← Назад

Главная Авиация История и современностьКостромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет

7 ноября 2024 года / Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие" / Aviation EXplorer

В ноябре 1944 года для обслуживания населения и народного хозяйства в Костроме создается авиазвено Московского авиаотряда. 6 ноября 1944 года в г. Костроме совершил посадку первый самолет гражданской авиации ПО-2 и остался здесь на постоянное базирование. Первым пилотом этого самолета был Монахов Александр Павлович.

Первоначально ПО-2 вмещал всего 3-х человек, пилота и 2-х пассажиров, но его приспособили для перевозки почты, груза и даже лежачих больных.

1 августа 1949 года Костромское авиазвено было выделено в самостоятельное отдельное авиазвено.

Коллектив будущего авиапредприятия складывался из авиаторов военных лет, почти все они были участниками Великой Отечественной войны или участниками трудового фронта.

Самолеты ПО-2 стали применяться для помощи сельскому хозяйству области, осваивались маршруты почтового кольца: через Шарью, Парфеньево, Солигалич, Кадый, Макарьев, Семеновское.

С 1954 начались рейсовые полеты из г.Костромы самолетов АН-2 в Москву, Иваново, Горький, Вологодскую область. В это время шло активное сооружение аэропорта.

Жизнь требует дальнейшего развития, и в 1957 году аэропорт оснащается вертолетной техникой МИ-1.

Именно вертолеты впоследствии возьмут на себя не только полеты по охране лесов от пожаров, патрулирование движения плотов по рекам области, производство аэрофотосъемки местности, оказание помощи энергетикам и связистам в устранении повреждений линий, но и полеты по санитарным рейсам. Пилоты вертолетов всегда приходили на помощь во время наводнений и больших паводков.

В 60-е годы быстрыми темпами растут объемы перевозок, сеть аэропортов местных воздушных линий, самолетно-вертолетный парк и количество летного состава. К 1962 году в отряде уже 94 пилота. Порой не хватало самолетов. В летнюю пору приходилось перевозить по 1300-1400 пассажиров в день. На трассу Москва – Кострома выходит скоростной комфортабельный ЯК-40.

С 1975 года авиаторы Костромского объединенного авиаотряда выходят на международные авиапросторы. В последующие годы авиахимические работы на территории ГДР осуществлялись самолетами АН-2 и вертолетами МИ-2.

С 1977 года в Кострому поступают комфортабельные турбовинтовые самолеты чешского производства Л-410. Воздушные трассы связали Кострому с Москвой, Ленинградом, Горьким, Воронежем, Орлом, Самарой, Ивановым, Саратовым, Ижевском, Казанью, Харьковом, Уфой, Рязанью, Пензой, Набережными Челнами и Череповцом.

90-е годы явились тяжелейшим испытанием для предприятия. Количество работающих уменьшилось более чем в два раза. Исправность авиатехники исчислялась единицами, оборотных средств не было. И все же предприятие жило.

Искали объемы работ в наиболее благополучных регионах, за границей. Вертолеты работали в Польше, самолеты Л-410 в Пакистане, Заире, в Тюменской области, а санитарная авиация спасала больных в самых отдаленных регионах нашей области.

В 2006 году предприятие акционируется. Полный пакет акций принадлежит Российской Федерации.

В этот период приобретаются первые за всю историю существования предприятия пассажирские и грузо-пассажирские самолеты – АН-26. Возобновляется регулярное сообщение с Москвой, Санкт-Петербургом, городом-курортом Анапой. Предприятие также продолжает эксплуатировать надежно зарекомендовавшую себя и проверенную временем технику – самолеты АН-2 и вертолеты МИ-2. Они продолжают обслуживать санитарную авиацию, лесоавиационные работы, полеты на местных воздушных линиях.

Весной 2010 года Указом Президента Российской Федерации акции Костромского авиапредприятия переданы в государственную собственность Костромской области. В этот период предприятие активно занимается с ТКП внедрением электронных билетов и онлайн продаж на регулярные рейсы.

Санитарная авиация не прекращала свою деятельность с 1944 года и из-за специфики области крайне необходима для больных, нуждающихся в экстренной помощи или для транспортировки пациентов в специализированные лечебные центры, которые расположены на значительном удалении – протяженность области с севера на юг – 260 км, с запада на восток – 420 км.

На сегодняшний день полеты по оказанию плановой и экстренной медицинской помощи населению Костромской области обеспечиваются экипажами АО «Костромское авиапредприятие» с применением вертолетов АНСАТ и МИ-2, специально оборудованных профессиональной медицинской техникой


фото: Д.Попов


фото: Д.Попов

Сегодня предприятие одно из старейших в отрасли и с помощью администрации области предпринимает усилия к стабилизации обстановки, и хоть небольшими шажками, но улучшается положение дел, наращиваются объемы работ, максимально используются имеющиеся ресурсы.

Редакция портала AVIA.RU поздравляет коллектив АО "Костромское авиапредприятие" с 80-летием!


Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"


URL: http://www.aex.ru/docs/2/2024/11/7/3468/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.