С 1 апреля 2004 года для российских грузовых лайнеров оборудованных двигателями Д-30КП 2-й серии закрыта дорога в Европу. Разработанный много лет назад двигатель сегодня не соответствует принятым в Европе экологическим стандартам. Острота возникшей проблемы очевидна не только специалистам. Как известно, сегодня Ил-76 основной транспортный самолёт как љМин. обороны, более 300 единиц, так и гражданской авиации, порядка 150 бортов, и более 300 - за рубежом. Большая часть из них находится в эксплуатации 10-15 лет. Уже много писалось о том, что в качестве кандидатов на предстоящую ремоторизацию парка ИЛ-76 рассматривались 2 двигателя: Д-30КП 'Бурлак' создаваемый НПО 'Сатурн' (г. Рыбинск) и ПС-90А-76 разработанный ОАО 'Авиадвигатель' (г. Пермь). Что же есть в активах конкурентов на сегодняшний день:
Д-30КП 'Бурлак'. Модернизация заключается в замене 3-х ступенчатого компрессора низкого давления на одноступенчатый вентилятор и увеличении степени двухконтурности с 2.2 в базовом двигателе до 3.65 в Д-30КП 'Бурлак'. Применение высокоэффективного малошумного вентилятора в сочетании с увеличением степени двухконтурности позволит снизить удельный расход топлива в двигателе примерно на 10%, увеличить ресурс и обеспечить его соответствие нормам ICAO главы 4 по шуму и по эмиссии. Увеличена взлетная тяга с 12 000 кг до 13 000 кг с сохранением до tn=+30C (стендовые испытания показали возможность увеличения тяги до 14000 кг.); повышена экономичность на 11%; увеличен межремонтный и назначенный ресурсы двигателя - в целом в 2 раза. Повышение экономичности 'Бурлака' заключается в снижении удельного расхода топлива с 0,71 до 0,64 кг/кг час, что позволяет экономить до 18% горючего в час. Это ведет к увеличению дальности полета или повышению коммерческой нагрузки. Главным преимуществом Д-30КП 'Бурлак' в НПО считают его минимальную стоимость за счет использования 75% деталей и узлов базовых серийных двигателей Д-30КП-2. По неофициальным сведениям, стоимость ремоторизации составит 36 млн. рублей, а при использовании комплекта КП-2 заказчика - 24 млн. рублей.
ПС-90А-76. - сертифицированный авиадвигатель не имеющий ограничений по максимальной часовой межремонтной наработке и назначенному ресурсу. Максимальная взлетная тяга составляет 16 тонн и сохраняется до t = +30 град.С и Н = 730 мм.рт.ст. Высотность аэродрома для запуска и работы до 3500 м, температура наружного воздуха -47:+45., экономия топлива по сравнению с Д-30КП2 составляет 18%. Обеспечивает лайнерам снятие ограничения по длине взлетно-посадочной полосы. Стоимость составляет по разным данным $3 - $4 млн.
К сожалению, за сопоставлением технико-экономических показателей можно упустить самое главное. Базовые двигатели ПС-90 и Д-30КП не назовёшь новым словом в двигателестроении, но так ли это важно. Сегодня, фактически идёт речь о продлении жизни старичку 76 - му, и сравнение двигателей всего лишь сводится к одному вопросу: какой из двух кандидатов позволит с минимальными затратами эксплуатировать данный тип самолёта до того момента, когда Россия сможет себе позволить разработку принципиально новой машины. Вот тогда и встанет вопрос о создании нового двигателя с современными характеристиками. Более того, у Мин. обороны и МЧС особые требования, и это не экологичность, а в первую очередь надёжность. Значит в споре двух производителей победит тот, кто предложит двигатель лучшего соотношения цена-надёжность, плюс простота обслуживания и минимальные эксплуатационные расходы. Сегодня мы можем сравнить только экономические показатели. Стоимость ремоторизации двигателями Д-30КП 'Бурлак' в 3- 3,5 раза ниже чем у ПС-90А-76. По данным озвученным представителями ФГУП ГосНИИ ГА, ремоторизация Ил-76 'Бурлаком' увеличит эксплуатационные расходы на 10%, а ПС-90А-76 на 25%. Внедрение Бурлака в серийное производство запланировано к 2007 году, а значит момент истины не за горами.