Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Российские технологии

Ещё один шаг к ПД-35

28 октября 2024 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

Вызовы «новой реальности» сформировали перед отечественной авиационной промышленностью сверхзадачу – в кратчайшие сроки довести до стадии серийного производства новые отечественные самолеты. Мало того, что сроки невероятно сжаты, так и решать эту задачу нам предстоит как в старые времена советской эпохи – обеспечить выпускаемую технику отечественными компонентами, базирующимися исключительно на отечественных технологиях. Пожалуй, никому в мире в таких условиях решать подобные задачи ещё не приходилось. Ведь речь идет о высоких технологиях, обладателями которых являются считанные страны мира. И если западные производители имеют доступ к технологическому обмену, мы его, под различными предлогами, были лишены и в досанкционный период. Особенно когда речь шла о вершине технологий – авиадвигателестроении. Несмотря на это и сложность таких разработок в полной изоляции, Россия обладает достаточной научной школой и производственным потенциалом для решения задач, самой сложной из которых является создание двигателя большой тяги ПД-35.

Сегодня мы с нетерпением ожидаем завершения работ и начала поставок самолетов МС-21 с двигателем ПД-14 и Суперджет-100 с ПД-8. Это самолеты для самого массового и востребованного сегмента авиаперевозок. На этом фоне вопрос создания широкофюзеляжного самолета нового поколения как бы отошел на второй план. Между тем, он стоит не менее остро. Россия – огромная страна и закрыть все направления только среднемагистральными самолетами не представляется возможным. Если только не «скакать» по стране с промежуточными посадками. И ключевым в решении этой задачи стоит создание двигателя нового поколения ПД-35.

ПД-35  (Перспективный двигатель тягой 35 тонн) – это семейство перспективных  двухконтурных турбореактивных двигателей в классе тяги от 24 до 50 тонн. Применимо к гражданскому самолетостроению, такой двигатель позволит приступить к созданию двухдвигательного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета либо провести ремоторизацию существующего Ил-96-400М.

К сожалению, и это вполне ожидаемо, первоначальные сроки разработки двигателя сдвигаются вправо, причем существенно. И это движение началось ещё до СВО, когда появились более важные первоочередные задачи, решением которых теперь занимаются в ОДК. В чем же сложность и почему все движется так медленно? В первую очередь это обусловлено тем, что двигатель такой размерности, диаметр вентилятора которого превышает 3 метра, нельзя создать путем простого масштабирования уже испытанного и сертифицированного ПД-14. Большие размеры — это большие веса, а значит колоссальные нагрузки на конструктивные элементы.

Чтобы увеличить надежность, можно ещё больше увеличивать массу деталей, а это опять рост веса и нагрузок. Получается замкнутый круг, обусловленный прочностными характеристиками традиционных материалов. Именно по этой причине есть понимание, что создать современный, эффективный и надежный двигатель  без применения новых материалов и передовых технологий изготовления, не представляется возможным. Ещё в 2020 году в одном из своих выступлений генеральный конструктор "ОДК-Авиадвигатель" Александр Иноземцев констатировал, что в современной магистральной авиации доминируют двухконтурные турбореактивные двигатели, и это сохранится на многие десятилетия. Причем, сохраняется тенденция роста степени двухконтурности двигателей, обеспечивающая улучшение удельных показателей по расходу топлива. Как следствие, с каждым поколением растут габаритные размеры силовых установок. "Поэтому в большом двигателе снижение массы — это вопрос, стоящий практически на первом месте".

Полноразмерный макет двигательной установки ПД-14

По этой причине ещё на старте проекта были определены 18 критических технологий, каждая из которых сродни технологической революции. Ключевые из них - создание лопатки вентилятора из композиционных материалов, корпуса вентилятора с применением полимерных композиционных материалов, высокоэффективного и надёжного компрессора высокого давления, малоэмиссионной камеры сгорания, технологии изготовления рабочих лопаток турбины высокого давления из перспективных жаропрочных сплавов, создание деталей турбины их композиционных материалов на керамической матрице, создание мотогондолы с ламинарным обтеканием, применение аддитивных технологий, и деталей из интерметаллидных титановых сплавов, и другое.

Для реализации этих 18 критических технологий было принято решение об их отработке на уже существующем двигателе ПД-14. Да, не все из них экономически целесообразны к применению на двигателе такой размерности, так как на меньших масштабах не дают заметного улучшения характеристик, но в качестве конструктивной отработки технологий, уже испытанный двигатель подходит идеально. И вот как-то очень буднично и без особого информационного ажиотажа, на прошедшем в августе форуме «Технопром» ОДК впервые продемонстрировала демонстратор вентилятора газотурбинного двигателя, изготовленного из полимерных композиционных материалов.

Рабочая лопатка вентилятора из полимерных композиционных материалов

«Вентилятор прошёл весь комплекс испытаний, и мы уверены во внедрении этих технологий в современные двигатели следующего поколения… Вентилятор, который изготовлен из полимерных композиционных материалов, обладает меньшей массой. Это ключевое преимущество. Если лопатка вентилятора двигателей пятого поколения, таких как ПД-14, это полая лопатка, изготовленная из титанового сплава, весит 7 килограмм, то лопатка, изготовленная из полимерных композиционных материалов, на 25% имеет меньшую массу… В авиации главное – это безопасность. При внештатных ситуациях, например, попадании постороннего предмета в двигатель с титановой лопаткой, на опору газотурбинного двигателя передаются высокие нагрузки. В аналогичной ситуации с лопатками из полимерного композиционного материала, нагрузки на подвеску двигателя, на корпус существенно ниже. Мы также уделяем особое внимание композиционным материалам для высокотемпературных деталей — это керамические композиционные материалы, армированные бескислородным углеволокном, и полимерные композиционные материалы», - рассказал журналистам генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин.

Можно сказать, что сделан ещё один важный шаг к созданию двигателя ПД-35. Поскольку на вентилятор приходится порядка 20% массы двигателя, переход с металлической лопатки на композиционные даст уменьшение массы двигателя на сотни килограмм. Не говоря уже о повышении надежности и ресурса двигателя. Производство опытных композиционных лопаток было освоено на базе Пермского политехнического университета. Выпуск же серийных лопаток предполагается на рыбинском "ОДК-Сатурн".

Рабочие сопловые лопатки, выращенные с помощью аддитивных технологий

Также, на прошедшем в Москве Международном форуме двигателестроения, ОДК впервые представила рабочие и сопловые лопатки турбины низкого давления двигателя-демонстратора технологий ПД-35, изготовленные с помощью аддитивных технологий. Использование 3Д-печати, особенно в опытном производстве, позволяет изготавливать детали максимально точной формы и в значительно более  сжатые сроки. Как уже было сказано, аддитивные технологии также входят в число критически важных и их разработка и внедрение необходимы для создания перспективных авиационных двигателей.

С сожалением приходится констатировать, что информация по продвижению проекта ПД-35  скудна. И это можно понять, в современной политической обстановке реализация таких проектов требует тишины. Но и совсем не рассказывать об отечественных технологических достижениях, в условиях, когда нас пытаются убедить в неполноценности и отсталости, было бы неверно. Впрочем, в неофициальных беседах осведомленные люди говорят, что по ПД-35 есть заметные продвижения. Ещё раз хочется повторить, что это технологии, доступные лишь единицам стран. А значит Россия остается в области науки, авиастроения и авиадвигателестроения в этом элитарном клубе мировых технологических лидеров.   


Роман Гусаров


комментарии (3):

Dawdler      28/10/2024 [16:24:56]#1
Б.Н. Ельцин - Боже, храни Америку. Америка нам поможет - \"помогла\".

Dawdler      28/10/2024 [16:25:07]#2
Б.Н. Ельцин - Боже, храни Америку. Америка нам поможет - \"помогла\".

Dawdler      28/10/2024 [16:25:09]#3
Б.Н. Ельцин - Боже, храни Америку. Америка нам поможет - \"помогла\".





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»



Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за сентябрь 2021

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer