Цифры из доклада представителя Гос НИИ ГА РФ Осипова Н.Д. оказались гораздо шире рамок программы Ми-2, и позволили не только соединить мои разрозненные элементы в некую цельную структуру, но и посмотреть на все наше вертолетное хозяйство под разными углами.
Обзор, если позволите, будет построен по привычной уже схеме: производство; использование по назначению… Единственное отличие – ремонт, который у нас играет гораздо более существенную роль. Кроме того, чтобы поддерживать интерес, а не вываливать все сразу, материал будет разбит на несколько частей. Сегодня первая часть – разговор о Производстве.
Производство вертолетов
Первое, что сразу бросается в глаза, когда пытаешься вникнуть в производство вертолетов, оценки в разных источниках серьезно различаются.
Таблица 1 – Производство/поставка вертолетов
Годы
|
2003 г.
|
2004 г.
|
2005 г.
|
2006 г.
|
2007 г.
|
2008 г.
|
Производство/поставка
|
95
|
95
|
/78**
|
/90**
|
120*/81**
|
169*/
|
Примечания: * - ОАО «ОПК Оборонпром»
** - АССАД
Попробуем разобраться в хитросплетениях деятельности вертолетостроительной отрасли на примере двух последних лет. Если коротко об итогах прошлого года, по словам руководителей ОАО «ОПК Оборонпром»: «В 2008 году было поставлено заказчикам 169 вертолетов. Это на 40% больше, чем в 2007 году (120 вертолетов). По предварительным данным, выручка вертолетостроительного холдинга превысила 40 млрд. руб., что на 20% больше чем в 2007 году. Прибыль холдинга несколько снизилась и составила 1,56 млрд. руб. (в 2007 году она составляла 1,8 млрд.руб.)», на 13,3% меньше. Цифры впечатляют. Чтобы «пощупать» реальность прироста продукции, попытаемся представить итоги работы отрасли по отдельным предприятиям и типам вертолетов.
Таблица 2 – Итоги работы по предприятиям
Предприятия
|
Рентабельность
Миним/расчетн
|
2007 г.
|
2008 г.
|
Рост
|
УУАЗ
|
20-25/50-55
|
48
|
59
|
22,9%
|
КВЗ
|
30-35/70-75
|
33
в т.ч. 1 Ансат
|
55
-
|
66,7%
|
«Роствертол»
|
4-8/10-11*
|
29**
|
44,
в т.ч. 24 Ми-2
|
51,7%,
0%***
|
КумАПП
|
15-17/25-30
|
10
|
11
|
10%
|
Итого
|
69-75/155-171
|
120
|
169
|
40,8%,
20,8%***
|
Примечания: * - для больших машин;
** - получено как остальные (120 - 91=29);
*** - без ремонта Ми-2.
Таблица 3 – Итоги работы по типам вертолетов
Вертолеты
|
Расчетная рентабельность
|
2007г.
|
2008 г.
|
Рост
|
Ми-8/17
|
110-120
|
80
|
114
|
42,5%
|
Ка-27/32
|
25-30
|
10
|
11
|
10%
|
Ансат
|
10
|
1
|
-
|
-
|
Ка-226
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Остальные
|
10-11
|
29
|
44
20*
|
41%,
0%*
|
Примечание: * - без ремонта Ми-2
Если присмотреться к данным таблиц, оказывается:
- Заявленный рост «производства» на 40% (40,8%) – исключительно благодаря увеличению выпуска вертолетов Ми-8/17 (42,5%). В тоже время, если УУАЗ увеличил производство почти на 23% и превысил свой прежний расчетный уровень рентабельности, то КВЗ, несмотря на 66,7% роста производства, не только не достиг своего уровня рентабельности, но и уступил УУАЗ.
- Что касается роста на «Роствертоле», он получен за счет легких вертолетов Ми-2. Однако мы не производим Ми-2 (производителем вертолетов до недавнего времени оставался польский завод PZL Swidnik), поэтому учитывать ремонтные Ми-2 в изготовление не совсем корректно (тогда нужно учитывать и ремонт Ми-8/17, Ми-26, Ка-32 и т.д.). Во всем мире производители разделяют поставляемые вертолеты на новые и ремонтные.
- Без учета Ми-2 общий рост вертолетостроения в 2008 году вдвое ниже и составляет 20,8%, что, кстати, вполне коррелируется с ростом выручки. Кроме того, в графу производства попадают вертолеты с ремонтными агрегатами (по желанию заказчика). Ничего особенного в этом нет, но по разным данным, они могут составлять не менее 30% выпускаемой продукции, на что тоже нельзя закрывать глаза.
Наконец, самый обидный, на мой взгляд, итог – мы совсем не выпускаем новые модели вертолетов (практически остановились программы Ансат, Ка-226, Ка-60 и Ми-38, затерялся Ми-34), поэтому надеется на бурный рост особенно не приходиться. Кстати, задача резкого увеличения темпа производства оказалась достаточно серьезной и для лидеров мирового вертолетостроения. Проблема «разгона» производства потребовала совершенно новых, неординарных организационно-технических решений, но об этом как-нибудь в другой раз.
Итак, по существу, выпускаем один тип вертолетов Ми-8/17, которые без Ми-2 в 2008 году составили почти 80%, в 2007 году доля «восьмерок» была несколько ниже - 66,7%. «4 из 5» – достаточно неустойчивая «конструкция».
Для оценки деятельности любой отрасли необходимо выбирать критерии, наиболее точно отражающие протекающие в ней процессы. Для начала нам нужно четко разделить строительство новых машин и ремонт бывших в эксплуатации. В противном случае ремонт может полностью «накрыть» все новое.
В следующий раз поговорим о ремонте.