Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Экспертное мнение

Стресс под контролем?

08.04.24 11:51 / Ольга Верба / Aviation EXplorer
 

Эксперты Ассоциации врачей авиационной медицины РФ (АВАМ) приступают к созданию специальных тестов для авиационного персонала, позволяющих дать прогноз успешности и надежности конкретного специалиста. Об этом шла речь на вебинаре АВАМ «Практика работы медико-психологического сопровождения для повышения стрессоустойчивости персонала гражданской авиации».

Верба Ольга Юрьевна
Доктор медицинских наук, Президент Ассоциации врачей авиационной медицины (АВАМ), советник по аэрокосмической медицине компании S7 Airlines, сооснователь программы "Врачи на борту", член экспертного совета ESAM.

С понятием «человеческий фактор» авиационная отрасль сталкивается достаточно часто и в большинстве случаев в негативном контексте. Именно поэтому постоянно растет внимание ученых и врачей к изучению психических процессов, состояний личности специалистов ответственных и опасных профессий. На это есть целый ряд причин. Во-первых, усложняется техника и содержание профессиональных задач. Во-вторых, технический прогресс находится в постоянном развитии, возрастает темп труда, а это значит, что нагрузки на когнитивные процессы и эмоциональный статус человека тоже растут. И конечно, условия жизни современного человека, обстоятельства не являются чем-то постоянным, статичным, спокойным. Социальная среда постоянно бросает нам все новые и новые вызовы. Готовы ли мы на них отвечать?

«Пожалуй, не только пилоту или диспетчеру, - любому человеку сегодня очень важно быть устойчивым и надежным. Вопрос надежности, устойчивости человека в условиях воздействия экстремальных факторов и развития психологического стресса привлекает внимание повышенного характера во многих сферах трудовой деятельности. И здесь одно из основных направлений - изучение причин ошибочных действий. Это важно для того, чтобы обеспечить профилактику ошибок и возможных их последствий, - отмечает президент ассоциации врачей авиационной медицины, доктор медицинских наук Ольга Верба.

На профессиональную сцену выходит новое поколение

Быть профессиональным авиационным специалистом – это очень ответственная роль, которая напрямую связана с безопасностью людей, авиапассажиров. Стрессоустойчивость – одно из главных требований. Сегодня устраиваться на работу в авиакомпании приходят молодые люди, выросшие в принципиально новых условиях, сильно отличающихся от опыта предыдущих поколений.

Чем же отличаются представители нового поколения?

  • Гаджетизация. Их среда с самого раннего возраста была основана на гаджетах. Это повлекло последствия снижения объема кратковременной и долговременной памяти, а также функций внимания.
  • Тёплая среда. Мягкое, бережное отношение родителей привело к снижению стрессоустойчивости и изменению уровня профессиональной мотивации.
  • Гиподинамия. Снизились защитные функции организма, изменился эмоциональный статус личности.
  • Эмансипация.  Феминизация профессий привела к тому, что изменился гендерный состав профессиональных групп лиц ответственных профессий. И сегодня девушки не только работают авиадиспетчерами, еще и есть командиры воздушных судов и целые экипажи.
  • Мобильность. Нормой стала миграция персонала, переходы в другие филиалы, а также переход из авиакомпании в авиакомпанию.

Перед отраслью новые реалии ставят новые задачи:

  • Подбор новых методов профессионально-психологического отбора и медико-психологического сопровождения.
  • Адаптация к новым диспетчерским пунктам и интерфейсам.
  • Восстановление профессиональных компетенций после декретных отпусков.

Новые вызовы требуют изменений

«Существующие методы профессионально-психологического отбора применяются более 35 лет, и получили широкую известность. Молодые кадры предпочитают заранее найти тесты в сети Интернет и потренироваться. Они приходят подготовленными и нередко демонстрируют во время тестирования потрясающие результаты. Сегодня при прохождении испытаний профессионалы ориентируются на документы АТА 2019 года и Федеральные авиационные правила № 437 2022 года. Они обязывают психологов гражданской авиации проводить дополнительный перечень диагностики профессионально важных качеств, которые влияют на освоение компетенций», - говорит кандидат психологических наук, ведущий психолог Хабаровского центра организации воздушного движения филиала «Аэронавигации Дальнего Востока» Наталья Ревенко.

 По словам эксперта, обычные тесты, которые ранее позволяли точно диагностировать проблемы, сегодня не позволяют охватывать все вопросы, связанные с перечнем принципиально важных качеств в профессиональной деятельности авиационных специалистов. Для оценки этих качеств требуется создание новых, динамических, направленных на изучение операторских способностей тестов. Сегодня отсутствуют методики, по которым можно с высокой точностью продиагностировать уровень стрессоустойчивости.

Какие же компетенции необходимы авиационным специалистам? Можно перечислить целый перечень:

  • Применение процедуры соблюдения нормативных актов.
  • Коммуникация – ведение радиообмена и взаимодействия в команде.
  • Управление траекторией полета автоматизированной системой управления.
  • Управление траекторией полета ручной системы управления.
  • Лидерство и командная работа.
  • Решение задач и принятие решений.
  • Осведомленность о ситуации, управление информацией.
  • Управление рабочей нагрузкой.

«Обратите внимание, что все компетенции связаны с доминирующими психическими функциями. Особое внимание стоит уделить компетенции решения проблем и принятия решений. В целях повышения уровня безопасности полетов, необходимо создать системный подход, а именно, введение системы пролонгированного профессионального психологического отбора и медико-психологического сопровождения авиационных специалистов, проводимого психологами Организации гражданской авиации», - отмечает Наталья Ревенко.

Что же это даст? Специалисты по авиационной медицине говорят о меньшей зависимости от пресловутого «человеческого фактора». «Мы сможем делать прогноз успешности и надежности авиационного специалиста, с учетом особенности работы гражданской авиации. Пересмотр требований к профессионально-психологическому отбору и медико-психологическому сопровождению неизбежно повлечет за собой необходимость пересмотра норм психологического тестирования, а также разработки алгоритма», - подчеркивает Ольга Верба.

Эксперты ассоциации врачей авиационной медицины отмечают, что сегодня важно разработать алгоритм, который позволит строить прогноз об успешности, надежности, стрессоустойчивости специалиста в применении профессиональных компетенций, с учетом современного уровня развития авиационной техники, автоматизации оборудования и технологий работы.

Еще один важный аспект - регуляция эмоциональных состояний. Управление стрессом – это важный навык для специалистов авиационной отрасли, его можно сформировать.

Эксперты отмечают, что методы преодоления стресса подразделяются на когнитивные и поведенческие.

  • Когнитивные можно разделить на логический анализ с позитивной переоценкой и отрицание серьезности стрессовой ситуации.
  • Поведенческие проявляются в поиске руководства и поддержки, либо же выражаются в эмоциях напряжения и отчаяния.

У каждого из нас есть стратегии преодоления стресса. Они выведены Ри́чардом Ла́зарусом — американским психологом, специалистом в области психологического стресса и адаптации. Каждая стратегия влияет на поведение в стрессовой ситуации и имеет положительные стороны и отрицательные. В ходе вебинара АВАМ были озвучены основные виды стратегий:

Конфронтация. Возможность активного противостояния трудностям и стрессогенному воздействию – это плюс. Минус – недостаточная целенаправленность, рациональная обоснованность поведения в проблемной ситуации.

Дистанцирование. Возможность снижения субъективной значимости трудно разрешимых ситуаций предотвращения интенсивных эмоциональных реакций на фрустрацию, на стресс. Минус – вероятность обесценивания собственных переживаний, недооценка личностных возможностей и действенного преодоления проблемных ситуаций.

Самоконтроль. Плюс – возможность избегания эмоциональных, импульсивных поступков при обладании рационального подхода к проблемным ситуациям. Минус – трудности в выражении переживаний, сверхконтрольное поведение.

Поиск социальной поддержки. Плюс – возможность использовать внешние ресурсы. Это поиск социальной поддержки команды для разрешения проблемной ситуации. Минус – возможность формирования зависимой позиции, когда человек все время рассчитывает на группу, и только так может принимать решения.

Принятие ответственности. Плюс – возможность понимания личной роли, возникновения актуальных трудностей. Минус – возможность необоснованной самокритики и принятия чрезмерной ответственности.

Избегание. Возможность быстрого снижения эмоционального напряжения в ситуации стресса. Это люди, которые быстро уменьшают стресс-нагрузку. Минус – невозможность разрешения проблемы, вероятность накопления трудностей, краткосрочный эффект предпринимаемых действий по снижению эмоционального дискомфорта.

Планирование решения проблемы.  Плюс­ – возможность целенаправленного и планомерного решения проблемной ситуации. Минус – вероятность чрезмерной рациональности, недостаточной эмоциональности, интуитивности и спонтанного поведения.

Положительная переоценка. Плюс – возможность положительно отнестись и переосмыслить проблемную ситуацию. Минус – вероятность недооценки личностных возможностей в действии по разрешению проблемной ситуации.

Специалисты АВАМ в ходе вебинара неоднократно подчеркивали, что стрессовая ситуация имеет временной интервал. Она не всегда развивается сейчас и одномоментно. Есть предстадия стресса, сам стресс и постстресс. У каждого стрессового события свой интервал.

Таким образом, преодоление стресса стоит рассматривать как индивидуальные способы преодоления внештатной ситуации. И один из выводов экспертов АВАМ, что сегодня отрасли необходимо создавать обучающие программы и курсы для авиационного персонала по изучению собственных стратегий и особенностей. Каждый специалист должен знать, как он среагирует в стрессовой ситуации, какие эмоции, какие мысли будут им управлять в ситуации стресса, о чем он будет думать и как будет реагировать. Сотрудник авиаотрасли должен осознавать, какие у него есть личностные ресурсы и стратегии поведения, и самое главное, как они влияют на профессиональную деятельность. Как подчеркнули эксперты АВАМ, сегодня врачам, ученым и психологам необходимо всерьез задуматься над созданием таких программ и их внедрением в практику авиационных компаний.


Ольга Верба



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer