Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Российские технологии

Гибридизация авиации - кто первый?

27 ноября 2024 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

На выставке Airshow China в Чжухае Объединенная двигателестроительная корпорация Госкорпорации Ростех продемонстрировала опытный образец гибридной силовой установки (ГСУ). Это передовая разработка, суть которой заключается в том, что на летательном аппарате может быть два источника энергии: классический турбовальный газотурбинный двигатель и аккумуляторная батарея. Мы ранее в своих публикациях уже затрагивали тему гибридных силовых установок в авиации. И вот теперь появилась возможность изучить подробнее этот проект.

В основе схемы силовой установки лежит вертолетный двигатель ВК-650В, который с помощью генератора вырабатывает электрическую энергию, а та, в свою очередь, подается на электрические маршевые двигатели с винтами. Параллельно устанавливаются и аккумуляторные батареи, которые также питают электромоторы винтов. Такая схема дает целый ряд преимуществ, о которых мы и расскажем.

Начнем с того, что на взлетных режимах может быть обеспечено суммирование потоков мощности этих двух источников энергии, а крейсерский полет выполняться за счет выработки энергии только газотурбинным двигателем, работающим на номинальных режимах. Таким образом, согласно утверждениям разработчика, ресурс газотурбинного двигателя может быть увеличен на 20-30%, за счет того, что он не выходит на высокие режимы.

Во время крейсерского полета происходит зарядка аккумуляторной батареи, которая позволяет усилить мощность при пике потребления на посадке. Потому что именно на посадке наблюдается пик потребляемой мощности. К тому же батарея может добавлять приемистости в полете, например, когда необходимо изменить скорость при порывах ветра или эшелон полета.

Такое перераспределение потоков энергии не только позволяет эффективно использовать их на взлете, наборе высоты и посадке. Преимущество заключается и в том, что гибридная силовая установка может быть распределенной. То есть выработанную энергию могут потреблять несколько электродвижителей. Представленный опытный образец гибридной силовой установки имеет два тяговых электродвигателя с винтами. Однако количество этих двигателей может быть увеличено при сохранении в схеме одного генерирующего энергию ГТД.

Например, на крыле может располагаться большее количество винтов, которые позволят сократить взлетную дистанцию. Если говорить о безопасности, то та же четырехдвигательная схема может дать куда больше шансов в случае отключения одного из электромоторов. Здесь же следует сказать об отсутствии механических трансмиссий, что позволяет реализовывать различные архитектурные решения на всевозможных типах летательных аппаратов.

Второй источник энергии – аккумулятор, он необходим и с точки зрения резервирования.  Мощность аккумуляторной батареи позволит компенсировать возможную остановку газотурбинного двигателя в полете. При этом летательный аппарат сохранит все системы в рабочем состоянии, а значит и управляемость.

В качестве ещё одного преимущества можно рассматривать тот факт, что нет необходимости размещать газотурбинный двигатель для каждого винта. Достаточно одного – генерирующего энергию. А это значительный выигрыш в весе, стоимости эксплуатации летательного аппарата и в расходе топлива, его потребителем является только один двигатель, да и то работающий не на высоких режимах. Все это повышает летно-технические характеристики летательного аппарата: дальность, скорость, грузоподъемность. Эти показатели важны также для коммерческой эффективности, сегодня – это ключевой фактор успеха на рынке.

Следует заметить, что ГСУ – это общемировая тенденция. Уже понятен тренд на электрификацию летательных аппаратов. На выставке в Чжухае компании из разных стран представили аналогичные силовые установки, но, в отличие от российской, эти объекты были малой мощности, в которых используются не газотурбинные двигатели, а поршневые. Были и полностью эклектические проекты.

Аналитики  показывают следующие возможные ниши рынка в ближайшей и среднесрочной перспективе: малые летательные аппараты вместимостью несколько человек будут электрическими, большие аппараты сохранят традиционную схему с газотурбинным двигателем, а вот в сегменте небольших пассажирских самолетов вместимостью до 30 посадочных кресел предполагается смешанная гибридная схема, которая дает большую эффективность и большие возможности.

Однако, несмотря на то, что электромобили и гибриды на земле становятся обыденностью, реализация таких проектов в авиации на данном этапе – очень непростая задача. Для наземной техники свои условия, в авиации своя специфика.

Как нам рассказали специалисты ОДK, конструкторы заложили большие и достаточно высокие требования к удельной емкости аккумуляторных батарей и их удельной мощности. Проведена масштабная аналитическая работа: исследовано большое количество предложений и отобраны лучшие, на базе которых была создана батарея. Да, разработчики ГСУ не стали использовать уже выпускаемую продукцию, а самостоятельно разработали и произвели батареи на отечественной компонентной базе.

При этом пришлось решать новые задачи. Например, вопрос терморегулирования аккумуляторной батареи стал одним из основных по той причине, что аккумуляторная батарея должна эксплуатироваться в строго определенном температурном диапазоне. Была проведена сложная инженерная работа. Тепловое состояние исследовано на всех режимах работы и выбрана оптимальная система, которая обеспечит эксплуатацию аккумуляторной батареи в строго заданном температурном диапазоне. Также дополнительно разработана система охлаждения и нагрева.

Предполагается, что для подзарядки батареи до 80% понадобится не более часа. То есть, схема будет гарантировать восстановление мощности аккумуляторов во время разворотного рейса (высадке и посадке пассажиров) даже при значительном разряде батарей. Для обеспечения полетов этого вполне достаточно.

Аккумуляторная батарея имеет модульную конструкцию. Это позволяет варьировать емкость и мощность аккумулятора для того, чтобы подобрать баланс количества вырабатываемой энергии и количества движителей для конкретного летательного аппарата. ГТД и маршевые электродвигатели также подбираются для конкретного летательного аппарата. Каждому летательному аппарату нужны и свои обороты на винте. Варьируемость обеспечивает возможность его быстрой адаптации для любых летательных аппаратов в предлагаемом диапазоне мощностей.

Область создания гибридных силовых установок абсолютно новая, здесь требуются и другие инновационные разработки, например, электроника, включая систему управления и электрические двигатели. Как мы видим, на данном этапе гибридная силовая установка разработана, произведена, собрана и проведены стендовые испытания опытного образца. Таким образом, концепт по большей части уже обкатан. И ключевое в этом проекте – только отечественные предприятия-кооперанты и компоненты.  

фото автора


Роман Гусаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer