Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Дмитрий Викторович!
Вы уже почти год возглавляете Росавиацию – важнейшее ведомство, от которого зависит устойчивая и безопасная работа всего воздушного транспорта страны.
Воздушный транспорт имеет стратегическое значение для Российской Федерации. Он повышает связанность территории, о чём всегда говорит наш Президент. И вопросы его функционирования постоянно в центре внимания Правительства.
Президент особо подчёркивал, что перелёты должны быть более доступными. А за шесть лет нам предстоит в полтора раза увеличить их интенсивность, что потребует и комплексного подхода, и слаженных действий не только органов власти, но и частных организаций и компаний, науки, промышленности, цифровой индустрии, строительного комплекса и, конечно, всего большого авиационного сообщества.
Как обстоят дела сейчас, в летний период авиационного сообщения, сколько всего совершено перевозок пассажиров? И каково в целом состояние отрасли?
Д.Ядров: Уважаемый Михаил Владимирович!
Прежде всего, хочу высказать Вам слова благодарности. На нашей прошлой встрече я Вам докладывал о ситуации, связанной с подготовкой кадров в наших высших учебных заведениях, колледжах, училищах. Вы тогда оказали содействие, поддержали. Были выделены средства из федерального бюджета на восстановление парка наших учебно-тренировочных вертолётов, поддержание лётной годности учебно-тренировочных самолётов и повышение уровня заработной платы инструкторов.
В настоящее время все контракты заключены, часть из них уже реализована. Оставшаяся часть будет реализована до конца года. И уверен, что поддержка, которую вы оказали, способствует повышению качества выпуска наших курсантов, будущих пилотов отрасли.
В отношении первого полугодия основным показателем у нас остаётся перевозочная деятельность, то, как функционируют аэропорты, авиакомпании. За это время уже перевезено более 51 миллиона пассажиров, что на 7,6% больше, чем за аналогичный период 2023 года. По внутренним воздушным линиям – 38,7 миллиона. Хочу особо отметить, что у нас растёт процент полётов минуя Москву, уже составляет 63,3%. Активно растут международные полёты – рост 23,2%. В настоящее время мы можем осуществлять авиасообщение с 36 иностранными государствами, а наши авиакомпании летают в 25 стран.
Безусловно, без поддержки, которую оказывает Правительство Российской Федерации, Министерство транспорта, таких показателей достигнуть было бы невозможно. В первую очередь это касается программ субсидирования. У нас действуют три традиционные программы – это программа доступности магистральных перевозок, развитие маршрутов в обход Москвы, а также социальные маршруты на Дальнем Востоке.
До конца года мы планируем перевезти по этим программам 4,15 миллиона пассажиров. Это будет реализовано в рамках 420 уникальных маршрутов, льготные билеты по которым будут предоставляться. А если взять период январь – июнь, мы уже перевезли 2,2 миллиона пассажиров.
Это также поддержка наших закрытых аэропортов центральной части страны, юга. В конце мая совместно с Министерством транспорта и Министерством обороны мы открыли аэропорт Элиста. Уверенно растёт пассажиропоток. Уже перевезено более 8,3 тысячи пассажиров, выполнено 70 рейсов. Рейсы выполняют авиакомпании «Аэрофлот», Red Wings.
Отдельно остановлюсь на летнем расписании как наиболее интенсивном, в том числе с учётом массовых отпусков, это июль – август.
Традиционно в гражданской авиации летнее расписание начинается в апреле и заканчивается в октябре. По состоянию на июль уже перевезено 40 миллионов пассажиров. Мы видим уверенный рост на внутренних перевозках, это 31 миллион. Активно также идёт рост по международным воздушным линиям.
Особо хочу сказать о высокой кресельной загрузке. В среднем она составляет 88%, а если взять отдельные авиакомпании-лидеры, к примеру, авиакомпанию «Победа», то кресельная загрузка достигает 95%. Авиакомпании «Сибирь» и «Азимут» показывают тоже высокую загрузку – порядка 93%. Это в первую очередь говорит о высоком спросе на авиаперевозки со стороны наших граждан.
Также хочу отметить высокий рост отдельных групп авиакомпаний. Это «Аэрофлот» и «Россия» – растут порядка 21,5% по перевозкам в летний период. И надо отметить группу аэропортов. Тут лидером является аэропорт Шереметьево как крупнейший хаб, в том числе трансферных пассажиров, – рост 25,5%. Высокий рост показывают Владивосток и Красноярск – 18%, Калининград и Екатеринбург – по 13%.
К концу сезона мы планируем перевезти 73,3 миллиона пассажиров, что на 6,4% больше, чем за летний период прошлого года. И особо отмечу, что из 73,3 миллиона 69% – это перевозки по 18 нашим туристическим регионам, которые определены Минэкономразвития.
Таких результатов, безусловно, можно достичь только при слаженной работе авиакомпаний, аэропортов, всех служб обслуживания воздушного движения, авиадиспетчеров, а также центров по техническому обслуживанию и ремонту. Уверен, что со всеми поставленными задачами мы справимся.
М.Мишустин: Очень важно, что, несмотря на беспрецедентное санкционное давление, отечественная авиация продолжает развиваться. И не только сама авиация, это инфраструктура, аэродромы, система управления. Открываются новые маршруты, Вы сказали об этом. То есть всё меньше необходимости делать где‑то пересадку или лететь в Москву, чтобы обратно возвращаться в сторону того же Дальнего Востока.
Но самое главное – это выполнить задачи, которые перед нами поставил Президент. Мы за шесть лет должны отремонтировать, привести в порядок 75 аэропортов. Это и взлётно-посадочные полосы, это и здания.
Мы с Вами посещали на прошлой неделе Дальний Восток и Сибирь, были в Магадане, Хабаровске, Новосибирске, Горно-Алтайске, где осмотрели, как идут работы по модернизации инфраструктуры, строительству полос, строительству, кстати, замечательных терминалов.
Ещё некоторое время назад были также в Грозном, в Чеченской Республике, где тоже идёт строительство большого аэропорта.
Как насчёт всех остальных аэропортов из 75?
Д.Ядров: В настоящее время в нашей стране 228 аэродромов гражданской авиации. А с учётом поручения Президента по повышению авиационной подвижности к 2030 году будет 242 аэродрома гражданской авиации. Совместно с Министерством транспорта Росавиация сформировала перечень из 129 аэродромов, которые подлежат дальнейшему развитию. Они делятся на две группы. Первая – это 76 аэродромов, подлежащих реконструкции и новому строительству. Мы это делаем в рамках поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. В настоящее время совместно с Минэкономразвития мы провели отбор этих аэродромов, и они уже включены в проект национального проекта «Эффективная транспортная система».
Отбор осуществлялся по четырём основным критериям. Первый из которых – это снятие ограничений по режиму эксплуатации, которые будут сдерживать рост пассажиропотока данных аэродромов к 2030 году. Второй критерий – это техническое состояние. Это те аэродромы, на которых не производилась реконструкция более 20 лет. Третий блок – это новые аэродромы как драйвер развития авиационного сообщения. И четвёртое направление – это переходящие мероприятия из прошлой пятилетки.
Из этих 76 аэродромов 35 будут построены и реконструированы по ранее данным поручениям Президента. 29 аэродромов находятся в Дальневосточном федеральном округе. Это имеет тоже важное значение, потому что Президент поставил задачу к 2030 году обеспечить перевозки на Дальнем Востоке до 4 миллионов пассажиров.
И третье, на чём хочу акцентировать внимание, это реализация реконструкции и строительства в рамках механизма государственно-частного партнёрства, что позволит дополнительно привлечь 104 млрд рублей.
В настоящее время перечень аэропортов, подпадающих под концессию, сформирован. На прошлой неделе Виталий Геннадьевич Савельев провёл совещание с инвесторами. 26 аэропортов уже готовы приступить к реализации, инвесторы дали добро. По двум аэропортам мы находимся в стадии переговоров и до 1 сентября их завершим.
Вы были на Дальнем Востоке и в Сибири и видели, как реализуются проекты с привлечением инвесторов. Они обсчитывают каждый рубль, они понимают, что это их вложенные средства. И понимают, какая окупаемость у них должна быть и к чему они придут к 2030 году.
Также хочу отметить, что со следующего года мы уже готовы приступить к реализации реконструкции на 14 аэродромах, 7 из которых будут реконструированы в рамках ГЧП. По одному аэродрому у нас концессия уже подписана – это Омск-Фёдоровка. По второму аэродрому – это Горно-Алтайск – Вы дали поручение, мы подпишем до конца этого года. И поставленные Вами задачи по реализации ГЧП мы завершим в те сроки, которые обозначены.
Второй блок, тоже важнейший, – это проведение капитального ремонта. В настоящее время определено 53 аэродрома, которые нуждаются в данных видах работ. Они будут реализованы в рамках создаваемого фонда инфраструктуры воздушного транспорта. Но помимо проведения капитального ремонта мы планируем в рамках данного фонда осуществить закупку светосигнального оборудования, что позволит воздушным судам приземляться в сложных метеорологических условиях, а также строительство легковозводимых модульных аэровокзальных комплексов на аэродромах с малой интенсивностью. Это, безусловно, повысит качество обслуживания наших пассажиров.
Уверен, что с 2025 по 2030 год эти 129 объектов будут завершены.
М.Мишустин: Все объекты, которые мы с Вами посетили на Дальнем Востоке и в Сибири, показывают, что эффективность наших усилий зависит от того, как выстроен диалог с инвесторами, насколько внимательно к ним относятся, насколько сходимость финансовой модели получается. И государственная поддержка, конечно, должна быть чётко рассчитана.
Обратная связь с людьми – об этом Президент всегда говорит – это тоже важнейший фактор успеха, в том числе и построения инфраструктуры для воздушных гаваней, для того чтобы сделать воздушные путешествия для наших людей комфортными, безопасными.
Другой вопрос. Росавиация осуществляет около 50 государственных услуг. Это требует серьёзного подхода к трансформации всей системы управления, цифровой системы.
Как здесь обстоят дела? Как выстроена система администрирования, связанная с информационными технологиями, внутри Росавиации?
Д.Ядров: В настоящее время Росавиация оказывает 43 государственные услуги, 31 из которых уже выведена на Единый портал государственных услуг и осуществляется полностью в цифровом виде.
Ведём работу по сокращению сроков оказания государственных услуг и количества подаваемых документов. Уже 10 государственных услуг полностью оптимизировано. До конца года оптимизируем ещё 21 государственную услугу. И к концу 2024 года 17 услуг у нас оптимизируется более чем на 50%. Часть из них, безусловно, массовые, часть напрямую влияют на работу бизнеса.
Остановлюсь на нескольких, которые мы на сегодняшний день уже оптимизировали.
Оформление сертификата лётной годности. Срок оказания этой государственной услуги сокращён на 70%. А если говорить о количестве подаваемых документов, то оно сократилось на 50%.
Второй блок – это сертификация организаций по техническому обслуживанию и ремонту. Это особенно актуально в текущих реалиях санкций. Срок оказания государственной услуги сократился на 60%, а количество подаваемых документов – с пяти до одного.
Если взять сертификацию авиационной техники как единый комплекс, то по аккредитации сертификационных центров и лабораторий нам удалось сократить срок оказания государственной услуги на четыре месяца, а сертификацию разработчиков и изготовителей авиационной техники – в частности, по новым самолётам – на два с половиной месяца.
Также, понимая актуальность полётов беспилотных воздушных судов, мы поработали над сокращением сроков по учёту беспилотников. Сократили на 50% срок оказания государственной услуги и сократили объём документов с восьми до одного. И международные перевозки для наших авиакомпаний – также по ним сокращён срок оказания государственной услуги на два с половиной месяца.
Конечно, нам есть куда стремиться, есть что делать и в 2025 году. Мы активно общаемся с бизнесом, получаем обратную связь от наших граждан. Уверен, что в следующем году результаты будут ещё лучше.
М.Мишустин: Очень важно, чтобы мы сделали всё необходимое для динамичного развития всей отрасли, создания новых возможностей Росавиации. Построили соответствующую инфраструктуру. Отремонтировали полосы, построили новые, комфортные, современные здания аэропортов. По всем необходимым стандартам и регламентам исполняли все решения, связанные с безопасностью полётов.
Хочу пожелать в этом вам успеха.
Д.Ядров: Спасибо.