Как подчеркнула в самом начале вебинара доктор медицинских наук, президент АВАМ,сооснователь программы «Врачи на борту» исервиса для пассажиров «Летать Здорово», Ольга Верба, опыт работы с проявлениями аэрофобии у врачей авиационной медицины огромный. Однако в настоящее время актуальность этой темы резко возросла, в частности, в связи с многочисленными сообщениями о возросшем количестве случаев вспышек ненависти, насилия и абьюза«деструктивных» пассажиров и дебоширов во время полета и проявления так называемой «воздушной ярости». Причинами агрессивного поведения нередко является страх авиаперелёта, который во многих случаях сопровождается употреблением алкоголя. Свою роль сыграли и негативные публикации в СМИ о воздушном транспорте. Известны даже случаи, когда страхи и тревоги становятся причиной отказа от авиаперелёта.
Модератор вебинара, психолог и преподаватель кафедры психологии Новосибирского Государственного медицинского университета и руководитель Института повышения квалификации медицинских работников Наталья Шевченко в свою очередь отметила, что в настоящее время наблюдается рост обращений со стороны персонала аэропортов и служб бортпроводников по поводу тревожного состояния пассажиров до начала полёта и в ходе его.
Кандидат медицинских наук, врач-психиатр и психотерапевт, главный врач клиники «Аэролаб» Наталья Забылина обозначила тенденции проявления аэрофобии за последние несколько лет и в настоящее время. По ее словам, проблема возникла с появлением первого летательного аппарата – боязнь оторваться от земли заложена в каждом человеке. Боязнь перелётов может быть как отдельной, так и составной частью других фобий и психических расстройств человека (тревожно-депрессивных и невротических состояний). В большинстве случаев аэрофобия сочетается с другими психическими заболеваниями, что усложняет процесс лечения и профилактику.
В ходе вебинара Ольга Верба привела интересные данные: эксперты одного из сервисов по продаже авиабилетов провели опрос – боитесь ли вы летать на самолётах. Доля опрошенных распределилась следующим образом: 21% ответили, что боятся, но всё равно летают, 11% - боятся до такой степени, что практически всегда предпочитают другие виды транспорта, а 53% сказали: нет, не боимся! Имелось в виду, что они не испытывали глобального страха. Были и такие, у кого раньше был страх, но они его перебороли, но их немного – всего 5%. А оставшиеся 10% никогда об этом не задумывались, потому что на самолётах никогда не летали. Наталья Забылина назвала основные причины возникновения аэрофобии по итогам последних исследований. У каждого, кто ей подвержен, причины индивидуальны, но, тем не менее, стало возможным выделить общие факторы развития этого состояния. К ним относятся различные стрессовые ситуации, пережитые во время полёта. Как правило, они связаны с неблагоприятными погодными условиями, сильной турбулентностью, неопытностью экипажа, что могло, например, вызвать жёсткую посадку, Накопившийся отрицательный опыт данного перелёта оказывает влияние на психику человека и при последующих.
Как подчеркивает Ольга Верба, своё влияние оказывает и активное освещение резонансных авиакатастроф в СМИ. Информационная доступность способствует возникновению аэрофобии даже у тех, кто не страдал ей никогда. Другой причиной аэрофобии является страх за состояние своего здоровья. Он возникает у тех, кто уже имеет хронические заболевания, например, сердечно-сосудистой системы, а также у кого повышенное давление. Такая же проблема возникает у тех, кто совершает перелёт после операции. Такой категории пассажиров могут помочь консультацией только специалисты по авиационно-космической медицине. Они могут объяснить, в каких состояниях перелёты совершать нельзя, а если можно – как правильно подготовиться к нему. Кстати, Ольга Верба сообщила, что не так давно был создан онлайн сервис «Летать здорово!», с помощью которого консультацию эксперта можно получить дистанционно.
Частой причиной аэрофобии, как отметили эксперты вебинара, бывает недоверие к экипажу, который может не иметь достаточного опыта, а также быть уставшим. Кроме того, страх аваперелётов может быть вызван и другими болезненными состояниями – боязнь высоты и клаустрофобия. При этом все проявления аэрофобии делятся на две большие группы: вегетативные симптомы (напряжение, тревоги, страхи), тахикардия и другие физиологические проблемы. К психическим симптомам относятся беспокойство, раздражительность, снижение концентрации внимания и качества сна накануне вылета, ночные кошмары, утомляемость, сниженная работоспособность. В СМИ в настоящее время активно обсуждаются такие проявления аэрофобии, как агрессивность, конфликтность и раздражительность. Но обычное волнение перед полётом – это нормальное проявление инстинкта самосохранения. Изолированная аэрофобия встречается редко и, как правило, ей предшествует посттравматическая история – либо человек сам пережил аварию или катастрофу, либо по этой причине потерял близких.
На вебинаре разбирали и конкретные ситуации. Совсем недавно в медиасреде обсуждался инцидент во время рейса, который выполняла одна из самых благополучных с точки зрения безопасности полётов авиакомпания. Самолёт попал в турбулентность и терял высоту до 2000 метров. Для многих пассажиров этот эпизод имел серьёзные психологические последствия. Как выводить пострадавших пассажиров из такого состояния? Об этом рассказала в своем докладе Наталья Шевченко. По ее словам, пассажирам этого злополучного рейса рекомендована психологическая помощь в рамках острого стрессового состояния. Успех будет гарантирован, если начать оказывать эту помощь как можно раньше. Как правило, выход из этого состояния занимает около 3 месяцев.
Эксперты также поделились опытом предприятий воздушного транспорта в деле решения этой проблемы. Случаи тревожного расстройства оказывают негативное влияние на работу воздушного транспорта – рейс задерживается и это раздражает других пассажиров, которые могут опаздывать на мероприятия. А если самолёт неожиданно разворачивается и совершает вынужденную посадку, авиакомпания испытывает финансовую нагрузку. В 2023 году наблюдался резкий рост случаев агрессии, к которой приводила аэрофобия. В статистических данных одного из агентств по продаже авиабилетов фактор аэрофобии отмечен как ключевой среди тех, которые влияют на статистику продаж.
Проявление аэрофобии наблюдается не только в полёте, но и в аэропорту на разных этапах перелёта – от регистрации пассажиров до ожидания посадки в самолёт в «чистой» зоне. На борту самолёта первыми жертвами аэрофобии являются как сами пассажиры, так и кабинный экипаж. В настоящее время также отмечено увеличение случаев применения бортовой аптечки для оказания первой помощи пассажирам, страдающим аэрофобией.
Эксперты сошлись в необходимости совершенствования нормативно-правовой базы, на основании которой пассажирам в аэропорту или на борту воздушного судна оказывается первая помощь. В соответствующих документах должен быть чётко прописан алгоритм её оказания в случаях проявления аэрофобии. В тех, которые действуют в настоящее время, не дана инструкция о том, как оказывать первую помощь страдающим паническими атаками на почве аэрофобии. Об оказании первой помощи говорится в 14 различных документах, но ни в одном не сказано, что предпринимать в случае тревожных расстройств.
Наталья Шевченко отметила также, что проблемами аэрофобии АВАМ занимается в течение 3 лет, но для того, чтобы чётко выработать пути решения, различных исследований, включая статистические, проведено недостаточно. Изданы только единичные работы отдельных исследований, но ещё не написано ни одной монографии. Для того, чтобы разработать методические рекомендации предприятиям воздушного транспорта, необходима прочная и основательная научная база, создание которой сегодня является важнейшей задачей специалистов по авиационно-космической медицине.
Ольга Верба в свою очередь сослалась наисследования, которые показывают, что наиболее частыми проявлениями аэрофобии являются страхи и стрессовые состояния. Кроме того, анализ наблюдений самих работников воздушного транспорта, показал, на каком этапе перелёта аэрофобия проявляется чаще всего. В аэропорту она заметна ещё в время регистрации, когда пассажир нередко задаёт чрезмерно много вопросов и даже впадает в панику при задержке процесса регистрации на три минуты. Наблюдения показывают, что пить алкоголь в «чистой» зоне начинают большей частью те пассажиры, которые боятся летать. На борту самолёта аэрофобия в большей степени заметна после сообщения бортпроводника, что самолёт готовится к взлёту и необходимо пристегнуть ремни. Это сообщение следует, когда самолёт после запуска двигателей начинает руление к месту исполнительного старта. Нетрудно представить себе состояние аэрофобовпосле того, как двигатели выведены на взлётный режим и самолёт начал разбег перед взлётом.
В настоящее время как в Европе, так и в России, создаются центры по преодолению аэрофобии. Эта тема была затронута даже в одной из дипломных работ выпускника СПбГУ ГА, тема которой – «Неавиационные услуги в аэропортах». В Европе центр по преодолению аэрофобии находится в Хельсинки (аэропорт Вантаа).
Эксперты вебинара подчеркивают: в настоящее время необходимо решить целый ряд задач – подготовить программы обучения для врачей на борту и сотрудников предприятий воздушного транспорта, разработать алгоритм их действий с учётом специфики тревожных расстройств, организовать профессиональную площадку на базе АВАМ по данной проблематике, а также разработать и создать онлайн-ресурс для пассажиров с аэрофобией.
Есть и хорошие новости - от аэрофобии всё же можно избавиться! О том, как этого достичь, говорилось в докладе, с которым выступила врач- психотерапевт, член Ассоциации контекстуально поведенческой науки (АКПН), член Ассоциация когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП) Дарья Лепихова. Свой доклад она начала с пояснения, что такое аэрофобия — это страх не только пред перелётом на каком-либо летательном аппарате, но и перед самим летательным аппаратом. В полёте аэрофобия проявляется в виде панической атаки: «…мне будет невыносимо, это будет продолжаться бесконечно, я умру или сойду с ума и мне никто не сможет помочь». Другое проявление – социальная тревога, которая состоит в страхе привлечь к себе всеобщее внимание, а также стать предметом насмешек. Кроме того, за аэрофобией может скрываться и генерализованное тревожное расстройство: «…а если я встану в пробку и опоздаю на самолёт, а что, если я потеряю паспорт, что если рейс отменят, что если меня не пропустит таможня…». Ряд можно продолжать до бесконечности.
По словам психотерапевта, до конца от страхов невозможно избавиться, но при этом можно снизить их до минимума. Для того, чтобы бороться со страхами, нужно заставить себя ощущать своё тело и обратить внимание на окружающий мир. Это называется «бросить якорь». Другой способ – «наклеить ярлык», т.е. назвать эмоцию: тревога, страх, беспокойство, говорить себе: я замечаю свой страх. Иначе говоря – посмотреть на себя со стороны. Кроме того, побороть страх можно, если заметить пугающие мысли и разделиться с ними.Уместно помнить поговорку – у страха глаза велики. И, наконец, сосредоточиться на цели перелёта – что мы получим после того, как он будет совершён. Кроме того, полезны упражнения для дыхания – медленные вдох и выдох. Снизить интенсивность переживаний также можно, переключив своё внимание на фильм или книгу. Впрочем, на том или другом сосредотачиваются даже те, кто не боится летать.
В дополнение к прозвучавшим выступлениям врач-невролог, кандидат медицинских наук, генеральный директор клиники КсенонотерапииНиколай Базий сообщил, что на базе медицинского центра аэропорта Домодедово создаётся подразделение по лечению аэрофобии методом ксенонотерапии. Предпосылкой к данному проекту стало то, что пациенты центра, который он возглавляет, после лечения стали легко переносить авиаперелёты. Проект состоит в том, что пассажир проходит сеанс ксенонотерапии за два дня до вылета. Второй сеанс проводится в день вылета в упомянутом центре аэропорта Домодедово. Цель сеанса – снять учащённое сердцебиение, потливость дрожь в ногах и прочие проявления страха. Пациент, прошедший такой курс, после прилёта не испытывает страха обратного пути. Он не испытывает тревоги предожидания, которая и провоцирует аэрофобию.
В конце вебинара президент Ассоциации Ольга Верба еще раз подчеркнула, что начало положено и площадка по преодолению аэрофобии будет создана. По ее словам, одной из основных задачявляется совершенствование нормативно-правовой базы, в которой вопросам охраны психического здоровья пассажиров будет отдельно уделено внимание.