Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Авиация Обзор

Двигатель 177С – время пришло

20 ноября 2024 года / Роман Гусаров / Aviation EXplorer
 

12 ноября 2024 года на авиасалоне Airshow China в Чжухае  состоялась мировая премьера нового двигателя пятого поколения для оперативно-тактической авиации 177С. Двигатель был представлен специалистам и широкой публике на стенде Объединенной двигателестроительной корпорацией (ОДК, входит в Ростех).

Международная авиационно-космическая выставка Airshow China 2024 проходила в городе Чжухай с 12 по 17 ноября 2024 года. В выставке приняли участие 890 компаний из 47 стран. Несмотря на то, что в нынешнем году на авиасалоне состоялось несколько мировых премьер в области боевого самолетостроения (презентация нового китайского боевого самолета J-35 и первый мировой показ российского Су-57), вокруг нового российского двигателя все дни салона был не меньший ажиотаж. Из-за огромного количества желающих посмотреть и пощупать двигатель, невозможно было даже просто пройти по выставочному павильону  мимо стенда ОДК.

Изделие 177С

Чем же вызван такой ажиотаж и что нам удалось выяснить об этом проекте.  Как сказано в официальном пресс-релизе корпорации, 177С «имеет высокую эффективность и увеличивает дальность полета самолетов оперативно-тактической авиации». Начнем с того, что этот двигатель можно отнести к полноценному двигателю пятого поколения. Это первый отечественный двигатель для боевой авиации, системы которого полностью находятся под управлением FADEC (full authority digital engine control), по-русски - электронно-цифровая система управления двигателем (ЭСУД).

Такие системы характерны для двигателей пятого поколения и до недавнего времени использовались исключительно на новых отечественных двигателях гражданского назначения. На двигателе для военных она применена впервые. Но здесь есть свои нюансы. Если на гражданских двигателях FADEC полностью заменяет «классическую» систему управления, за счет чего получается выигрыш в весе и трудоемкости производства, то в двигателе военного назначения гидромеханическая система управления сохранена, но исключительно в качестве резервной. Таково требование военных для обеспечения выживаемости боевого самолета.

Двигатель АЛ-31ФН

Это и ряд других решений  позволили заметно улучшить характеристики двигателя по сравнению с применяемыми на боевых машинах четвертого и пятого поколения АЛ-31 и АЛ-41 крайних модификаций. Первое – это снижение на всех режимах работы расхода топлива. По заявлениям представителей ОДК, в среднем он сократился на 7%. А это увеличение радиуса боевого применения самолета.

При этом на фоне улучшения топливной эффективности, новый двигатель обеспечивает более высокую тягу - 14,5 тонн без увеличения расхода воздуха относительно двигателя АЛ-31Ф. А это улучшает как летные характеристики самолета, так и расширяет его возможности по всем направлениям. Кроме того, двигатель обеспечивает увеличенное энергопотребление для питания электронных систем современных самолетов. Причем, его весогабаритные характеристики соответствуют двигателю АЛ-31, а значит, 177С может быть установлен как на самолеты поколения 4++ Су-30 и Су-35, так и пятого поколения Су-57, придав этим машинам новые возможности.

Су-57

Ещё одним важным фактором является значительное увеличение ресурса двигателя. По утверждению разработчиков, ресурс двигателя, по сравнению с предшественниками, увеличен в три раза – до 6000 часов. Само собой, это то, что было получено в результате наземных стендовых испытаний. Причем, этим «моторесурсом» можно распорядиться и несколько иначе – например, при необходимости можно им пожертвовать в пользу ещё большего увеличения тяги двигателя. Все это делает 177С гораздо более привлекательным для современных боевых самолетов.

Само собой у многих возник вопрос: почему презентация двигателя состоялась здесь и сейчас? На что был дан несколько уклончивый, но вполне логичный ответ: авиасалон в Чжухае – это крупное международное событие, где удачно сочетается военное и гражданское направление, а Китай – дружественная страна, где Россия традиционно представляет свои самые передовые достижения в авиастроении. А почему сейчас? Да просто время пришло.

Двигатель СМ-100

В экспозиции ОДК также впервые зарубежным партнерам были продемонстрированы полноразмерные макеты новых двигателей АЛ-31ФН серии пять и СМ-100. При их создании также используются технологии и материалы, характерные для двигателей пятого поколения. Серийные двигатели семейства АЛ-31Ф/ФН/ФП для многоцелевых истребителей получили модернизированный облик – серию 5. Новая модификация двигателя АЛ-31ФН, которую впервые представила ОДК, разработана специально для однодвигательных самолетов и обладает повышенной надежностью. Применение двигателя расширит потенциал самолетов по дальности и высотности полета. Это обеспечивается повышенной до 14 тыс. кгс тягой на взлетном режиме и сниженным на 6% расходом топлива.

Двигатель СМ-100 разработан в размерности АИ-225-25 и при этом имеет меньший вес, а также увеличенную на треть тягу – до 3300 кгс. Новые конструкторские решения позволяют существенно увеличить ресурс двигателя при снижении требований по тяге, что сокращает эксплуатационные расходы. Более того, на базе двигателя СМ-100 может быть создана модификация для высотных беспилотных летательных аппаратов.

Двигатель ТВ7-117СТ-01

Также на выставке в Чжухае ОДК показала полноразмерный макет нового двигателя ВК-1600В для средних вертолетов, турбовинтовой ТВ7-117СТ-01 для самолетов региональной авиации и модернизированный турбореактивный РД-93МА с улучшенными эксплуатационными характеристиками: тяга увеличена на 400 кгс, а назначенный ресурс - на треть. Была представлена и гибридно-электрическая силовая установка, созданная на основе нового авиационного двигателя ВК-650В.

А ещё, впервые за рубежом была представлена полноразмерная лопатка вентилятора ПД-35 из полимерных композиционных материалов, о которой мы рассказывали в статье "Ещё один шаг к ПД-35". Она имеет вес на 30% меньше, чем изготовленная из титана. Конструкторы ОДК разработали первый в России двигатель-демонстратор технологий ПД-35, при создании которого применили новейшие технологии материалы. Во время испытаний он подтвердил устойчивую работу при достижении проектной тяги 35 тонн. 

фото автора


Роман Гусаров



комментарии (0):





Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.










Материалы рубрики

Аэропорт АО "Костромское авиапредприятие"
Костромскому авиапредприятию исполнилось 80 лет
AVIA.RU
Программа "Врачи на борту" и сервис "Летать здорово": новый уровень безопасности и комфорта в авиапутешествиях
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым
AVIA.RU
Аэрофобия. Как посмотреть страхам в лицо?
Ольга Верба
Стресс под контролем?
Алексей Кондратов
Итоги NAIS-2024
Минтранс РФ
Виталий Савельев доложил Президенту России о развитии авиаперевозок и транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке
Правительство РФ
Встреча Михаила Мишустина с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Дмитрием Ядровым



Росавиация
Обращение руководителей общественных и ветеранских организаций ГА России по вопросу сооружения памятника «100 лет отечественной гражданской авиации»
Андрей Шнырев
Вопросы подготовки авиационного персонала для разработки, изготовления и эксплуатации беспилотных воздушных судов
AVIA.RU
Победители премий «Skyway service award» и «Воздушные ворота России»
AVIA.RU-Кремль
Встреча президента России В.В.Путина с представителями авиационной отрасли
Роман Гусаров
Комментарии к интервью РБК главы Росавиации Александра Нерадько
Роман Гусаров
Гражданская авиация России: год испытаний
Александр Нерадько
Век гражданской авиации России
Юлия Лорис
Новый аэропорт в Новом Уренгое
Илья Вайсберг
Наука высокого полета
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть третья: «Эксплуатация ВС без сертификата летной годности». Выводы.
Илья Вайсберг
Авиация + Интернет = AVIA.RU
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть вторая: "Спасибо Нэнси за подарок"
Андрей Шнырев
Вторая волна санкций. Часть первая: «Двойная регистрация»
Роман Гусаров
Пересесть с «Боингов» и «Эрбасов» на отечественные самолеты быстро не получится
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за февраль 2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за февраль 2022 года
Росавиация
Основные показатели работы гражданской авиации России за февраль 2022
Андрей Шнырев
Вопросы работы гражданской авиации Российской Федерации в условиях санкций некоторых иностранных государств
Роман Гусаров
Без Boeing и Airbus: как могут повлиять санкции на гражданскую авиацию России
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за январь 2022
AVIA.RU
Итоги NAIS-2022
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России в 2021 году
Наталия Ячменникова
Сможет ли искусственный интеллект предотвратить авиакатастрофы
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за 2021 год
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за 2021 год
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за ноябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за ноябрь 2021
Росавиация
Интенсивность использования воздушного пространства РФ в ноябре 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты России за октябрь 2021
Росавиация
Объемы перевозок через аэропорты МАУ за октябрь 2021
Росавиация
Основные показатели работы ГА России за октябрь 2021
В.Б.Ефимов
Прошу приложить максимум усилий по вакцинированию сотрудников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer