрия Медведева прошло совещание по вопросу «О соответствии качества вооружения и военной техники современным требованиям развития Вооруженных Сил Российской Федерации и военно-технического сотрудничества».
 
 В соответствии с принятыми на нем решениями, Правительству РФ поручено до 1 декабря текущего года сформировать рабочую группу «высокого уровня» по модернизации и инновационному развитию оборонно-промышленного комплекса в составе федеральных министров и руководителей иных органов исполнительной власти.
 
Как отметил Председатель ВПК, Вице-премьер Сергей Иванов, фактически речь идет о создании нового координационного органа, обеспечивающего объединение интеллектуальных, организационных и материальных ресурсов Минобороны России, других государственных заказчиков, предприятий промышленности всех форм собственности. В целях: «оснащения Вооруженных Сил Российской Федерации современными образцами вооружения и военной техники в объемах, соответствующих их перспективному облику; создания и производства вооружения, военной и специальной техники, отвечающих современным требованиям обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также военно-технического сотрудничества с иностранными государствами».
 
В этой связи участники заседания ВПК подробно обсудили вопросы концептуального и организационно-технического характера, связанные с формированием рабочей группы.
 
 
Материал подготовлен при информподдержке ВПК при Правительстве РФ

Ольга Поспелова



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Роман Гусаров
Гибридизация авиации - кто первый?
Роман Гусаров
Двигатель 177С – время пришло
Роман Гусаров
Ещё один шаг к ПД-35
Роман Гусаров
Легкий боевой Як-130М
Роман Гусаров
В России создаются гибридные авиационные силовые установки
Роман Гусаров
Авиапром России: ответы на вопросы
Константин Лантратов, ПАО "ОАК"
Операция «Сертификация». Когда воздушное судно может перевозить пассажиров?

Андрей Богинский об импортозамещенном SJ-100 и ремоторизации Суперджетов предыдущей генерации



Ростех
О выполнении гособоронзаказа в 2023 году
AVIA.RU
О самом важном в авиапроме за прошедший год
AVIA.RU
Опытное механообрабатывающее производство на ОДК-Кузнецов
Виталий Сютин
Интересная работа и надежность: на Производственный комплекс «Салют» приглашают 1700 сотрудников
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 3
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 2
Роман Гусаров
Новые тренажеры для российских самолетов
Роман Гусаров
Двигателестроение в Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли России. Часть 1
Роман Гусаров
SJ-100 не SSJ100
Александр Яковлев
О самолетах для первоначального обучения пилотов
Роман Гусаров
SSJ-NEW и МС-21 – ЦАГИ дает добро
Кузьма Михайлов
Разговор об отечественной Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте
Роман Гусаров
RADIUS – цифровая платформа поддержки эксплуатации SSJ-100 и МС-21
Евгений Берсенев
О чем Путин "ругался" с министром транспорта Савельевым
AVIA.RU
Российские технологии на NAIS 2023
Михаил Коробович
Надежность высокого полета!
Роман Гусаров
Когда ждать МС-21-310 РУС
AVIA.RU
Награждение победителей конкурса «Авиастроитель года»
Виктор Чуйко
Возвращение главной выставки российского двигателестроения
АК Якутия
Авиакомпания «Якутия» выполнила первый C-Check на территории РФ самолета Bombardier Q300
Иван Дмитриенко
Когда пассажирские самолеты полетят без человека за штурвалом
Анатолий Липин
Переход на север истинный
Илья Вайсберг
Самолет без возраста
В.Шапкин, А.Пухов
Современные факторы создания сверхзвукового гражданского самолета нового поколения
Роман Гусаров
Для кого варится несъедобная каша?
Евгений Жуков
Сколько российских самолётов понадобится для полного импортозамещения
Владимир Мазенко
Самолет, как у президента: что известно про Ил-96, который способен заменить Boeing и Airbus
Евгений Жуков
Что будет с "Боингами" в России и с "Боингом" без России?
Александр Книвель
Гражданское авиастроение вчера, сегодня. А завтра?
Николай Таликов
Ил-114: трудный путь ... в жизнь
Роман Гусаров
Почему Украина не восстановит Ан-225 "Мрия"
Сергей Чемезов
«Удар был сильным, но не отправил нас в нокаут»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBg6YW
Транспортные услуги: http://perevozki.youdo.com/garbage/flat/repair/window/, описание.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/city/loaders/, гарантии.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer