Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

Воздушная ярость: почему авиадебоши стали угрозой и как с этим бороться?

Агрессия в небе: тревожный тренд или новая реальность? 


17 марта 2025 года / Ольга Верба / Aviation EXplorer
 

Авиаперелёты во всём мире воспринимаются как удобный, быстрый и безопасный способ передвижения. Однако в последние несколько лет число пассажирских конфликтов на борту стремительно растёт, превращая воздушные суда в настоящую арену для скандалов и иногда даже драк. 

Верба Ольга Юрьевна
Доктор медицинских наук, Президент Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ), советник по аэрокосмической медицине компании S7 Airlines, сооснователь программы "Врачи на борту", член экспертного совета ESAM.

По данным Росавиации, в 2023 году в России зафиксировано более 15 000 случаев административных нарушений на борту самолетов, и это лишь официальные данные. Из них 47% сопровождались агрессивным поведением пассажиров, угрозами экипажу или прямым нарушением воздушной безопасности. Причём если ещё десять лет назад большинство подобных инцидентов было связано с курением на борту и попытками употребления нелегального алкоголя, то сегодня наблюдается рост числа конфликтов, инициированных повышенной раздражительностью, тревожными расстройствами и острыми психологическими реакциями у пассажиров. 

Международная практика также указывает на тревожную динамику: согласно отчёту IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) за 2023 год, количество серьезных инцидентов, требующих принудительных мер со стороны экипажа (включая физическое сдерживание пассажиров), выросло на 37% по сравнению с предыдущим годом. При этом более 60% всех случаев авиадебошей происходят на рейсах, длительность которых превышает 4 часа — это подтверждает гипотезу о связи агрессивного поведения с увеличением стресса и усталости во время длительных полетов. 

Эксперты авиационной медицины выделяют феномен "воздушной ярости" (air rage), причисляя его к системным проблемам гражданской авиации. Это не просто отдельные случаи неконтролируемой агрессии, а набор физиологических и психологических реакций, обусловленных воздействием факторов изоляции, гипоксии, ограниченности пространства и нарушений циркадных ритмов. Как утверждает Национальный центр биотехнологической информации США (NCBI), психологический стресс значительно усиливается на высоте более 10 000 метров, из-за чего даже у психически здоровых людей повышается уровень тревожности, а у склонных к паническим атакам пассажиров резко возрастает вероятность импульсивных, а порой неадекватных реакций. 

Президент Ассоциации авиационной медицины (АВАМ), доктор медицинских наук Ольга Верба отмечает: "Синдром воздушной ярости – это не только вопрос дисциплины. Это прежде всего медицинская проблема, связанная с особенностями работы нервной системы в условиях полёта. Люди, склонные к тревожным расстройствам, часто не осознают, что кислородное голодание и перегрузки на высоте могут стать катализатором неожиданной агрессии. Авиакомпаниям важно внедрять превентивные меры, чтобы минимизировать такие риски. В частности, АВАМ готовит предложения о полном запрете алкоголя в аэропортах и на борту самолетов».

Что такое "воздушная ярость" и почему она вообще возникает? 

Когда пассажир устраивает дебош на борту, это часто списывают на недостаток воспитания или алкогольное опьянение. Однако авиационные медики выявили ряд физиологических причин, из-за которых этот феномен возникает так часто. 

Ольга Верба объясняет: «Наш организм на высоте работает в изменённом режиме: воздух разрежён, давление другое, а в салоне пассажиры находятся в тесном, ограниченном пространстве. Всё это – мощнейшие триггеры стресса. Среди дебоширов нередко встречаются вполне уравновешенные люди, которые до полёта не проявляли никакой склонности к вспыльчивости. Но в кабинете самолёта их нервная система работает иначе." 

Исследования показывают, что сочетание трёх ключевых факторов приводит к вспышкам агрессии во время полётов. 

Три главных триггера авиадебошей: 

1️. Гипоксия и влияние кислородного голодания.

В салоне самолёта уровень кислорода на 25–30% ниже, чем на земле. Это приводит к легкой гипоксии у пассажиров: падает концентрация, учащается сердцебиение, возникает физиологическая тревожность.  Особенно чувствительны к этому люди с аэрофобией. Их тревожность повышается, и любая проблема воспринимается как угроза. 

2. Влияние алкоголя на высоте. 

Алкоголь в самолёте действует в 1,5–2 раза сильнее, чем на земле. Многие пассажиры пьют перед вылетом, чтобы расслабиться, но на высоте действие спиртного резко усиливается, меняя поведение: человек теряет контроль, усиливается раздражительность, повышается риск агрессии и неадекватной реакции. 

Интересный факт: на азиатских авиалиниях, где культура алкоголя менее развита, случаев авиадебошей на 40% меньше, чем в западных странах. 

3. Ощущение бессилия и социальные раздражители.

Тесные сиденья, недостаток личного пространства, очереди, крики детей – всё это нормальные ситуации, которые на земле не вызывают сильного стресса.  Но в самолёте, где невозможно просто встать и уйти, эти раздражители воспринимаются как угроза комфортному состоянию. 

Ассоциация врачей авиационной медицины обращает внимание на то, что ускорившийся ритм жизни многих людей провоцирует вспышки агрессии даже в обычных условиях, полеты же проявляют накопленный стресс, как лакмусовая бумага. «Пассажиры чувствуют себя заложниками обстоятельств, - Отмечает Ольга Верба. - Их раздражение усиливается, а нервная система уже ослаблена условиями полёта. В такой ситуации даже спор с соседним пассажиром или нехватка еды могут стать "спусковым крючком". 

Какие меры принимаются в России? 

До недавнего времени бортпроводникам и пилотам приходилось справляться с хулиганами фактически только уговорами, ограничиваясь устными предупреждениями и просьбами соблюдать правила поведения на борту. Однако с ростом числа серьёзных инцидентов безопасность полётов вышла в приоритет, и меры против авиадебоширов стали намного жёстче и системнее.

  • Уголовная ответственность: В России за агрессию на борту пассажир может получить не просто штраф, а до 5 лет лишения свободы. Причём мировой опыт доказывает эффективность подобных санкций: например, в США, согласно данным Федерального управления гражданской авиации США (FAA), с 2021 года количество инцидентов с авиадебоширами сократилось на 50% после введения ужесточённых наказаний, вплоть до тюремных сроков и многотысячных штрафов.
  • Чёрные списки авиадебоширов: Авиаперевозчики по всему миру начали активно вводить персональные "стоп-листы", куда заносятся наиболее буйные пассажиры. В России аналогичная практика уже применяется, и человек, попавший туда, может быть лишён права полётов на несколько лет с учетом степени тяжести нарушения. Однако проблема чёрных списков в том, что они пока не единые для всех авиакомпаний — за границей системы более строгие. Например, в Великобритании авиаклиенты, занесённые в чёрный список одной компании, автоматически получают временный запрет на перелёты в других авиалиниях страны.
  • Фиксация дебоширов на борту: С 2022 года бортпроводники в России получили разрешение использовать пластиковые наручники и фиксаторы в ситуациях, когда пассажир представляет угрозу для экипажа или других пассажиров. В Китае, например, подобная практика существует уже более десяти лет, и строгие меры физического сдерживания позволили снизить уровень опасных инцидентов на борту на 30% за последние пять лет. Более того, в Сингапуре и ОАЭ использование силы к агрессивным авиадебоширам разрешено даже в превентивных целях, если их поведение сигнализирует о потенциальной угрозе безопасности полёта.

Ольга Верба поясняет: "Никакая агрессия на борту не может быть безнаказанной. Современные меры уже помогают контролировать авиадебоши, и это даёт положительные результаты. Но этого недостаточно. Важно не только наказывать нарушителей, но и работать на профилактику ситуации. Мы в Ассоциации авиационной медицины уделяем особое внимание пассажирам, испытывающим стресс в полете. Недавно в России появился сервис поддержки пассажиров «Летать здорово!», который помогает людям справляться с тревогой и избегать конфликтов ещё на начальных этапах".

Что делает сервис "Летать здорово!"? 

Не каждый пассажир становится авиадебоширом, но многие испытывают стресс во время полётов. Закрытое пространство, турбулентность, долгие задержки и даже необходимость часами сидеть в одном положении — всё это может вызывать тревожность или раздражение.

Люди, страдающие аэрофобией, испытывают физиологический страх высоты, который может переходить в панические атаки, а у тех, кто подвержен повышенной тревожности, полёт может провоцировать раздражительность и неконтролируемые эмоциональные всплески. Чтобы помочь пассажирам минимизировать тревожность, подготовиться к полёту и научиться управлять своими эмоциями, создан сервис "Летать здорово!". Этот проект даёт людям доступ к профессиональным рекомендациям и практическим инструментам, которые помогают избежать стрессовых ситуаций в воздухе.

 Как работает "Летать здорово!"?

- Онлайн-консультации по контролю тревожности перед полётом. Пассажиры могут заранее подготовиться к путешествию, узнать, какие практики помогут оставить страх перед полётом в прошлом, а также ознакомиться с методами психологической саморегуляции.

- Психологическая поддержка перед рейсом. Можно получить рекомендации по настройке на спокойный полёт, методы, позволяющие избежать внезапного стресса в аэропорту (где у многих и зарождается тревога), а также советы по реакциям на непредвиденные ситуации.

 - Советы по дыхательной гимнастике, методикам расслабления. Техники, проверенные авиационными психологами, помогают снизить уровень тревоги во время взлёта, прохождения турбулентности и посадки.

Почему это важно?

 Международный опыт показывает, что подобные сервисы работают во многих странах. Например, в США и Великобритании существуют "Аэронервные центры", где пассажирам ещё до вылета предлагается пройти курс быстрого управления стрессом. В Сингапуре и Японии используются виртуальные тренинги и приложения, которые симулируют опыт полёта, знакомят пассажиров с процессами управления самолётом и тем самым снижают их страхи перед неопределённостью.

 Ольга Верба подчёркивает: "Психологически подготовленный пассажир в 90% случаев ведёт себя спокойно даже в самых дискомфортных ситуациях. Это значит, что чем больше людей будут владеть техниками саморегуляции, тем реже мы будем слышать об авиадебошах. "Летать здорово!" создан именно для того, чтобы дать людям уверенность, комфорт и спокойствие во время путешествий».

Как вести себя, если рядом дебошир?

Если вам не повезло оказаться на одном ряду с авиадебоширом, придерживайтесь четырёх золотых правил: 

Избегайте контакта. Разговор с агрессором может только усилить его вспышку ярости. 

Сообщите экипажу. Бортпроводники обучены решению таких ситуаций — дайте им возможность вмешаться. 

Избегайте ответной агрессии. Вспыльчивость в ответ на провокацию только усугубит ситуацию. 

Держите дистанцию. Если ситуация выходит из-под контроля, просите пересадку. 

"Воздушная ярость" — это не плохое воспитание

Сегодня все очевиднее, что это системная проблема, имеющая чёткие медицинские, психологические и социальные причины. Фактором риска может быть перегруженная нервная система пассажира, разреженный воздух, тревожность перед полётом, или даже простая усталость и нехватка комфорта на высоте.

СМИ сегодня часто публикуют информацию о катастрофах или инцидентах в воздухе. Это тоже заставляет пассажиров тревожиться и способствует вспышкам агрессии на борту. Даже если вероятность попасть в авиапроисшествие минимальна, постоянный поток негативных новостей формирует у пассажиров подсознательную настороженность, иногда перерастающую в открытую панику. В таких условиях стрессовые факторы, присутствующие в полёте, работают ещё сильнее, провоцируя гнев, раздражительность и неконтролируемое беспокойство.

Государство и авиакомпании уже предпринимают жёсткие меры, ограничивая авиадебоширов в перелётах, вводя чёрные списки и позволяя экипажу задействовать силовые методы. Однако наказания не решат проблему целиком — гораздо важнее предотвращать вспышки агрессии среди пассажиров. Запрет на алкоголь перед полётом, работа с тревожными пассажирами, активное внедрение сервисов поддержки типа "Летать здорово!" — всё это может стать эффективными инструментами борьбы с авиахулиганством и вернуть воздушным путешествиям комфорт и безопасность.

 В то же время, по мнению врачей авиационной медицины, бороться с авиадебошами нужно не только с помощью жёстких наказаний, но и через грамотную профилактику. Люди должны понимать, какие физиологические процессы с ними происходят во время полёта, как управлять своим стрессом и тревожностью. Чем спокойнее пассажиры, тем безопаснее авиация в целом.


Ольга Верба



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Ольга Верба
Воздушная ярость: почему авиадебоши стали угрозой и как с этим бороться?
Алексей Кондратов
Итоги НАИС 2025
AVIA.RU
Победители премий «RUSky service award» и «Воздушные ворота России»
Лариса Брынцева
NAIS-2025 – такого у нас ещё не было
Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?



Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer